Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 20:56, дипломная работа
Значимость семьи становится особенно важной при формировании личности ребёнка с задержкой психического развития (ЗПР). От характера установления связей «родитель-ребёнок с ЗПР» и от понимания значимости семейного коллектива будет зависеть первичная социализация личности проблемного ребёнка. Система отношений ребёнка с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности составляют важнейший компонент развития ребёнка, определяют зону его ближайшего развития.
Цель исследования: выявление особенностей эмоций младших школьников с ЗПР в детско-родительских отношениях.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3 - 6
1. РОЛЬ ЭМОЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ……………………….7
1.1. Определение понятия «Эмоции»……………………………………..7 - 18
1.2.Особенности проявления эмоций у подростков………..................19 - 26
1.3.Психологические проблемы задержки психического развития…...26 - 34
1.4. Особенности эмоций у подростков с задержкой психического развития……………………………………………………………………....35 - 38
1.5. Роль семьи в становлении личности………………………………..38 - 50
1. 6. Влияние детско-родительских отношений на формирование личности детей с задержкой психического развития…………………………………51 - 54
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………55
2.1. Характеристика обследованных групп детей младшего подросткового возраста………………………………………………………………………........55
3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ…………………………………..55 -.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ,……………………………………………………………...
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
Значения показания шкал: 1- изображение всех членов семьи на рисунке, 2- общая деятельность, 3- адекватное соотношение фигур, 4- положительные эмоции, 5- соотношение состава реальной и нарисованной семьи.
При исследовании средних значений в беседе «Расскажи
о себе» достоверно (p< 0.01) ниже результаты
детей с ЗПР по
шкалам «Внеситуативно-познавательная»
Рис. 4. Средние значения показателей шкал
беседы «Расскажи о себе» у школьников
с нормальным психическим развитием (
) и с задержкой психического развития
( ). Значения
показания шкал:1-внеситуативно-
Таким образом, в процессе изучения склонности
к агрессивному реагированию можно сделать
вывод, что у младших подростков с ЗПР
форма агрессивности наиболее проявляется
через раздражение, обиду, подозрительность
и вербальную агрессию, в отличие от их
сверстников
с нормальным психическим развитием. Дети
с ЗПР готовы к проявлению негативных
чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивости,
грубости) через крик, визг, через содержание
словесных ответов (проклятий, угроз). Подозрительность может проявляться
в осторожности по отношению к людям и граничит с убеждённостью в том,
что другие люди планируют и приносят
вред. Не выявленные достоверные различия
по показателям шкалам: «Физическая
агрессия», «Косвенная агрессия»,
«Негативизм» и «Чувство вины», подтверждает
предположение о том, что всем подросткам
в этом возрасте свойственна определённая
степень агрессии и оппозиционная манера
поведения.
Исследование структуры конкретно-личностных отношений ребёнка
с окружающими, а также особенностей социальной
приспособляемости ребёнка, некоторых
его поведенческих характеристик и черт
личности
по методике Рене Жиля позволяет говорить
о том, что более низкий результат по шкалам
«Отношение к матери», «Социальная адекватность
поведения», «Отношение к матери и отцу
как к родительской чете» показали
дети с ЗПР Низкие показатели говорят
о неудовлетворённости в общении с матерью
и нарушение в восприятии ребёнком
родителей, как семейной пары.
По результатам исследования теста
«Рисунок семьи», можно предположить,
что изображение не всех членов семьи,
отсутствие общей деятельности и низкая
эмоциональная окраска рисунков говорит
о неудовлетворённости или дефициту в
общении с близкими людьми
у подростков с ЗПР. Изменения размера
фигур на рисунках
(резкое увеличение или уменьшение) свидетельствует
об особенностях эмоционального состояния
(т.е. ассоциации, относящиеся к семейной
ситуации, вызывающие у ребёнка тревогу
или подавленное настроение). Сниженная
воспитательная функция семьи, нездоровый
эмоциональный климат в ней приводит к
трудностям в общении с взрослыми и сверстниками
подростков с ЗПР.
3.2.Сравнительный анализ гендерных
различий девочек и мальчиков
с нормальным психическим развитием
При сравнении проявлений различных
видов агрессии между мальчиками
и девочками с нормальным психическим
развитием по шкалам: «Физическая агрессия»,
«Косвенная агрессия», «Раздражение»,
«Подозрительность»
и «Вербальная агрессия» достоверно (p< 0.05) выше результаты показали мальчики.
Такие проявления для мальчиков вполне
закономерны, так как
в этом возрасте происходит становление
социального статуса в группе. Достоверных
различий по шкалам «Негативизм», «Обида»,
«Чувство вины» не выявлено (Рис.5., Приложение
2, таблица 5).
Рис. 5. Средние значения показателей шкал из теста Басса-Дарки у мальчиков с нормальным психическим развитием ( ) и девочек с нормальным психическим развитием ( ). Значения показания шкал: 1- физическая агрессия, 2- косвенная агрессия, 3- раздражение, 4- негативизм, 5- обида, 6- подозрительность, 7- вербальная агрессия, 8- чувство вины.
При исследовании конкретно-личностных отношений
подростков
с окружающими по тесту Рене Жиля результаты
мальчиков с нормальным психическим развитием
по шкалам «Отношение к отцу» и «Отношение
к матери и отцу как к родительской чете»
достоверно (p< 0.05) ниже,
чем у девочек. По другим шкалам достоверных
различий не выявлено
(Рис.6., Приложение 2, таблица 6).
Рис. 6. Средние значения показателей шкал из теста Рене Жиля у мальчиков с нормальным психическим развитием ( ) и девочек с нормальным психическим развитием ( ). Значения показателей шкал: 1- отношение к матери, 2- отношение к отцу, 3- отношение к матери и отцу как к родительской чете, 4- отношение к братьям и сёстрам, 5- отношение к бабушке и дедушке, 6- отношение к другу (подруге), 7 – отношение к учителю (авторитетному взрослому), 8- любознательность, 9- доминантность, 10- общительность, 11- закрытость, 12- социальная адекватность поведения.
При обработке результатов теста «Рисунок семьи» по шкале
«Общая деятельность» достоверно (p<0.05)
ниже результаты у мальчиков
с нормальным психическим развитием, чем
у девочек. Вероятно, девочки больше тяготеют
к совместной семейной деятельности,
желая подражать материнской модели поведения.
По другим шкалам достоверных различий
не выявлено (Рис.7., Приложение 2, таблица
7).
Рис. 7. Средние значения показателей шкал из теста «Рисунок семьи» у мальчиков с нормальным психическим развитием ( ) и девочек с нормальным психическим развитием ( ). Значения показания шкал: 1- изображение всех членов семьи на рисунке, 2- общая деятельность, 3- адекватное соотношение фигур, 4- положительные эмоции, 5- соотношение состава реальной и нарисованной семьи.
В результате исследования показателей
беседы «Расскажи о себе»
по шкале «Стиль воспитания» у мальчиков
с нормальным психическим развитием
достоверно (p<0.05) выше показатели, чем
у девочек. Вероятно,
к мальчикам применяют более строгие
меры воспитания. По остальным шкалам
достоверных различий не было обнаружено
(Рис. 8., Приложение 2, таблица 8).
Рис. 8. Средние значения показателей шкал
беседы «Расскажи о себе» у мальчиков
с нормальным психическим развитием (
) и девочек с нормальным психическим развитием
( ). Значения показания
шкал:1-внеситуативно-
Таким образом, можно предположить, что более высокий уровень проявления
раздражения, подозрительности, физической,
косвенной
и вербальной агрессии у мальчиков
с нормальным психическим развитием
в отличие от девочек вполне закономерен,
так как в этом возрасте происходит
становление социального статуса в группе.
При исследовании
конкретно-личностных отношений подростков
с окружающими по тесту Рене Жиля достоверно
более низкие показатели мальчиков по
шкалам «Отношение
к отцу», «Отношение к матери и отцу как
к родительской чете» говорят
о нарушении восприятия родителей, как
семейной пары.
Низкие результаты по шкалам «Изображение всех членов семьи», «Общая деятельность», «Положительные эмоции» и «Адекватное соотношение фигур» у подростков с ЗПР являются показателями недостаточно насыщенных эмоциональных отношений в семье.
По наличию в рисунках у девочек совместной семейной деятельности, можно предположить, что девочки больше тяготеют к совместной семейной деятельности, желая подражать материнской модели поведения. По другим шкалам достоверных различий не выявлено.
В результате исследования показателей беседы
«Расскажи о себе»
по шкале «Стиль воспитания» у мальчиков
с нормальным психическим развитием выше
показатели, чем у девочек. Вероятно, к
мальчикам применяют более строгие меры
воспитания.
3.3 Сравнительный анализ изучаемых показателей у мальчиков и девочек с задержкой психического развития
При исследовании средних значений гендерных
показателей различных видов агрессии у мальчиков
и девочек с ЗПР по шкале «Негативизм»
результаты мальчиков оказались достоверно
(p< 0.05) ниже, чем у девочек,
а по шкале «Вербальная агрессия» достоверно
(p< 0.05) выше. Мальчики менее склонны к
оппозиционной манере поведения и более
к выражению негативных чувств через ссоры
и словесные ответы, чем девочки. По другим
шкалам достоверных различий не выявлено
(Рис.9., Приложение 2, таблица 9).
Рис. 9. Средние значения показателей шкал из теста Басса-Дарки у мальчиков с задержкой психического развития ( ) и девочек с задержкой психического развития ( ). Значения показания шкал: 1- физическая агрессия, 2- косвенная агрессия, 3- раздражение, 4- негативизм, 5- обида, 6- подозрительность, 7- вербальная агрессия, 8- чувство вины.
В процессе исследования внутрисемейных отношений по шкале «Отношение к братьям и сёстрам» достоверные (p< 0.01) различия мальчиков с ЗПР выше, чем у девочек с ЗПР. По остальным шкалам достоверных различий не выявлено (Рис. 10., Приложение 2, таблица 10).
Рис. 10. Средние значения показателей шкал из теста Рене Жиля у мальчиков с задержкой психического развития ( ) и девочек с задержкой психического развития ( ).
Значения показателей шкал: 1- отношение к матери, 2- отношение к отцу, 3- отношение к матери и отцу как к родительской чете, 4- отношение к братьям и сёстрам, 5- отношение к бабушке и дедушке, 6- отношение к другу (подруге), 7 – отношение к учителю (авторитетному взрослому), 8- любознательность, 9- доминантность, 10- общительность, 11- закрытость, 12- социальная адекватность поведения.
При исследовании особенностей семейных отношений (в восприятии ребёнка) у мальчиков и девочек с задержкой психического развития по тесту «Рисунок семьи» достоверных различий не выявлено ни по одной шкале (Рис.11., Приложение 2, таблица 11).
Рис. 11. Средние значения показателей шкал из теста «Рисунок семьи» у мальчиков с ЗПР
( ) и девочек с ЗПР ( ). Значения показания шкал: 1- изображение всех членов семьи на рисунке, 2- общая деятельность, 3- адекватное соотношение фигур, 4- положительные эмоции, 5- соотношение состава реальной и нарисованной семьи.
В результате исследования показателей
беседы «Расскажи о себе» показатели шкал
«Эмоциональный климат семьи», «Отношения
подросток-подросток», «Отношения подросток-взрослый»
достоверно (p<0,05) ниже у мальчиков с
ЗПР, чем у девочек с ЗПР, а показатели
по шкале «Внеситуативно-личностная»
достоверно (p<0,05) выше. Что говорит о
том, что мальчики с ЗПР испытывают большие
трудности в общении с взрослыми и сверстниками.
По шкале другим шкалам достоверных различий
не выявлено (Рис. 12., Приложение 2, таблица
12)
Рис. 12. Средние значения показателей шкал
беседы «Расскажи о себе» у мальчиков
с ЗПР ( ) и девочек с ЗПР
( ). Значения показания
шкал:1-внеситуативно-
Таким образом, при выявлении
различных видов агрессии у мальчиков
и девочек с ЗПР, можно предположить,
что мальчики менее склонны
к оппозиционной манере поведения и более
к выражению негативных чувств через ссоры
и словесные ответы, чем девочки. По другим
шкалам достоверных различий не выявлено
достоверных различий по шкалам «Физическая
агрессия», «Косвенная агрессия», «Раздражение»,
«Обида», «Подозрительность» и «Чувство
вины» не было выявлено. По шкале «Негативизм»
результаты мальчиков оказались ниже,
чем у девочек,
а по шкале «Вербальная агрессия» достоверно
выше.
В процессе исследования внутрисемейных отношений по тесту Рене
Жиля по шкалам «Отношение к матери»,
«отношение к отцу», «Отношение
к матери и отцу как к родительской чете»,
«Отношение к бабушке
и дедушке», «Социальная адекватность
поведения» достоверных различий нет.
При исследовании особенностей семейных
отношений (в восприятии ребёнка) у
мальчиков и девочек с задержкой психического
развития по тесту «Рисунок семьи» достоверных
различий не выявлено ни по одной шкале.
В результате исследования показателей
по беседе «Расскажи о себе»,
что показатели шкал «Эмоциональный климат
семьи», «Отношения подросток-подросток»,
«Отношения подросток-взрослый» ниже
у мальчиков с ЗПР, чем у девочек с ЗПР,
а показатели по шкале
«Внеситуативно-личностная» выше.
Что говорит о том, что мальчики с ЗПР испытывают
большие трудности в общении с взрослыми
и сверстниками.
По шкале другим шкалам достоверных различий
не выявлено.
3.4 . Сравнительный анализ изучаемых
показателей у мальчиков с ЗПР
и мальчиков с нормальным психическим
развитием