Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 20:56, дипломная работа
Значимость семьи становится особенно важной при формировании личности ребёнка с задержкой психического развития (ЗПР). От характера установления связей «родитель-ребёнок с ЗПР» и от понимания значимости семейного коллектива будет зависеть первичная социализация личности проблемного ребёнка. Система отношений ребёнка с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности составляют важнейший компонент развития ребёнка, определяют зону его ближайшего развития.
Цель исследования: выявление особенностей эмоций младших школьников с ЗПР в детско-родительских отношениях.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3 - 6
1. РОЛЬ ЭМОЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ……………………….7
1.1. Определение понятия «Эмоции»……………………………………..7 - 18
1.2.Особенности проявления эмоций у подростков………..................19 - 26
1.3.Психологические проблемы задержки психического развития…...26 - 34
1.4. Особенности эмоций у подростков с задержкой психического развития……………………………………………………………………....35 - 38
1.5. Роль семьи в становлении личности………………………………..38 - 50
1. 6. Влияние детско-родительских отношений на формирование личности детей с задержкой психического развития…………………………………51 - 54
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………55
2.1. Характеристика обследованных групп детей младшего подросткового возраста………………………………………………………………………........55
3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ…………………………………..55 -.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ,……………………………………………………………...
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
Время выполнения задания не ограничивается (в большинстве случаев оно длится не более 35 минут). После выполнения задания надо стремиться получить максимум информации вербальным путем. Обычно задаются следующие вопросы:
1. Скажи, кто тут нарисован?
2. Где они находятся?
3. Что они делают?
4. Им весело или скучно? Почему?
5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?
6. Кто из них самый несчастный? Почему?
Последние два вопроса провоцируют ребёнка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребёнок склонен делать.
Поэтому, если ребёнок не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на ответе. При опросе психолог должен пытаться выяснить смысл нарисованного ребёнком: чувства к отдельным членам семьи; почему ребёнок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло); что значат для ребёнка определенные детали рисунка (птицы, зверушки). При этом по возможности следует избегать прямых вопросов, настаивать на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы, например: "Если вместо птички был бы нарисован человек, то кто бы это был?", "Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?", "Кого мама позовет идти с собой?" и т.п.
В этом тесте более полно
проявляется эмоциональная
1). Изображение всех членов семьи на рисунке. Расположение членов семьи на листе оценивалось как верхнее, если все фигуры располагались выше средней линии листа, а нижнее, если положение фигур располагалось ниже средней линии листа. Остальные положения считались средними.
Учитывалась последовательность изображения фигур. В рисунке ребёнок первым изображает наиболее значимого главного или наиболее эмоционально близкого человека. Часто первыми рисуют мать или отца. То, что часто дети первыми рисуют себя, наверное, связано с их эгоцентризмом как возрастной характеристикой. Если первыми ребенок рисует не себя, не родителей, а других членов семьи, значит это наиболее значимые для него лица в эмоциональном отношении. Примечательны случаи, когда ребенок последней рисует мать. Часто это связано с негативным отношением к ней.
Если первой нарисованная фигура является самой большой, но нарисована схематично, не декорирована, то это указывает на воспринимаемую ребёнком значимость этого лица, силу, доминирование в семье, но не указывает на положительные чувства ребёнка в его отношении. Однако если первая фигура нарисована тщательно, декорирована, то можно думать, что это наиболее любимый член семьи, которого ребёнок почитает и на которого хочет быть похож. Некоторые дети сперва рисуют различные объекты, линию основания, солнце, мебель и т.д. и лишь в последнюю очередь приступают к изображению людей. Есть основание считать, что такая последовательность выполнения задания является своеобразной защитой, при помощи которой ребёнок отодвигает неприятное ему задание во времени. Чаще всего это наблюдается у детей с неблагополучной семейной ситуацией. Возвращение к рисованию тех же членов семьи, объектов, деталей указывает на их значимость для ребёнка. Паузы перед рисованием определенных деталей, членов семьи чаще всего связаны с конфликтным отношением и являются внешним проявлением внутреннего диссонанса мотивов На бессознательном уровне ребёнок как бы решает, рисовать ему или нет человека или деталь, связанные с негативными эмоциями.
Ребёнок может выражать эмоциональные связи в рисунке посредством физических расстояний. Если ребёнок рисует себя отдалённо от других, это указывает на чувство невключённости, отчуждённости. Если ребёнок не рисует себя вообще, это свидетельствует об отсутствии чувства общности, или о том, что ребёнок чувствует отвержение. Дети уменьшают состав семьи, "забывая" нарисовать тех членов семьи, которые им менее эмоционально привлекательны, с которыми сложились конфликтные ситуации. Не рисуя их, ребёнок как бы избегает негативных эмоций, связанных с определёнными людьми. В рисунках, где часть семьи расположена в одной группе, а одно или несколько лиц - отдалено, это указывает на чувство отчужденности. В случае отдаления одного члена семьи можно предполагать негативное отношение ребёнка к нему, иногда судить об угрозе, исходящей от него.
Наиболее часто в рисунке отсутствуют братья или сестры, что связано с наблюдаемыми в семьях ситуациями конкуренции. Ребёнок, таким образом, в символической ситуации "монополизирует" недостающую любовь и внимание родителей к нему. Информативным может быть и увеличение состава семьи, включение в рисунок семьи посторонних людей. Дополнительно к родителям (или вместо них) нарисованные, не связанные с семьей взрослые указывают на восприятие негативности семьи, на поиск человека, способного удовлетворить ребёнка в близких эмоциональных контактах или на следствие ощущения отверженности, ненужности в семье.
2). Общая деятельность. Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, их взаимодействие и расположение. Сплочённость семьи, рисование семьи с соединенными руками, объединённость их в общей деятельности являются индикаторами психологического благополучия. Близкое расположение фигур, обусловленное замыслом поместить членов семьи в ограниченное пространство (лодку, маленький домик и т.д.), может говорить о попытке ребёнка объединить, сплотить семью.
Рисунки с противоположными характеристиками (разобщённостью членов семьи) могут указывать на низкий уровень эмоциональных связей. При серьёзных нарушениях внутрисемейного общения, фигуры разных членов семьи нередко отделены друг от друга перегородками, помещены в разных комнатах и т.д.
3). Адекватное соотношение фигур. Относительная величина изображаемой фигуры (по отношению к другим членам семьи) отражает степень значимости данного члена семьи в восприятии ребёнка. Особенности графического рисования отдельных членов семьи могут дать информацию большого диапазона: об эмоциональном отношении ребёнка к отдельному члену семьи, о том, каким ребёнок его воспринимает, о "Я-образе" ребёнка, о его половой идентификации и т.д. Так, изображение родителей очень большими, а себя – очень маленьким говорит о том, что ребёнок ощущает себя подавленным, заброшенным или характерно для ситуации гиперопеки. Изображение кого-либо из родителей особо маленьким интерпретируется как представление о его малой значимости в семье. Изображение себя самым высоким говорит о претензиях ребёнка на лидирующее положение в семье. При оценке эмоционального отношения ребёнка к членам семьи следует обращать внимание на: 1) количество деталей тела (голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы и т. д.); 2) декорирование (детали одежды и украшения); 3) количество использованных цветов для рисования фигуры.
Хорошие эмоциональные отношения с человеком сопровождаются большим количеством деталей тела, декорировании, использовании разнообразных цветов. Большая схематичность, незаконченность рисунка, пропуск существенных частей тела (головы, рук, ног) может указывать наряду с негативным отношением к человеку также на агрессивные побуждения к нему. Дети, как правило, самыми большими рисуют отца и мать, что соответствует реальности. Некоторые дети самыми большими или равными по величине с родителями рисуют себя. Это связано с: а) эгоцентричностью ребёнка; б) соревнование за родительскую любовь, исключая или уменьшая при этом "конкурента". Значительно меньшими, чем других членов семьи, себя рисуют дети, которые: а) чувствуют свою незначительность, ненужность; б) требующие опеки, заботы со стороны родителей.
Информативным может быть и абсолютная
величина фигур. Большие, через весь лист,
фигуры рисуют импульсивные, уверенные в
себе, склонные к доминированию дети. Очень
маленькие фигуры связаны с тревожностью,
чувством опасности. При анализе следует
обращать внимание на рисование отдельных
частей тела: 1. Руки являются основными
средствами воздействия на мир, физического
контроля поведения других людей. Если
ребёнок рисует себя с поднятыми вверх
руками, длинными пальцами, то это часто
связано с агрессивными желаниями. Иногда
такие рисунки рисуют и внешне спокойные
и покладистые дети. Можно предполагать,
что ребёнок чувствует враждебность по
отношению к окружающим, но его агрессивные
побуждения подавлены. Такое рисование
себя также может указывать на стремление
ребёнка компенсировать свою слабость,
желание быть сильным, властвовать над
другими. Это интерпретация более достоверна
тогда, когда ребёнок в дополнение к "агрессивным"
рукам еще рисует и широкие плечи или другие
атрибуты "мужественности" и силы.
Иногда ребёнок рисует всех членов семьи
с руками, но "забывает" нарисовать
их себе. Если при этом ребенок рисует
себя еще и непропорционально маленьким,
то это может быть связано с чувством бессилия,
собственной незначительности в семье,
с ощущением, что окружающие подавляют
его активность, чрезмерно его контролируют.
2. Голова — центр локализации "я",
интеллектуальной деятельности; лицо
— важная часть тела в процессе общения.
Если в рисунке пропущены части лица (глаза,
рот), это может указывать на серьезные
нарушения в сфере общения. Если при рисовании
других членов семьи ребёнок пропускает
голову, черты лица или штрихует нее лицо,
то это часто связано с конфликтными отношениями
с данным лицом, враждебным отношением
к нему.
Выражение лица нарисованных людей также может быть индикатором чувств ребёнка к ним. Однако дети склонны рисовать улыбающихся людей, это своеобразный "штамп" в рисунках, но это вовсе не означает, что дети так воспринимают окружающих. Для интерпретации рисунка семьи выражения лиц значимы только в тех случаях, когда они отличаются друг от друга. Если ребёнок рисует себя так же, как и другие фигуры того же пола, то можно говорить об адекватной половой идентификации. Аналогичные детали и цвета в презентации двух фигур, например сына и отца, можно интерпретировать, как стремление сына быть похожим на отца, идентификацию с ним, хорошие эмоциональные контакты. В некоторых случаях вместо реальных членов семьи ребёнок рисует маленьких зверушек, птиц. Психологу всегда следует уточнить, с кем ребёнок их идентифицирует. Наиболее часто так рисуются братья или сестры, чье влияние в семье ребёнок стремится уменьшить, обесценить и проявить по отношению к ним символическую агрессию.
4). Положительные эмоции.
Если рисунку себя характерна маленькая величина, схематичность, цветовой гаммой создан негативный фон, то можно предполагать присутствие чувства отверженности, покинутости, иногда — аутических тенденций.
5). Соотношение состава реальной и нарисованной семьи.
Искажение реального состава семьи всегда заслуживает пристального внимания, так как за этим почти всегда стоят эмоциональный конфликт, недовольство семейной ситуацией. Ожидается, что ребенок, переживающий эмоциональное благополучие в семье, будет рисовать полную семью.
Крайние варианты представляют собой рисунки, в которых;
а) вообще не изображены люди;
б) изображены только не связанные с семьей люди. За такими реакциями чаще всего кроются: травматические переживания, связанные с семьей; чувство отверженности, покинутости; аутизм (т.е. психологическое отчуждение, выражающееся в уходе ребёнка от контактов с окружающей действительностью и погружении в мир собственных переживаний); чувство небезопасности, большой уровень тревожности; плохой контакт психолога с исследуемым ребёнком.
Для нашего исследования, данные шкалы являются показателями благоприятной или неблагоприятной семейной ситуации.
Беседа «Расскажи о себе»
Для составления общего представления о подростке и его семейной ситуации, его взаимоотношениях со сверстниками, педагогами нами была разработана беседа-опросник «Расскажи о себе».
Предложенная форма опросника предусматривает получение ответов на вопросы в письменной форме. Содержание ответов на отдельные вопросы могут уточняться по усмотрению экспериментатора.
Цель: составление общего представления о подростке, его семье, о взаимоотношения со сверстниками, педагогами.
Стимульный материал: чистый лист бумаги для испытуемого.
Для удобства анализа было выделено 6 основных блоков: внеситуативно-познавательный, внеситуативно-личностный, стиль воспитания, эмоциональный климат семьи, отношения «подросток-подросток», отношения «подросток-взрослый».
Вопросы беседы:
Таблица 1.
Средние значения показателей шкал из теста Басса-Дарки у школьников с нормальным психическим развитием (группа 1) и с ЗПР (группа 2).
Шкалы |
Группа 1 |
Группа 2 |
p < |
Физическая агрессия |
6,20 ± 0,25 |
6,85 ± 0,42 |
|
Std. Dev. |
1,11 |
1,87 |
|
Косвенная агрессия |
5,70 ± 0,23 |
5,45 ± 0,29 |
|
Std. Dev. |
1,03 |
1,32 |
|
Раздражение |
5,25 ± 0,25 |
6,60 ± 0,30 |
|
Std. Dev. |
1,12 |
1,35 |
|
Негативное отношение |
3,05 ± 0,25 |
3,40 ± 0,17 |
|
Std. Dev. |
1,10 |
0,75 |
|
Обида |
4,55 ± 0,22 |
5,35 ± 0,30 |
|
Std. Dev. |
1,00 |
1,35 |
|
Подозрение |
4,75 ± 0,23 |
6,30 ± 0,22 |
|
Std. Dev. |
1,02 |
0,98 |
|
Вербальная агрессия |
5,20 ± 0,26 |
7,20 ± 0,37 |
|
Std. Dev. |
1,15 |
1,67 |
|
Чувство вины |
4,60 ± 0,20 |
4,85 ± 0,35 |
|
Std. Dev. |
0,88 |
1,57 |