Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 16:30, лекция
Проблема наркомании в современном мире.
Актуальность проблемы профилактики наркомании.
Концептуальная основа профилактика наркомании.
Важнейшим фактором развития тех или иных форм поведения является среда как источник обратных связей, поощрений и наказаний. В связи с этим подчеркивается важность социально ориентированных воздействий, направленных на предотвращение действия значимых факторов негативного влияния, таких, например, как социальное давление. Программы профилактики основываются на определении структуры сети социального влияния и состоят из следующих компонентов:
1) тренинг устойчивости к социальному давлению;
2) «прививки» против воздействия средств массовой информации; информация о влиянии со стороны родителей и других взрослых;
3) коррекция нормативных ожиданий.
Программы такого рода включают в себя различные компоненты, однако не существует единой системы социального влияния, исчерпывающим образом раскрывающей механизмы, приводящие к употреблению наркотиков. Преимущественными способами в ходе реализации таких программ являются ролевые игры, техники усиления определенных видов социального влияния и т.д.
Данный подход рассматривается как относительно успешный, так как он достигает цели, предотвращая или «отодвигая» начало употребления наркотиков. Исследователями отмечается успешное влияние указанного подхода на прекращение многими подростками курения, подчеркивается важная роль формирования системы позитивных лидеров-сверстников.
7.3.4. Формирование жизненных навыков как стратегии профилактики
Жизненные навыки – это навыки личного поведения и межличностного общения, которые позволяют людям контролировать и направлять свою жизнедеятельность, развивать умение жить вместе с другими и вносить изменения окружающую среду. Данный подход базируется на понятии изменения поведения.
Теория социального научения А. Бандуры и теория проблемного поведения Р. Джессора являются основой этого направления, позволяя, с одной стороны, приблизиться к пониманию причин возникновения зависи-мости от наркотиков, а, с другой стороны, создать потенциально эффективные профилактические стратегии.
Первая теория связывает данный подход с направлением социальных влияний, вторая – с социально-психологическим направлением, которое учитывает проблемы, являющиеся актуальными в подростковом возрасте, включая употребление наркотиков, раннее сексуальное поведение, делинквентность и т.д.
Проблемное поведение – такое, как употребление наркотиков, рассматривается с точки зрения функциональных проблем и подразумевает помощь подросткам в достижении личностных целей.
С точки зрения концепции Р. Джессора, начальная фаза употребления наркотиков, наблюдающаяся преимущественно в подростковом возрасте, может быть:
1) демонстрацией взрослого поведения;
2) формой отчуждения от родительской дисциплины;
3) выражением социального протеста и вызовом по отношению к ценностям среды;
4) «инструментом» эксперимента;
5) стремлением получить новый, ранее не познанный опыт;
6) поиском удовольствия или расслабления; «открытием двери» в группу сверстников;
7) средством стать участником определенного жизненного стиля;
8) сигналом потребности в помощи в ситуации конфликта, напряжения;
9) результатом давления со стороны социальной среды;
10) актом отчаяния; ответом на определенные нарушения в психологическом и социальном развитии.
Исследователи описывают большое количество таких субъективных побуждений и четко устанавливают один факт: обусловленное ими употребление наркотиков становится основным фактором в повседневном поведении подростков и молодых людей. Именно поэтому, с точки зрения К. Харрельмана, они нуждаются в приобретении умения противостоять вовлечению в употребление наркотиков, будучи некомпетентными в других формах социального «разговора» со средой, и рассматривают психоактивные вещества как неотъемлемую часть среды.
Впервые программа развития жизненных навыков была разработана Д. Ботвиным. Цель ее заключалась в повышении у подростков устойчивости к различным социальным влияниям, в том числе и к употреблению наркотиков, в повышении индивидуальной компетентности путем обучения личностным и социальным навыкам. В настоящее время такие программы широко распространены в США и странах Западной Европы и охватывают, в основном, три области:
1) информация и социальная устойчивость;
2) развитие
ряда личностных и
3) обучение различным социальным навыкам (навыки коммуникации, налаживания социальных контактов, отказа, отстаивания своей позиции).
Реализация данного подхода в российской практике привела к созданию на основе базовых программ Life Skills International пособия по первичной профилактике зависимостей для общеобразовательной школы, внедрению в нескольких школах Москвы адаптированных программ антинаркотического обучения. По сравнению с другими подходами модель программ развития жизненных навыков оценивается исследователями как имеющая шансы быть успешной, однако социально-психологические и культуральные особенности России требуют поисков более углубленного профилактического подхода.
7.3.5. Альтернативная потреблению наркотиков деятельность
Сторонники данного подхода предполагают, что значимая деятельность, альтернативная наркотизации и алкоголизации, способствует уменьшению распространения случаев развития зависимости от наркотиков и алкоголя. Сформировав позитивную зависимость от среды, люди приобретают определенный тип целесообразной активности.
Впервые концепция поведенческой альтернативы наркотизации была сформулирована в США в1972 году Дохнером и базировалась на следующих позициях:
1)психологическая
зависимость от наркотиков
2) многие формы поведения, направленного на поиск удовольствия, являются результатом изменения настроения или сознания личности;
3) люди не прекращают использование психоактивных веществ, улучшающих настроение, или поведение, направленное на поиск удовольствия, до тех пор, пока не имеют возможности получить взамен что-то лучшее;
4) альтернативы наркотизации являются еще и альтернативами дистрессам и дискомфорту, которые сами по себе приводят к саморазрушающему поведению. Данная концепция акцентирует внимание на важной роли среды и ориентируется на развитие специфической позитивной активности с целью уменьшить риск употребления наркотиков. Американскими исследователями отмечают необходимость формирования направленности на развитие информированной личности, значимых интерперсональных связей, профессиональных навыков, эстетических установок, творческого и интеллектуального опыта, социально-политической вовлеченности. В Германии подобное направление было раз-вито Силберейсеном и сотрудниками, причем упор делался на выработку «функционального эквивалента» как ключевой позиции каждой профилактической стратегии. Предлагалось исходить из психологической модели употребления наркотиков, основывающейся на понимании того, что употребление наркотических веществ является попыткой преодоления негативных моментов различных фаз развития в жизни молодого человека.
В настоящее время можно выделить четыре варианта программ, которые основываются на модели поведенческой альтернативы употреблению наркотиков. К ним относятся:
1) предложение специфической позитивной активности (например, путешествия с приключениями), которая как вызывает сильные эмоции, так и предполагает преодоление различного рода препятствий;
2) комбинация
специфических личностных
3) поощрение участия во всех видах такой специфической активности;
4) создание групп поддержки молодых людей, заботящихся об активном выборе своей жизненной позиции.
Результаты внедрения этих программ не свидетельствуют о явных успехах или неудачах. Данные программы особенно эффективны для групп высокого риска зависимого и других форм отклоняющегося поведения.
7.3.6. Социальная значимость укрепления здоровья
Укрепление здоровья (health promotion) – это процесс, помогающий индивидам и общественным группам усилить контроль над определенными параметрами здоровья и таким образом улучшить его; оно сочетает в себе личный выбор и социальную ответственность, что ведет к улучшению здоровья в будущем. Основной целью программы укрепления здоровья является развитие здоровой личности, проявляющей здоровый жизненный стиль, в котором поведение человека рассматривается не изолированно, а вместе с социальной сетью личности.
Важной составляющей концепции укрепления здоровья является жизненная компетентность. В этом контексте наибольшее значение приобретают защитные факторы здоровья – в контрасте с концепцией факторов риска, которая учитывает состояние личности и среды, влияющее на развитие болезни.
Таким образом, программы укрепления здоровья ориентируются на изменение личности и среды, поскольку важность социальной и культурной ситуации для их реализации очевидна.
Группы, в которых проводится обучение здоровью, преимущественно охватывают учащихся, поскольку в процессе школьного обучения возможно регулярное и систематическое образование. Кроме того, работа проводится с микросредой – семьей, общностью, в которой живет ребенок.
Таким образом, концепция укрепления здоровья интегрирует школьную среду и связанные с ней группы взрослых. Она подразумевает изменение типа и структуры школьного образования. Действия на ее основе рассчитаны на длительный позитивный эффект в результате усиления личностных ресурсов и готовности людей использовать их.
7.3.7. Интегративный подход к профилактике наркомании
Данный подход представляет собой варианты комбинаций профилактических стратегий, которые применяющихся для реализации выше перечисленных подходов.
Многокомпонентные программы позволяют получить объединенный эффект комбинации разнонаправленных профилактических стратегий. Составными компонентами интегративных профилактических программ часто являются знания о психоактивных веществах и последствиях их употребления, развитие мотивации на укрепление здоровья, формирование жизненных навыков (разрешения проблем, поиска и восприятия социальной поддержки, противостояния давлению употребить психоактивные вещества и защиты себя и других сверстников в ситуациях связанных с возможным их употреблением).
Несовместимые с употреблением вредных веществ альтернативная деятельность (спорт, творчество, культурные мероприятия, хобби и т. д.), и формирование системы ценностей, норм поведения и жизненного стиля, как правило, являются компонентами разных интегративных профилактических программ.
Таким образом, анализ современных подходов к профилактике потребления наркотиков детьми, подростками, молодежью показывает их недостаточную эффективность в современных условиях. Необходима разработка новых концептуальных ее основ. Решение данной проблемы вряд ли возможно без понимания того, какие личностные и средовые ресурсы помогают сохранять здоровье и успешно справляться с требованиями среды, в том числе – преодолевать искушение наркотизации.
Основой для создания концептуальной модели профилактики наркоманий и токсикоманий послужили исследования различных групп детей, подростков и взрослых: условно здоровых – без выраженных факторов
риска психосоциальной дезадаптации; с аддиктивными формами поведения; лиц зависимых от алкоголя и наркотиков. Это определяется и задачи, технологии и методы профилактической деятельности.
Задачи профилактической деятельности:
1. Формирование
мотивации на эффективное
2. Формирование
мотивации на социально-
У каждого человека должна быть возможность поделиться своими бедами, печалями или радостями, ощутить поддержку «значимого другого». Такая возможность есть не у всех. Поэтому важно научить людей социально-поддерживающему поведению, мотивировать их на оказание помощи родным и близким, активизировать их ресурсы для поиска поддержки в случае необходимости. Люди, у которых сформирована сеть социальной поддержки (семья, друзья, значимые другие), легче справляются с проблемами, могут более эффективно преодолевать стрессы без употребления наркотиков.
3. Развитие протективных факторов здорового и социально-эффективного поведения, личностно-средовых ресурсов и поведенческих стратегий у всех категорий населения.
Люди, эффективно использующие поведенческие стратегии, имеющие развитые физические, психические, личностные ресурсы и социально-поддерживающее окружение, оказываются более защищенными перед лицом стрессовых факторов. У них уменьшается вероятность формирования зависимости от наркотиков.
4. Формирование знаний и навыков в области противодействия употреблению наркотиков у детей школьного и дошкольного возраста, родителей и учителей, в организованных и неорганизованных группах населения.
Информирование людей о действиях и последствиях злоупотребления психоактивными веществами, о приемлемых формах избегания ситуаций соприкосновения с наркотиками и отказа от их применения, вариантах поиска помощи в случаях возникновения проблем, связанных с ними, в сочетании с развитием ресурсов, стратегий и навыков адаптивного поведения помогает формированию жизненного стиля, ведущего к здоровью.
5. Формирование мотивации на изменение дезадаптивных форм поведения. Подобная работа проводится с представителями групп риска или лицами с уже сформированной зависимостью, а также членами их семей. Для того чтобы люди захотели изменить свое поведение, необходимо сформировать у них активное желание, решимость и готовность, то есть мотивацию на изменение. Решать эту задачу помогают краткосрочные и длительные профилактические мотивационные акции.
Информация о работе Профилактика наркомании и формирование здорового образа жизни