Развитие лидерского начала детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 19:33, дипломная работа

Описание работы

Для достижения цели исследования, доказательства и теоретического обоснования выдвинутой гипотезы решаются следующие задачи:
1. Проанализировать основные теоретические подходы к исследованию проблем лидерства; охарактеризовать современное состояние проблемы лидерства и провести ретроспективный обзор.
2. Раскрыть понятие «лидерство» применительно к группе младших школьников.
3. Провести практическое исследование по изучению особенностей лидерства детей младшего школьного возраста и разработать комплекс средств, развивающих лидерские способности учащихся начальных классов и проверить его эффективность.

Содержание работы

Введение 5-8
Глава 1. Проблема лидерства в детских группах и
коллективах 9-39
1.1.Общая характеристика детей младшего
школьного возраста 9-11
1.2. Лидерство и основные направления его
исследования 11-20
1.3. Лидерство и межличностные отношения
младших школьников 20-28
1.4. Психолого-педагогическое сопровождение
лидерства младших школьников 29-33
1.5. Ретроспективный взгляд на подход к
изучению проблемы лидерства в
отечественной педагогике 34-39
Выводы по главе 1 39
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по изучению
лидерства в группе младших школьников 40-76
2.1. Выявление феномена лидерства в группе
детей младшего школьного возраста 40-58
2.2. Формирующий эксперимент по развитию
лидерства младших школьников 58-69
2.3. Выявление эффективности проделанной
работы 69-76
Заключение 77-80
Библиография 81-84
Приложения 85-150
Приложение 1.Социометрия.
Приложение 2. Деловая игра «Лидер»
Приложение3. Исследование самооценки (Дембо-Рубинштейн)
Приложение 4. Детский вариант личностного теста Кеттела
Приложение 5. Методика определения общественной активности
учащихся(составлена доцентом Е.Н. Степановым)
Приложение 6. Методика оценки лидерских качеств
Приложение 7. Анкета для родителей и педагогов
Приложение 8. Методика оценки общения педагога и воспитанников
Приложение 9. По методике Кеттела.
Приложение 10. Протокол определения общественной активности
Приложение 11. Протокол методики оценки лидерских качеств
Приложение 12.Протокол социометрии
Приложение 13. Протокол исследования самооценки
Приложение 14. Протокол обследования с помощью « Анкеты для
родителей и педагогов
Приложение 15.Тренинг общения
Приложение 16. «Верёвочный курс»
Приложение 17.Тренинг интеллектуальной креативности
Приложение 18.Групповые занятия по коррекции самооценки и
развитию оценочных способностей
Приложение 19.Сценарии коллективных творческих дел
Приложение20. Материалы спецкурса «Школа лидерства»
Приложение 21.Протокол определения общественной активности
(повторно)
Приложение 22.Протокол методики оценки лидерских
качеств (повторно)
Приложение 23. Социометрия (повторно)
Приложение24. Протокол определения общественной
активности (контрольный класс 3б)
Приложение25Протокол определения общественной
активности (контрольный класс 3б) (повторно)
Приложение 26. Протокол методики оценки лидерских качеств
контрольный класс 3б
Приложение 27. Протокол методики оценки лидерских качеств
контрольный класс 3б (повторно)

Файлы: 1 файл

лидерство.doc

— 1.41 Мб (Скачать файл)

«Здесь ароматный  торт. Царит веселье…»Ролевая игра. Имитация работы кондитерской. Сплочение коллектива. Предоставление возможности каждому ребенку выявить и раскрыть свои способности, лучше узнать друг друга. Организация первой творческой работы микрогрупп. Ребята попадают в «кондитерскую мастерскую» (специально оформленная комната для данного вечера), где ведущий предлагает помочь им «испечь» торт. А чтобы это сделать - необходимо принять участие в веселых конкурсах, подготовить художественные творческие номера. И только от общего участия зависит - получится торт или нет. Каждая команда приготовила домашнее задание на тему: «Это мы!». Эти представления и войдут в основу торта (коржи), которые необходимо промазать кремом, повидлом, украсить розочками и цветами. А для этого необходимо принять участие в различных конкурсах и заданиях.

Вечер легенд. Огонек - это особая форма общения, позволяющая каждому человеку высказаться, раскрыть себя. Разговор членов коллектива на определенную тему. Дать возможность ребенку иначе посмотреть на свои способности в мире фантазии. Обеспечение условий для творческого раскрытия и развития детей; сплочение коллектива;воспитание культуры общения.Все эти и многие другие КТД проведены в течение года.

На этом же этапе проходили  занятия «Школы лидера», в занятиях которой участвовали дети по желанию, руководители временных микрогрупп, члены «совета дела» (для каждого дела свои). Цель занятий: развитие лидерских способностей, обучение практическим навыкам лидерства

На занятиях обсуждались  вопросы проведения и организации  дел (КТД) Схема организации КТД

1 . Предварительная работа.

2. Коллективное планирование.

3. Коллективная подготовка  дела.

4. Проведение КТД.

5. Коллективное подведение  итогов.

6. Важнейшее последействие.

Вопросы для  обсуждения прошедшего дела

1. Какими мы были?

2. Что было хорошо? Что получилось?

3. Что было плохо?  Что не получилось? Почему?

4. Что надо сделать,  чтобы было лучше?

5. Как нам жить дальше?

Дети, входящие в «совет дела» 

Обучение анализу  проведенных дел:

1. Что мне удалось сегодня и почему?

2. Как можно использовать  достигнутое?

3. Что мне не удалось  и почему?

4. Что отняло у меня  слишком много времени?

5. Что я сделаю завтра  для более рациональной работы?

Следующий шаг, предпринятый совместно с детьми, - создание системы  чередования традиционных поручений, что позволило усилить субъектную позицию учащихся в деятельности, сформировать определенный тип отношений  между детьми, опираясь на демократические отношения взрослого и ребенка. Такая система представляла собой соединение нескольких постоянных дел, которые выполнялись по очереди каждым микроколлективом  для всего коллектива класса и окружающих людей. Одновременно с введением такой системы усложнялась процедура коллективного анализа, в организации которой использовалось двухэтапное коллективное обсуждение. В таком подходе к организации деятельности роль учителя - это роль участника, который не подменяет активность ребенка, а, напротив, открывает новые реальные пути для проявления его индивидуальности. Такая система деятельности позволила дать каждому ребенку роль не только участника, но и организатора.

4 этап. Задачи, которые были поставлены на 4 этапе эксперимента, касались внеклассных интересов ребенка и путей их использования в жизни классного коллектива. Для решения этих задач в классе, на общих сборах, стали традиционными рассказы детей: «Мне это интересно...», «Я хочу вас пригласить...», «Мне очень хочется рассказать...». В результате такой работы в классе появились свои клубы по интересам, расширился круг друзей, появились дела, выходящие за рамки классного коллектива. Одновременно шло усложнение уже освоенной детьми системы чередования традиционных поручений.

Такая организация внеурочной деятельности распространилась и на учебную работу, т. е. выделенные условия оказались взаимосвязанными и работа с одним ведет к развитию других. Экспертные оценки учителей и родителей показали, что благодаря такой организации внеурочной деятельности исчезло деление детей по успеваемости.

 

2. 3. Выявление  эффективности проделанной работы

 

Повторная диагностика (констатирующий эксперимент) проводилась после  окончания коррекционно – развивающего (формирующего)   этапа исследования в конце учебного года. Получены следующие данные (приложения ).

(Далее ФЭ - формирующий эксперимент;  ЭГ – экспериментальная группа 3а класс; КГ – контрольная  группа – 3б класс)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высокая (организаторская.) Хорошая (активно-исполнительская) Средняя (пассивно-исполнительская) Низкая (принудительная) Не проявляется

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I  - К организации деятельности II - К организации взаимодействия III – К организации и деятельности и взаимодействия   IV - нет

Таблица 3. Матрица социометрических выборов в 3а классе

 

ФИ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Сделано выборов

1

ИльяА

Х

2

         

1

 

3

       

3

2

СашаН

3

Х

 

2

       

1

         

3

3

Витя В

   

Х

 

3

       

1

   

2

 

3

4

ИванК

 

2

 

Х

       

3

   

1

   

3

5

СашаМ

   

2

 

Х

     

1

 

3

     

3

6

Саша Г

   

1

   

Х

 

3

     

2

   

3

7

Дима К

 

2

   

1

 

Х

     

3

     

3

8

ЖеняШ

3

 

1

       

Х

 

2

       

3

9

ДимаКр

 

1

 

2

       

Х

   

3

   

3

10

Саша И

3

               

Х

1

 

2

 

3

11

Вика И

     

2

   

3

   

1

Х

     

3

12

Аня Ч

         

2

     

3

 

Х

 

2

3

13

Юля К

   

2

           

3

   

Х

1

3

14

Тоня П

                 

1

 

3

2

Х

3

 

Получено выборов

3

4

4

3

2

1

1

2

3

7

3

4

3

2

Σ=42

 

Получено взаимных выборов

3

3

2

3

1

1

1

1

3

3

2

3

3

2

Σ=31


 

 

 

 






 









 


 

 

выбор


взаимный выбор


 

Рис. 3 Социометрическая матрица 3а  класс (повторно)

 

 I –«звёзды»II- предпочитаемые III-принимаемые IV-изолированные


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Данные количественного  анализа показывают, что взаимоотношения  детей в классе стали более благополучными. Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) в классе, находящийся путём соотнесения числа детей находящихся в благоприятных статусных категориях (I+II=9), с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (III+IV=5) высокий т.к. расхождение значительное в лучшую сторону. Таким образом, взаимоотношения в классе стали благополучными.

Показателем удовлетворённости  младших школьников своими взаимоотношениями  со сверстниками является процентное отношение числа детей, имеющих взаимные выборы, к числу всех детей. В данном случае это очень высокий уровень удовлетворённости – 100%.

Около трети детей  повысили свой социометрический статус, не стало изолированных младших  школьников. Эмоциональное благополучие в общении с одноклассниками испытывают дети всех статусных подгрупп.

Значительно изменились мотивы выборов.  Общее положительное  отношение не выразил никто, дети научились оценивать друг друга  конкретнее. Отмечая  положительные  качества сверстников, дети в 66% случаев (против 12% в первичном исследовании) выделили лидерские качества соклассников. Т. е. эти качества приобрели значимость в глазах классного коллектива. Интересы совместной деятельности наиболее представительная часть мотивов в повторном исследовании, увеличилось количество мотивировок дружескими отношениями. Среди нравственных качеств в первую очередь  выделялись  те, которые являлись  важными для всей группы. Уровень таких коллективистских отношений повысился , о чём говорит довольно большое количество  ответов показывающих, что активным началом общения или  деятельности выступают «Мы».

Уменьшился уровень  «половой сегрегации» (20,6% межполовых выборов против 9% в первичном  исследовании).

Анализ развития лидерства  среди младших школьников показал  наличие положительной динамики в развитии уровня лидерских способностей детей в организации деятельности и взаимодействия сверстников, а так же повышение уровня общественной активности детей, т.е. реализации лидерского потенциала и мотивации к лидерству.

Так, уровень способностей младших школьников к организации деятельности проявляется у 75% детей против 42% до ФЭ; уровень способностей к организации взаимодействия- у 56% против 27% ранее; уровень способностей к  организации и деятельности и взаимодействия одновременно проявляется у 42% детей против 27% ранее . (Сумма больше 100% т.к. в  третью группу детей входят представители первых).

Таким образом, формирующий  эксперимент способствовал развитию лидерских способностей детей. То, что  повышение лидерских способностей определяется именно проведённым системным воздействием, подтверждается анализом данных по контрольной группе. В качестве контрольной группы выбран 3б класс этой же школы. В КГ значимых изменений в уровне развития лидерских способностей не произошло.

Значительно вырос и уровень общественной активности детей. Так, на начало эксперимента в классе не было детей с высокой лидерской активностью. Такой ребёнок является инициатором и организатором большинства дед в классе, служит примером в выполнении общественных поручений, требует добросовестного отношения к ним своих товарищей, настойчиво борется и мобилизует других на выполнение целей и задач коллектива. После ФЭ таких ребят в классе 35%. Увеличилось число детей с хорошей, активно исполнительской позицией. Такой ребёнок участвует в делах класса добросовестно, охотно, но не всегда.  Бывает их организатором, но не требует ответственного отношения к общественным поручениям от других, . разделяет позиции коллектива, но слабо их отстаивает. Таких детей в классе теперь 65% против 35% ранее. Группа таких детей увеличилась за счёт тех, кто ранее принадлежал группе детей со средним, пассивно-исполнительским уровнем. Такой ребёнок Удовлетворительно выполняет поручения, на просьбы взрослых и товарищей откликается, но без особого желания, чаще всего занимает позицию пассивного. наблюдателя или исполнителя. Таких детей в классе не стало.

Таким образом, проведённая  работа способствовала стимуляции общественной активности детей из ЭГ, лидерство  стало значимым для них и включилось в систему ценностей. О влиянии на это проведённой психолого-педагогической коррекционно-развивающей работы говорит и сравнение с данными по КГ. В последних данных значимых изменений в этом отношении не произошло.

Выводы. Качественный и количественный анализ данных повторного исследования учащихся 3а класса по параметрам лидерства и взаимоотношений в группе показал, что можно достаточно уверенно говорить об успехе проделанной работы. Таким образом, гипотеза дипломного исследования нашла своё подтверждение. А именно: развитие лидерских способностей младшего школьника в воспитательном процессе становится возможным   и значимым для личностного развития, если:

    • организуется многообразие деятельностей и отношений;
    • в деятельности педагога преобладает демократический стиль отношений, а доминирующей формой общения педагогов и восп<span class="

Информация о работе Развитие лидерского начала детей младшего школьного возраста