Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 20:56, дипломная работа
Значимость семьи становится особенно важной при формировании личности ребёнка с задержкой психического развития (ЗПР). От характера установления связей «родитель-ребёнок с ЗПР» и от понимания значимости семейного коллектива будет зависеть первичная социализация личности проблемного ребёнка. Система отношений ребёнка с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности составляют важнейший компонент развития ребёнка, определяют зону его ближайшего развития.
Цель исследования: выявление особенностей эмоций младших школьников с ЗПР в детско-родительских отношениях.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3 - 6
1. РОЛЬ ЭМОЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ……………………….7
1.1. Определение понятия «Эмоции»……………………………………..7 - 18
1.2.Особенности проявления эмоций у подростков………..................19 - 26
1.3.Психологические проблемы задержки психического развития…...26 - 34
1.4. Особенности эмоций у подростков с задержкой психического развития……………………………………………………………………....35 - 38
1.5. Роль семьи в становлении личности………………………………..38 - 50
1. 6. Влияние детско-родительских отношений на формирование личности детей с задержкой психического развития…………………………………51 - 54
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………55
2.1. Характеристика обследованных групп детей младшего подросткового возраста………………………………………………………………………........55
3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ…………………………………..55 -.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ,……………………………………………………………...
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
Таким образом, в условиях преобразования и дальнейшего
развития нашего общества возрастает
роль и ответственность семьи и школы
в осуществлении всестороннего развития
личности. Вопросы обучения
и воспитания подрастающего поколения,
решаемые массовой школой, стоят
и перед специальной школой для детей
с ЗПР, так как её выпускники
в дальнейшем стоят перед выбором профессии,
что связано с самым широким применением
навыков общения.
Дети с ЗПР - это дети «с сохранным интеллектом»,
но значительно более низкими в сравнении
со сверстниками адаптационными возможностями.
Это делает их уязвимыми по отношению
к воздействиям внешней среды и предрасположенными
к патологическим реакциям
на перегрузки, социально-психологическим
срывам. Дети с ЗПР особенно зависимы от
неблагоприятных внешних факторов: асоциальная
среда, условия безнадзорности, ослабленное
воспитательное воздействие. Никем
не контролируемые и не подавляемые импульсы
закрепляются как привычная форма поведения.
Учебные трудности, как правило, сопровождаются
отклонениями в поведении. Из-за функциональной
незрелости нервной системы процессы
торможения и возбуждения мало сбалансированы.
Ребёнок, либо очень возбудим, импульсивен,
агрессивен, раздражителен, постоянно
конфликтует с детьми. Либо, наоборот,
скован, заторможен, пуглив, тревожен.
Всё это характеризует синдром СДВГ (синдром
дефицита внимания с гиперактивностью),
свойственный всем детям с ЗПР. Из таких
взаимоотношений, характеризующихся как
состояние хронической дезадаптации,
ребёнок самостоятельно, без специальной
педагогической помощи выйти не может. Большое влияние на формирование полноценной
личности ребёнка оказывает семья, и очень
многое зависит от правильного родительского
поведения, особенно в семьях, имеющих
детей с задержкой психического развития.
Разные стили ухода и обращения, с ребёнком
начиная с первых дней его жизни, формируют
те или иные особенности его психики
и поведения. Родители ребёнка с ЗПР должны
как можно раньше обращаться к специалистам
для адекватной оценки его способностей
и возможностей. Непонимание одним или
обоими родителями объективного статуса
психического развития их ребёнка либо
неприятие первичной оценки состояния
ребёнка нередко приводит к возникновению
конфликтных ситуаций.
Прогноз развития целиком и полностью
зависит от внешних обстоятельств воспитания:
от степени воспитательных воздействий,
от характера социальной сферы, в которой
живет ребёнок. Можно сказать, семья играет
главенствующую роль в процессе формирования
личности:
это первая ступенька социализации и самосознания
ребёнка. Роль семейных взаимоотношений
является исключительно важной для становления
личности ребёнка, особенно его эмоциональной
сферы.
Во взаимодействии с детьми родители
должны ориентироваться, прежде всего,
на эмоциональную сторону отношений, поскольку
только через полное принятие ребёнка
возможно доверие и открытость с его стороны.
Отсутствие необходимого эмоционального
фона в родительских отношениях приводит
к неприятию ребёнка и деформацииразвития
его личностных качеств. Если общение
между ребёнком и родителями носит эмпатическую
направленность, между ними складывается
личностное общение высшего уровня, в
котором каждый из партнёров воспринимает
другого как личность со своим неповторимым
внутренним миром. В таком общении родитель
соучаствует
в проблемах ребёнка, а соучастие выражается
в понимании, сочувствии.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Характеристика обследованных групп детей младшего подросткового возраста
Группа 1 – 20 подростков с задержкой психического
развития (10 девочек
и 10 мальчиков в возрасте от 10 до 13 лет),
учащиеся 5-х классов средней общеобразовательной
школы № 561 (7 вида) Калининского района
города Санкт - Петербурга. Дети данной
группы имеют задержку психического развития
различного генеза (конституционального,
соматогенного, психогенного, церебрально-органического).
Группа 2 – 20 подростков
с нормальным психическим развитием
(10 девочек и 10 мальчиков в возрасте от
10 до 13 лет), которые составили контрольную
группу. Обследуемые подростки посещали
среднюю общеобразовательную школу №
198 Красногвардейского района города
Санкт - Петербурга.
2.2 Методы исследования
1. Для сбора информации о детях проводилась беседа. В процессе беседы
выяснялись биографические данные, особенности
взаимоотношений
с родителями.
Цель диагностической беседы
заключалась в установлении контакта
с подростками и составлении общего представления
о его семейной ситуации: состав семьи,
особенности эмоциональных отношений
между
её членами, требований, наказаний
и контроля со стороны родителей. Кроме
того, учитывалось умение ребёнка вступать
в контакт, устная экспрессивная диалогическая
речь, познавательные интересы, их избирательность
(Приложение 1).
2. Также осуществлялось наблюдение за
детьми как в процессе беседы с ними,
так и в процессе их исследования. Метод наблюдения позволил
собрать информацию о разнообразных проявлениях
эмоциональных состояний учащихся. Наблюдение
проводилось на каждом этапе диагностики,
это позволило выявить устойчивость проявлений
эмоций. При наблюдении фиксировались:
поведение ребёнка в привычной школьной
обстановке
и в процессе самого психолого-педагогического
исследования. В процессе наблюдения
отмечались: комментарии по поводу своего
отношения
к заданиям, попытки отказа от его выполнения,
собственная оценка своих результатов
в процессе деятельности, формы общения
ребёнка
с одноклассниками, учителями, незнакомым
взрослым (экспериментатором). Однако,
отсутствие стандартизированной процедуры
обработки данных, полученных с помощью
наблюдения, затрудняет интерпретацию
полученных результатов.
3. Исходя из цели нашего исследования, нами использовались следующие психологические методики:
«Диагностика агрессивности». Опросник Басса – Дарки
Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое пособие. // Авт.-сост. Г.А. Шалимова. - М., 2006. Психологический тест Басса-Дарки
Цель: выявление особенностей агрессивности подростков данных групп.
Методика Басса-Дарки, включающая в себя 8 шкал агрессивности (физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины), позволяет качественно и количественно охарактеризовать проявления агрессии и враждебности дома и в процессе обучения.
Говоря об особенностях агрессии в подростковом возрасте необходимо учитывать тот факт, что подросток растет в семье, семья является почти всегда основным фактором социализации, она же является главным источником живых примеров агрессивного поведения для большинства детей. (Приложение 1).
Тест «Рисунок семьи»
Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. - СПБ., 2006.
Цель: выявление особенностей внутрисемейных отношений (в восприятии ребёнка) (Приложение 1).
.
Методика «Фильм-тест» Рене Жиля
Кисова В.В., Конева И.А. Практикум по специальной психологии. - СПб.: Речь, 2006.- 352 с.
Применяется для исследования сферы
межличностных отношений ребёнка
и его восприятия внутрисемейных отношений.
Применение данной методики позволяет
получить информацию о таких аспектах
личностного развития ребёнка как степень
активности, агрессивности, выраженности
стремления
к контактам с другими людьми и т.д.
Цель: изучение социальной приспособленности ребёнка, а также его взаимоотношений с окружающими. Следуя выбранной теме, мы использовали только те шкалы, результаты по которым отображали проявление эмоциональных проблем во взаимоотношениях подростков с родителями (Приложение 1).
Статистические методы работы
Статистическая обработка проводилась с помощью компьютерной программы Epi Info Version 3.5.1: параметрические методы и непараметрический метод Манна – Уитни. Также использовался корреляционный анализ. Статистически значимыми принимали результаты на уровне p <0,05.
2.3. Процедура исследования
Процедура проведения практического исследования работы состояла из двух этапов.
Для проведения первого этапа был использован
метод беседы
и наблюдения, который был проведён с двумя
группами учащихся
5-х классов, по 20 подростков в каждой.
Данное исследование проводилось
с целью знакомства и с подростками и создания
благоприятной атмосферы для проведения
исследования.
Для реализации выбранной цели были использованы
специально подобранные методики, которые позволили
выявить своеобразие проявления эмоций
в семейных отношениях подростков данных
групп. Изучение подростков происходило
в реальных условиях их жизни. Все данные
подтверждены с помощью индивидуального
общения с детьми
в доброжелательной обстановке, бесед
с психологом и классными руководителями.
Второй этап включает в себя непосредственно психологическое тестирование с применением заявленных методик.
В группе подростков с задержкой психического
развития (экспериментальная группа) все исследования
проводились индивидуально,
с небольшим перерывом между ними. У подростков
с нормальным психическим развитием (контрольная
группа) исследования проводились небольшими
группами 5-6 человек.
3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ
3.1 Исследование проявления эмоций младших подростков в семейных отношениях
В процессе наблюдения за деятельностью
детей с ЗПР можно отметить, что 20% детей пытались отказаться от выполнения
предложенных заданий, тогда как у детей
с нормальным психическим развитием отказов
не отмечалось. Также 70% детей с ЗПР
не соблюдали субординацию по отношению
к взрослым людям (педагоги, экспериментатор),
а 30% детей тяжело вступали в контакт. При
выполнении работы подростки с ЗПР вели
себя неадекватно, проявляли выраженную
расторможенность и вербальную агрессию,
в отличие от их сверстников с нормальным
психическим развитием.
В ходе исследования склонности к агрессивному
реагированию достоверно (p< 0.05) более
высокий показатель по шкалам «Раздражение»,
«Обида» выявлен у подростков с ЗПР,
что говорит о неумении подростков данной
категории управлять своими эмоциями.
Также, у подростков с ЗПР достоверно
(p< 0.01) выше показатели по шкалам «Подозрительность»
и «Вербальная агрессия». Дети готовы
к проявлению негативных чувств
при малейшем возбуждении (вспыльчивости,
грубости) через крик, визг, через содержание
словесных ответов (проклятий, угроз) и
осторожность
по отношению к людям, которая может граничить с убеждённостью в том,
что другие люди планируют и приносят
вред. Достоверных различий
по показателям шкал: «Физическая агрессия»,
«Косвенная агрессия», «Негативизм»
и «Чувство вины» не выявлено (Рис.1,
Приложение 2,
таблица 1).
Рис. 1. Средние значения показателей шкал
из теста Басса-Дарки у школьников
с нормальным психическим развитием
( ) и с задержкой психического
развития ( ).
Значение показателей шкал: 1- физическая агрессия, 2- косвенная агрессия, 3- раздражение, 4- негативизм, 5- обида, 6- подозрительность, 7- вербальная агрессия, 8- чувство вины.
При исследовании конкретно-личностных отношений ребёнка
с окружающими, особенностей его социальной
приспособляемости, а также некоторых
его поведенческих характеристик и черт
личности достоверно
(p< 0.05) более низкий результат по шкалам
«Отношение к матери», «Отношение к
матери и отцу как к родительской чете»
показали подростки
с ЗПР. Низкие показатели говорят о неудовлетворённости
в общении
с матерью и нарушении восприятия ребёнком
родителей, как семейной пары.
Результат по шкале «Социальная адекватность поведения»
у группы детей
с ЗПР оказался также достоверно (p< 0.01)
ниже, в отличие
от нормально развивающихся сверстников.
По остальным шкалам достоверных различий
обнаружено не было (Рис.1, Приложение 2,таблица
2).
Рис. 2. Средние значения показателей шкал из теста Рене Жиля у школьников с нормальным психическим развитием ( ) и с задержкой психического развития ( ). Значения показателей шкал: 1- отношение к матери, 2- отношение к отцу, 3- отношение к матери и отцу как к родительской чете, 4- отношение к братьям и сёстрам, 5- отношение к бабушке и дедушке, 6- отношение к другу (подруге), 7 – отношение к учителю (авторитетному взрослому), 8- любознательность, 9- доминантность, 10- общительность, 11- закрытость, 12- социальная адекватность поведения.
В ходе исследования особенностей семейных
взаимоотношений
(в восприятии детей) достоверно (p< 0.01)
ниже получились результаты
у подростков с ЗПР по шкалам «Изображение
всех членов семьи», «Общая деятельность»,
«Положительные эмоции» и достоверно
(p< 0.05) ниже
по шкале «Адекватное соотношение фигур».
Изображение не всех членов семьи, отсутствие
общей деятельности и низкая эмоциональная
окраска рисунков говорит о не удовлетворённости
или дефициту в общении
с близкими людьми. Изменения размера
фигур на рисунках (резкое увеличение
или уменьшение) свидетельствует об особенностях
эмоционального состояния (т.е. ассоциации,
относящиеся к семейной ситуации, вызывающие
у ребёнка тревогу или подавленное настроение).
Других достоверных различий не выявлено
(Рис. 3., Приложение 2,
таблица 3).
Рис. 3. Средние значения показателей шкал из теста «Рисунок семьи» у школьников с нормальным психическим развитием ( ) и с задержкой психического развития ( ).