Проявление эмоций в семейных отношениях у младших подростков с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 20:56, дипломная работа

Описание работы

Значимость семьи становится особенно важной при формировании личности ребёнка с задержкой психического развития (ЗПР). От характера установления связей «родитель-ребёнок с ЗПР» и от понимания значимости семейного коллектива будет зависеть первичная социализация личности проблемного ребёнка. Система отношений ребёнка с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности составляют важнейший компонент развития ребёнка, определяют зону его ближайшего развития.
Цель исследования: выявление особенностей эмоций младших школьников с ЗПР в детско-родительских отношениях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3 - 6
1. РОЛЬ ЭМОЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ……………………….7
1.1. Определение понятия «Эмоции»……………………………………..7 - 18
1.2.Особенности проявления эмоций у подростков………..................19 - 26
1.3.Психологические проблемы задержки психического развития…...26 - 34
1.4. Особенности эмоций у подростков с задержкой психического развития……………………………………………………………………....35 - 38
1.5. Роль семьи в становлении личности………………………………..38 - 50
1. 6. Влияние детско-родительских отношений на формирование личности детей с задержкой психического развития…………………………………51 - 54
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………55
2.1. Характеристика обследованных групп детей младшего подросткового возраста………………………………………………………………………........55
3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ…………………………………..55 -.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ,……………………………………………………………...
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Nikitina_Galina_ot_26_05_10.doc

— 2.40 Мб (Скачать файл)

 

     При сравнении проявлений различных видов агрессии по шкале «Косвенная агрессия» результаты мальчиков  с ЗПР достоверно (p<0.05) ниже, чем у мальчиков с нормальным психическим развитием. У мальчиков  
с ЗПР по шкале «Подозрительность» достоверность  (p<0.05) выше  
и «Вербальная агрессия» достоверно (p<0,01) выше. Мальчики с ЗПР более склонны к выражению негативных чувств  через ссоры, более подозрительны и менее склонны к проявлению косвенной агрессии. По другим шкалам достоверных различий не выявлено (Рис.13., Приложение 2, таблица13).

                

 

Рис. 13. Средние значения показателей шкал из теста Басса-Дарки у мальчиков с нормальным психическим развитием (     ) и мальчиков с ЗПР (      ). Значения показания шкал: 1- физическая агрессия, 2- косвенная агрессия, 3- раздражение, 4- негативизм, 5- обида, 6- подозрительность, 7- вербальная агрессия, 8- чувство вины.


 

В процессе исследования внутрисемейных отношений по шкале «Отношение к отцу» результаты мальчиков с ЗПР достоверно (p<0,05) выше,  
а «Социальная адекватность поведения»  достоверно (p<0,05) ниже,  
чем у мальчиков с нормальным психическим развитием.  Значит, подростки  
с ЗПР менее социально адекватны. По другим шкалам достоверных различий не обнаружено (Рис.14., Приложение 2, таблица14).

             

 

Рис. 14. Средние значения показателей шкал из теста Рене Жиля  у мальчиков с нормальным психическим развитием (      ) и мальчиков с ЗПР (       ). Значения показателей шкал: 1- отношение к матери, 2- отношение к отцу, 3- отношение к матери и отцу как к родительской чете, 4- отношение к братьям и сёстрам, 5- отношение к бабушке и дедушке, 6- отношение к другу (подруге), 7 – отношение к учителю (авторитетному взрослому), 8- любознательность, 9- доминантность, 10- общительность, 11- закрытость, 12- социальная адекватность поведения.


 

 

При исследовании  особенностей семейных отношений (в восприятии ребёнка)  по тесту «Рисунок семьи» результаты мальчиков с ЗПР достоверно (p<0,01) ниже по шкале «Общая деятельность» и достоверно (p<0,05) ниже  
по шкале «Положительные эмоции», чем у мальчиков с нормальным психическим развитием. Рисунки мальчиков с ЗПР менее эмоционально окрашены, отсутствие элементов совместной деятельности говорит  
о недостаточной сплоченности семьи. По другим шкалам достоверных различий не выявлено (Рис. 15., Приложение 2, таблица 15).

 

              

Рис. 15. Средние значения показателей шкал из теста «Рисунок семьи» у мальчиков  
с нормальным психическим развитием (       ) и у мальчиков с ЗПР (       ).


Значения показания шкал: 1- изображение всех членов семьи на рисунке,  
2- общая деятельность, 3- адекватное соотношение фигур, 4- положительные эмоции,  
5 - соотношение состава реальной и нарисованной семьи.

 

В результате исследования  показателей   беседы «Расскажи  
о себе» показатели шкал «Внеситуативно-познавательная»,  
«Внеситуативно-личностная», «Эмоциональный климат семьи», «Отношения подросток-подросток», «Отношения подросток-взрослый» достоверно  
(p< 0,01) ниже у мальчиков с ЗПР, чем у мальчиков с нормальным психическим развитием, а по  шкале «Стиль воспитания» показатели достоверно (p< 0,01)  ниже (Рис. 16., Приложение 2, таблица 16).

           

Рис. 16. Средние значения показателей шкал беседы «Расскажи о себе»  у мальчиков с нормальным психическим развитием (       ) и у мальчиков с ЗПР (       ). Значения показания шкал:1-внеситуативно-познавательная, 2- внеситуативно-личностная, 3-стиль воспитания, 4- эмоциональный климат семьи, 5- отношения «подросток-подросток»,6- отношения «подросток-взрослый».


 

       Таким образом, анализ  показателей  шкал из методики  Басса-Дарки  достоверных различий по шкалам «Физическая агрессия»,  «Раздражение», «Негативизм», «Обида», «Чувство вины»  не выявил.  По шкале «Косвенная агрессия» выше результаты мальчиков с нормальным психическим развитием. По шкале «Подозрительность» результаты мальчиков контрольной группы ниже, по шкале «Вербальная агрессия» показатели у мальчиков  
с нормальным психическим развитием ниже, чем у мальчиков с ЗПР.  
При анализе показателей по шкалам «Отношение к матери», «Отношение  
к матери и отцу как к родительской чете», «Отношение к братьям и сёстрам», «отношение к бабушке и дедушке», достоверных различий не обнаружено.  
По шкале «Отношение к отцу» результаты мальчиков с нормальным психическим развитием ниже, чем у мальчиков с ЗПР. По шкале «Социальная адекватность поведения» результаты мальчиков экспериментальной группы ниже. При исследовании  особенностей семейных отношений (в восприятии ребёнка)  по тесту «Рисунок семьи»  результаты мальчиков с ЗПР достоверно (p<0,01) ниже по шкале «Общая деятельность» и достоверно (p<0,05) ниже  
по шкале «Положительные эмоции», чем у мальчиков с нормальным психическим развитием. Рисунки мальчиков с ЗПР менее эмоционально окрашены, отсутствие элементов совместной деятельности говорит  
о недостаточной сплоченности семьи. По другим шкалам достоверных различий не выявлено. Показатели шкал «Внеситуативно-познавательная», «Внеситуативно-личностная», «Эмоциональный климат семьи», «Отношения подросток-подросток», «Отношения подросток-взрослый» выше у мальчиков  
с нормальным психическим развитием, чем у подростков с ЗПР, а по  шкале «стиль воспитания» показатели   ниже.

 Таким образом, при сравнении проявлений различных видов агрессии, можно предположить, что мальчики с ЗПР более склонны к выражению негативных чувств  через ссоры, более подозрительны и менее склонны к проявлению косвенной агрессии, чем мальчики с нормальным психическим развитием.

 

 

3.5 Сравнительный анализ  изучаемых показателей  у девочек с девочек  
с задержкой психического развития и нормальным психическим развитием

     В процессе исследования проявления агрессии по шкалам: «Физическая агрессия» достоверно (p<0.05), «Косвенная агрессия» достоверно (p<0.05), «Негативизм» достоверно (p<0.05), «Обида» достоверно (p<0.05) показатели выше у девочек с ЗПР  и, также, достоверно (p<0,01) выше по шкалам: «Раздражение», «Подозрительность», «Вербальная агрессия». Девочки  с ЗПР более склонны к использованию физической силы против других людей,  
к зависти, оппозиционной манере поведения. Они могут быть более недоверчивы и подозрительны,   при малейшем возбуждении  готовы вспылить, выражая свои эмоции через  крик, визг. По показателям шкалы «Чувство вины» достоверных различий не выявлено (Рис. 17., Приложение 2, таблица 17).

                        

Рис. 17. Средние значения показателей шкал из теста Басса-Дарки у девочек с нормальным психическим развитием (     ) и девочек с ЗПР  (      ).  Значения показания шкал: 1- физическая агрессия, 2- косвенная агрессия, 3- раздражение, 4- негативизм, 5- обида, 6- подозрительность, 7- вербальная агрессия, 8- чувство вины.


 

     В процессе исследования внутрисемейных отношений по шкалам: «Отношение к матери и отцу как к родительской чете» достоверно (p<0.01) ниже, «Отношение к братьям и сёстрам» достоверно (p<0.01) ниже, «Социальная адекватность поведения» достоверно (p<0.01) ниже  
и «Отношение к матери»  достоверно (p<0.05)  ниже результаты показали девочки с ЗПР, чем девочки с нормальным психическим развитием.  
По шкалам  другим шкалам достоверных различий не выявлено  
(Рис.18., Приложение 2, таблица 18).

      

Рис. 18. Средние значения показателей шкал из теста Рене Жиля  у девочек с нормальным психическим развитием (      ) и девочек с ЗПР (      ). Значения показателей шкал: 1- отношение к матери, 2- отношение к отцу, 3- отношение к матери и отцу как к родительской чете, 4- отношение к братьям и сёстрам, 5- отношение к бабушке и дедушке, 6- отношение к другу (подруге), 7 – отношение к учителю (авторитетному взрослому), 8- любознательность, 9- доминантность, 10- общительность, 11- закрытость, 12- социальная адекватность поведения.


 

Таким образом, можно предположить, что более высокий уровень проявления  раздражения, подозрительности, физической, косвенной  
и  вербальной агрессии у мальчиков с нормальным психическим развитием  
в отличие от девочек вполне закономерен, так как  в этом возрасте происходит становление социального статуса в группе. При исследовании конкретно-личностных отношений подростков с окружающими по тесту Рене Жиля достоверно более низкие показатели мальчиков по шкалам «Отношение  
к отцу», «Отношение к матери и отцу как к родительской чете» говорят  
о нарушении восприятия родителей, как семейной пары.

Низкие  результаты по шкалам «Изображение всех членов семьи», «Общая деятельность», «Положительные эмоции» и  «Адекватное соотношение фигур» у подростков с ЗПР являются показателями недостаточно насыщенных эмоциональных отношений в семье.

  По наличию в рисунках у девочек совместной семейной деятельности, можно предположить, что девочки больше тяготеют к совместной  семейной деятельности,  желая подражать материнской модели поведения. По другим  шкалам достоверных различий не выявлено.

В результате исследования показателей беседы «Расскажи о себе»   
по шкале «Стиль воспитания» у мальчиков с нормальным психическим развитием выше показатели, чем у девочек. Вероятно, к мальчикам применяют более строгие меры воспитания.

При анализе результатов теста «Рисунок семьи»  по шкалам: «Изображение всех членов семьи», «Общая деятельность», «Положительные эмоции», достоверно (p<0.01) ниже  результаты у девочек с  ЗПР. Отсутствие некоторых членов семьи на рисунке, отсутствие положительных эмоций  
и элементов совместной деятельности может говорить о недостаточной насыщенности эмоциональных отношений в семье (Рис. 19., Приложение 2, таблица 19).

               

Рис. 19. Средние значения показателей шкал из теста «Рисунок семьи» у девочек с нормальным психическим развитием (       ) и у девочек с ЗПР (       ).


Значения показания шкал: 1- изображение всех членов семьи на рисунке, 2- общая деятельность, 3- адекватное соотношение фигур, 4- положительные эмоции, 5- соотношение состава реальной и нарисованной семьи.

Показатели шкал «Внеситуативно-познавательнпя», «Внеситуативно-личностная» достоверно (p<0,001) выше у девочек с нормальным психическим развитием, чем у  девочек с ЗПР, по шкалам «Отношения подросток-подросток» и «Отношения подросток-взрослый» результаты также достоверно (p<0.05) выше. По шкале «Стиль воспитания» результаты девочек  
с нормальным психическим развитием достоверно (p<0,01) ниже.

 

                

 

Рис. 20. Средние значения показателей шкал беседы «Расскажи о себе»  у девочек  
с нормальным психическим развитием (       ) и у девочек с ЗПР (       ). Значения показания шкал:1-внеситуативно-познавательная, 2- внеситуативно-личностная, 3-стиль воспитания, 4- эмоциональный климат семьи, 5- отношения «подросток-подросток»,6- отношения «подросток-взрослый».


 

      Таким образом, можно говорить о том, что девочки  с ЗПР более склонны к использованию физической силы против других людей, к зависти, оппозиционной манере поведения, чем девочки с нормальным психическим развитием. Они могут быть более недоверчивы и подозрительны,    
при малейшем возбуждении  готовы вспылить, выражая свои эмоции через  крик, визг. 

 В процессе исследований  показателей  шкалы «Отношение к матери»,   из  методики Рене Жиля большие результаты показали девочки  
с нормальным психическим развитием. Также, выше результаты по шкалам: «Отношение к матери и отцу как к родительской чете», «Отношение  
к братьям и сёстрам», «Социальная адекватность поведения». По шкалам  «Отношение к отцу», «Отношение к бабушке и дедушке» достоверных различий не выявлено. При анализе результатов теста «Рисунок семьи»   
по шкалам: «Изображение всех членов семьи», «Общая деятельность», «Положительные эмоции», достоверно (p<0.01) ниже  результаты у девочек  
с  ЗПР. Отсутствие некоторых членов семьи на рисунке, отсутствие положительных эмоций и элементов совместной деятельности может говорить о недостаточной насыщенности эмоциональных отношений  
в семье. Показатели шкал «внеситуативно-познавательнпя»,  
«внеситуативно-личностная» достоверно выше у девочек с нормальным психическим развитием, чем у  девочек с ЗПР, по шкалам «отношения подросток-подросток» и «подросток-взрослый» результаты также выше. По  
шкале «стиль воспитания» результаты девочек с нормальным  
психическим развитием  ниже.

 

 

 

3.6 Корреляционные связи между изучаемыми признаками у младших подростков с  задержкой психического развития и с нормальным психическим развитием

С целью выявления взаимосвязей между изучаемыми признаками нами был сделан корреляционный анализ с вычислением парных коэффициентов корреляции  Пирсона с использованием пакета Statistica v. 5.5.

 


 

Норма Общая                                                                                




 

  -0,50 -0,62


 


-0,51

0,47   -0,6

 



 0,53


 

0,47 0,45

 


 

 

 

 

 

Рис. 21. Корреляционные взаимосвязи между показателями шкал методик группы младших подростков с нормальным психическим развитием. Обозначение: сплошными линиями указано наличие положительной корреляционной связи; прерывистыми  линиями указаны отрицательные корреляционные связи (p<0,05).

 

 

При исследовании корреляционных связей между изучаемыми признаками у подростков с нормальным психическим развитием были выявлены достоверно (p<0,05) значимые отрицательные корреляционные  связи между показателем отношения к родителям и эмоциональным состоянием. Так, при улучшении внутрисемейных отношений уменьшается физическая  и вербальная агрессия, обида,   раздражение и подозрительность. Хорошее отношение к брату и сестре зависит от их совместной деятельности, и оказывает позитивное влияние на отношение со сверстниками (одноклассниками). Кроме того, социальная адекватность, отражающая приспособляемость к социуму, находится в прямой зависимости  
от отношений с матерью  и отцом, что отражается положительными корреляционными связями между указанными признаками (Рис.21).

Информация о работе Проявление эмоций в семейных отношениях у младших подростков с задержкой психического развития