Развитие лидерского начала детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 19:33, дипломная работа

Описание работы

Для достижения цели исследования, доказательства и теоретического обоснования выдвинутой гипотезы решаются следующие задачи:
1. Проанализировать основные теоретические подходы к исследованию проблем лидерства; охарактеризовать современное состояние проблемы лидерства и провести ретроспективный обзор.
2. Раскрыть понятие «лидерство» применительно к группе младших школьников.
3. Провести практическое исследование по изучению особенностей лидерства детей младшего школьного возраста и разработать комплекс средств, развивающих лидерские способности учащихся начальных классов и проверить его эффективность.

Содержание работы

Введение 5-8
Глава 1. Проблема лидерства в детских группах и
коллективах 9-39
1.1.Общая характеристика детей младшего
школьного возраста 9-11
1.2. Лидерство и основные направления его
исследования 11-20
1.3. Лидерство и межличностные отношения
младших школьников 20-28
1.4. Психолого-педагогическое сопровождение
лидерства младших школьников 29-33
1.5. Ретроспективный взгляд на подход к
изучению проблемы лидерства в
отечественной педагогике 34-39
Выводы по главе 1 39
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по изучению
лидерства в группе младших школьников 40-76
2.1. Выявление феномена лидерства в группе
детей младшего школьного возраста 40-58
2.2. Формирующий эксперимент по развитию
лидерства младших школьников 58-69
2.3. Выявление эффективности проделанной
работы 69-76
Заключение 77-80
Библиография 81-84
Приложения 85-150
Приложение 1.Социометрия.
Приложение 2. Деловая игра «Лидер»
Приложение3. Исследование самооценки (Дембо-Рубинштейн)
Приложение 4. Детский вариант личностного теста Кеттела
Приложение 5. Методика определения общественной активности
учащихся(составлена доцентом Е.Н. Степановым)
Приложение 6. Методика оценки лидерских качеств
Приложение 7. Анкета для родителей и педагогов
Приложение 8. Методика оценки общения педагога и воспитанников
Приложение 9. По методике Кеттела.
Приложение 10. Протокол определения общественной активности
Приложение 11. Протокол методики оценки лидерских качеств
Приложение 12.Протокол социометрии
Приложение 13. Протокол исследования самооценки
Приложение 14. Протокол обследования с помощью « Анкеты для
родителей и педагогов
Приложение 15.Тренинг общения
Приложение 16. «Верёвочный курс»
Приложение 17.Тренинг интеллектуальной креативности
Приложение 18.Групповые занятия по коррекции самооценки и
развитию оценочных способностей
Приложение 19.Сценарии коллективных творческих дел
Приложение20. Материалы спецкурса «Школа лидерства»
Приложение 21.Протокол определения общественной активности
(повторно)
Приложение 22.Протокол методики оценки лидерских
качеств (повторно)
Приложение 23. Социометрия (повторно)
Приложение24. Протокол определения общественной
активности (контрольный класс 3б)
Приложение25Протокол определения общественной
активности (контрольный класс 3б) (повторно)
Приложение 26. Протокол методики оценки лидерских качеств
контрольный класс 3б
Приложение 27. Протокол методики оценки лидерских качеств
контрольный класс 3б (повторно)

Файлы: 1 файл

лидерство.doc

— 1.41 Мб (Скачать файл)

3) Условием формирования лидерства  в педагогически организованном процессе является создание многообразия деятельностей и отношений, в которые ребенок может включиться, как «пробующий себя» субъект, поскольку в силу специфики возраста, лидерская  самореализация носит поисковый характер.

4) Возможность и эффективность педагогического влияния на процесс самореализации личности младшего школьника определяется стилем педагогической деятельности, формой взаимодействия с ним воспитателя. Педагог реализует диалогическую форму общения, характеризуемую как субъект -субъектные отношения, сфокусированные на предмете деятельности или проблеме обсуждения.

5) Системность воздействия.  Для развития лидерства среди  младших школьников сделана попытка  разработать систему коррекционно- развивающих занятий, а не просто случайных, разовых воздействий. Систематичность предполагает организацию воздействия на школьников как по широте охвата разными видами деятельности в соответствии с поставленной задачей, так и усложнение решаемых задач в ходе работы по блокам.

Основными направлениями  работы с учащимися были следующие:

-развитие навыков  общения и взаимодействия  учащихся,   коррекция в межличностных отношениях, групповое сплочение;

- развитие навыков  самооценки и понимания других;

- развитие навыков творчества;

- предоставление возможности  различных проявлений, реализацию  лидерских сторон личности младшего  школьника;

- учёт внеклассных  интересов ребенка и путей  их использования в жизни классного  коллектива

Работа проводилась  в течение года обучения детей в 3 классе.

1 этап. Развитие навыков общения и взаимодействия  учащихся,   коррекция в межличностных отношениях, групповое сплочение. На первом этапе проводятся тренинг общения и тренинг группового сплочения.

Основой для составления  программы тренинга общения послужили разработки Н.П. Майорова, Е.Е. Чепурных, В.В. Петрусинского [62] .

Данная  программа несёт в себе следующие  цели: 
      - познание своих слабых и сильных сторон во   взаимодействии с другими  людьми;

     -формирование  умений организации оптимального общения, эмоциональной и поведенческой саморегуляции, психологического анализа ситуаций; 
     -развитие навыков рефлексии  и обратной связи.

Для успешной реализации данных целей,  таким образом, необходимо осуществление работы по двум направлениям:

1.Организация на занятии  процесса общения.

2. Организация рефлективной  деятельности по отношению к  процессу общения.

Особым фрагментом программы  является так называемый «Веревочный курс», Цель: сплочение группы, повышение взаимного доверия. Это серия специально подготовленных упражнений для малых групп, а также индивидуальных заданий, выполняемых, как правило, в лесу с использованием деревьев, альпинистского снаряжения, специальных приспособлений и оборудования. В процессе выполнения заданий создается атмосфера доверия и поддержки в коллективе. На примере увлекательных, но довольно сложных упражнений класс учится решать общую задачу, вырабатывать тактику и стратегию ее решения. Индивидуальные упражнения часто связаны с преодолением страха, с выходом за пределы своих предполагаемых возможностей.[15]

Участников просят рассматривать  день прохождения курса как метафору жизненных ситуаций, и когда человек  обнаруживает, что он может преодолеть себя, мобилизовав для этого всю  свою энергию, то в конечном счете это позволяет ему выйти на новые рубежи в своей жизни.

Время прохождения упражнений не лимитируется. Ребята сами решают, продолжать выполнение или прервать его. Во время  прохождения веревочного курса  группа может отказаться проходить те или иные препятствия. Отказ может быть чисто индивидуальный — это в том случае, когда человек не надеется, не доверяет группе. После прохождения каждого упражнения делаются определенные выводы. Выносятся для себя и своего коллектива уроки на жизнь.

2 этап. Развитие личности младшего школьника: развитие навыков самооценки и понимания других;  развитие навыков творчества.

На данном этапе проводились  соответствующие тренинги.

Тренинг интеллектуальной креативности. Основная цель данного тренинга - осознание креативности в себе и её развитие, а так же развитие познавательных психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления). Тренинг представляет собой групповые и игровые упражнения в малых и средних группах, направленные на решение различных интеллектуальных задач возрастающей сложности: шарад, ребусов, лабиринтов, загадок, геометрических, графических задач, головоломок, трактовка пословиц и поговорок, тренировка образной памяти.[66]

В процессе тренинга у  участников формируются умения:

- выделять необходимые и достаточные условия задачи;

- преодолевать стереотипы  мышления;

- видеть проблему с  разных сторон;

- стимулировать себя  в процессе решения задач.

Порядок проведения занятий  был следующим: сначала проводилось психогимнастическое упражнение, направленное на снятие эмоционального напряжения и создание работоспособности; затем следовала основная часть задания, направленная на осознание того, что такое креативность, каковы её проявления, барьеры и этапы креативного процесса и задания, направленные на развитие интеллектуальной креативности; далее - элементы изотерапии (рисование сюжетов, изготовление поделок, творческие задания). Заканчивалось занятие презентацией выполненных работ и групповым ритуалом прощания.

Все использованные в тренинге упражнения можно разделить на следующие блоки:

Психогимнастические упражнения на создание работоспособности

Цель: знакомство, создание работоспособности, создание в группе креативной среды (среды, побуждающей к проявлениям творческого мышления и поведения), развитие творческого воображения и фантазии, тренировка памяти и развитие устной речи, обогащения словарного запаса, самоопределение подростка в предметном мире, развитие коллективного воображения.

Упражнения: «Три качества», «Мне нравится». «Хобби», «Нестандартный случай». «Достоинство», «Я цветок, ж:uвотное...» и т.д.

Психогимнастические  упражнения  направленные на осознание того, что такое креативность, каковы её проявления, барьеры и этапы креативного процесса.

 Цель: осознание имеющихся барьеров проявления креативности и создание условий для преодоления или уменьшения их влияния, развитие творческого воображения и фантазии, развитие логического мышления и целенаправленности личности, наглядно – действенное мыслительное конструирование плоскостных изображений с попытками графического фиксирования этих форм на бумаге.

Упражнения: «Поиски «пум - пума»». «Нестандартный способ», «Воздух - земля - вода», «Пойди туда... », «Вопрос - ответ», «Невероятная ситуация», «Дорисуй предмет», «Сочиним (нарисуем)?», «Пиктография», «Пойми и дорисуй», «Общий рисунок», «Быстрее рисуй», «Цвет - объект» и  т.д.

Психогимнастические упражнения направленные на развитие элементов интеллектуальной креативности

Цель: Формирование целого комплекса психических процессов: восприятия, памяти, представления, наглядно - действенного и абстрактного мышления, логики, развитие речи, обогащение словарного запаса, наглядно - действенное мыслительное конструирование, формирование наглядно - практических конструктивных умений, целенаправленности личности.

Упражнения: «Лента Мёбиуса». «Исключение лишнего». «Задача о  монетах», «Задача со спичками», «Задача  про магазин», «Отгадай слово», «Угадай  предмет», «На каждую букву - слово», «Поиск общего», «пословицы», «Поиск аналогов» и т.д.

Ролевые игры.

Цель: развитие интеллектуальной рефлексии, формирование коммуникативных умений, развитие и осознание креативного поведения, развитие речи, обогащение словарного запаса, развитие мышления.

Упражнения: «Необычное знакомство». «Я.- отрицательный герой», «Встреча с иностранцем». «Невероятная ситуация» и т.д.

Упражнения, содержащие элементы изотерапии.

Цель: Развитие творческого мышления, воображения, фантазии, формирование наглядно - практических конструктивных умений; наглядно - действенное мыслительное конструирование плоскостных и объёмных изображений.

Упражнения: «Мозаичное панно», «Сочиним (нарисуем)?», «Картина из ваты», плоскостная и объёмная аппликации и т.д.

Упражнения  арттерапии осуществлялись участниками индивидуально, что позволило им работать и выполнять задания в приемлемом, индивидуально для них, темпе, а также выполнять наиболее интересную лично для них деятельность.

Тренинговая программа  была составлена таким образом, что  в процессе одного занятия использовались упражнения практически их всех пяти описанных блоков.

Групповые занятия  по коррекции самооценки и развитию оценочных способностей.

 Задачи этих занятий: формирование адекватной самооценки; развитие рефлексии и оценочных способностей, устранение рассогласования между самооценкой и уровнем притязаний, снижение тревожности – межличностной и самооценочной. Тренинг разработан самостоятельно на основе разных источников.[7,21,23,25,33,36,38,42,51,63,65]

Третий и  четвёртый этапы проходили параллельно с первым и вторым.

3 этап. Для развития системы организации деятельности классного коллектива, в ходе педагогического эксперимента был введен новый для детей механизм подготовки дел. Таким механизмом стал «совет дела» - временная творческая группа, созданная специально для подготовки и  проведения одного дела. Совет дела - временный орган коллектива, составленный (избранный) из представителей микро коллективов (микрогрупп) для координации коллективной деятельности при подготовке и проведении коллективных творческих дел. Инициативная группа - временный организаторский орган коллектива, состоящий обычно из добровольцев, изъявивших желание взяться за разработку какого-либо дела. 
Творческая группа - временный орган коллектива, избираемый, как правило, из числа наиболее компетентных лиц, для разработки идеи, подготовки и проведения какого-либо конкретного дела.

 Членам совета дела  делегировалась ответственность  за подготовку и проведение  дела. Роль учителя становилась  все более незаметной, он мог  выступать рядовым участником  совета, доверяя главные организаторские функции детям. Такой подход способствовал реализации потребности ребенка стать взрослее и самостоятельнее.[22,15,6,56,55,64]

На 3 этапе эксперимента всем детям был предложен спектр различных видов деятельности, участие  в которых предоставляло возможность различных проявлений, реализацию различных сторон личности младшего школьника.

Организация деятельности предполагала собственный поиск, отбор  дел, планирование целей и средств  для их решения, собственную оценку своих действий, обмен опытом и другие действия. Учащиеся, первоначально совместно с родителями, становились участниками еженедельных классных сборов, творческих конкурсов, игр, разучивания новых песен, поздравлений именинников. Цель такой работы: представление детей друг другу; определение каждым ребенком своего места в структуре коллектива; выдвижение лидеров; включение родителей в поддержку разнообразной по видам и формам деятельности класса. Набор дел, предложенный детям и поддержанный взрослыми, предполагал различные направления, что дало возможность каждому ребенку быть успешным в той или иной деятельности.

Важным моментом, который  венчал каждое дело, был его анализ, что способствовало интенсификации развития у детей рефлексии. Первоначально  для анализа предлагались ассоциативные приемы. Поскольку ребенку еще трудно высказать свои мысли, использовались краски (цветопись настроения), различные шкалы.

Методика проведения занятий была построена так, чтобы  гарантировать каждому ребенку  ситуацию успеха и, что особенно важно, снять с учителя роль центра школьной жизни. В конце учебного дня дети с радостью благодарили друг друга «за хороший день», «за совместный труд», «за справедливость», «за новые знания».

Примеры КТД (коллективные творческие дела): -             Путешествие в сказку Комплексная творческая игра по станциям, направленная на демонстрацию ребенком своих творческих, интеллектуальных и организаторских способностей.

Идём по следу Конкурсная программа, направленная на сплочение коллектива с последующим разрешением имеющихся проблем во взаимоотношениях между взрослыми и детьми.

Попробуй себя Познавательно-развлекательная игра, направленная на выявление и развитие творческих и интеллектуальных способностей детей.

Юный журналист  Интеллектуально-творческое дело, направленное на развитие у детей интереса к профессии журналиста. Выявление индивидуальных особенностей детей, сплочение коллектива.

Шар-ах-шоу Спортивно - развлекательная игра.  
Способствовать развитию интереса к спортивно-развлекательной деятельности. Дать заряд бодрости и хорошего настроения. Способствовать сплочению коллектива. По своей структуре данное дело очень похоже на дело «Веселые старты», но все задания и конкурсы продуманы с использованием воздушных шаров. Дело помогает ребятам почувствовать друг друга, сплотиться в группе, думать и действовать коллективно, работать на общие интересы.

Информация о работе Развитие лидерского начала детей младшего школьного возраста