Развитие лидерского начала детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 19:33, дипломная работа

Описание работы

Для достижения цели исследования, доказательства и теоретического обоснования выдвинутой гипотезы решаются следующие задачи:
1. Проанализировать основные теоретические подходы к исследованию проблем лидерства; охарактеризовать современное состояние проблемы лидерства и провести ретроспективный обзор.
2. Раскрыть понятие «лидерство» применительно к группе младших школьников.
3. Провести практическое исследование по изучению особенностей лидерства детей младшего школьного возраста и разработать комплекс средств, развивающих лидерские способности учащихся начальных классов и проверить его эффективность.

Содержание работы

Введение 5-8
Глава 1. Проблема лидерства в детских группах и
коллективах 9-39
1.1.Общая характеристика детей младшего
школьного возраста 9-11
1.2. Лидерство и основные направления его
исследования 11-20
1.3. Лидерство и межличностные отношения
младших школьников 20-28
1.4. Психолого-педагогическое сопровождение
лидерства младших школьников 29-33
1.5. Ретроспективный взгляд на подход к
изучению проблемы лидерства в
отечественной педагогике 34-39
Выводы по главе 1 39
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по изучению
лидерства в группе младших школьников 40-76
2.1. Выявление феномена лидерства в группе
детей младшего школьного возраста 40-58
2.2. Формирующий эксперимент по развитию
лидерства младших школьников 58-69
2.3. Выявление эффективности проделанной
работы 69-76
Заключение 77-80
Библиография 81-84
Приложения 85-150
Приложение 1.Социометрия.
Приложение 2. Деловая игра «Лидер»
Приложение3. Исследование самооценки (Дембо-Рубинштейн)
Приложение 4. Детский вариант личностного теста Кеттела
Приложение 5. Методика определения общественной активности
учащихся(составлена доцентом Е.Н. Степановым)
Приложение 6. Методика оценки лидерских качеств
Приложение 7. Анкета для родителей и педагогов
Приложение 8. Методика оценки общения педагога и воспитанников
Приложение 9. По методике Кеттела.
Приложение 10. Протокол определения общественной активности
Приложение 11. Протокол методики оценки лидерских качеств
Приложение 12.Протокол социометрии
Приложение 13. Протокол исследования самооценки
Приложение 14. Протокол обследования с помощью « Анкеты для
родителей и педагогов
Приложение 15.Тренинг общения
Приложение 16. «Верёвочный курс»
Приложение 17.Тренинг интеллектуальной креативности
Приложение 18.Групповые занятия по коррекции самооценки и
развитию оценочных способностей
Приложение 19.Сценарии коллективных творческих дел
Приложение20. Материалы спецкурса «Школа лидерства»
Приложение 21.Протокол определения общественной активности
(повторно)
Приложение 22.Протокол методики оценки лидерских
качеств (повторно)
Приложение 23. Социометрия (повторно)
Приложение24. Протокол определения общественной
активности (контрольный класс 3б)
Приложение25Протокол определения общественной
активности (контрольный класс 3б) (повторно)
Приложение 26. Протокол методики оценки лидерских качеств
контрольный класс 3б
Приложение 27. Протокол методики оценки лидерских качеств
контрольный класс 3б (повторно)

Файлы: 1 файл

лидерство.doc

— 1.41 Мб (Скачать файл)

4. Детский вариант теста Кеттела. Цель: выявить особенности личности испытуемого. Измеряемые качества личности: экстраверсия, уверенность в себе, эмоциональная невозбудимость, независимость, благоразумие, добросовестность, смелость, практичность, оптимизм, самоконтроль, невозмутимость(приложение 4) [44].

5. Методика определения общественной активности учащихся.  Цель: выявить уровень и особенности общественной активности учащихся (Высокая (организаторская активность), хорошая (активо-исполнительская), средняя (пассивно-исполнительская), низкая (принудительная);  не проявляется) (приложение 5)[54].

6. Методика оценки лидерских качеств учащихся. Анкету заполняет учитель, оценивая способности детей к организации деятельности и взаимодействия (приложение 6)[44].

7 Анкета для родителей и педагогов - вопросник, предназначенный для экспертного оценивания коммуникативных качеств личности у младших школьников, а также их взаимоотношений с окружающими людьми(приложение 7)[44].

8 Методика оценки общения педагога с детьми – проводилась психологом школы (приложение 8)[45].

 Для количественного анализа результаты исследования организованы в таблицы и диаграммы.

 

 

Таблица 1. Матрица социометрических выборов в 3а классе

 

 

ФИ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Сделано выборов

1

ИльяА

Х

           

1

2

3

       

3

2

СашаН

3

Х

 

2

       

1

         

3

3

Витя В

   

Х

 

1

 

2

     

3

     

3

4

ИванК

 

2

 

Х

     

1

3

         

3

5

СашаМ

 

1

 

2

Х

       

3

       

3

6

Саша Г

   

1

2

 

Х

 

3

           

3

7

Дима К

2

     

1

 

Х

3

           

3

8

ЖеняШ

 

1

         

Х

2

3

       

3

9

ДимаКр

 

1

 

2

   

3

 

Х

         

3

10

Саша И

                 

Х

1

 

3

2

3

11

Вика И

 

2

 

3

         

1

Х

     

3

12

Аня Ч

   

3

           

1

2

Х

 

1

3

13

Юля К

                 

3

2

1

Х

 

3

14

Тоня П

                 

1

 

3

2

Х

3

 

Получено выборов

2

5

2

5

2

0

2

4

4

7

4

2

2

2

Σ=42

 

Получено взаимных выборов

0

2

0

2

0

0

0

0

2

3

1

1

1

2

Σ=14


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I –«звёзды»II- предпочитаемые III-принимаемые IV-изолированные

 















 


 

 

выбор


взаимный выбор


 

Рис. 1 Социометрическая матрица 3а класс

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

: I – общее положительное отношение; II  - положительные качества сверстников; III – интересы совместной деятельности; IV – дружеские отношения.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высокая (организаторская.) Хорошая (активно-исполнительская) Средняя (пассивно-исполнительская) Низкая (принудительная) Не проявляется


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 2 График уровня самооценки младших школьников

I умный — глупый, II добрый — злой, III здоровый — больной,  IV красивый — некрасивый, V смелый —трусливый, VI честный — нечеcтный, VII послушный — непослушный, VIII активный-пассивный.

Таблица 2 Младшие школьники  проявляющие лидерские качества


К организации деятельности

К организации взаимодействия

Формальные лидеры

Выявленный тип лидера

Саша Н

Илья А

Саша Г

Вика И

Саша И

Аня Ч

Саша Г

Вика И

Саша И

Аня Ч

Вика И -командир класса

Саша И, Ваня К, Саша Н  –командиры экипажей

Саша И – генератор  идей

Саша Н – эмоциональный лидер

Ваня К – генератор  идей

Вика И – генератор  идей




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I выражены, II слабо выражены, III нет.

 

                                                   


 




Рис 3                                                                  Рис.4


Рис 3-4 Взаимоотношения  детей в микрогруппах.

Качественный  анализ полученных данных показал, что 3 «а» класс имеет полную статусную структуру: выделена социометрическая «звезда» предпочитаемые, пренебрегаемые и изолированные дети (таблица 1, рис.1, диаграмма 1).  Это говорит о том, что оценки школьниками своих товарищей дифференцированы и в общении существует избирательность.

Индекс изолированности (% «изолированных» детей) в группе низок, т.е. в этом отношении группу можно назвать благополучной. Изолированный ребёнок стремится к общению с соклассниками и делает выборы, но ответных выборов не получают. Однако уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) в классе, находящийся путём соотнесения числа детей находящихся в благоприятных статусных категориях (I+II=6), с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (III+IV=9) низкий т.к. расхождение значительное. Таким образом, взаимоотношения в классе не являются благополучными.

Исследователи придают  большое значение взаимности выборов, которая обеспечивает ребёнку его удовлетворённость общением со сверстниками. Эта удовлетворённость или неудовлетворённость важный критерий в оценке межличностных отношений. Показателем удовлетворённости младших школьников своими взаимоотношениями со сверстниками является процентное отношение числа детей, имеющих взаимные выборы, к числу всех детей. В данном случае это 64%- высокий уровень удовлетворённости. В среднем по классам младших школьников этот показатель несколько ниже.  (Коломинский Я.Л.). Однако, если учесть, что уровень взаимных выборов у мальчиков и девочек,  то возникают сомнения по поводу высоты уровня удовлетворённости. Если у девочек удовлетворённость общением со сверстниками 100%, то у мальчиков – 33% -  низкий уровень.

В данном случае у мальчиков  взаимные выборы пришлись на подгруппу  предпочитаемых. Таким образом, эмоциональное  благополучие в общении с одноклассниками  испытывают мальчики с более высоким  групповым статусом. В целом для  мальчиков выявлено  неблагополучие большинства в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками.

 Для девочек оно  сравнительно благополучно во  всех статусных подгруппах.

Рассматривая взаимоотношения в микрогруппах, можно выделить Сашу И., которая является притягательным центром общения для всех девочек. (Рис.3) Предпочитаемые мальчики объединены в замкнутую подгруппу, к которой пытаются присоединиться остальные, но без особого успеха. (Рис.2) Т.е. лидерами в группе они не являются, т.к. не открываются навстречу другим.  Для мальчиков значима не столько популярность в группе, сколько надежность партнера, уверенность в нем. 

Все мотивы выборов можно разделить на несколько групп: I – общее положительное отношение; II  - положительные качества сверстников; III – интересы совместной деятельности; IV – дружеские (родственные) отношения. На диаграмме 2 соотношение этих категорий изображено графически.

У младших школьников представлены мотивы всех этих типов, но больше всего мотивируют они свой выбор личными качествами соклассников.

В первой группе мотивов  выборы в основном  обосновывались общим положительным отношением глобального характера, без достаточного осознания этого отношения (Хороший, нормальный и т.п.) Во второй группе несколько меньшая часть выборов обусловлена качествами, обеспечивающими успешность деятельности (42%) – учения, организации интересных дел, игр, лидерским (хороший командир экипажа) и др. . Большинство выборов объясняют нравственными качествами.  Среди нравственных качеств выделялись  те, которые являлись  важными для всей группы  (он всегда помогает всем, хорошо объясняет и т.п.), что говорит о наличии причастности детей к жизни класса и формирующихся коллективных отношений. Уровень таких коллективистских отношений ещё невысок, о чём говорит малое количество  ответов показывающих, что активным началом общения или деятельности выступают дети совместно (Мы).

 В результате можно  сделать следующие выводы - в основе  
мотива выбора в основном находятся нравственные качества детей, и проявляется интерес к совместной деятельности с этим ребенком.

Практически не была замечена какая-либо дифференциация выбора мотивов в зависимости от половой принадлежности опрошенных, т.е. мотивы мальчиков и девочек практически ничем не отличаются. Исключение составляют достаточно много мотивировок обоснованных дружескими отношениями, т.к. принадлежат они в основном девочкам.

Социометрия показала  разделение детей в процессе совместной деятельности и общения на однополые  объединения, т.е. «половую сегрегацию». Стихийная сегрегация затрагивает преимущественно неофициальную структуру детской группы, отражая избирательный характер детских  симпатий и антипатий, дружбы и привязанностей.

Связь положения школьника  с его успеваемостью. Учащиеся, занимающие неблагоприятное положение в структуре межличностных отношений, относятся либо к слабо успевающим, либо к неуспевающим и имеют низкий статус (за исключением Саши Г. – хорошо успевающий изолированный).

Далеко не все формальные лидеры класса обладают социометрическим «звёздным» статусом – только Саша И.  В её отношении половая сегрегация проявляется гораздо слабее: как лидера её выделяют и девочки и мальчики, хотя сама она выбирает девочек. Остальные дети  являются обладателями статуса «предпочитаемых». Видна связь   статуса ученика в группе с его успеваемостью. В то же время не столько сама по себе успеваемость определяет статус ученика в классе, сколько те личностные качества, которые характеризуют его отношение к учебе: трудолюбие, добросовестность и т.д.

Популярными в учебном коллективе стали ученики с широким кругом интересов и серьезными духовными запросами. Эту группу  школьников отличает серьезное отношение к учебной деятельности.  Формальные лидеры обладают положительными качествами (хорошо учатся, умеют что-то делать лучше других и т. п.). Однако наличие именно лидерских качеств дети отметили только у Саши И. (мотивировка «Она хороший командир экипажа»). Относительно Вики И. (командира класса) дети отмечали только то, что она хорошо учится.      Чрезмерное упорство в достижении цели приводит Вику  к стремлению доводить все до полного совершенства. Работы, выполненные на высоком уровне мастерства, ею оцениваются как неудачные. Завышенные личные стандарты, неудовлетворенность, оценивание собственной деятельности по взрослым меркам приводят к болезненным переживаниям.

 Саша Н.(командир  экипажа) нравится детям за  весёлость, доброжелательность, общительность,  а Ваня К. (командир экипажа)  – за мастеровитость, умение делать  поделки, и доброжелательное отношение  к всем соклассникам. Таким образом, формальные лидеры в классе популярны на эмоциональном и деловом уровнях, но деловой уровень не связан с выполнением формальной роли (кроме Саши И). Они желанны в системе межличностных отношений, дети испытывают  к ним симпатию. Об эмоциональном климате группы для каждого из них можно сказать, что он  теплый, благоприятный. Популярность в основном не связывается с эффективным выполнением формальных ролей и со способностью к принятию ,каких- либо решений, т.е. с собственно лидерством.

 Данные исследования общественной активности младших школьников показали, что дети малоактивны в общественной жизни (Диаграмма 3).

Высокая (организаторская) активность, когда ребёнок является инициатором и организатором  большинства дел в классе, служит примером в выполнении общественных поручений, требует добросовестного отношения к ним своих товарищей, настойчиво борется и мобилизует других на выполнение целей и задач коллектива в классе, не проявляется ни у кого из ребят.

Около трети детей  участвуют в делах класса добросовестно, охотно, но редко. Бывают их организатором, не требуя ответственного отношения к общественным поручениям от других,  разделяют позиции коллектива, но слабо их отстаивает. Это дети с хорошей, активо-исполнительской позицией. Все формальные лидеры принадлежат именно к такой группе детей.

Большая часть детей (около  половины) удовлетворительно выполняют  поручения, на просьбы взрослых и  товарищей откликается, но без особого  желания, чаще всего занимают позицию  пассивного наблюдателя или исполнителя.

Информация о работе Развитие лидерского начала детей младшего школьного возраста