Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 19:33, дипломная работа
Для достижения цели исследования, доказательства и теоретического обоснования выдвинутой гипотезы решаются следующие задачи:
1. Проанализировать основные теоретические подходы к исследованию проблем лидерства; охарактеризовать современное состояние проблемы лидерства и провести ретроспективный обзор.
2. Раскрыть понятие «лидерство» применительно к группе младших школьников.
3. Провести практическое исследование по изучению особенностей лидерства детей младшего школьного возраста и разработать комплекс средств, развивающих лидерские способности учащихся начальных классов и проверить его эффективность.
Введение 5-8
Глава 1. Проблема лидерства в детских группах и
коллективах 9-39
1.1.Общая характеристика детей младшего
школьного возраста 9-11
1.2. Лидерство и основные направления его
исследования 11-20
1.3. Лидерство и межличностные отношения
младших школьников 20-28
1.4. Психолого-педагогическое сопровождение
лидерства младших школьников 29-33
1.5. Ретроспективный взгляд на подход к
изучению проблемы лидерства в
отечественной педагогике 34-39
Выводы по главе 1 39
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по изучению
лидерства в группе младших школьников 40-76
2.1. Выявление феномена лидерства в группе
детей младшего школьного возраста 40-58
2.2. Формирующий эксперимент по развитию
лидерства младших школьников 58-69
2.3. Выявление эффективности проделанной
работы 69-76
Заключение 77-80
Библиография 81-84
Приложения 85-150
Приложение 1.Социометрия.
Приложение 2. Деловая игра «Лидер»
Приложение3. Исследование самооценки (Дембо-Рубинштейн)
Приложение 4. Детский вариант личностного теста Кеттела
Приложение 5. Методика определения общественной активности
учащихся(составлена доцентом Е.Н. Степановым)
Приложение 6. Методика оценки лидерских качеств
Приложение 7. Анкета для родителей и педагогов
Приложение 8. Методика оценки общения педагога и воспитанников
Приложение 9. По методике Кеттела.
Приложение 10. Протокол определения общественной активности
Приложение 11. Протокол методики оценки лидерских качеств
Приложение 12.Протокол социометрии
Приложение 13. Протокол исследования самооценки
Приложение 14. Протокол обследования с помощью « Анкеты для
родителей и педагогов
Приложение 15.Тренинг общения
Приложение 16. «Верёвочный курс»
Приложение 17.Тренинг интеллектуальной креативности
Приложение 18.Групповые занятия по коррекции самооценки и
развитию оценочных способностей
Приложение 19.Сценарии коллективных творческих дел
Приложение20. Материалы спецкурса «Школа лидерства»
Приложение 21.Протокол определения общественной активности
(повторно)
Приложение 22.Протокол методики оценки лидерских
качеств (повторно)
Приложение 23. Социометрия (повторно)
Приложение24. Протокол определения общественной
активности (контрольный класс 3б)
Приложение25Протокол определения общественной
активности (контрольный класс 3б) (повторно)
Приложение 26. Протокол методики оценки лидерских качеств
контрольный класс 3б
Приложение 27. Протокол методики оценки лидерских качеств
контрольный класс 3б (повторно)
НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра начального образования
Квалификационная работа
ТЕМА:
Развитие лидерского начала
детей младшего школьного возраста.
Учитель начальных классов
Школы№2
Района Ковернинского
Нижний Новгород
2007
Введение 5-8
Глава 1. Проблема лидерства в детских группах и
коллективах 9-39
1.1.Общая характеристика
школьного возраста 9-11
1.2. Лидерство и основные направления его
исследования 11-20
1.3. Лидерство и межличностные отношения
младших школьников 20-28
1.4. Психолого-педагогическое сопровождение
лидерства младших школьников 29-33
1.5. Ретроспективный взгляд на подход к
изучению проблемы лидерства в
отечественной педагогике 34-39
Выводы по главе 1 39
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по изучению
лидерства в группе младших школьников 40-76
2.1. Выявление феномена лидерства в группе
детей младшего школьного возраста 40-58
2.2. Формирующий эксперимент по развитию
лидерства младших школьников
2.3. Выявление эффективности проделанной
работы 69-76
Заключение 77-80
Библиография
Приложения
Приложение 1.Социометрия.
Приложение 2. Деловая игра «Лидер»
Приложение3. Исследование самооценки (Дембо-Рубинштейн)
Приложение 5. Методика
определения общественной актив
учащихся(составлена доцентом Е.Н. Степановым)
Приложение 6. Методика оценки лидерских качеств
Приложение 7. Анкета для родителей и педагогов
Приложение 8. Методика оценки общения педагога и воспитанников
Приложение 9. По методике Кеттела.
Приложение 10. Протокол
определения общественной
Приложение 11. Протокол
методики оценки лидерских
Приложение 12.Протокол социометрии
Приложение 13. Протокол исследования самооценки
Приложение 14. Протокол обследования с помощью « Анкеты для
родителей и педагогов
Приложение 15.Тренинг общения
Приложение 16. «Верёвочный курс»
Приложение 17.Тренинг интеллектуальной креативности
Приложение 18.Групповые занятия по коррекции самооценки и
развитию оценочных способностей
Приложение 19.Сценарии коллективных творческих дел
Приложение20. Материалы спецкурса «Школа лидерства»
Приложение 21.Протокол определения общественной активности
(повторно)
Приложение 22.Протокол методики оценки лидерских
качеств (повторно)
Приложение 23. Социометрия (повторно)
Приложение24. Протокол определения общественной
активности (контрольный класс 3б)
Приложение25Протокол определения общественной
активности (контрольный класс 3б) (повторно)
Приложение 26. Протокол
методики оценки лидерских
контрольный класс 3б
Приложение 27. Протокол
методики оценки лидерских
контрольный класс 3б (повторно)
Становление личности не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором она живет, от системы отношений, в которые она включается.
Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя. Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения, индивид проявляет себя как личность и даёт возможность оценить себя в системе отношений с другими.
Лидерство — один из способов
дифференциации группы в результате
деятельности, общения и взаимодействия
ее членов. Возникнув как результат
общения и взаимодействия индивидов
в составе группы, лидерство становится
сложным социально-
Проблема лидерства школьников всегда была актуальна по нескольким причинам.
Во-первых, в плане решения практических задач воспитания и обучения. В школе различают «формальное» и «неформальное» лидерство. «Формальное» лидерство связано с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональное отношение. «Неформальное» лидерство возникает на основе личных взаимоотношений участников. Это так называемый характер лидерства. Поэтому в школьных классах официальный лидер, занимающий руководящие должности, не всегда бывает самым авторитетным человеком в коллективе. Если «формальный» лидер не будет являться одновременно и «неформальным» лидером, то человек, пользующийся большим авторитетом у учеников, будет разлагать коллектив и эффективность организации и самой результативности деятельности упадет. Поэтому очень важно, чтобы учителя имели представления о том, кто же является лидером класса.
Во-вторых, данная проблема является актуальной, так как в нашем сегодняшнем мире не хватает лидеров в полном смысле этого слова. Будь то личная, профессиональная или социальная сфера, или же нечто своеобразное или творческое, обществу везде нужны лидеры. Таким образом, психолого-педагогические воздействия, способствующие развитию лидерских способностей детей, «выращивание» лидеров становится одной из задач современной школы.
Знания педагогов об особенностях работы с лидерами, понимание феноменов лидерства в современных условиях, умение диагностировать лидерский потенциал воспитанника и организовать подготовку лидеров, способность создать поле лидерства в группе, умение и стремление к взаимодействию с лидерами определяют профессионализм педагога.
Проблема лидерства разрабатывается на стыке наук как отечественными, так и зарубежными исследователями на протяжении многих десятилетий. В социологии это Р.Бейлс, М.Вебер, Т.Ньюком, А.Хейр, Т.Шибутани и многие другие; в психологии - Г.Хомманс, А.Адлер, Г.К.Ашин, Г.М.Андреева, Д.Б.Эльконин и др.; в педагогике П.П. Блонский, В.П.Вахтеров, А.С. Макаренко и др.[5,9,12,20,30] Однако многие аспекты проблемы лидерства остаются недостаточно разработанными, в том числе и проблема лидерства среди младших школьников. Тем актуальнее тема представленного дипломного исследования.
Выявленная актуальность проблемы изучения лидерства и развития лидерских способностей учащихся привела к тому, что проявились программы, направленные на их развитие в дошкольном, младшем школьном и (особенно часто) в подростковом возрасте. Очевидно, что с точки зрения их эффективности одни программы будут более, другие менее эффективными. В данной дипломной работе было произведено исследование влияния одной из таких самостоятельно разработанных программ на развитие лидерских способностей младших школьников.
Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать достаточно конкретно цель исследования: выявить особенности лидерства младших школьников; разработать и определить эффективность системы психолого-педагогического воздействия для развития лидерского начала детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: развитие лидерских способностей младшего школьника в воспитательном процессе становится возможным и значимым для личностного развития, если:
Для достижения цели исследования, доказательства и теоретического обоснования выдвинутой гипотезы решаются следующие задачи:
1. Проанализировать основные теоретические подходы к исследованию проблем лидерства; охарактеризовать современное состояние проблемы лидерства и провести ретроспективный обзор.
2. Раскрыть понятие «лидерство» применительно к группе младших школьников.
3. Провести практическое
исследование по изучению
В исследовании использовались следующие методы:
- теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;
- диагностические методики:
анкетирование, тесты,
- констатирующий и формирующий эксперименты;
- количественная и качественная обработка данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что обоснована необходимость такой организации воспитания в начальной школе, которая способствует самореализации младшего школьника; определены и экспериментально обоснованы педагогические условия развития лидерских способностей детей младшего школьного возраста с помощью разработанной системы специальной деятельности, которая апробирована и подтверждена результатами экспериментальной работы.
База исследования: 3а класс школы №1 г. Ковернино.
Глава 1. Проблема лидерства в детских группах и коллективах
1.1.Общая характеристика
детей младшего школьного
В младшем школьном возрасте
происходит активное анатомо-физиологическое
созревание организма. Мощный стимул функциональному
развитию головного мозга дает обучение.
Так, создаются условия для
Переход к систематическому обучению в школе меняет весь образ жизни ребенка. До школы ребенок познавал только то, что было ему необходимо в играх или сложных трудовых операциях. Теперь он познает и то, что неинтересно, но нужно. Устойчивость внимания, способность к регулированию и произвольной организации действий в учебной деятельности придут к учащимся тем раньше, чем быстрее они поймут и почувствуют, что учение – это труд, требующий серьезного волевого направления.[18]
С поступлением ребенка в школу коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. Именно на основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования младшего школьного возраста. [58]
Информация о работе Развитие лидерского начала детей младшего школьного возраста