Проявление эмоций в семейных отношениях у младших подростков с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 20:56, дипломная работа

Описание работы

Значимость семьи становится особенно важной при формировании личности ребёнка с задержкой психического развития (ЗПР). От характера установления связей «родитель-ребёнок с ЗПР» и от понимания значимости семейного коллектива будет зависеть первичная социализация личности проблемного ребёнка. Система отношений ребёнка с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности составляют важнейший компонент развития ребёнка, определяют зону его ближайшего развития.
Цель исследования: выявление особенностей эмоций младших школьников с ЗПР в детско-родительских отношениях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3 - 6
1. РОЛЬ ЭМОЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ……………………….7
1.1. Определение понятия «Эмоции»……………………………………..7 - 18
1.2.Особенности проявления эмоций у подростков………..................19 - 26
1.3.Психологические проблемы задержки психического развития…...26 - 34
1.4. Особенности эмоций у подростков с задержкой психического развития……………………………………………………………………....35 - 38
1.5. Роль семьи в становлении личности………………………………..38 - 50
1. 6. Влияние детско-родительских отношений на формирование личности детей с задержкой психического развития…………………………………51 - 54
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………55
2.1. Характеристика обследованных групп детей младшего подросткового возраста………………………………………………………………………........55
3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ…………………………………..55 -.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ,……………………………………………………………...
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Nikitina_Galina_ot_26_05_10.doc

— 2.40 Мб (Скачать файл)

 

 Таблица 8.

Средние значения показателей беседы «Расскажи о себе» мальчиков с нормальным психическим развитием (Группа 1) и девочек с нормальным психическим развитием (Группа 2).

Шкалы

 

Группа 1

 

Группа 2

p <

Совместная деятельность

4,60 ± 0,27

4,70 ± 0,33

 

Std.Dev.

0.84

1,06

 

Интерес к ребенку со стороны родителей

5,00 ± 0,21

5,10 ± 0,38

 

Std.Dev.

0,67

1,20

 

Стили воспитания

2,50 ± 0,22

1,30 ± 0,42

 

Std.Dev.

0,71

1,34

 

Эмоциональная обстановка

5,00 ± 0,30

5,10 ± 0,35

 

Std.Dev.

0,94

1,10

 

Отношение к одноклассникам

4,80 ± 0,20

4,90 ± 0,18

 

Std.Dev.

0,63

0,57

 

Ситуативно-деловые отношения

4,40 ± 0,16

4,30 ± 0,26

 

Std.Dev.

0,52

0,82

 

 Таблица 9.

Средние значения показателей шкал из теста Басса-Дарки  у мальчиков с задержкой психического развития (группа 1) и девочек с задержкой психического развития (группа 2).

Шкалы

Группа 1

Группа 2

p <

Физическая агрессия

7,20 ± 0,73

6,50 ± 0,43

 

Std. Dev.

2,30

1,35

 

Косвенная агрессия

5,20 ± 0,55

5,70 ± 0,21

 

Std. Dev.

1,75

0,67

 

Раздражение

6,70 ± 0,58

6,50 ± 0,22

 

Std. Dev.

1,83

0,71

 

Негативное отношение

3,10 ± 0,28

3,70 ± 0,15

 

Std. Dev.

0,88

0,48

 

Обида

5,40 ± 0,45

5,30 ± 0,42

 

Std. Dev.

1,43

1,34

 

Подозрение

6,50 ± 0,34

6,10 ± 0,28

 

Std. Dev.

1,08

0,88

 

Вербальная агрессия

7,90 ± 0,67

6,50 ± 0,17

 

Std. Dev.

2,13

0,53

 

Чувство вины

5,30 ± 0,60

4,40 ± 0,34

 

Std. Dev.

1,89

1,07

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 10.

Средние значения показателей шкал из теста Рене Жиля  у мальчиков с задержкой психического развития (группа 1) и девочек с задержкой психического развития (группа 2).

Шкалы

 

Группа 1

 

Группа 2

p <

Отношение к матери

8,30 ± 1,01

8,20 ± 1,24

 

Std. Dev.

3,20

3,91

 

Отношение к отцу

6,40 ± 0,82

5,70 ± 0,80

 

Std. Dev.

2,59

2,54

 

Отношение к родительской чете

4,00 ± 0,82

4,00 ± 0,73

 

Std. Dev.

2,58

2,31

 

Отношение к брату и сестре

6,30 ± 1,08

2,90 ± 0,89

 

Std. Dev.

3,40

2,81

 

Отношение к бабушке и дедушке

1,70 ± 0,62

2,40 ± 0,50

 

Std. Dev.

1,95

1,58

 

Отношение к другу

3,50 ± 0,69

2,80 ± 0,55

 

Std. Dev.

2,17

1,75

 

Отношение к учителю

2,40 ± 0,54

3,00 ± 0,42

 

Std. Dev.

1,71

1,33

 

Любознательность

4,50 ± 0,86

4,10 ± 0,41

 

Std. Dev.

2,72

1,29

 

Доминантность

1,80 ± 0,29

1,90 ± 0,28

 

Std. Dev.

0,92

0,88

 

Общительность

2,40 ± 0,40

2,60 ± 0,34

 

Std. Dev.

1,26

1,07

 

Закрытость

10,10 ± 1,02

10,90 ± 0,82

 

Std. Dev.

3,21

2,60

 

Социальная адекватность

2,80 ± 0,77

2,50 ± 0,40

 

Std. Dev.

2,44

1,27

 

 

 

 

 

 Таблица 11.

Средние значения показателей шкал из теста «Рисунок семьи» у мальчиков с задержкой психического развития (группа 1) и девочек с задержкой психического развития (группа 2).

Шкалы

 

Группа 1

 

Группа 2

p <

Изображение всех членов семьи

0,90 ± 0,10

0,90 ± 0,10

 

Std.Dev.

0,32

0,32

 

Общая деятельность

0,00 ± 0,00

0,10 ± 0,05

 

Std.Dev.

0,00

0,32

 

Адекватное соотношение

0,50 ± 0,17

0,70 ± 0,15

 

Std.Dev.

0,53

0,48

 

Положительные эмоции

0,20 ± 0,13

0,50 ± 0,17

 

Std.Dev.

0,42

0,53

 

Соотношение реального изображения к вымышленному

0,90 ± 0,10

0,70 ± 0,15

 

Std.Dev.

0,32

0,48

 

 

Таблица 12.

Средние значения показателей беседы «Расскажи о себе» у мальчиков с задержкой психического развития (Группа 1) и девочек с задержкой психического развития (Группа 2).

Шкалы

 

Группа 1

 

Группа 2

p <

Совместная деятельность

1,40 ± 0,16

1,20 ± 0,13

 

Std.Dev.

0,52

0,42

 

Интерес к ребенку со стороны родителей

2,30 ± 0,21

1,80 ± 0,25

 

Std.Dev.

0,67

0,79

 

Стили воспитания

4,90 ± 0,23

4,60 ± 0,27

 

Std.Dev.

0,74

0,84

 

Эмоциональная обстановка

2,80 ± 0,20

3,30 ± 0,21

 

Std.Dev.

0,63

0,67

 

Отношение к одноклассникам

3,10 ± 0,28

4,30 ± 0,26

 

Std.Dev.

0,88

0,82

 

Ситуативно-деловые отношения

2,70 ± 0,26

3,40 ± 0,22

 

Std.Dev.

0,82

0,70

 

Таблица 13.

Средние значения показателей шкал из теста Басса-Дарки  у мальчиков с нормальным психическим развитием (Группа 1) и мальчиков с ЗПР (Группа 2).

Шкалы

 

Группа 1

 

Группа 2

p <

Физическая агрессия

6,80 ± 0,29

7,20 ± 0,73

 

Std. Dev.

0,92

2,30

 

Косвенная агрессия

6,30 ± 0,26

5,20 ± 0,55

 

Std. Dev.

0,82

1,75

 

Раздражение

5,90 ± 0,35

6,70 ± 0,58

 

Std. Dev.

1,10

1,83

 

Негативное отношение

3,40 ± 0,31

3,10 ± 0,28

 

Std. Dev.

0,97

0,88

 

Обида

4,80 ± 0,42

5,40 ± 0,45

 

Std. Dev.

1,32

1,43

 

Подозрение

5,10 ± 0,38

6,50 ± 0,34

 

Std. Dev.

1,20

1,08

 

Вербальная агрессия

5,70 ± 0,40

7,90 ± 0,67

 

Std. Dev.

1,25

2,13

 

Чувство вины

4,80 ± 0,29

5,30 ± 0,60

 

Std. Dev.

0,92

1,89

 

                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 14.

Средние значения показателей шкал из теста Рене Жиля  у мальчиков с нормальным психическим развитием (Группа 1) и мальчиков с ЗПР (Группа 2).

Шкалы

 

Группа 1

 

Группа 2

p <

Отношение к матери

10,40 ± 1,23

8,30 ± 1,01

 

Std. Dev.

3,89

3,20

 

Отношение к отцу

3,90 ± 0,85

6,40 ± 0,82

 

Std. Dev.

2,69

2,59

 

Отношение к родительской чете

4,80 ± 0,74

4,00 ± 0,82

 

Std. Dev.

2,35

2,58

 

Отношение к брату и сестре

6,20 ± 1,12

6,30 ± 1,08

 

Std. Dev.

3,55

3,40

 

Отношение к бабушке и дедушке

1,40 ± 0,34

1,70 ± 0,62

 

Std. Dev.

1,07

1,95

 

Отношение к другу

5,50 ± 1,10

3,50 ± 0,69

 

Std. Dev.

3,47

2,17

 

Отношение к учителю

4,50 ± 0,56

2,40 ± 0,54

 

Std. Dev.

1,78

1,71

 

Любознательность

7,10 ± 0,97

4,50 ± 0,86

 

Std. Dev.

3,07

2,72

 

Доминантность

2,30 ± 0,45

1,80 ± 0,29

 

Std. Dev.

1,42

0,92

 

Общительность

2,70 ± 0,54

2,40 ± 0,40

 

Std. Dev.

1,70

1,26

 

Закрытость

8,70 ± 1,14

10,10 ± 1,02

 

Std. Dev.

3,59

3,21

 

Социальная адекватность

5,70 ± 1,43

2,80 ± 0,77

 

Std. Dev.

4,52

2,44

 

Информация о работе Проявление эмоций в семейных отношениях у младших подростков с задержкой психического развития