Проявление эмоций в семейных отношениях у младших подростков с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 20:56, дипломная работа

Описание работы

Значимость семьи становится особенно важной при формировании личности ребёнка с задержкой психического развития (ЗПР). От характера установления связей «родитель-ребёнок с ЗПР» и от понимания значимости семейного коллектива будет зависеть первичная социализация личности проблемного ребёнка. Система отношений ребёнка с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности составляют важнейший компонент развития ребёнка, определяют зону его ближайшего развития.
Цель исследования: выявление особенностей эмоций младших школьников с ЗПР в детско-родительских отношениях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3 - 6
1. РОЛЬ ЭМОЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ……………………….7
1.1. Определение понятия «Эмоции»……………………………………..7 - 18
1.2.Особенности проявления эмоций у подростков………..................19 - 26
1.3.Психологические проблемы задержки психического развития…...26 - 34
1.4. Особенности эмоций у подростков с задержкой психического развития……………………………………………………………………....35 - 38
1.5. Роль семьи в становлении личности………………………………..38 - 50
1. 6. Влияние детско-родительских отношений на формирование личности детей с задержкой психического развития…………………………………51 - 54
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………55
2.1. Характеристика обследованных групп детей младшего подросткового возраста………………………………………………………………………........55
3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ…………………………………..55 -.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ,……………………………………………………………...
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Nikitina_Galina_ot_26_05_10.doc

— 2.40 Мб (Скачать файл)

   

Таким образом, в условиях преобразования и дальнейшего развития нашего общества возрастает роль и ответственность семьи и школы  
в осуществлении всестороннего развития личности. Вопросы обучения  
и воспитания подрастающего поколения, решаемые массовой школой, стоят  
и перед специальной школой для детей с ЗПР, так как  её выпускники  
в дальнейшем стоят перед выбором профессии, что связано с самым широким применением навыков общения.

Дети с ЗПР - это дети «с сохранным интеллектом», но значительно более низкими в сравнении со сверстниками адаптационными возможностями.  Это делает их уязвимыми по отношению к воздействиям внешней среды и предрасположенными к патологическим реакциям  
на перегрузки, социально-психологическим срывам. Дети с ЗПР особенно зависимы от неблагоприятных внешних факторов: асоциальная среда, условия безнадзорности, ослабленное воспитательное воздействие. Никем  
не контролируемые и не подавляемые импульсы закрепляются как привычная форма поведения. Учебные трудности, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребёнок, либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми. Либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, тревожен. Всё это характеризует синдром СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью), свойственный всем детям с ЗПР. Из таких взаимоотношений, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребёнок самостоятельно, без специальной педагогической помощи выйти не может. Большое влияние на формирование полноценной личности ребёнка оказывает семья, и очень многое зависит от правильного родительского поведения, особенно в семьях, имеющих детей с задержкой психического развития. Разные стили ухода и обращения, с ребёнком начиная с первых дней его жизни, формируют те или иные особенности его психики  
и поведения. Родители ребёнка с ЗПР должны как можно раньше обращаться к специалистам для адекватной оценки его способностей и возможностей. Непонимание одним или обоими родителями объективного статуса психического развития их ребёнка либо неприятие первичной оценки состояния ребёнка нередко приводит к возникновению конфликтных ситуаций.

Прогноз развития целиком и полностью зависит от внешних обстоятельств воспитания: от степени воспитательных воздействий,  
от характера социальной сферы, в которой живет ребёнок. Можно сказать, семья играет главенствующую роль в процессе формирования личности:  
это первая ступенька социализации и самосознания ребёнка. Роль семейных взаимоотношений является исключительно важной для становления личности ребёнка, особенно его эмоциональной сферы.

Во взаимодействии с детьми родители должны ориентироваться, прежде всего, на эмоциональную сторону отношений, поскольку только через полное принятие ребёнка возможно доверие и открытость с его стороны. Отсутствие необходимого эмоционального фона в родительских отношениях приводит  
к неприятию ребёнка и деформацииразвития его личностных качеств. Если общение между ребёнком и родителями носит эмпатическую направленность, между ними складывается личностное общение высшего уровня, в котором каждый из партнёров воспринимает другого как личность со своим неповторимым внутренним миром. В таком общении родитель соучаствует  
в проблемах ребёнка, а соучастие выражается в понимании, сочувствии.

 

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Характеристика обследованных групп детей младшего подросткового возраста

     Группа 1 – 20 подростков с задержкой психического развития (10 девочек  
и 10 мальчиков в возрасте от 10 до 13 лет), учащиеся 5-х классов средней общеобразовательной школы № 561 (7 вида) Калининского района города  Санкт - Петербурга. Дети данной группы имеют задержку психического развития различного генеза (конституционального, соматогенного, психогенного, церебрально-органического).

      Группа 2 – 20 подростков с нормальным  психическим развитием  
(10 девочек и 10 мальчиков в возрасте от 10 до 13 лет), которые составили контрольную группу. Обследуемые подростки посещали среднюю общеобразовательную школу № 198 Красногвардейского района города  
Санкт - Петербурга.

 

2.2 Методы исследования

1. Для сбора информации о детях проводилась беседа. В процессе беседы выяснялись биографические данные, особенности взаимоотношений  
с родителями.

Цель диагностической беседы заключалась в установлении контакта  
с подростками и составлении общего представления о его семейной ситуации: состав семьи, особенности эмоциональных отношений между  
её членами, требований, наказаний  и контроля со стороны родителей. Кроме того, учитывалось умение ребёнка вступать в контакт, устная экспрессивная диалогическая речь, познавательные интересы, их избирательность (Приложение 1).

2. Также осуществлялось наблюдение за детьми как в процессе беседы с ними,  так и в процессе их исследования. Метод наблюдения позволил собрать информацию о разнообразных проявлениях эмоциональных состояний учащихся. Наблюдение проводилось на каждом этапе диагностики,  
это позволило выявить устойчивость проявлений эмоций. При наблюдении фиксировались: поведение ребёнка в привычной школьной обстановке  
и в процессе самого психолого-педагогического исследования. В процессе наблюдения отмечались: комментарии по поводу своего отношения  
к заданиям, попытки отказа от его выполнения, собственная оценка своих результатов в процессе деятельности, формы общения ребёнка  
с одноклассниками, учителями, незнакомым взрослым (экспериментатором).  Однако, отсутствие стандартизированной процедуры обработки данных, полученных с помощью наблюдения, затрудняет интерпретацию полученных результатов.

3. Исходя из цели нашего исследования, нами использовались следующие психологические методики:

«Диагностика агрессивности».  Опросник  Басса – Дарки

Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое пособие. // Авт.-сост. Г.А. Шалимова. - М., 2006. Психологический тест Басса-Дарки

Цель: выявление особенностей агрессивности  подростков данных групп.

 Методика Басса-Дарки, включающая в себя 8 шкал агрессивности (физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины), позволяет качественно и количественно охарактеризовать проявления агрессии и враждебности дома и в процессе обучения.

Говоря об особенностях агрессии в подростковом возрасте необходимо учитывать тот факт, что подросток растет в семье, семья является почти всегда основным фактором социализации, она же является главным источником живых примеров агрессивного поведения для большинства детей. (Приложение 1).

Тест «Рисунок семьи»

 Костина Л.М.  Методы диагностики  тревожности. - СПБ., 2006.

Цель: выявление особенностей внутрисемейных отношений (в восприятии ребёнка) (Приложение 1).

.

Методика «Фильм-тест» Рене Жиля

Кисова В.В.,  Конева И.А. Практикум по специальной психологии. - СПб.: Речь, 2006.- 352 с.

Применяется для исследования сферы межличностных отношений ребёнка  
и его восприятия внутрисемейных отношений. Применение данной методики позволяет получить информацию о таких аспектах личностного развития ребёнка как степень активности, агрессивности, выраженности стремления  
к контактам с другими людьми и т.д.

Цель: изучение социальной приспособленности ребёнка, а также его взаимоотношений с окружающими. Следуя выбранной теме, мы использовали  только те шкалы, результаты по которым отображали проявление эмоциональных проблем во взаимоотношениях  подростков  с родителями (Приложение 1).

Статистические методы работы

Статистическая обработка проводилась с помощью компьютерной программы Epi Info Version 3.5.1: параметрические методы и непараметрический метод Манна – Уитни. Также использовался корреляционный анализ. Статистически значимыми принимали результаты на уровне p <0,05. 

  

2.3. Процедура исследования

 Процедура проведения практического исследования  работы состояла из двух этапов.

Для проведения первого этапа был использован метод беседы  
и наблюдения, который был проведён с двумя группами учащихся  
5-х  классов, по 20 подростков в каждой. Данное исследование проводилось  
с целью знакомства и с подростками и создания благоприятной атмосферы для проведения исследования.

Для реализации выбранной цели были использованы специально подобранные методики, которые позволили выявить своеобразие проявления эмоций в семейных отношениях подростков данных групп. Изучение подростков происходило в реальных условиях их жизни. Все данные подтверждены с помощью индивидуального общения с детьми  
в доброжелательной обстановке, бесед с психологом и классными руководителями.

Второй этап включает в себя непосредственно психологическое тестирование с применением заявленных методик.

В группе подростков с задержкой психического развития (экспериментальная группа) все исследования проводились индивидуально,  
с небольшим перерывом между ними. У подростков с нормальным психическим развитием (контрольная группа) исследования проводились небольшими группами 5-6 человек.

 

3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ

3.1 Исследование проявления эмоций младших подростков в семейных отношениях

В процессе наблюдения за деятельностью детей с ЗПР можно отметить, что 20% детей пытались отказаться от выполнения предложенных заданий, тогда как у детей с нормальным психическим развитием отказов  
не отмечалось.  Также 70% детей с ЗПР не соблюдали субординацию по отношению к взрослым людям (педагоги, экспериментатор), а 30% детей тяжело вступали в контакт. При выполнении работы подростки с ЗПР вели себя неадекватно, проявляли выраженную расторможенность и вербальную агрессию, в отличие от их сверстников с нормальным психическим развитием.

  В ходе исследования склонности к агрессивному реагированию достоверно (p< 0.05) более высокий показатель по шкалам  «Раздражение», «Обида»  выявлен у подростков с ЗПР, что говорит о неумении подростков данной категории управлять своими эмоциями. Также,  у подростков с ЗПР достоверно (p< 0.01) выше показатели по шкалам «Подозрительность»  
и  «Вербальная агрессия». Дети  готовы к проявлению негативных чувств  
при малейшем возбуждении (вспыльчивости, грубости) через крик, визг, через содержание словесных ответов (проклятий, угроз) и осторожность  
по отношению к людям, которая может граничить с убеждённостью в том, что другие люди планируют и приносят вред. Достоверных различий  
по показателям шкал: «Физическая агрессия», «Косвенная агрессия»,  «Негативизм» и  «Чувство вины» не выявлено (Рис.1, Приложение 2,  
таблица 1). 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Средние значения показателей шкал из теста Басса-Дарки   у школьников  
с нормальным психическим развитием  (       ) и с задержкой психического развития (      ).


Значение показателей шкал: 1- физическая агрессия, 2- косвенная агрессия, 3- раздражение, 4- негативизм, 5- обида, 6- подозрительность, 7- вербальная агрессия, 8- чувство вины.

 

При исследовании конкретно-личностных отношений ребёнка  
с окружающими, особенностей его социальной приспособляемости, а также некоторых его поведенческих характеристик и черт личности  достоверно  
(p< 0.05) более низкий результат по шкалам «Отношение к матери»,  «Отношение к матери и отцу как к родительской чете»  показали подростки  
с ЗПР. Низкие показатели говорят о неудовлетворённости в общении  
с матерью и нарушении восприятия ребёнком родителей, как семейной пары.

Результат по шкале «Социальная адекватность поведения» у группы детей  
с ЗПР оказался также достоверно (p< 0.01) ниже, в отличие  
от нормально развивающихся сверстников. По остальным шкалам достоверных различий обнаружено не было (Рис.1, Приложение 2,таблица 2).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Средние значения показателей шкал из теста Рене Жиля  у школьников с нормальным психическим развитием (      ) и с задержкой психического развития (      ). Значения показателей шкал: 1- отношение к матери, 2- отношение к отцу, 3- отношение к матери и отцу как к родительской чете, 4- отношение к братьям и сёстрам, 5- отношение к бабушке и дедушке, 6- отношение к другу (подруге), 7 – отношение к учителю (авторитетному взрослому), 8- любознательность, 9- доминантность, 10- общительность, 11- закрытость, 12- социальная адекватность поведения.


 

В ходе исследования особенностей семейных взаимоотношений  
(в восприятии детей) достоверно (p< 0.01) ниже получились результаты  
у подростков с ЗПР по шкалам «Изображение всех членов семьи», «Общая деятельность», «Положительные эмоции» и достоверно (p< 0.05) ниже  
по шкале «Адекватное соотношение фигур».  Изображение не всех членов семьи, отсутствие общей деятельности  и низкая эмоциональная окраска рисунков говорит о не удовлетворённости или дефициту в общении  
с близкими людьми. Изменения размера фигур на рисунках (резкое увеличение или уменьшение) свидетельствует об особенностях эмоционального состояния (т.е. ассоциации, относящиеся к семейной ситуации, вызывающие у ребёнка тревогу или подавленное настроение). Других достоверных различий не выявлено (Рис. 3., Приложение 2,  
таблица 3).

 

                   

Рис. 3. Средние значения показателей шкал из теста «Рисунок семьи» у школьников с нормальным психическим развитием (       ) и с задержкой психического развития (         ).

Информация о работе Проявление эмоций в семейных отношениях у младших подростков с задержкой психического развития