Проявление эмоций в семейных отношениях у младших подростков с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 20:56, дипломная работа

Описание работы

Значимость семьи становится особенно важной при формировании личности ребёнка с задержкой психического развития (ЗПР). От характера установления связей «родитель-ребёнок с ЗПР» и от понимания значимости семейного коллектива будет зависеть первичная социализация личности проблемного ребёнка. Система отношений ребёнка с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности составляют важнейший компонент развития ребёнка, определяют зону его ближайшего развития.
Цель исследования: выявление особенностей эмоций младших школьников с ЗПР в детско-родительских отношениях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3 - 6
1. РОЛЬ ЭМОЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ……………………….7
1.1. Определение понятия «Эмоции»……………………………………..7 - 18
1.2.Особенности проявления эмоций у подростков………..................19 - 26
1.3.Психологические проблемы задержки психического развития…...26 - 34
1.4. Особенности эмоций у подростков с задержкой психического развития……………………………………………………………………....35 - 38
1.5. Роль семьи в становлении личности………………………………..38 - 50
1. 6. Влияние детско-родительских отношений на формирование личности детей с задержкой психического развития…………………………………51 - 54
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………55
2.1. Характеристика обследованных групп детей младшего подросткового возраста………………………………………………………………………........55
3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ…………………………………..55 -.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ,……………………………………………………………...
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Nikitina_Galina_ot_26_05_10.doc

— 2.40 Мб (Скачать файл)

Значения показания шкал: 1- изображение всех членов семьи на рисунке, 2- общая деятельность, 3- адекватное соотношение фигур, 4- положительные эмоции, 5- соотношение состава реальной и нарисованной семьи.

 

При исследовании средних значений в беседе «Расскажи  
о себе» достоверно (p< 0.01) ниже результаты детей с ЗПР по  
шкалам «Внеситуативно-познавательная», «Внеситуативно-личностная», «Эмоциональный климат в семье», «Отношения подросток-подросток», «Отношения подросток-взрослый» и достоверно (p< 0.01) выше по шкале «Стиль воспитания». Сниженная воспитательная функция семьи, нездоровый эмоциональный климат в ней приводит к  трудностям в общении с взрослыми и сверстниками подростков с ЗПР (Рис.4., Приложение 2, таблица 3).

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4. Средние значения показателей шкал беседы «Расскажи о себе» у школьников с нормальным психическим развитием (       ) и с задержкой психического развития (         ). Значения показания шкал:1-внеситуативно-познавательная, 2- внеситуативно-личностная, 3-стиль воспитания, 4- эмоциональный климат семьи, 5- отношения «подросток-подросток»,6- отношения «подросток-взрослый»


 

 

Таким образом, в процессе изучения склонности к агрессивному реагированию можно сделать вывод, что у младших подростков с ЗПР форма агрессивности наиболее проявляется через раздражение, обиду, подозрительность и вербальную агрессию, в отличие от их сверстников  
с нормальным психическим развитием. Дети с ЗПР готовы к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивости, грубости) через крик, визг, через содержание словесных ответов (проклятий, угроз).  Подозрительность может проявляться в осторожности по отношению к людям  и  граничит с убеждённостью в том, что другие люди планируют и приносят вред. Не  выявленные достоверные различия по показателям шкалам:  «Физическая агрессия»,  «Косвенная агрессия»,  «Негативизм» и  «Чувство вины», подтверждает предположение о том, что всем   подросткам  в этом возрасте свойственна определённая степень агрессии и оппозиционная манера поведения.

Исследование структуры конкретно-личностных отношений ребёнка  
с окружающими, а также особенностей социальной приспособляемости ребёнка, некоторых его поведенческих характеристик и черт личности  
по методике Рене Жиля  позволяет говорить о том, что более низкий результат по шкалам «Отношение к матери», «Социальная адекватность поведения», «Отношение к матери и отцу как к родительской чете»  показали дети с ЗПР Низкие показатели говорят о неудовлетворённости в общении с матерью  
и нарушение в  восприятии ребёнком родителей, как семейной пары.

  По результатам  исследования  теста «Рисунок семьи», можно предположить, что изображение не всех членов семьи, отсутствие общей деятельности  и низкая эмоциональная окраска рисунков говорит  
о неудовлетворённости или дефициту в общении с близкими людьми  
у подростков с ЗПР. Изменения размера фигур на рисунках  
(резкое увеличение или уменьшение) свидетельствует об особенностях эмоционального состояния (т.е. ассоциации, относящиеся к семейной ситуации, вызывающие у ребёнка тревогу или подавленное настроение). Сниженная воспитательная функция семьи, нездоровый эмоциональный климат в ней приводит к  трудностям в общении с взрослыми и сверстниками подростков с ЗПР.

 

3.2.Сравнительный анализ гендерных различий  девочек и мальчиков  
с  нормальным психическим развитием

 

     При сравнении проявлений различных видов агрессии между мальчиками  
и девочками с нормальным психическим развитием по шкалам: «Физическая агрессия», «Косвенная агрессия», «Раздражение», «Подозрительность»  
и «Вербальная агрессия» достоверно (p< 0.05) выше результаты  показали мальчики. Такие проявления для мальчиков  вполне закономерны, так как  
в этом возрасте происходит становление социального статуса в группе. Достоверных различий по шкалам «Негативизм», «Обида», «Чувство вины» не выявлено (Рис.5., Приложение 2, таблица  5).

 

             

Рис. 5. Средние значения показателей шкал из теста Басса-Дарки   у мальчиков с нормальным психическим развитием (       ) и девочек с нормальным психическим развитием (      ).   Значения показания шкал: 1- физическая агрессия, 2- косвенная агрессия, 3- раздражение, 4- негативизм, 5- обида, 6- подозрительность, 7- вербальная агрессия, 8- чувство вины.


 

При исследовании конкретно-личностных отношений подростков  
с окружающими по тесту Рене Жиля результаты мальчиков с нормальным психическим развитием по шкалам «Отношение к отцу» и «Отношение  
к матери и отцу как к родительской чете» достоверно (p< 0.05) ниже,  
чем у девочек. По другим шкалам достоверных различий не выявлено  
(Рис.6., Приложение 2, таблица 6).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

Рис. 6. Средние значения показателей шкал из теста Рене Жиля  у мальчиков с нормальным психическим развитием (       ) и девочек с нормальным психическим развитием (    ). Значения показателей шкал: 1- отношение к матери, 2- отношение к отцу, 3- отношение к матери и отцу как к родительской чете, 4- отношение к братьям и сёстрам, 5- отношение к бабушке и дедушке, 6- отношение к другу (подруге), 7 – отношение к учителю (авторитетному взрослому), 8- любознательность, 9- доминантность, 10- общительность, 11- закрытость, 12- социальная адекватность поведения.


 

При обработке результатов теста «Рисунок семьи» по шкале «Общая деятельность» достоверно (p<0.05)  ниже результаты у мальчиков  
с нормальным психическим развитием, чем у девочек. Вероятно, девочки больше тяготеют к совместной  семейной деятельности,  желая подражать материнской модели поведения. По другим  шкалам достоверных различий  
не выявлено (Рис.7., Приложение 2, таблица 7).

                  

Рис. 7. Средние значения показателей шкал из теста «Рисунок семьи» у мальчиков с нормальным психическим развитием (       ) и девочек с нормальным психическим развитием (       ). Значения показания шкал: 1- изображение всех членов семьи на рисунке, 2- общая деятельность, 3- адекватное соотношение фигур, 4- положительные эмоции, 5- соотношение состава реальной и нарисованной семьи.


 

В результате исследования показателей беседы «Расскажи о себе»   
по шкале «Стиль воспитания» у мальчиков с нормальным психическим развитием  достоверно (p<0.05) выше показатели, чем у девочек. Вероятно, 
к мальчикам применяют более строгие меры воспитания. По остальным шкалам достоверных различий не было обнаружено (Рис. 8., Приложение 2, таблица 8).

             

 

Рис. 8. Средние значения показателей шкал беседы «Расскажи о себе»  у мальчиков с нормальным психическим развитием (       ) и девочек с нормальным психическим развитием (       ). Значения показания шкал:1-внеситуативно-познавательная, 2- внеситуативно-личностная, 3-стиль воспитания, 4- эмоциональный климат семьи, 5- отношения «подросток-подросток»,6- отношения «подросток-взрослый».


 

Таким образом, можно предположить, что более высокий уровень проявления  раздражения, подозрительности, физической, косвенной  
и  вербальной агрессии у мальчиков с нормальным психическим развитием  
в отличие от девочек вполне закономерен, так как  в этом возрасте происходит становление социального статуса в группе. При исследовании  
конкретно-личностных отношений подростков с окружающими по тесту Рене Жиля достоверно более низкие показатели мальчиков по шкалам «Отношение  
к отцу», «Отношение к матери и отцу как к родительской чете» говорят  
о нарушении восприятия родителей, как семейной пары.

Низкие  результаты по шкалам «Изображение всех членов семьи», «Общая деятельность», «Положительные эмоции» и  «Адекватное соотношение фигур» у подростков с ЗПР являются показателями недостаточно насыщенных эмоциональных отношений в семье.

  По наличию в рисунках у девочек совместной семейной деятельности, можно предположить, что девочки больше тяготеют к совместной  семейной деятельности,  желая подражать материнской модели поведения. По другим  шкалам достоверных различий не выявлено.

В результате исследования показателей беседы «Расскажи о себе»   
по шкале «Стиль воспитания» у мальчиков с нормальным психическим развитием выше показатели, чем у девочек. Вероятно, к мальчикам применяют более строгие меры воспитания.

 

3.3 Сравнительный анализ изучаемых показателей у  мальчиков и девочек с задержкой психического развития

 

При исследовании средних значений гендерных показателей различных видов агрессии у мальчиков и девочек с ЗПР по шкале «Негативизм» результаты мальчиков оказались достоверно (p< 0.05) ниже, чем у девочек,  
а по шкале «Вербальная агрессия» достоверно (p< 0.05) выше.  Мальчики менее склонны к оппозиционной манере поведения и более к выражению негативных чувств через ссоры и словесные ответы, чем девочки. По другим шкалам достоверных различий не выявлено (Рис.9., Приложение 2, таблица 9).                     

 

Рис. 9. Средние значения показателей шкал из теста Басса-Дарки   у мальчиков с задержкой психического развития (       ) и девочек с задержкой психического развития (      ). Значения показания шкал: 1- физическая агрессия, 2- косвенная агрессия, 3- раздражение, 4- негативизм, 5- обида, 6- подозрительность, 7- вербальная агрессия, 8- чувство вины.


 

 

 

В процессе исследования внутрисемейных отношений   по шкале «Отношение к братьям и сёстрам» достоверные (p< 0.01) различия  мальчиков с ЗПР выше, чем у девочек с ЗПР. По остальным шкалам достоверных различий не выявлено (Рис. 10., Приложение 2, таблица 10). 

   

 

 

Рис. 10. Средние значения показателей шкал из теста Рене Жиля  у мальчиков с задержкой психического развития (      ) и девочек с задержкой психического развития (        ).


Значения показателей шкал: 1- отношение к матери, 2- отношение к отцу, 3- отношение к матери и отцу как к родительской чете, 4- отношение к братьям и сёстрам, 5- отношение к бабушке и дедушке, 6- отношение к другу (подруге), 7 – отношение к учителю (авторитетному взрослому), 8- любознательность, 9- доминантность, 10- общительность, 11- закрытость, 12- социальная адекватность поведения.

 

При исследовании  особенностей семейных отношений (в восприятии ребёнка) у мальчиков и девочек с задержкой психического развития по тесту «Рисунок семьи» достоверных различий  не выявлено ни по одной шкале (Рис.11., Приложение 2, таблица 11).

                 

Рис. 11. Средние значения показателей шкал из теста «Рисунок семьи» у мальчиков с ЗПР

(    ) и девочек с ЗПР (       ). Значения показания шкал: 1- изображение всех членов семьи на рисунке, 2- общая деятельность, 3- адекватное соотношение фигур, 4- положительные эмоции, 5- соотношение состава реальной и нарисованной семьи.


 

В результате исследования  показателей   беседы «Расскажи о себе» показатели шкал «Эмоциональный климат семьи», «Отношения  
подросток-подросток», «Отношения подросток-взрослый» достоверно (p<0,05) ниже у мальчиков с ЗПР, чем у девочек с ЗПР, а показатели по шкале «Внеситуативно-личностная» достоверно (p<0,05) выше. Что говорит о том, что мальчики с ЗПР испытывают большие трудности в общении с взрослыми и сверстниками. По шкале другим шкалам достоверных различий  
не выявлено (Рис. 12., Приложение 2, таблица 12)

 

           

 

Рис. 12. Средние значения показателей шкал беседы «Расскажи о себе»  у мальчиков с ЗПР (       ) и девочек с ЗПР (       ). Значения показания шкал:1-внеситуативно-познавательная, 2- внеситуативно-личностная, 3-стиль воспитания, 4- эмоциональный климат семьи, 5- отношения «подросток-подросток»,6- отношения «подросток-взрослый».


 

       Таким образом, при выявлении различных видов агрессии у мальчиков  
и девочек  с ЗПР, можно предположить, что мальчики менее склонны  
к оппозиционной манере поведения и более к выражению негативных чувств через ссоры и словесные ответы, чем девочки. По другим шкалам достоверных различий не выявлено достоверных различий по шкалам «Физическая агрессия», «Косвенная агрессия», «Раздражение», «Обида», «Подозрительность» и «Чувство вины» не было выявлено. По шкале «Негативизм» результаты мальчиков оказались  ниже, чем у девочек,  
а по шкале «Вербальная агрессия» достоверно выше.

В процессе исследования внутрисемейных отношений по тесту Рене Жиля по шкалам «Отношение к матери», «отношение к отцу», «Отношение  
к матери и отцу как к родительской чете», «Отношение к бабушке  
и дедушке», «Социальная адекватность поведения» достоверных различий нет.  

При исследовании  особенностей семейных отношений (в восприятии ребёнка)  у мальчиков и девочек с задержкой психического развития по тесту «Рисунок семьи» достоверных различий  не выявлено ни по одной шкале.  
В результате исследования показателей  по беседе «Расскажи о себе»,  
что показатели шкал «Эмоциональный климат семьи», «Отношения подросток-подросток», «Отношения подросток-взрослый» ниже у мальчиков с ЗПР, чем у девочек с ЗПР, а показатели по шкале  
«Внеситуативно-личностная» выше.  Что говорит о том, что мальчики с ЗПР испытывают большие трудности в общении с взрослыми и сверстниками.  
По шкале другим шкалам достоверных различий не выявлено.

 

 

3.4 . Сравнительный анализ изучаемых показателей у мальчиков с ЗПР  
и мальчиков с нормальным психическим развитием

Информация о работе Проявление эмоций в семейных отношениях у младших подростков с задержкой психического развития