Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 20:56, дипломная работа
Значимость семьи становится особенно важной при формировании личности ребёнка с задержкой психического развития (ЗПР). От характера установления связей «родитель-ребёнок с ЗПР» и от понимания значимости семейного коллектива будет зависеть первичная социализация личности проблемного ребёнка. Система отношений ребёнка с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности составляют важнейший компонент развития ребёнка, определяют зону его ближайшего развития.
Цель исследования: выявление особенностей эмоций младших школьников с ЗПР в детско-родительских отношениях.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3 - 6
1. РОЛЬ ЭМОЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ……………………….7
1.1. Определение понятия «Эмоции»……………………………………..7 - 18
1.2.Особенности проявления эмоций у подростков………..................19 - 26
1.3.Психологические проблемы задержки психического развития…...26 - 34
1.4. Особенности эмоций у подростков с задержкой психического развития……………………………………………………………………....35 - 38
1.5. Роль семьи в становлении личности………………………………..38 - 50
1. 6. Влияние детско-родительских отношений на формирование личности детей с задержкой психического развития…………………………………51 - 54
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………55
2.1. Характеристика обследованных групп детей младшего подросткового возраста………………………………………………………………………........55
3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ…………………………………..55 -.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ,……………………………………………………………...
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
Таблица 2.
Средние значения показателей шкал из теста Рене Жиля у школьников с нормальным психическим развитием (группа1) и ЗПР (группа 2).
Шкалы |
Группа 1 |
Группа 2 |
p < |
Отношение к матери |
10,85 ± 0,73 |
8,25 ± 0,78 |
|
Std. Dev. |
3,28 |
3,48 |
|
Отношение к отцу |
4,90 ± 0,65 |
6,05 ± 0,56 |
|
Std. Dev. |
2,90 |
2,52 |
|
Отношение к родительской чете |
5,85 ± 0,50 |
4,00 ± 0,53 |
|
Std. Dev. |
2,23 |
2,38 |
|
Отношение к брату и сестре |
6,10 ± 0,61 |
4,60 ± 0,78 |
|
Std. Dev. |
2,73 |
3,50 |
|
Отношение к бабушке и дедушке |
2,25 ± 0,30 |
2,05 ± 0,39 |
|
Std. Dev. |
1,33 |
1,76 |
|
Отношение к другу |
6,40 ± 0,68 |
3,15 ± 0,44 |
|
Std. Dev. |
3,05 |
1,95 |
|
Отношение к учителю |
4,55 ± 0,30 |
2,70 ± 0,34 |
|
Std. Dev. |
1,36 |
1,53 |
|
Любознательность |
7,45 ± 0,53 |
4,30 ± 0,47 |
|
Std. Dev. |
2,37 |
2,08 |
|
Доминантность |
2,50 ± 0,27 |
1,85 ± 0,20 |
|
Std. Dev. |
1,19 |
0,88 |
|
Общительность |
2,95 ± 0,29 |
2,50 ± 0,26 |
|
Std. Dev. |
1,32 |
1,15 |
|
Закрытость |
8,00 ± 0,71 |
10,50 ± 0,64 |
|
Std. Dev. |
3,20 |
2,87 |
|
Социальная адекватность |
5,70 ± 0,73 |
2,65 ± 0,42 |
|
Std. Dev. |
3,26 |
1,90 |
Таблица 3.
Средние значения показателей шкал из теста «Рисунок» у школьников с нормальным психическим развитием (группа 1) и ЗПР (группа 2).
Шкалы |
Группа 1 |
Группа 2 |
p < |
Изображение всех членов семьи |
0,90 ± 0,07 |
2,00 ± 0,55 |
|
Std.Dev. |
0,31 |
0,47 |
|
Общая деятельность |
0,05 ± 0,03 |
0,80 ± 0,14 |
|
Std.Dev. |
0,22 |
0,62 |
|
Адекватное соотношение |
0,60 ± 0,11 |
1,00 ± 0,34 |
|
Std.Dev. |
0,50 |
0,46 |
|
Положительные эмоции |
0,35 ± 0,11 |
1,20 ± 0,12 |
|
Std.Dev. |
0,49 |
0,52 |
|
Соотношение реального изображения к вымышленному |
0,80 ± 0,09 |
1,00 ± 0,23 |
|
Std.Dev. |
0,41 |
0,28 |
Таблица 4.
Средние значения показателей беседы «Расскажи о себе» школьников с нормальным психическим развитием (Группа 1) и ЗПР (Группа 2).
Шкалы |
Группа 1 |
Группа 2 |
p < |
Совместная деятельность |
1,30 ± 0,11 |
4,65 ± 0,21 |
|
Std.Dev. |
0,47 |
0,93 |
|
Интерес к ребенку со стороны родителей |
2,05 ± 0,17 |
5,05 ± 0,21 |
|
Std.Dev. |
0,76 |
0,94 |
|
Стили воспитания |
4,75 ± 0,18 |
1,90 ± 0,27 |
|
Std.Dev. |
0,79 |
1,21 |
|
Эмоциональная обстановка |
3,05 ± 0,15 |
5,05 ± 0,22 |
|
Std.Dev. |
0,69 |
1,00 |
|
Отношение к одноклассникам |
3,70 ± 0,23 |
4,85 ± 0,13 |
|
Std.Dev. |
1,03 |
0,59 |
|
Ситуативно-деловые отношения |
3,05 ± 0,18 |
4,35 ± 0,15 |
|
Std.Dev. |
0,83 |
0,67 |
Таблица 5.
Средние значения показателей шкал из теста Басса-Дарки у мальчиков с нормальным психическим развитием (группа 1) и девочек с нормальным психическим развитием (группа 2).
Шкалы |
Группа 1 |
Группа 2 |
p < |
Физическая агрессия |
6,80 ± 0,29 |
5,60 ± 0,31 |
|
Std. Dev. |
0,92 |
0,97 |
|
Косвенная агрессия |
6,30 ± 0,26 |
5,10 ± 0,28 |
|
Std. Dev. |
0,82 |
0,88 |
|
Раздражение |
5,90 ± 0,35 |
4,60 ± 0,22 |
|
Std. Dev. |
1,10 |
0,70 |
|
Негативное отношение |
3,40 ± 0,31 |
2,70 ± 0,37 |
|
Std. Dev. |
0,97 |
1,16 |
|
Обида |
4,80 ± 0,42 |
4,30 ± 0,15 |
|
Std. Dev. |
1,32 |
0,48 |
|
Подозрение |
5,10 ± 0,38 |
4,40 ± 0,22 |
|
Std. Dev. |
1,20 |
0,70 |
|
Вербальная агрессия |
5,70 ± 0,40 |
4,70 ± 0,26 |
|
Std. Dev. |
1,25 |
0,82 |
|
Чувство вины |
4,80 ± 0,29 |
4,40 ± 0,27 |
|
Std. Dev. |
0,92 |
0,84 |
Таблица 6.
Средние значения показателей шкал из теста Рене Жиля у мальчиков с нормальным психическим развитием (группа1 ) и девочек с нормальным психическим развитием (группа 2).
Шкалы |
Группа 1 |
Группа 2 |
p < |
Отношение к матери |
10,40 ± 1,23 |
5,60 ± 0,31 |
|
Std. Dev. |
3,89 |
0,97 |
|
Отношение к отцу |
3,90 ± 0,85 |
5,10 ± 0,28 |
|
Std. Dev. |
2,69 |
0,88 |
|
Отношение к родительской чете |
4,80 ± 0,74 |
4,60 ± 0,22 |
|
Std. Dev. |
2,35 |
0,70 |
|
Отношение к брату и сестре |
6,20 ± 1,12 |
2,70 ± 0,37 |
|
Std. Dev. |
3,55 |
1,16 |
|
Отношение к бабушке и дедушке |
1,40 ± 0,34 |
4,30 ± 0,15 |
|
Std. Dev. |
1,07 |
0,48 |
|
Отношение к другу |
5,50 ± 1,10 |
4,40 ± 0,22 |
|
Std. Dev. |
3,47 |
0,70 |
|
Отношение к учителю |
4,50 ± 0,56 |
4,70 ± 0,26 |
|
Std. Dev. |
1,78 |
0,82 |
|
Любознательность |
7,10 ± 0,97 |
4,40 ± 0,27 |
|
Std. Dev. |
3,07 |
4,40 ± 0,34 |
|
Доминантность |
2,30 ± 0,45 |
5,60 ± 0,31 |
|
Std. Dev. |
1,42 |
0,97 |
Общительность |
2,70 ± 0,54 |
5,10 ± 0,28 |
|
Std. Dev. |
1,70 |
0,88 |
|
Закрытость |
8,70 ± 1,14 |
4,60 ± 0,22 |
|
Std. Dev. |
3,59 |
0,70 |
|
Социальная адекватность |
5,70 ± 1,43 |
2,70 ± 0,37 |
|
Std. Dev. |
4,52 |
1,16 |
Таблица 7.
Средние значения показателей шкал из теста «Рисунок» у мальчиков с нормальным психическим развитием (группа 1) и девочек с нормальным психическим развитием (группа 2).
Шкалы |
Группа 1 |
Группа 2 |
p < |
Изображение всех членов семьи |
2,00 ± 0,43 |
2,00 ± 0,44 |
|
Std.Dev. |
0,55 |
0,35 |
|
Общая деятельность |
0,60 ± 0,16 |
1,00 ± 0,21 |
|
Std.Dev. |
0,52 |
0,67 |
|
Адекватное соотношение |
1,00 ± 0,24 |
1,00 ± 0,23 |
|
Std.Dev. |
0,31 |
0,28 |
|
Положительные эмоции |
1,00 ± 0,44 |
1,40 ± 0,22 |
|
Std.Dev. |
0,67 |
0,70 |
|
Соотношение реального изображения к вымышленному |
1,00 ± 0,22 |
1,00 ± 0,26 |
|
Std.Dev. |
0,31 |
0,27 |