Проявление эмоций в семейных отношениях у младших подростков с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 20:56, дипломная работа

Описание работы

Значимость семьи становится особенно важной при формировании личности ребёнка с задержкой психического развития (ЗПР). От характера установления связей «родитель-ребёнок с ЗПР» и от понимания значимости семейного коллектива будет зависеть первичная социализация личности проблемного ребёнка. Система отношений ребёнка с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности составляют важнейший компонент развития ребёнка, определяют зону его ближайшего развития.
Цель исследования: выявление особенностей эмоций младших школьников с ЗПР в детско-родительских отношениях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3 - 6
1. РОЛЬ ЭМОЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ……………………….7
1.1. Определение понятия «Эмоции»……………………………………..7 - 18
1.2.Особенности проявления эмоций у подростков………..................19 - 26
1.3.Психологические проблемы задержки психического развития…...26 - 34
1.4. Особенности эмоций у подростков с задержкой психического развития……………………………………………………………………....35 - 38
1.5. Роль семьи в становлении личности………………………………..38 - 50
1. 6. Влияние детско-родительских отношений на формирование личности детей с задержкой психического развития…………………………………51 - 54
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………55
2.1. Характеристика обследованных групп детей младшего подросткового возраста………………………………………………………………………........55
3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ…………………………………..55 -.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ,……………………………………………………………...
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Nikitina_Galina_ot_26_05_10.doc

— 2.40 Мб (Скачать файл)

 

1.2.Особенности проявлений  эмоций у подростков

Психологическая жизнь подростка привлекала внимание всегда. Многолетние изучения зарубежных и отечественных психологов дают основание утверждать, что есть некоторые общие, закономерно повторяющиеся особенности психического развития в подростковом периоде (Личко А.Е., 1977). Напряжение, противоречие между социальной  
и биологической зрелостью, между потребностью быть взрослым  
и возможностью удовлетворять эту потребность, противоречие между потребностью занять достойное положение в группе сверстников и способом её удовлетворения и т.п. Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются психологические новообразования. Этот процесс преобразования определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста  
и, соответственно, специфику работы с ними. В настоящее время, в условиях нашей страны этот период развития охватывает примерно возраст  
с 10-11 до 14-15 лет, в целом совпадая  с обучением детей в средних классах школы. Но, в зависимости от конкретных социальных условий, культуры,  
тех традиций, которые существуют в воспитании детей, этот переходный период может иметь различное содержание и разную длительность.

Чаще всего трудности подросткового возраста связаны с половым созреванием как причиной различных психофизических и психических отклонений. В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма  
у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость (Прихожан А.М., 1990). Многие из них начинают чувствовать себя неуклюжими из-за несовпадения темпов роста разных частей тела  и резкой смены его пропорций и т.п. Даже совершенно здоровых подростков в этот период характеризует предельная неустойчивость настроений, поведения, постоянные колебания самооценки, ранимость, неадекватность реакций, эмоций. Л.С. Выготский (1991) ключевой проблемой этого периода назвал проблему интересов подростка, когда имеет место разрушение и отмирание прежних групп (доминант) интересов и развития новых. К ним он относил: «эгоцентрическую доминанту» (интерес подростка к собственной личности), «доминанту дали» (доминирование широких интересов, устремлённых  
в будущее, над сегодняшними текущими интересами), «доминанту усилия» (тягу к сопротивлению, преодолению, волевым усилиям, что нередко проявляется в упрямстве, протесте, хулиганстве), «доминанту романтики» (стремление к неизвестному, рискованному, героическому). Появление новых интересов приводит к преобразованию старой и возникновению новой системы мотивов, что меняет социальную ситуацию развития подростка. Смена социальной ситуации развития ведёт к смене ведущей деятельности, результатом которой становятся новые психологические новообразования подросткового возраста, к которому относят самосознание личности  
и особенности эмоционально - волевой сферы данного возраста. Переход  
к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребёнка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков с взрослыми людьми  
и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта  
и способностей. Во всем этом намечается переход от детства к взрослости. Организм ребёнка начинает быстро перестраиваться и превращаться  
в организм взрослого человека. Физическая  и духовная жизнь ребёнка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников  
и взрослых. Отношения в группах сверстников строятся на более серьёзных,  
чем развлекательные совместные игры, делах. Во все эти новые отношения  
с людьми подросток вступает, уже, будучи интеллектуально достаточно развитым человеком и располагая способностями, которые позволяют  
ему занять определённое место в системе взаимоотношений со сверстниками. Происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценку этих людей и самооценку.  
В начале подросткового возраста у ребёнка появляется и усиливается стремление быть похожим на  взрослых, причём такое желание становится настолько сильным, что, форсируя события, подросток иногда преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя соответственного обращения с собой как с взрослым человеком. В то же время он ещё далеко не во всем отвечает требованиям взрослости.  
Чувство взрослости - центральное и специфическое новообразование  
этого возраста. Приобрести качества взрослости стремятся  
все без исключения подростки. Собственное стремление подростков  
к взрослости усиливается за счёт того, что и эмоции подростков  
в значительной мере связаны с общением. Поэтому значимые отношения  
к другим людям определяют как содержание, так и характер эмоциональных реакций. Сохраняется у подростков и отрицательное отношение к себе.  
В результате для школьников этого возраста характерна предрасположенность к отрицательным эмоциям и рассогласованность в мотивационной сфере.

Итогом этих процессов становится укрепляющееся внутреннее стремление подростка поскорее стать взрослым, которое создаст совершенно новую внешнюю и внутреннюю ситуацию личностного психологического развития (Прихожан А.М., 1987). Она требует и порождает изменение всей системы отношений подростка с окружающими людьми и с самим собой.  
В подростковом возрасте изменяются содержание и роль подражания  
в развитии личности. Подражание становится управляемым, начинает обслуживать многочисленные потребности интеллектуального и личностного самосовершенствования ребёнка. Новый этап в развитии этой формы научения у подростков начинается с подражания внешним атрибутам взрослости.  У девочек сюда входят мода в одежде, причёски, украшения, косметика, особый лексикон, манера поведения, способы отдыха, увлечения  
и т.п. Для мальчиков - подростков объектом подражания часто становится  
тот человек, который обладает силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью, верностью дружбе. Помимо взрослых образцами  
для подражания со стороны подростков могут стать их старшие сверстники. Тенденция походить на них, а не на взрослых в подростковой среде  
с возрастом увеличивается.

В подростковом возрасте продолжается процесс формирования  
и развития самосознания ребёнка. В отличие от предыдущих возрастных этапов подросток взрослеет и становится направленным на сознание человеком своих личностных особенностей. Совершенствование самосознания в подростковом возрасте характеризуется особенным вниманием ребёнка к собственным недостаткам. Желательный образ «Я»  
у подростков  складывается из ценимых ими достоинств других людей и ведёт к применению волевого усилия, направленного на саморазвитие. В старшем подростковом возрасте многие мальчики начинают заниматься саморазвитием у себя необходимых волевых качеств личности. Объектом для подражания для них становятся товарищи, более старшие по возрасту, - юноши и взрослые мужчины. В компаниях с ними подросток принимает участие в делах, требующих проявления воли (Личко А.Е., 1985).

  Распространённым среди современных подростков способом развития  
у себя волевых качеств личности являются занятия видами спорта, связанными с большой физической нагрузкой и риском, такие, где требуются незаурядная сила и мужество. Общая логика развития всех волевых качеств может быть выражена следующим образом: от умения управлять собой, концентрировать усилия, выдерживать и выносить большие нагрузки  
до способности управлять деятельностью, добиваться в ней высоких результатов. Соответственно этой логике сменяют друг друга  
и совершенствуются приёмы развития волевых качеств. Вначале подросток просто восхищается ими у других людей, по-хорошему завидует тем,  
кто обладает этими качествами (10—11 лет). Затем подросток заявляет  
о желании иметь такие качества у себя (11—12 лет) и, наконец, приступает  
к их самовоспитанию (12—13 лет). Наиболее активным периодом волевого самовоспитания у подростков считается возраст от 13 до 14 лет.

Стремление к выработке у себя полезных качеств личности, характерных для взрослых людей одного с ними пола, свойственно не только мальчикам-подросткам, но и девочкам-подросткам. Однако в отличие  
от мальчиков выработка специфических качеств личности, аналогичных волевым, у девочек идет по иному пути. Для них такими видами деятельности, в которых складываются и закрепляются соответствующие качества, чаще всего являются учение, различные виды занятий искусством, домоводство. Описанные различия между мальчиками и девочками способствуют тому, что у них вырабатываются настойчивость  
и работоспособность как раз в таких видах деятельности, которыми  
им придется заниматься, став взрослыми (Прихожан А.М., Толстых Н.Н., 1990).

  Существуют различия в эмоциональной сфере мальчиков и девочек. Уязвимым в плане возникновения невротических личностных расстройств  
для мальчиков является возраст 8 лет, для девочек - 10. По всему возрасту  
от 1 до 15 лет у мальчиков более выражены повышенная возбудимость, нервность: проблемы адаптации в дошкольных и школьных  
учреждениях; замечания по поводу поведения со стороны воспитателей  
и педагогов. У девочек, в сравнении с мальчиками, преобладают сензитивность, беззащитность и (на уровне тенденции) капризность  
(Захаров А.И., 1998).

  В подростковом возрасте происходят существенные процессы, связанные с выбором будущей профессии, с выработкой соответствующих умений и навыков, нужных деловых качеств личности. Поэтому детей данного возраста отличает повышенная познавательная и творческая активность, они всегда стремятся узнать что-то новое, чему-либо научиться, причем делать всё по-настоящему, профессионально, как взрослые.  
Это стимулирует подростков к выходу за пределы обычной школьной учебной программы в развитии своих знаний, умений и навыков. Потребность в необходимом подросток удовлетворяет самостоятельно путем самообразования и самообслуживания, нередко с помощью своих друзей.  
В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости, многих других полезных личностных качеств, связанных с проявлениями эмоционально - волевой сферы. Эти личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток  
и которые могут быть организованы на групповой основе: учение, труд, игра. Большие возможности для ускоренного развития деловых качеств  
детей - подростков открывает трудовая деятельность, когда дети участвуют  
в ней на равных правах с взрослыми людьми. Важно, чтобы во всех этих случаях детям предоставлялся максимум самостоятельности, чтобы взрослыми замечались и поддерживались любые проявления детской инициативы, деловитости, предприимчивости, практической сметки. В этом возрасте дети становятся особенно чуткими к мнению сверстников  
и взрослых. Перед ними впервые остро встают проблемы морально-этического характера, связанные, в частности, с интимными человеческими взаимоотношениями. Формируются и новые критерии оценок личности  
и деятельности других людей. Это создаёт возможность для более точной  
и правильной оценки людей путем их сравнения друг с другом.        

Поведение ребёнка напрямую зависит от его эмоций. А эмоции, в свою очередь, можно распознать, лишь наблюдая за поведением. Кроме того, поведение нужно всегда рассматривать в контексте конкретной ситуации  
и уровня развития ребёнка. Сложности возникают тогда, когда ребёнок отказывается или не может контролировать свое поведение. Результатом нарушения взаимоотношений с другими людьми может быть потеря самоуважения, а ее следствием - эмоциональные и поведенческие проблемы. Психически здоровый взрослый  человек контролирует свои эмоции  
и их проявления. Например, справляется с отрицательными эмоциями (такими, как гнев или агрессия), с негативной ситуацией, анализируя её.  
У ребёнка возникают трудности, во-первых, когда он не может выразить свои чувства, и, во-вторых, когда не может сам справиться с частыми или длительными периодами какого-либо эмоционального состояния.

Таким образом, для подростков характерно:

1) очень большая эмоциональная  возбудимость, поэтому подростки  отличаются вспыльчивостью, бурным  проявлением своих чувств, страстностью: они горячо берутся за интересное  дело, страстно отстаивают свои  взгляды, готовы «взорваться» на малейшую несправедливость к себе  
и своим товарищам;

2) большая устойчивость эмоциональных  переживаний по сравнению  
с младшими школьниками; в частности, подростки долго не забывают обиды;

3) самая высокая тревожность наблюдается в подростковом возрасте. Повышение тревожности в старшем подростковом возрасте связано  
с появлением интимно-личностных отношений с человеком, вызывающим различные эмоции, в том числе в связи со страхом показаться смешным (Кисловская В.Н., 1972);

4) противоречивость чувств: часто подростки с жаром защищают своего товарища, хотя понимают, что тот достоин осуждения; обладая высокоразвитым чувством собственного достоинства, они могут заплакать  
от обиды, хотя и понимают, что плакать стыдно;

5) возникновение переживания не только по поводу оценки подростков другими, но и по поводу самооценки, которая появляется у них в результате роста их самосознания;

6) сильно развитое чувство принадлежности  к группе, поэтому они острее  и болезненнее переживают неодобрение  товарищей, чем неодобрение взрослых или учителя; часто появляется страх быть отверженным группой;

7) предъявление высоких требований  к дружбе, в основе которой  лежит не совместная игра, как  у младших школьников, а общность интересов, нравственных чувств. Дружба подростков избирательна, интимна и более длительна. Под её влиянием изменяются и подростки, правда, не всегда  
в положительную сторону; распространена групповая дружба.

 

1.3.Психологические проблемы задержки психического развития

В 60-е годы в нашей стране появились первые психолого-педагогические исследования задержки психического развития у детей (Мамайчук И.И., 2006). Первые обобщения этих данных и общие рекомендации по коррекционной работе с такими детьми были опубликованы Т.А. Власовой и М.С. Певзнер (1971). Понятие ЗПР утверждает наличие отставания в развитии психической деятельности ребёнка. Термин «задержка» подчёркивает временный характер отставания, которое с возрастом тем успешнее преодолевается, чем раньше дети с данной патологией попадают  
в адекватные для них условия воспитания и обучения. Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е.Сухаревой (1965). Исследуемый феномен характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию. На этом основании Г.Е. Сухарева (1965) выделила шесть типов состояний, которые следует отделять от понятия «олигофрения», к которым относятся:  
1) интеллектуальные нарушения, наблюдающиеся у детей с замедленным или задержанным темпом развития в связи с неблагоприятными условиями среды и воспитания; 2) интеллектуальные расстройства при длительных астенических состояниях, обусловленных соматическими заболеваниями;  
3) нарушения интеллектуальной деятельности, при различных формах инфантилизма; 4) вторичная интеллектуальная недостаточность, в связи  
с поражением слуха, зрения, дефектами речи, чтения и письма;  
5) интеллектуальные нарушения, наблюдаемые у детей в резидуальной стадии и отдалённом периоде инфекций и травм ЦНС; 6) интеллектуальные нарушения при прогредиентных нервно - психических заболеваниях.

Существует несколько классификаций задержки психического развития.

Первая клиническая классификация предложена Т.А. Власовой  
и М.С. Певзнер (1967). В данной классификации рассматриваются  
два варианта ЗПР. При первом варианте нарушения проявляются  
в эмоционально-личностной незрелости, вследствие психического или психофизического инфантилизма. При втором варианте на первый план выступают нарушения познавательной деятельности в связи со стойкой церебральной астенией.

Интересна классификация В.В. Ковалева (1979). Он выделяет четыре основные формы  ЗПР:

     - дизонтогенетическая форма ЗПР, при которой недостаточность обусловлена механизмами задержанного или искажённого психического развития ребёнка;

Информация о работе Проявление эмоций в семейных отношениях у младших подростков с задержкой психического развития