Проявление эмоций в семейных отношениях у младших подростков с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 20:56, дипломная работа

Описание работы

Значимость семьи становится особенно важной при формировании личности ребёнка с задержкой психического развития (ЗПР). От характера установления связей «родитель-ребёнок с ЗПР» и от понимания значимости семейного коллектива будет зависеть первичная социализация личности проблемного ребёнка. Система отношений ребёнка с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности составляют важнейший компонент развития ребёнка, определяют зону его ближайшего развития.
Цель исследования: выявление особенностей эмоций младших школьников с ЗПР в детско-родительских отношениях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3 - 6
1. РОЛЬ ЭМОЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ……………………….7
1.1. Определение понятия «Эмоции»……………………………………..7 - 18
1.2.Особенности проявления эмоций у подростков………..................19 - 26
1.3.Психологические проблемы задержки психического развития…...26 - 34
1.4. Особенности эмоций у подростков с задержкой психического развития……………………………………………………………………....35 - 38
1.5. Роль семьи в становлении личности………………………………..38 - 50
1. 6. Влияние детско-родительских отношений на формирование личности детей с задержкой психического развития…………………………………51 - 54
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………55
2.1. Характеристика обследованных групп детей младшего подросткового возраста………………………………………………………………………........55
3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ…………………………………..55 -.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ,……………………………………………………………...
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Nikitina_Galina_ot_26_05_10.doc

— 2.40 Мб (Скачать файл)

  Демократический стиль - это сотрудничество и взаимопомощь, равноправие всех участников семейного союза, гибкость оценок поведения  
в зависимости от ситуации или состояния партнера, с учётом  
его индивидуальных особенностей. При таком подходе взрослые общаются  
с ребёнком товарищеским тоном, корректно направляют его поведение, хвалят и порицают, высказывая одновременно советы, допускают дискуссии по поводу своих распоряжений и не подчеркивают свое руководящее положение.

Классификацию нарушенных типов семейного воспитания можно представить следующим образом: родительская забота выступает в качестве ведущей формы воспитания ребёнка. Уровень заботы, или протекции, определяет, сколько сил и времени уделяют родители воспитанию ребёнка. Можно выделить две крайние степени протекции: чрезмерную (гиперпротекция) и недостаточную (гипопротекция) (Эйдемиллер Э.Г., 1999).

  Гиперопека в семье - система отношений, при которой родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребёнка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая  
их на себя. (Симсон Т.В., 1958; Зачепицкий Р.А., Яковлева Е.К., 1960; Сухарева Г.Е., Юсевич Л.С., 1965; Лакосина Н.Д., 1970; Шкловский В.М., Ильдеркина В.С., 1972). Фактически воспитание становится для них смыслом всей жизни. Родителям свойственны завышенные, не соответствующие реальным возможностям детей требования наряду с их непоследовательностью и противоречивостью (Захаров А.И., 1972). Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. Родители,  
по сути, блокируют процесс серьёзной подготовки их детей к реальности  
за порогом родного дома. Гиперопека выражается в стремлении родителей окружить ребёнка повышенным вниманием. Во всем защищать его, даже если в этом и нет реальной необходимости, сопровождать каждый его шаг, предохранять от мнимых опасностей, беспокоиться по поводу и без повода, удерживать ребёнка возле себя, "привязывать" его к своим настроениям  
и чувствам, требовать от него определённых поступков (Захаров А.И., 1988). Как правило, забота нужна не столько детям, сколько самим родителям, восполняя у них нереализованную и нередко невротически заострённую потребность в привязанности и любви. Стремление матери "привязать" к себе ребёнка имеет в своей основе и выраженное чувство беспокойства или тревоги. Гиперопека может быть мотивирована как тревогой, вызванной одиночеством родителей, так и инстинктивными опасениями, что с ребёнком может случиться несчастье. Это может выражаться такими фразами:  
"Ты только не задерживайся, а то я буду волноваться", "Никуда не уходи без меня" (Захаров А.И., 1988).

Потворствующая гиперпротекция. Ребёнок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению  
его потребностей. Поблажки делаются даже тогда, когда они вредят ребёнку. Родители сковывают инициативу ребёнка чрезмерной заботой  
и предупредительностью. Став взрослым, человек оказывается неспособным  
к самостоятельным действиям, отличается повышенной требовательностью  
к заботе других о себе, неразвитостью эмоционально-волевой сферы, пониженной критичностью по отношению к себе.

Доминирующая гиперпротекция. Ребёнок находится в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, лишая самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Последствиями такого воспитания, в которых сочетаются родительская любовь и ограничительство, будут такие качества личности ребёнка,  
как покорность, зависимость, мнимая агрессивность, отсутствие дружелюбия.  
В подростковом возрасте такое воспитание усиливает реакцию эмансипации  
и обусловливает аффективные реакции.

Повышенная моральная ответственность. Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребёнку с недостатком внимания к нему со стороны родителей, меньшей заботой о нём. Родители любят не самого ребёнка, а его соответствие своему внутреннему образу. Такой стиль приводит к невротическим состояниям, стимулирует развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации характера.

Существует также противоположное понятие - гипоопека, подразумевающее под собой сочетание безразличного родительского отношения с полным отсутствием контроля. Дети могут делать всё,  
что им вздумается. При гипопротекции ребёнок находится на периферии внимания родителей, до него "не доходят руки", за воспитание родители берутся время от времени, когда случается что-либо серьёзное (Эйдемиллер Э.Г., 1999).

   Непоследовательный тип. Родители осуществляют резкую смену стилей, приемов воспитания, переходя от строгости к либерализму  
и, наоборот, от внимания к ребёнку к эмоциональному отвержению. Эмоциональное отвержение. Родители безразличны к судьбе ребёнка.  
Эта трагическая ситуация может быть вызвана и нежелательной беременностью, и нежелательным полом ребёнка, другими обстоятельствами, которые приводят к тому, что родители отталкивают ребёнка. Невнимательность, безразличие к его нуждам, к тому, где он и что с ним, может доходить до жестокости родителей. Родители не проявляют эмоциональной теплоты в общении с ребёнком, не способствуют созданию для него физического комфорта. Детское поведение, связанное  
с переживаниями, встречается с раздражением и обычно пресекается.  
Такая уродливая позиция родителей приводит к эмоциональной недоразвитости ребёнка, провоцирует развитие агрессивности и преступных наклонностей. В результате, повзрослев, они становятся эгоистичными, циничными людьми, которые не в состоянии никого уважать, сами  
не заслуживают уважения, но при этом по-прежнему требуют выполнения всех своих прихотей.

Крайним вариантом нарушенного родительского поведения является материнская депривация. Отсутствие материнской заботы возникает  
как естественный результат при раздельном проживании с ребёнком,  
но, кроме того, оно часто существует в виде скрытой депривации, когда ребёнок живёт в семье, но мать не ухаживает за ним, грубо обращается, эмоционально отвергает, относится безразлично. Всё это сказывается  
на ребёнке в виде общих нарушений психического развития.

  В литературе приводится ряд подходов к анализу семейных взаимоотношений, в том числе предлагается следующие диагностические критерии семейной дисгармонии (Гордон Т., 1997):

- эмоциональные контакты: смягчение  стрессов; психологическая   защищённость.

- модель поведения: способность  приспосабливаться к меняющимся  условиям среды; дисциплинированность  при последовательности требований.

- коммуникативные связи: вербальные (требование, понимание, сопереживание, порицание т.п.); невербальные (поза, мимика, жесты и т.п.).

- источник жизненного опыта: стиль  преодоления стрессов; выполнение  домашних обязанностей; игры и  занятия; совместные мероприятия.

Типы неблагополучных семей:

- семьи с дефицитом воспитательных  ресурсов: неполные, с низким интеллектуальным  уровнем родителей; с низким материальным  уровнем.

- конфликтные семьи: диссоциированная  пара; нежелание преодолеть недостатки  характера; неприятие супруга (его  установок, культуры, манер).

- семьи с нравственной деформацией: эгоистически ориентированные семьи (достигать своего в ущерб другими, пользоваться чужим трудом, поступаться  принципами и т.д.); криминальные  семьи; с наркологическими проблемами.

- педагогически не компетентные семьи: непонимание индивидуальности;  
с патологическими типами воспитания.

Характеристика асоциальной семьи:

- сочетание затяжных, конфликтных  внутрисемейных отношений  
с криминологической и наркологической отягощённостью.

- нарастающая социальная изоляция с выключением семьи из доверительных или поддерживающих отношений с другими семьями в микрорайоне.

- проживающие в такой семье  дети испытывают различные формы  давления:

а) разъединённость и эмоциональное отвержение со стороны родителей;

б) заброшенность и насилие, чувство вины и стыда за поведение других членов семьи, например, алкоголезависимой матери;

в) родители соизмеряют своё поведение и свои отношения с «двойным стандартом правил»;

г) родители стремятся перенести стиль внутрисемейных «образцов поведения» на свои взаимоотношения с окружающими, навязать его, если  
не встречают действенного отпора.

Характеристика конфликтной семьи:

- «запутанные отношения» между членами семьи;

- семья с разъединёнными конфликтно сосуществующими родителями;

- семья с хронической неприязнью  между отдельными членами семьи, между старшим и средним поколениями, между родственниками по материнской  
и отцовской линиям;

- общение находится на низком  уровне, в нём отсутствуют забота, юмор, радость от общения;

- доминируют разъединение, неприязнь, взаимное перекладывание вины;

- активное нежелание обсуждать  проблемы семьи с кем-либо из  окружающих сочетается с часто  возникающими состояниями тревоги  и паники  
по отношению к семейным проблемам.

Авторы почти всех литературных источников утверждают,  
что дисгармония во внутрисемейных отношениях тесно связана  
с дисгармонией в детско-родительских отношениях.

  Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня  
развития - коллективом  (Целуйко В.М., 2004). Сотрудничество, как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности,  
её организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребёнка.

  Переходный возраст является наиболее сложным периодом в жизни ребёнка. Для одних он проходит незаметно, для других становится настоящей катастрофой. Ещё недавно послушный ребёнок становится неуправляемым, вступает в конфликт с окружающими. Это нередко вызывает непродуманную отрицательную реакцию родителей, учителей. Их ошибка состоит в том,  
что они пытаются подчинить подростка своей воле, а это только ожесточает, отталкивает его от взрослых и, что самое страшное, - ломает растущего человека, делая его неискренним или по-прежнему послушным вплоть  
до потери своего “Я”. Подростковая самостоятельность выражается  
в основном в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождению  
от их опеки, контроля. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе,  
в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними. То, как складываются отношения в этот трудный для обеих сторон период и после него, зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться - принять чувство взрослости своего ребёнка. Как бы гладко ни проходил подростковый период, конфликтов не избежать. Конфликты чаще всего возникают  
при отношении родителей к подростку как к маленькому ребёнку, а также любая мелочь - от манеры подростка одеваться до вопроса о часе, до которого  
ему позволительно находиться вне дома. Для того чтобы найти общий язык  
с подростком, нужно постараться воспринимать его как равноправного партнера, который просто пока обладает меньшим жизненный опытом, интересоваться его проблемами, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать ему. В таком случае подросток обязательно отплатит своим родителям вниманием и заботой со своей стороны (Дружинин В.Н., 2000).

Возрастные особенности детей создают опасность закрепления последствий неправильного воспитания. В силу тех же особенностей, дети легче перестраиваются, поддаются воспитательному воздействию, более сензитивны в плане развития, если определяющие взаимодействия адекватны возможностям и особенностям ребёнка. Это определяет необходимость  
и высокую эффективность ранней диагностики, профилактики и коррекции нарушений семейного воспитания.

 

1.6. Влияние детско-родительских  отношений на формирование личности подростков с ЗПР

 

Воспитание в семье ребёнка с ЗПР - ответственная задача, так как важнейшим в процессе воспитания любых детей, и особенно детей  
с ЗПР, является понимание состояния ребёнка, прежде всего родителями.  
С признанием того, что в семье растет ребёнок с ЗПР, ответственность родителей значительно возрастает. Проблемам ЗПР посвящено значительное количество исследований, в которых рассматриваются различные аспекты данной проблемы: клинические и психологические особенности, ранняя диагностика, реабилитационная работа и т.д. Однако недостаточно работ, изучающих социальные условия, особенности семей, в которых воспитываются дети с ЗПР, хотя, по мнению многих авторов,  
ЗПР - это аномалия психического развития, в этиологии которой социальный фактор может играть одну из ведущих ролей (Власова Т.А., Певзнер М.С., 1973).

 В работах Л. С. Выготского (1983, 1984), А. Н. Леонтьева (1972, 1981),  
В. Н. Мясищева (1960, 1974) неоднократно указывалось на то, что основные особенности общения детей определяются их социальной практикой, осуществляемой в близком окружении. Отечественные и зарубежные исследователи уделяют значительное внимание изучению влияния семьи  
на развитие детей с ЗПР. Авторы показывают, как способствовать  
их коррекции (Роговин М.С., Полыванная  М.Ю., 1985, Тржесоглава, 1986, Шумаков В.М, Скобло Г.В., Сокольская Т.М., 1985;  и др.). В работах  
Г. В. Грибановой (1986) и Г. Б. Шаумарова (1990) показана роль семьи  
в формировании ряда личностных проявлений детей и подростков  
с задержкой психического развития, особенностей их представлений о своей будущей семье, влияние родительской семьи на функционирование семей выпускников специальных школ.

Причиной задержки психического развития чаще всего являются наследственность, перинатальная патология и социальные факторы. Перинатальная патология в формировании ЗПР может играть ведущую роль  
в случае значительного воздействия патогенных перинатальных факторов,  
но в большинстве случаев она не является основной и единственной причиной ретардированного развития. Предположение о значимости наследственных  
и социальных факторов подтверждается достоверно более низким уровнем образования и социального статуса родителей детей с ЗПР. При этом изначально невысокий уровень интеллектуальных возможностей детей с ЗПР усугубляется тем, что в большинстве случаев они не получают соответствующего развивающего воспитания в условиях семьи и у них  
не формируются установки на активную познавательную деятельность  
и обучение в школе. Преимущественно невысокие интеллектуальные способности родителей детей с ЗПР, низкий уровень их социального статуса  
и материальной обеспеченности должны служить сигналом, что в таких семьях крайне необходимо раннее выявление детей с отставанием  
в психическом развитии. Необходимо оказание им комплексной  
медико-психолого-педагогической помощи с целью улучшения их адаптивных возможностей и предотвращения в дальнейшем формирования отклоняющегося поведения. Нормальная социализация ребёнка  
и психокоррекция его интеллектуальной и эмоционально - волевой сферы позволяет преодолеть задержку психического развития.

Информация о работе Проявление эмоций в семейных отношениях у младших подростков с задержкой психического развития