Проявление эмоций в семейных отношениях у младших подростков с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 20:56, дипломная работа

Описание работы

Значимость семьи становится особенно важной при формировании личности ребёнка с задержкой психического развития (ЗПР). От характера установления связей «родитель-ребёнок с ЗПР» и от понимания значимости семейного коллектива будет зависеть первичная социализация личности проблемного ребёнка. Система отношений ребёнка с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности составляют важнейший компонент развития ребёнка, определяют зону его ближайшего развития.
Цель исследования: выявление особенностей эмоций младших школьников с ЗПР в детско-родительских отношениях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3 - 6
1. РОЛЬ ЭМОЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ……………………….7
1.1. Определение понятия «Эмоции»……………………………………..7 - 18
1.2.Особенности проявления эмоций у подростков………..................19 - 26
1.3.Психологические проблемы задержки психического развития…...26 - 34
1.4. Особенности эмоций у подростков с задержкой психического развития……………………………………………………………………....35 - 38
1.5. Роль семьи в становлении личности………………………………..38 - 50
1. 6. Влияние детско-родительских отношений на формирование личности детей с задержкой психического развития…………………………………51 - 54
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………55
2.1. Характеристика обследованных групп детей младшего подросткового возраста………………………………………………………………………........55
3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ…………………………………..55 -.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ,……………………………………………………………...
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Nikitina_Galina_ot_26_05_10.doc

— 2.40 Мб (Скачать файл)

 

ЗПР Общая


 



-0,63

0,55 -0,56 


 

 

 

 

 


 

 -0,46



 0,66 -0,63


0,48




 

 

 

 

 

Рис. 22. Корреляционные взаимосвязи между показателями шкал методик группы младших подростков с задержкой психического развития. Обозначение: сплошными линиями указано наличие положительной корреляционной связи; прерывистыми  линиями указаны отрицательные корреляционные связи. На рисунке представлены корреляционные связи (p<0,05).

 

     При анализе корреляционных связей, выявленных между изучаемыми признаками у детей с ЗПР, обнаружили их достоверное наличие между показателями   отношения к родителям и социальной адекватностью. Так, при улучшении отношений с родителями между показателями «Отношение  
к родительской чете» у подростков с ЗПР ухудшается их восприятие себя  
в социуме, что может быть связано с отсутствием или неадекватными мерами воспитания в таких семьях. При улучшении отношений с матерью усиливается желание видеть образ идеальной матери, тогда как улучшение отношений с отцом связано с его пренебрежением его родительских обязанностей. Улучшение отношений с сестрами и братьями зависит  
от интереса родителей к детям и при этом усиливается физическая агрессия, что может быть связано с проявлениями подросткового возраста и совпадает

с этапами становления личности.

Таким образом, осознание себя как части социума находится в прямой зависимости от отношений с родителями. Однако, дети с ЗПР не показали корреляционную взаимосвязь между показателями отношений с родителями  
и своим эмоциональным состоянием. Для них наиболее характерна эмоциональная привязанность к братьям и сестрам (Рис.22).

А) ЗПР Мальчики




-0,71


-0,6

 

 

                                    

 

 

 -0,79 -0,71


Б)                                                                                      


                                                                                                  

 

Рис. 23. Корреляционные взаимосвязи между показателями шкал методик группы мальчиков (А) и девочек (Б) с задержкой психического развития. Обозначение: сплошными линиями указано наличие положительной корреляционной связи; прерывистыми  линиями указаны отрицательные корреляционные связи. На рисунке представлены корреляционные связи (p<0,05).

 

У мальчиков с ЗПР отмечается наличие отрицательных корреляционных связей между показателями отношения к родителям и чувством вины, отношением к отцу и социальной адекватностью. У девочек с ЗПР была обнаружена отрицательная корреляционная взаимосвязь между показателем, отражающим отношение к отцу и показателями общей деятельности  
и социальной адекватности. То есть, мальчики с ЗПР при улучшении отношений с родителями уменьшается чувство вины (Рис. 23).  
А) Норма Мальчики

 0,64




 


0,67

                                                                                        -0,78


 


 

 

 

 

 


 

 

 0,71



 

 


 

                                                                                      -0,68

Б)


 

 

 

 

Рис. 24. Корреляционные взаимосвязи между показателями шкал методик группы мальчиков (А) и девочек (Б) с нормальным психическим развитием. Обозначение: сплошными линиями указано наличие положительной корреляционной связи; прерывистыми  линиями указаны отрицательные корреляционные связи. На рисунке представлены корреляционные связи (p<0,05).

 

 

  Анализ корреляционных связей при сравнении показателей между мальчиками и девочками с нормальным психическим развитием показал,  
что при улучшении отношений с родителями уменьшается вербальная агрессия у мальчиков и обида у девочек. Кроме того, у мальчиков отмечается положительная корреляция между показателем отношения к отцу,  
их совместной деятельностью и социальной адекватностью. Отношения  
с братьями и сестрами также зависят от их общей деятельности, которая оказывает положительное влияние на их сплоченность. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 По результатам исследования  по тесту Баса-Дарки младших подростков с ЗПР и младших подростков с нормальным психическим развитием, можно отметить, что у подростков с ЗПР форма агрессивности наиболее проявляется через раздражение, обиду, подозрительность и вербальную агрессию. Подростки с ЗПР готовы к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивости, грубости) через крик, визг, через содержание словесных ответов (проклятий, угроз), что говорит о неумении подростков данной категории управлять своими эмоциями. Им также присуща подозрительность, что проявляется в осторожности по отношению к людям   
и может граничить с убеждённостью в том, что другие люди планируют 
и приносят вред. Изучая гендерные различия между мальчиками и девочками с ЗПР, выявлено, что мальчики более склонны  к вербальной агрессии  
и менее к негативизму. Такие проявления для мальчиков  вполне закономерны, так как в этом возрасте происходит становление социального статуса в группе. Изучение проблемы возникновения негативных эмоций  
у детей показало, что большое значение в формировании такого эмоционального состояния как агрессивность, играет наказание ребёнка, особенно мера наказания. Оказалось, что дети, которых дома строго наказывали, проявляют большую агрессивность, чем дети, которых наказывали не слишком строго. Вместе с тем полное отсутствие наказаний неблагоприятно влияет на развитие детского характера. Говоря  
об особенностях агрессии в подростковом возрасте необходимо учитывать тот факт, что подросток растёт в семье, семья является почти всегда основным фактором социализации, она же является главным источником живых примеров агрессивного поведения для большинства детей. Агрессивность подростков находится в прямой зависимости от характера семейных отношений и педагогической позиции родителей (воспитательные меры, запреты, ограничения).

 При исследовании конкретно-личностных отношений ребёнка по методике Рене Жиля, полученные низкие показатели говорят о неудовлетворённости в общении с матерью и нарушении восприятия ребёнком родителей, как семейной пары, тогда как у нормально развивающихся подростков доминирует, потребность к  тёплому  отношению к матери, дети ассоциируют родителей как нечто целое.  Более низкая социализация подростков с ЗПР, говорит о том, что у них снижено осознание себя как части социума. Это может быть связано с недостаточным влиянием, оказываемым семьей на процесс социализации ребёнка. Ведь семья воздействует на социализацию детей не просто фактом своего существования, а благоприятным морально-психологическим климатом, здоровыми отношениями между всеми своими членами.

  В тесте «Рисунок семьи» проявляется эмоциональная сфера личности, т.к. здесь затрагиваются наиболее значимые для ребёнка отношения между ним и его ближайшим окружением - семьей. Можно отметить, что дети с ЗПР рисовали не всех членов семьи  (говорит о конфликтных отношения к этим членам или их малую значимость для ребёнка), фигуры людей на рисунках имели разные размеры (ребенок не идентифицирует себя с родителями, в семье нет сплоченности), у некоторых подростков в  рисунках был   искажен её реальный состав. По интерпретации рисунка семьи, с точки зрения его эмоциональности, можно отметить, что у детей с ЗПР рисунки в целом были более схематичными, что говорит об отсутствии эмоциональной привязанности в семье. Наблюдалось ощущение эмоционального напряжения через использование в рисунке тёмных красок, штриховки (проявление тревожности), частых стираний (эмоциональная напряженность), прорисовывание линии основы (незащищенность). Одежда у фигур почти во многих рисунках отсутствовала, половые различия были отмечены только с помощью наличия разного расположения волос на голове (у женщин волос на голове больше, чем у мужчин и они более длинные). Деталей, одежды и украшений практически не наблюдалось. При изучении гендерных различий между мальчиками и девочками с ЗПР достоверных различий не выявлено. Таким образом, можно говорить,  выраженные эмоции и чувства у подростков с ЗПР через рисунок семьи, оказались более негативными и отразили недостаточную насыщенность эмоциональных отношений между её членами,  в отличие от подростков с нормальным психическим развитием, рисунки которых были более эмоционально окрашены. Последующие эксперименты говорят о том, что это выражение достаточно адекватно и соответствует общему эмоциональному фону каждого ребенка.

Результаты исследования беседы «Расскажи о себе» выявили существенные различия в стилях семейного воспитания, мерах наказания, внутрисемейного общения подростков с ЗПР, в отличие от подростков с нормальным психическим развитием. По ответам детей, можно предположить о дефиците родительской отзывчивости на нужды ребенка, отсутствием эмоциональной поддержки, неблагополучным эмоциональным климатом в семье, и, как следствие нарушение межличностных отношений (низкие показатели отношений подросток-подросток, подросток-взрослый). При изучении гендерных различий,  более неблагополучный эмоциональный климат в семье  мальчиков с ЗПР является следствием нарушений в их отношениях  со сверстниками и взрослыми, в отличие от девочек с ЗПР.

Анализ корреляционных связей  у младших подростков с ЗПР показал, что улучшение отношений с родителями влечет за собой ухудшение восприятия себя в социуме. Улучшение отношений с братьями и сестрами связаны с проявлениями интересов родителей к детям.

При этом у подростков с нормальным психическим развитием уменьшается выраженность физической и вербальной агрессии, обиды и раздражения. А отношения к матери и отцу улучшает себя в социуме. А отношение к брату и сестре связано с увеличением их общей деятельности.

При исследовании гендерных различий у мальчиков с ЗПР улучшение отношения к родителям влечет за собой уменьшение чувства вины. Тогда как у мальчиков с нормальным психическим развитием уменьшается вербальная агрессия.

У детей с ЗПР обнаружена отрицательная взаимосвязь между отношением к отцу и социальной адекватностью, а у девочек с нормальным психическим развитием к родителям и обидой.

Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных и других социально-психологических факторов искажает образ жизни подростков с ЗПР. Таким образом, имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях обуславливает возникновение отчуждённости, грубости, неприязни определённой части подростков, стремления делать всё назло, вопреки воле окружающих, что создаёт объективные предпосылки для появления демонстративного неповиновения, агрессивности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы:

 

 

         1. У младших подростков с ЗПР форма агрессии наиболее проявляется через раздражение, обиду, подозрительность и вербальную агрессию,  
в отличие от их сверстников с нормальным психическим развитием.

 

2. При изучении гендерных различий,  более неблагополучный эмоциональный климат в семье   мальчиков с ЗПР является следствием нарушений в их отношениях  со сверстниками и взрослыми, в отличие  
от девочек с ЗПР. Мальчики с ЗПР более склонны  к вербальной агрессии   
и менее к негативизму.

 

3. При исследовании конкретно-личностных отношений младших подростков с ЗПР выявлена  неудовлетворённость в общении с родителями, нарушении восприятия ребёнком их, как семейной пары и  более низкая социализация, в отличие от их младших подростков с нормальным психическим развитием.

 

4. Выраженные эмоции и чувства у подростков с ЗПР через рисунок семьи, оказались более негативными и отразили недостаточную насыщенность эмоциональных отношений между её членами,  в отличие от  подростков с нормальным психическим развитием, рисунки которых были более эмоционально окрашены.

 

5. Выявлены различия в семейном воспитании подростков с ЗПР, проявляющиеся в дефиците родительской отзывчивости на нужды ребенка, отсутствием эмоциональной поддержки, неблагополучным эмоциональным климатом, наличием более строгих мер наказаний, в отличие семей подростков с нормальным психическим развитием.

6. Анализ корреляционных связей  у  младших подростков с ЗПР показал, что улучшение отношений с братьями и сестрами связано с проявлениями интересов родителей к детям. У подростков с ЗПР обнаружена отрицательная взаимосвязь между отношением к отцу и социальной адекватностью. При исследовании гендерных различий у мальчиков с ЗПР улучшение отношения к родителям влечет за собой уменьшение чувства вины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

         1.   Анохин П.К. Эмоции/Психология эмоций. Тексты.- М., 1984.- с.173

  1. Белопольская Н.Л. Оценка когнитивных и эмоциональных компонентов зоны ближайшего развития у детей  
    с задержкой психического развития.// Вопросы психологии. - М., 1997. № 1., с. 19-25.
  2. Божович Л.И.  Избранные  психологические труды. Проблемы формирования личности/Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 212 с.
  3. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе// Вопросы психологии.-  1976. - № 6., с.45 - 48.
  4. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека.  
    - М.: изд-во Московского университета, 1990. - 228 с.
  5. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1973. - 175 с.
  6. Власова Т.А. Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей.//  
    Дефектология. - 1975. №6. - 8 - 17 с.
  7. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Педагогика, 1960. - 357 с.
  8. Выготский Л.С. Лекции по психологии. Лекция 4. Эмоции и их развитие в детском возрасте. // Собрание соч.: в 6 т. - М.: Педагогика, 1982. - Т.2. - 416 с.
  9. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. // Собрание соч.: в 6 т. - М.: Педагогика, 1983. -Т. 4. - 432 с.
  10. Выготский Л.С.Основы общей дефектологии. Дефект  
    и компенсация. // Собрание соч.: в 6 т. - М.: Педагогика,  
    1983. - Т.5. - 368 с.
  11. Выготский Л.С. К вопросу о компенсаторных процессах в развитии. // Собрание соч.: в 6 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т.5. - 368 с.
  12. Дружинин В.Н. Психология семьи. - М., 1988. - 338 с.
  13. Запорожец А.В. Основные проблемы онтогенеза психики.  
    Избранные психологические  труды: в 2-х т. Психическое развитие ребёнка. - М.: Педагогика, 1986. - Т.1. -258 с.
  14. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. - Л.: Медицина, 1982. - 216 с.
  15. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. - Л.: Медицина,  
    1988. -248 с.
  16. Захаров А.И. Происхождение и психотерапия детских  
    неврозов. - СПб.: изд. КАРО, 2006. – 672 с.
  17. Зейгарник Б.В.  Патопсихология. - М.: изд. Моск. Ун-та, 1986. - 286 с.
  18. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. - М., изд-во МГУ, 1971.-100 с.
  19. Изард К.Е. Эмоции человека. - М., 1980.- 440 с.
  20. Ильин В.П. Психология воли. - СПб.- 2000. -124 с.
  21. Карабанова О.А. Психология семейных отношений. - Самара, 2001.
  22. Кисова В.В., Конева И.А. Практикум по специальной  
    психологии. - СПб.: Речь, 2006. - 352 с.
  23. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. - М.: Медицина, - 1995. - 608 с.
  24. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. – СПб.: Речь, 2006. - 198 с.
  25. Лебединская К.С. Клиническая систематика задержки психического развития //Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. -1980. - № 3. - с. 407- 412.
  26. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М.: Педагогика, 1984. - 186 с.
  27. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.- М.: Политиздат, 1981. - 584 с.
  28. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.- 304 с.
  29. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. - М. :изд-во Моск.  
    ун-та, 1971.-38 с.
  30. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1977. – 208 с.
  31. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. – П.: Медицина, 1985. – 416 с.
  32. Лубовский В.И. Высшая нервная деятельность  
    и психологические особенности детей с задержкой // Дефектология., 1972. - № 4. - с. 10-16.
  33. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей  
    с проблемами в развитии. - СПб.: Речь. -  2006.- 400с.
  34. Марковская И.М. Задержка психического развития. Клиническая  
    и нейропсихологическая диагностика. - М.: ЭКСМО. -  1993.-  296 с.
  35. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический  
    словарь. - 4-е изд., расширенное. - М.: АСТ: АСТ Москва; СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2009. - 811 с.
  36. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. - Л.: изд-во Ленингр. Ун-та., 1960. - 426 с.
  37. Орлова М.М. Клиническая психология: конспект лекций/ М.М. Орлова. - М.: Высшее образование, Юрайт - Издат, 2009. - 178 с.
  38. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. 2-е изд. // И.П. Павлов. М.:Л., 1951. Т.3. Кн. 2. - 191 с.
  39. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 1980. - № 3. - с. 10-18.
  40. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с нарушениями темпа развития //Дети с отклонениями в развитии. - М., 1966. с 25-31. с. 70-76.
  41. Прихожан А.М. Диагностика личностной тревожности и некоторые способы её преодоления // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. - М.: Педагогика.- 1987. -  165с.
  42. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. - М.: Педагогика., 1990. - 158 с.
  43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика. 1989. 265 с.
  44. Семаго М.М., Н.Я. Семаго. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2005. - 336 с.
  45. Ульенкова У.В. Л.С. Выготский и концептуальная модель коррекционно-педагогической помощи детям с задержками психического развития // Дефектология. - 1997. - № 4. - С. 26-32.
  46. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. - М.: ВЛАДОС.,     2004.-190 с.
  47. Шалимова Г.А. Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое пособие. - М.:АРКТИ, 2006. - 232 с.
  48. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В.В. Семейная психотерапия - Л., 1990. -442с. 

Информация о работе Проявление эмоций в семейных отношениях у младших подростков с задержкой психического развития