Проявление эмоций в семейных отношениях у младших подростков с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 20:56, дипломная работа

Описание работы

Значимость семьи становится особенно важной при формировании личности ребёнка с задержкой психического развития (ЗПР). От характера установления связей «родитель-ребёнок с ЗПР» и от понимания значимости семейного коллектива будет зависеть первичная социализация личности проблемного ребёнка. Система отношений ребёнка с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности составляют важнейший компонент развития ребёнка, определяют зону его ближайшего развития.
Цель исследования: выявление особенностей эмоций младших школьников с ЗПР в детско-родительских отношениях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3 - 6
1. РОЛЬ ЭМОЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ……………………….7
1.1. Определение понятия «Эмоции»……………………………………..7 - 18
1.2.Особенности проявления эмоций у подростков………..................19 - 26
1.3.Психологические проблемы задержки психического развития…...26 - 34
1.4. Особенности эмоций у подростков с задержкой психического развития……………………………………………………………………....35 - 38
1.5. Роль семьи в становлении личности………………………………..38 - 50
1. 6. Влияние детско-родительских отношений на формирование личности детей с задержкой психического развития…………………………………51 - 54
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………55
2.1. Характеристика обследованных групп детей младшего подросткового возраста………………………………………………………………………........55
3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ…………………………………..55 -.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ,……………………………………………………………...
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Nikitina_Galina_ot_26_05_10.doc

— 2.40 Мб (Скачать файл)

     ЗПР конституционального происхождения характеризуется лишь недоразвитием эмоционально - волевой сферы в сочетании с достаточным уровнем развития познавательной деятельности и речевой функции.

     При ЗПР соматогенного происхождения имеются сочетания недоразвития эмоционально - волевой сферы с некоторым недоразвитием познавательной деятельности.

     При ЗПР психогенного происхождения, психофизический инфантилизм  
с недоразвитием познавательной деятельности осложняется ещё  
и нейродинамическими нарушениями.

     ЗПР церебрально-органического генеза характеризуется сочетанием недоразвития эмоционально - волевой сферы и познавательной деятельности  
с недоразвитием речевой функции (Мамайчук И.И., 2006).

 Задержки психического развития возникают в связи с экзогенными вредностями. Действие этих вредоносных факторов приводит лишь  
к нарушению темпа развития, что подтверждается обратимостью симптомов. Подростки с ЗПР характеризуются нарушениями поведения по типу психической неустойчивости расторможенности влечений. Подростков  
с такими видами нарушений поведения отличают черты  
эмоционально - волевой незрелости. Эмоциональная поверхностность легко приводит к конфликтным ситуациям, в разрешении которых недостаёт самоконтроля и самоанализа. Поскольку, изменения в психической деятельности не носят грубого характера, поддаются коррекционным воздействиям, усилия педагогов и психологов, в первую очередь, должны быть направлены на разработку адекватных и эффективных программ формирования и развития различных сторон психической сферы данной категории детей. Тем более что ЗПР - такая разновидность аномального психического развития, которая может быть компенсирована в адекватных состоянию ребёнка психолого-педагогических условиях.

 Незрелость эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР обуславливает своеобразие формирования их поведения, и личностные особенности. Страдает сфера коммуникации. По уровню коммуникативной деятельности дети отстают от нормально развивающихся детей. Так, исследования  
Е.Е. Дмитриевой (1989) показали, что старшие дошкольники с ЗПР не готовы к внеситуативно-личностному общению с взрослым. В отличие от своих нормально развивающихся сверстников они достигают лишь уровня ситуативно-делового общения. Эти факты необходимо учитывать  
при построении системы педагогической и психологической коррекции.

Отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической  
сферы - страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к "эмоционально тёплым" отношениями со сверстниками. Нарушены эмоциональные контакты  
с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения (Васильева Е.Н., 1994; Ефремова Г.Н., 1997). При задержке психического развития затруднено социальное развитие ребёнка,  
его личностное становление - формирование самосознания, самооценки, системы "Я". В исследованиях М.С. Певзнер и Т.А. Власовой отмечается,  
что для детей с ЗПР характерна, прежде всего, неорганизованность, некритичность, неадекватность самооценки. Эмоции детей с ЗПР поверхностны и неустойчивы, вследствие чего дети внушаемы и склонны  
к подражанию.

М.С. Певзнер и  Т.А. Власова (1967) выделили типичные для детей  
с ЗПР особенности в эмоциональном развитии:

     1) неустойчивость эмоционально-волевой сферы, что проявляется  
в невозможности на длительное время сконцентрироваться  
на целенаправленной деятельности. Психологической причиной этого является низкий уровень произвольной психической активности;

     2) проявление негативных характеристик кризисного развития,  
трудности в установлении коммуникативных контактов;

     3) появление эмоциональных расстройств: дети испытывают страх, тревожность, склонны к аффективным действиям.

Изначально неполноценная биологическая основа (различные формы недоразвития клеток головного мозга, родовые и послеродовые травмы, интоксикации головного мозга, экологические неблагоприятные воздействия и пр.), вступая в сложное взаимодействие с деструктивными факторами социальной среды, детерминирует более адекватные или менее адекватные реакции личности подростка (Л.С. Выготский, 1960;. Б.М. Теплов, 1961;  
В.М. Русалов, 1979; В.В. Ковалев, 1985).  

  Таким образом, можно выделить ряд существенных особенностей, характерных для эмоционального развития детей с ЗПР: незрелость эмоционально-волевой сферы, органический инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов, гиперактивность, импульсивность, склонность к аффективным вспышкам.

Необходимо добавить, что любое нарушение в развитии  
ребёнка обуславливается, как правило, совокупностью  
обстоятельств, взаимодействием биологических, психофизиологических, социально - психологических и педагогических факторов, каждый из которых  
в отдельных, конкретных случаях может иметь относительно самостоятельное значение. Основные предпосылки нарушений личностного развития складываются в детстве. Важно отметить, что формирование эмоций ребёнка напрямую зависят от модели воспитания, от семейных взаимоотношений.

 

1.5. Роль семьи в становлении  личности

 

Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья - главный институт воспитания. Достаточно большой объём научных трудов  
посвящён роли семьи в формировании нарушений поведения подростков  
из негармоничных семей (Эйдемиллер Э.Г., 1980; Личко А.Е., 1983; Илешева Р.Г., 1990 и др.), неблагополучных семей, в которых отсутствует один  
из родителей  (Алешина Ю.Е., Волович А.С., 1991; Пухова Т.И., 1996). Работы таких отечественных учёных, как Л.И. Божович (1968; 1979),  
Е.В. Субботский (1976); А.В. Запорожец (1978); Д.И.Фельдштейн (1994);  
С.Л. Рубинштейн (1946, 1976); А.Н. Леонтьев (1983); И.А. Юркова (1971); В.И. Лубовский (1989); А.И. Захаров (1982); В.В. Лебединский (1990);  
В.Н. Мясищев (1980) посвящёны исследованию становления личности  
в онтогенезе и дизонтогенезе. В этих работах показано, что формирование личности, эмоциональной сферы, Я-концепции ребёнка первоначально зависят от отношения к ребёнку в семье, оценок их родителями. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности. В процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности (Карабанова О.А., 2001).

  В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают ребёнку новые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Эта тенденция  
всё более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребёнка  
с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребёнка  
тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, т.к. постоянный контроль над своим поведением,  
за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию. Семья влияет на личность взрослых не только в связи с воспитанием детей. Большую роль играют в семье взаимоотношения между представителями разных поколений, а также в пределах одного и того же поколения (супругами, братьями, сестрами, дедушками, бабушками). Семья как малая социальная группа оказывает влияние на своих членов. Одновременно каждый из них своими личными качествами, своим поведением воздействует на жизнь семьи. Отдельные члены этой малой группы могут способствовать формированию духовных ценностей её членов, влиять на цели и жизненные установки всей семьи. Все этапы развития требуют от человека адаптации к новым социальным условиям, помогающим индивиду обогащаться новым опытом, становиться социально более зрелым (Певзнер М.С., 1980).

 Семья имеет огромное значение для развития личности. Она может одинаково способствовать развитию у ребёнка как положительных,  
так и отрицательных представлений о себе. Родители могут внушить ребёнку, что само его существование представляет большую ценность для них  
и окружающих, а могут внушить, что существо он бесполезное и никому ненужное, особенно, если ребёнок обладает каким-то дефектом или отклонением в развитии. Признание изначальной ценности каждого человека как личности способствует благоприятному индивидуальному развитию.  
Вот почему значение семьи в развитии ребёнка переоценить нельзя. Для того чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым, умел преодолевать трудности,  
был способен лучше адаптироваться, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Воспитывающее влияние родителей и стремление ребёнка к подражанию им, играет немаловажную роль в формировании тенденции поведения и личностных черт у детей. Особенности этого поведения и отличительные личностные свойства существенно определяют  
и его Я - концепцию. Важной составляющей Я - концепции является самооценка. Самооценка может быть общей или частной (конкретной). Общая самооценка отражает целостное отношение человека к самому себе,  
его принятие самого себя. Эта самооценка становится фундаментом формирования личности.  При нормальном развитии личности общая самооценка бывает положительной, что  обеспечивает человеку уверенность  
в своих силах, уважение к себе. Отрицательная самооценка приводит  
к неприятию себя, к комплексу неполноценного поведения или   
к агрессивности и озлобленности. Отсутствие положительной общей самооценки в раннем возрасте, особенно в условиях онтогенеза, трудно компенсировать в более поздние периоды. Как правило, именно этот фактор становится причиной возникновения вторичных отклонений поведения, обусловленных негативной оценкой, как достижений, так и самого ребёнка. Частная самооценка может по-разному соотноситься с реальными достижениями человека. Она может быть заниженной, завышенной  
и адекватной. Расхождения между реальными достижениями человека и его самооценкой могут приводить к серьёзным личным проблемам. Частная самооценка формируется на основании оценок взрослых и на основании собственного опыта ребёнка. Завышение самооценки в какой-либо деятельности может привести к эмоциональным вспышкам, обидам, отказу  
от деятельности. Заниженная самооценка приводит к повышенной тревожности, неуверенности в себе, робости и пассивности. Дети, реально оценивающие себя с помощью родителей, осмысливают свои  
недостатки и по мере возможности их устраняют (Карабанова О.А., 2001).

 В контактах с взрослыми ребёнок создаёт себе образ собственного  
«Я», понятие о котором развивается под влиянием одобрения людей, которые пользуются авторитетом. Для формирования собственного «Я» решающим фактором являются взгляды и поведения родителей. Благодаря их правильной позиции ребёнок создаёт о себе определённое мнение. При суровой  
и отвергающей позиции ребёнок ощущает страх и оценивает себя негативно.  
При чрезмерно требовательной позиции родители хотят силой «дотянуть» своего ребёнка до модели идеального, созданного в их воображении ребёнка, это часто проявляется в семьях, имеющих аномальных детей. Иногда за этой моделью кроются собственные неосуществлённые мечты. При такой позиции родителей у ребёнка легко развивается ощущение неполноценности,  
т. к. его постоянно поправляют, поучают. Поэтому он чувствует себя очень неуверенно. При чрезмерной оберегающей позиции родители видят в ребёнке образец совершенства, поэтому относятся к нему некритично, что затрудняет ему возможность дать себе правильную самооценку. Такая позиция способствует образованию у ребёнка чрезмерной уверенности в своих силах, переоценке своих возможностей. Очень часто это приводит к потрясениям при возникновении конфликтов с ровесниками и затруднений в общении  
с взрослыми. Ребёнок не может понять и осознать свои достоинства  
и недостатки (Захаров А.И., 2006).

В начале подросткового возраста в содержании «Я» - концепции заметны существенные изменения (Захаров А.И., 1988). Во - первых, отмечается бурный рост негативных самооценок. Наряду с этим изменяется главный критерий.  Суждение о себе младших подростков отличается большей самостоятельностью и аргументированностью.  Таким образом, содержание «Я» становится многозначным и более содержательным. Подростки в первую очередь оценивают умения, способности и другие развития интеллекта. Затем, по значимости занимают места - самооценка  
и ролевые характеристики, а замыкает этот перечень - отношения  
с окружающими людьми.

Особая роль в становлении личности подростка принадлежит агрессии. «Агрессивное поведение - это любая форма поведения, нацеленного  
на оскорбление или причинение вреда другому живому существу,  
не желающему подобного обращения». Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым или неодушевлённым), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряжённости, страха, подавленности и т.д.) (Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П., 2009, с. 20).  
Свои первые знания о моделях агрессивного поведения дети приобретают  
в семье. Семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. Именно в семье ребёнок проходит свой первый этап социализации и именно там он может усвоить первый урок агрессивного поведения. Этому способствуют: характер семейных взаимоотношений, постоянные ссоры, скандалы между родителями, стили семейного воспитания - частые и неоправданно жестокие наказания, отсутствие контроля и присмотра за детьми. Значимым фактором становления агрессивных форм поведения являются взаимоотношения со сверстниками. Агрессивное поведение связано с положением ребёнка в кругу сверстников, отвержение ребёнка другими детьми, низкий социальный статус в группе сверстников (Захаров А.И., 1982).

 Нарушенные семейные отношения, неправильное воспитание могут рассматриваться как причины возникновения личностных деформаций. Некоторые факторы, связанные с составом семьи, состоянием её внутренних взаимоотношений или неверными позициями родителей, могут вызвать снижение воспитательной функции семьи и привести к нарушениям  
в поведении детей, к отрицательным влияниям в формировании их личности. Отсюда и детская тревога, и страхи и даже невротические симптомы.  
Для ребёнка очень важны взаимоотношения между членами семьи.  
И особенно важно для него понимать, как взрослые относятся к нему.

  Кроме самооценки родители задают и уровень притязаний  
ребёнка - то, на что он претендует в своей деятельности и отношениях  
(Захаров А.И., 1988). Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех,  
и в случае неудачи могут получить тяжёлую психическую травму.  
Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют  
на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются  
с неудачами, но при этом часто многого добиваются. В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания,  
и приёмов воспитания, и учёт того, что можно и чего нельзя допустить  
в отношении ребёнка. Проблемы воспитания детей возникают не только  
в неблагополучных семьях, но и в вполне нормальных. Возникает много различных ситуаций, в результате которых появляются трудности  
в воспитании, а за тем и в отношениях между родителями и детьми.

В современной литературе можно встретить различные классификации стилей и типов родительского воспитания (Ковалев С.В., 1988; Эйдемиллер Э.Г., 1990; Исаев Д.Н., 1994 и др.). Выделяют три основных типа: авторитарный, либеральный и демократический.

  Авторитарный стиль - характеризуется стереотипностью оценок  
и поведения, игнорированием индивидуальных особенностей членов семьи, ригидностью установок, преобладанием дисциплинарных воздействий, бесцеремонностью холодностью и диктатом. Общение ограничивается краткими деловыми распоряжениями, основывается на запретах. Чувства  
и эмоции партнера по общению в расчет не принимаются,  
во взаимоотношениях сохраняется дистанция.

  Либеральный стиль - проявляется в семье как отстраненность  
и отчужденность членов семьи друг от друга, безразличие к делам и чувствам другого. Во взаимоотношениях и общении реализуется принцип «делай,  
что хочешь».

Информация о работе Проявление эмоций в семейных отношениях у младших подростков с задержкой психического развития