Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 19:33, дипломная работа
Для достижения цели исследования, доказательства и теоретического обоснования выдвинутой гипотезы решаются следующие задачи:
1. Проанализировать основные теоретические подходы к исследованию проблем лидерства; охарактеризовать современное состояние проблемы лидерства и провести ретроспективный обзор.
2. Раскрыть понятие «лидерство» применительно к группе младших школьников.
3. Провести практическое исследование по изучению особенностей лидерства детей младшего школьного возраста и разработать комплекс средств, развивающих лидерские способности учащихся начальных классов и проверить его эффективность.
Введение 5-8
Глава 1. Проблема лидерства в детских группах и
коллективах 9-39
1.1.Общая характеристика детей младшего
школьного возраста 9-11
1.2. Лидерство и основные направления его
исследования 11-20
1.3. Лидерство и межличностные отношения
младших школьников 20-28
1.4. Психолого-педагогическое сопровождение
лидерства младших школьников 29-33
1.5. Ретроспективный взгляд на подход к
изучению проблемы лидерства в
отечественной педагогике 34-39
Выводы по главе 1 39
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по изучению
лидерства в группе младших школьников 40-76
2.1. Выявление феномена лидерства в группе
детей младшего школьного возраста 40-58
2.2. Формирующий эксперимент по развитию
лидерства младших школьников 58-69
2.3. Выявление эффективности проделанной
работы 69-76
Заключение 77-80
Библиография 81-84
Приложения 85-150
Приложение 1.Социометрия.
Приложение 2. Деловая игра «Лидер»
Приложение3. Исследование самооценки (Дембо-Рубинштейн)
Приложение 4. Детский вариант личностного теста Кеттела
Приложение 5. Методика определения общественной активности
учащихся(составлена доцентом Е.Н. Степановым)
Приложение 6. Методика оценки лидерских качеств
Приложение 7. Анкета для родителей и педагогов
Приложение 8. Методика оценки общения педагога и воспитанников
Приложение 9. По методике Кеттела.
Приложение 10. Протокол определения общественной активности
Приложение 11. Протокол методики оценки лидерских качеств
Приложение 12.Протокол социометрии
Приложение 13. Протокол исследования самооценки
Приложение 14. Протокол обследования с помощью « Анкеты для
родителей и педагогов
Приложение 15.Тренинг общения
Приложение 16. «Верёвочный курс»
Приложение 17.Тренинг интеллектуальной креативности
Приложение 18.Групповые занятия по коррекции самооценки и
развитию оценочных способностей
Приложение 19.Сценарии коллективных творческих дел
Приложение20. Материалы спецкурса «Школа лидерства»
Приложение 21.Протокол определения общественной активности
(повторно)
Приложение 22.Протокол методики оценки лидерских
качеств (повторно)
Приложение 23. Социометрия (повторно)
Приложение24. Протокол определения общественной
активности (контрольный класс 3б)
Приложение25Протокол определения общественной
активности (контрольный класс 3б) (повторно)
Приложение 26. Протокол методики оценки лидерских качеств
контрольный класс 3б
Приложение 27. Протокол методики оценки лидерских качеств
контрольный класс 3б (повторно)
Характер младших школьников
также отличается возрастными особенностями.
Прежде всего, дети импульсивны –
склонны незамедлительно
Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Все, что дети наблюдают, о чем думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники (особенно ученики I и II классов) не умеют сдерживать чувства, контролировать их внешнее проявление, дети очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность младших школьников выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроения, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами у детей все больше развивается способность регулировать чувства, сдерживать их нежелательные проявления.[10]
В младшем школьном возрасте
закладывается фундамент
В этот период формируется также такое важное личностное образование, как чувство социальной и психологической компетентности, а также дифференцированности своих возможностей.
Один из самых важных
моментов в развитии личности ребёнка
– формирование у него самосознания, потребности
осознать себя как
личность. У младшего школьника возникает
интерес к себе, своей внутренней жизни, качествам собственной личности, потребность
в самооценке, сопоставлении себя с другими
людьми. На первых порах в основе самосознания
лежат суждения о нем других - взрослых
(родителей и, особенно, учителя), коллектива,
товарищей. Младший школьник словно смотрит
на себя глазами окружающих. С возрастом,
помимо этого, начинает сказываться тенденция
самостоятельно анализировать и оценивать
собственную личность. Но, поскольку ребёнок
еще не обладает достаточным умением правильно
анализировать собственные личностные
проявления, то на этой основе возможны
конфликты, порождаемые противоречием
между уровнем притязаний ребёнка, его
мнением о себе и его реальным положением
в коллективе, отношением к нему со стороны
взрослых и товарищей.[11]
В исследованиях довольно часто о младшем школьнике говорится как о субъекте реализации своей активности, субъекте деятельности, субъекте познания и т. п. Учитывая, что в младшем школьном возрасте осознание своих возможностей и мотивов рефлексия, только формируется; особенностью самореализации личности в этом возрасте следует признать ее интуитивный, недифференцированный, поисковый характер.[8]
Таким образом, в младшем школьном возрасте при правильном воспитании складываются основы будущей личности. Новые отношения с взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), включение в единую систему коллективов (общешкольный, классный), включение в новый вид деятельности (учение) – все это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, формирует характер, волю.
1.2. Лидерство и основные направления его исследования
Люди, входящие в группу, не могут там находиться в одинаковых позициях по отношению к тому, чем занята группа (к целям ее деятельности), и друг другу. Каждый член группы в соответствии со своими деловыми и личностными качествами, своим статусом, то есть закрепленными за ним правами и обязанностями, престижем, который отражает меру его заслуг и вклада в общее дело, имеет определенное место в системе групповой организации. С этой точки зрения групповая структура представляет собой своеобразную иерархию престижа и статуса членов группы. Вершиной этой иерархической лестницы занимает лидер группы, приобретающий право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие интересы всех членов группы. Обычно подчеркивается, что лидер может быть, а может и не быть официальным руководителем группы и что оптимальным является случай совпадения лидера и руководителя в одном лице. [5]
Лидерство - сложный социально-
В связи с этим лидерство определяется как процесс внутренней социально-психологической самоорганизации и самоуправления взаимоотношениями и деятельностью членов группы за счет индивидуальной инициативы участников. Личность добровольно берет на себя значительную меру ответственности, чем того требует формальное соблюдение служебных предписаний или общепринятых норм.
Термин лидер происходит от английского слова «leader» -«ведущий». Лидер обычно не сильнее и не умнее остальных. Тогда почему именно он направляет действия группы, зачастую превращая ее в средство достижения своих целей? Члены группы от лидера получают уверенность, силу единения. Лидер способствует сплочению, избавляет людей от сомнений, от трудности принимать решения, что подчас непосильно отдельным людям. Лидер уверен в том, что делает, и эта уверенность оказывает на сомневающихся и рефлексирующих магическое воздействие Лидер делает то, что соответствует желанию большинства, интересам дела. Он знает мнение группы, верит себе - это главное, а не ум не сила. Лидер - это наиболее компетентный из команды в том деле, на которое все устремлены. Лидерство - это не только умение вести за собой других, но и умение управлять собственной жизнью.[28]
Между специалистами, теоретиками и практиками, до сих пор продолжается спор на тему: «лидерами рождаются» или же «лидерами становятся». Одни считают, что кто-то, несомненно, от рождения обладает некой «экстраординарной особенностью», которая делает его лидером, в то время как другие убеждены, что при условии определенного правильного сочетания образования, подготовки и имеющегося опыта лидера можно «создать» и сформировать. [1]
Проблема лидера – это, прежде всего проблема власти. Т.С. Кабаченко обозначает такие виды власти:
1.власть вознаграждения,
благодаря которой человек получает
то, к чему стремился;
2.власть принуждения или наказания, когда человек следует лидеру из
опасения чего-либо;
3.власть нормы,
т.е. тех установок, которым
формально
подчиняется общество;
4.власть эталона, когда лидер воплощает образ нравственного
идеала;
5.власть знатока, зависящая
от степени компетентности
обсуждаемом предмете;
6.информационная
власть, которая держится на информацио
воздействии на человека. [26]
Поскольку проблемы лидерства связаны с вопросом о власти, они с давних пор привлекали внимание исследователей. Выделяют социологические и психологические теории в зависимости от того, в контексте каких учений они разработаны. К социологическим теориям относятся: «теория черт», «ситуационная», «теория определяющей роли последователей».
«Теория черт лидера», основывается на представлении о том, что лидеры являются носителями определенных качеств и умений, присущих им, и только им, имеющих врожденный характер и обнаруживающихся независимо от особенностей ситуации или группы.
«Теория черт» включает в себя идею о том, что лидерство - феномен, рождаемый специфическими чертами лидера, такими как искусство убеждения, благородство, любовь к риску, энтузиазм, беспристрастность, смелость, воля, честность, справедливость, искренность и т.д. Введен специальный термин для обозначения таких специфических черт лидера - харизма - исключительная одаренность человека, которая производит особое впечатление на окружающих его людей.
Действительно, встречаются люди, которых называют «прирожденными лидерами». Они являются таковыми в большинстве групп и во многих социальных ситуациях. Однако чаще всего лидер бывает, связан с конкретной группой и типичными для нее ситуациями.
В рамках теории выявлены черты наиболее эффективных лидеров в современных условиях: уверенность в себе, порождающая поддержку со стороны последователей; наличие убедительных представлений о желаемом положении дел и способность сообщить о них окружающим простым и ясным языком; достаточный запас оптимизма и веры в своих людей, чтобы вдохновлять их; незаурядность; энергичность; добросовестность; покладистость; эмоциональная устойчивость.
Поиски детерминант лидерства как психологического явления уже в начале 50-х годов смещается в область изучения групповых взаимоотношений. Так возникает «теория лидерства как функции группы» (Г.Хомманс и др.) в которой лидер понимается как лицо, в наибольшей степени отвечающее социальным ожиданиям группы и наиболее последовательно придерживающееся ее норм и ценностей. Группа будет поддерживать лидера до тех пор, пока он разделяет ценности, значимые для нее.
Наиболее общепринятой в западной социологии является «теория лидерства как функции ситуации» (Р.Бейлс, Т.Ньюком, А.Хейр).
Наблюдая, как одни и те же люди в разных группах могут занимать разное положение, играть в них различные роли (ребенок может быть «лидером» среди ребят своего двора и «ведомым» в классе; учитель может быть «лидером» в школе и лишаться этого положения в семье), можно сделать вывод, что лидерство является не столько функцией личности или группы, сколько результатом сложного и многопланового влияния разных факторов при вхождении в различные ситуации.
Подход к личности с точки зрения ролей, которые принимает на себя, дал повод рассматривать различные факторы (ситуации) как моменты, с которых и начинается выдвижение лидера. Выделяют два психологических фактора, которые зависят от изменения ситуации: степень формализации группы и степень автономии членов группы. Эти два психологических фактора являются критериями для создания типологии социальных ситуаций. Было, выделено пять типов социальных ситуаций в зависимости от изменения степени формализации отношений и автономии субъектов.
Первый тип - внезапные критические. В таких ситуациях лидер, действующий ранее в данной группе, становится неспособным принимать решения и действует непродуктивно. Поэтому в такой ситуации обычно появляется новый лидер, который ранее был рядовым членом группы.
Второй тип - критические повторяющиеся, предсказуемые ситуации. Поскольку о возможности возникновения таких ситуаций заранее известно, лидеров и руководителей специально готовят для определенных действий в таких ситуациях. В большинстве случаев такие лидеры выступают как «запасные».
Третий тип - типичные повторяющиеся ситуации, в основе которых лежат конвенциональные нормы (например, ситуация купли-продажи в магазине). Такие ситуации обычно не предполагают наличия лидера.
Четвертый тип — типичные повторяющиеся конвенциональные ситуации, возникающие в учреждениях разного уровня (все то, что связано с работой большинства людей). В таких ситуациях действуют обычно руководители и неформальные лидеры. Сфера деятельности каждого весьма четко определена.
Пятый тип - групповые ритуалы. Это неформальные отношения, определяющие шаблоны социального поведения большинства членов группы. Здесь велика роль неформального лидера.
Отсюда и тезис, что
специфика лидерства как функци
Психологические теории лидерства, в отличие от социологических, не разрабатывались специально, а являлись побочным эффектом исследований феноменов личности.
Многих психологов различных направлений объединяет мысль о том, что лидерство - это такое явление, которое связано с новыми направлениями социальной жизни. Направление задают лидеры, ведущие за собой подражающих им индивидуумов.
Можно выявить основные признаки, по которым можно охарактеризовать лидера.
Первым признаком является принадлежность к группе: лидер – именно член группы, он «внутри», а не «над» группой.
Второй признак – это положение в группе: лидер пользуется в группе авторитетом, у него высокий статус.
Третий признак – совпадение ценностных ориентаций: нормы и ценностные ориентации лидера и группы совпадают, лидер наиболее полно отражает и выражает интересы группы.
Четвертый признак – воздейственность лидера на группу. Это
влияние на поведение и сознание остальных членов группы со стороны лидера, организация и управление группой при достижении групповых целей.
Пятый признак – источник выдвижения лидера в группе. Р.С. Немов и А.Г. Кирпичник отмечают систему личных взаимоотношений, в которых появляется лидер. Н.С. Жеребова говорит о выдвижении лидера в результате взаимодействия членов группы или организации группы. В некоторых работах указывалось на проявление лидера в результате внутригруппового взаимодействия в процессе ролевой дифференциации.[37]
В каждой группе наличествуют, по меньшей мере, два типа лидеров: эмоциональный (обеспечивающий регулирование межличностных отношений) и инструментальный (захватывающий инициативу в специфических видах деятельности и координирующий общие усилия по достижению цели). Понимание лидерства как «функции ситуации» порождает представление о множественности лидеров (или лидерских функций ) в группе, принимающих на себе ответственность за организацию тех или дел или отдельных сторон общей деятельности. Предполагается, что каждая ситуация общения в группе способна выдвинуть своего ситуативного лидера и в принципе лидеров может быть столько, сколько членов в группе. В то же время признается возможность проявления универсального, или абсолютного, лидера, единолично обеспечивающего многоплановую групповую деятельность.[28]
Информация о работе Развитие лидерского начала детей младшего школьного возраста