Проявление эмоций в семейных отношениях у младших подростков с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 20:56, дипломная работа

Описание работы

Значимость семьи становится особенно важной при формировании личности ребёнка с задержкой психического развития (ЗПР). От характера установления связей «родитель-ребёнок с ЗПР» и от понимания значимости семейного коллектива будет зависеть первичная социализация личности проблемного ребёнка. Система отношений ребёнка с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности составляют важнейший компонент развития ребёнка, определяют зону его ближайшего развития.
Цель исследования: выявление особенностей эмоций младших школьников с ЗПР в детско-родительских отношениях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3 - 6
1. РОЛЬ ЭМОЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ……………………….7
1.1. Определение понятия «Эмоции»……………………………………..7 - 18
1.2.Особенности проявления эмоций у подростков………..................19 - 26
1.3.Психологические проблемы задержки психического развития…...26 - 34
1.4. Особенности эмоций у подростков с задержкой психического развития……………………………………………………………………....35 - 38
1.5. Роль семьи в становлении личности………………………………..38 - 50
1. 6. Влияние детско-родительских отношений на формирование личности детей с задержкой психического развития…………………………………51 - 54
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………55
2.1. Характеристика обследованных групп детей младшего подросткового возраста………………………………………………………………………........55
3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ…………………………………..55 -.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ,……………………………………………………………...
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Nikitina_Galina_ot_26_05_10.doc

— 2.40 Мб (Скачать файл)

 Приложение 1

            Информационная  психодиагностическая  карточка

1. Название: «Тест Рене Жиля»

2. Автор: Рене Жиль.

3.Источник: Кисова В.В., Конева И.А. Практикум по специальной психологии.- СПб.: Речь, 2006.

4. Цель исследования: изучение межличностных  отношений ребёнка, проблем взаимоотношений  с родителями, его социальной приспособленности и взаимоотношений с окружающими.

5. Назначение методики.

Данная методика хорошо зарекомендовала себя для выявления проблем взаимоотношений ребёнка с нарушениями психического развития  
с родителями, для выявления особенностей отношения испытуемого к близким людям (в первую очередь к членам семьи), для определения референтной группы испытуемого. Тест дает возможность описать систему личностных отношений ребёнка. В результате исследователь получает следующие показатели: 
- характеристики конкретно-личностных отношений ребёнка с другими людьми: матерью, отцом, обоими родителями, братьями и сестрами, бабушкой и дедушкой, другом (подругой), учителем (воспитателем  
или другим авторитетным для ребёнка взрослым); 
- особенности самого ребёнка: любознательность, стремление к доминированию в группе, стремление к общению с другими детьми в больших группах, отгороженность от других, стремление к уединению, социальная адекватность поведения.

Показатели, помимо качественной оценки, получают своё количественное выражение. Методика может использоваться при работе с детьми от 4–5 до 11–12 лет. Особенно эффективна она для испытуемых, которые отличаются недостаточным развитием речи, а также для тех, кто вследствие интеллектуальных или эмоциональных нарушений испытывает трудности  
при интерпретации неоднозначного стимульного материала.  
При обследовании от испытуемого не требуется развернутого рассказа, психологу достаточно знать его выбор на картинках: кто выбран и в каких ситуациях, где и на каком расстоянии от определенных лиц помещает себя субъект, какие варианты поведения предпочитает.  
Русскоязычный адаптированный вариант методики Р. Жиля состоит из    42 заданий: это 25 картинок с кратким текстом и вопросами, обращенными к испытуемому, а также 17 текстовых заданий.

Как правило, наглядность результатов обследования по методике Р. Жиля способствует более быстрому и адекватному принятию взрослыми реалий взаимоотношений с ребёнком. Это значительно облегчает педагогу-психологу или психологу-консультанту выработку стратегии помощи ребёнку и родителям и дальнейшую продуктивную работу с ними.

Оснащение. Стандартные картинки с изображением детей, детей и взрослых, а также тестовые задания, направленные на выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, актуальных для ребёнка и затрагивающих отношения с другими людьми.

  Порядок проведения. Перед началом работы с методикой ребёнку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. 
  Содержание картинок различно. На некоторых из них изображена семья, расположившаяся за столом, на природе, на прогулке. На некоторых - группа детей, играющих во что-то или слушающих взрослого. 
    Рисунки достаточно схематичны, несущественные детали опущены, что облегчает идентификацию испытуемого с тем или иным персонажем. Ребёнок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает. Ребёнок должен выбрать себе место среди изображённых людей либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определённого лица. В текстовых заданиях ребёнку предлагается выбрать типичную форму поведения, причём некоторые задания строятся по типу социометрических.

Завершается обследование опросом, в процессе которого уточняются интересующие психолога данные. При необходимости полученные данные дополняются результатами бесед с родителями, педагогами.

Тест Р.Жиля предназначен для исследования взаимоотношения детей в семье. В качестве основных значимых признаков конкуренции в семье на рисунке выделили:

-   изоляцию одной или обеих  фигур детей;

- выделение фигуры сиблинга (брата  или сестры) или автора – галочкой.

   Главное, что выявляет методика  Р. Жиля, — это взаимоотношения  членов семьи, их позиция относительно  друг друга. Поэтому при интерпретации  мы обращали внимание, прежде всего на следующие признаки:

-   расположение детей относительно  друг друга (не на одной линии);

-   разделение фигур детей  различными предметами, людьми, пространством;

-   местоположение детей относительно  родителей.

Обработка результатов.

Диагностический материал подобран таким образом, чтобы психолог мог получить информацию о системе личностных отношений ребёнка по следующим показателям:

  1. Показатели, характеризующие конкретно-личностные отношения ребёнка с другими людьми (мать; отец;  оба родителя; братья и сёстры; бабушка и дедушка; друг, воспитатель или другой авторитетный для ребёнка взрослый).
  2. Показатели, характеризующие особенности самого ребёнка (любознательность; стремление к доминированию в группе; стремление к общению с другими детьми в больших группах; отгороженность от других, стремление к уединению; социальная адекватность поведения).

 

Отношение к определённому лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения. 

Стимульный материал к методике Рене Жиля

1. Вот стол, за которым  сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сидишь ты.

2. Обозначь крестиком, где ты сядешь.

3. Обозначь крестиком, где  ты сядешь.

4. А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения — папа, мама, брат, сестра или друг, товарищ, одноклассник.

5. Вот стол, во главе которого сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот человек?

6. Ты вместе со своей  семьей будешь проводить каникулы  у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.

Брат

 

 

 

 

 

 

Папа и 
мама

 

 

Сестра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  7. Ты долгое время гостишь  у знакомых. Обозначь крестиком  комнату, которую бы выбрал ты.

Папа и мама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дедушка и бабушка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Еще раз у знакомых. Обозначь комнаты некоторых людей  и твою комнату.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Решено преподнести одному  человеку сюрприз. Ты хочешь, чтобы  это сделали? Кому? А может быть  тебе все равно? Напиши ниже.

10. Ты имеешь возможность  уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только  два свободных места: одно для  тебя, второе для другого человека. Кого бы ты взял с собой? Напиши ниже.

11. Ты потерял что-то, что  стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности? Напиши ниже.

12. У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зубному  врачу, чтобы вырвать больной  зуб. Ты пойдешь один? Или с  кем-нибудь? Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот человек? Напиши.

13.Ты сдал экзамен. Кому первому ты расскажешь об этом? Напиши ниже.

14.Ты на прогулке за  городом. Обозначь крестиком, где  находишься.

 

 

15. Другая прогулка. Обозначь, где ты на этот раз.

16. 

17.Теперь на этом рисунке  размести несколько человек и себя. Нарисуй или обозначь крестиками. Подпиши, что это за люди.

18. Тебе и некоторым  другим дали подарки. Кто-то получил  подарок гораздо лучше других. Кого бы ты хотел видеть на его месте? А может быть, тебе все равно? Напиши.

19. Ты собираешься в  дальнюю дорогу, едешь далеко  от своих родных. По кому бы  ты тосковал сильнее всего? Напиши  ниже.

 

 

 

20. Вот твои товарищи  идут на прогулку. Обозначь крестиком, где находишься ты.

21. С кем ты любишь  играть? С товарищами твоего возраста, младше тебя, старше тебя? Подчеркни  один из возможных ответов.

22. Это площадка для  игр. Обозначь, где находишься ты.

23. Вот твои товарищи. Они  ссорятся по неизвестной тебе  причине. Обозначь крестиком, где  будешь ты.

 

 

24. Это твои товарищи, ссорящиеся  из-за правил игры. Обозначь, где  ты.

25. Товарищ нарочно толкнул  тебя и свалил с ног. Что будешь делать: будешь плакать? Пожалуешься учителю? Ударишь его? Сделаешь ему замечание? Не скажешь ничего? Подчеркни один из ответов.

26. Вот человек, хорошо  тебе известный. Он что-то говорит  сидящим на стульях. Ты находишься  среди них. Обозначь крестиком, где ты.

27. Ты много помогаешь  маме? Мало? Редко? Подчеркни один  из ответов.

28. Эти люди стоят вокруг  стола, и один из них что-то  объясняет. Ты находишься среди тех, которые слушают. Обозначь, где ты.

29.Ты и твои товарищи  на прогулке, одна женщина вам  что-то объясняет. Обозначь крестиком, где ты.

30. Во время прогулки  все расположились на траве. Обозначь, где находишься ты.

31. Это люди, которые смотрят интересный спектакль. Обозначь крестиком, где ты.

32. Это показ у таблицы. Обозначь крестиком, где ты.

33. Один из товарищей  смеется над тобой. Что будешь  делать? Будешь плакать? Пожмешь  плечами? Сам будешь смеяться  над ним? Будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из ответов.

34. Один из товарищей  смеется над твоим другом. Что сделаешь? Будешь плакать? Пожмешь плечами? Сам будешь смеяться над ним? Будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из ответов.

35. Товарищ взял твою  ручку без разрешения? Что сделаешь? Будешь плакать? Жаловаться? Кричать? Попытаешься отобрать? Начнешь его бить? Подчеркни один из этих ответов.

36. Ты играешь в лото (или в шашки, или в другую  игру), и два раза подряд проигрываешь. Ты недоволен? Что будешь делать? Плакать? Продолжать играть? Ничего  не скажешь? Начнешь злиться? Подчеркни  один из этих ответов.

37. Отец не разрешает  тебе идти гулять. Что будешь  делать: ничего не ответишь? Надуешься? Начнешь плакать? Запротестуешь? Попробуешь  пойти вопреки запрещению? Подчеркни  один из этих ответов.

38. Мама не разрешает  тебе идти гулять. Что будешь делать: Ничего не ответишь? Надуешься? Начнешь плакать? Запротестуешь? Попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.

39. Учитель вышел и доверил  тебе надзор за классом. Способен  ли ты выполнить это поручение? Напиши ниже.

40. Ты пошел в кино вместе со своей семьей, в кинотеатре много свободных мест. Где ты сядешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой?

41. В кинотеатре много  пустых мест. Твои родственники уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

42. Опять в кинотеатре. Где ты будешь сидеть?

Ключ к тесту 
Каждая из 13 переменных образует самостоятельную шкалу. В таблице, где представлены все шкалы, также указано количество

заданий методики, относящихся к той или иной шкале (например, в шкале № 1 - «отношение к матери»- их 20) и номера этих заданий.

 

 

 

Название шкалы

Номера заданий

Количество заданий

Отношение к матери

1-4, 8-15, 17-19, 27, 38, 40-42

20

Отношение к отцу

1-5, 8-15, 17-19, 37, 40-42

20

Отношение к матери и отцу вместе, воспринимаемыми ребенком как родительская чета («родители»)

1, 3, 4, 6-8, 13-14, 17, 40-42

12

Отношение к братьям и сестрам

2, 4-6, 8-13, 15-19, 30, 40, 42

18

Отношение к бабушке, дедушке и другим близким родственникам

2, 4, 5, 7-13, 17-19, 30, 40, 41

16

Отношение к другу, подруге

4, 5, 8-13, 17-19, 30, 34, 40

14

Отношение к учителю, воспитателю

5, 9, 11, 13, 17, 18, 26, 28-30, 32, 40

12

Любознательность

5, 26, 28, 29, 31, 32

6

Стремление к общению в больших группах детей («общительность в группе детей»)

4, 8, 17, 20, 22-24, 40

8

Стремление к доминированию или лидерству в группе детей

20-24, 39

6

Конфликтность, агрессивность

22-25, 33-35, 37, 38

9

Реакция на фрустрацию

25, 33-38

7

Стремление к уединению, отгороженность

7-10, 14-19, 21, 22, 24, 30, 40-42

18

Информация о работе Проявление эмоций в семейных отношениях у младших подростков с задержкой психического развития