Развитие лидерского начала детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 19:33, дипломная работа

Описание работы

Для достижения цели исследования, доказательства и теоретического обоснования выдвинутой гипотезы решаются следующие задачи:
1. Проанализировать основные теоретические подходы к исследованию проблем лидерства; охарактеризовать современное состояние проблемы лидерства и провести ретроспективный обзор.
2. Раскрыть понятие «лидерство» применительно к группе младших школьников.
3. Провести практическое исследование по изучению особенностей лидерства детей младшего школьного возраста и разработать комплекс средств, развивающих лидерские способности учащихся начальных классов и проверить его эффективность.

Содержание работы

Введение 5-8
Глава 1. Проблема лидерства в детских группах и
коллективах 9-39
1.1.Общая характеристика детей младшего
школьного возраста 9-11
1.2. Лидерство и основные направления его
исследования 11-20
1.3. Лидерство и межличностные отношения
младших школьников 20-28
1.4. Психолого-педагогическое сопровождение
лидерства младших школьников 29-33
1.5. Ретроспективный взгляд на подход к
изучению проблемы лидерства в
отечественной педагогике 34-39
Выводы по главе 1 39
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по изучению
лидерства в группе младших школьников 40-76
2.1. Выявление феномена лидерства в группе
детей младшего школьного возраста 40-58
2.2. Формирующий эксперимент по развитию
лидерства младших школьников 58-69
2.3. Выявление эффективности проделанной
работы 69-76
Заключение 77-80
Библиография 81-84
Приложения 85-150
Приложение 1.Социометрия.
Приложение 2. Деловая игра «Лидер»
Приложение3. Исследование самооценки (Дембо-Рубинштейн)
Приложение 4. Детский вариант личностного теста Кеттела
Приложение 5. Методика определения общественной активности
учащихся(составлена доцентом Е.Н. Степановым)
Приложение 6. Методика оценки лидерских качеств
Приложение 7. Анкета для родителей и педагогов
Приложение 8. Методика оценки общения педагога и воспитанников
Приложение 9. По методике Кеттела.
Приложение 10. Протокол определения общественной активности
Приложение 11. Протокол методики оценки лидерских качеств
Приложение 12.Протокол социометрии
Приложение 13. Протокол исследования самооценки
Приложение 14. Протокол обследования с помощью « Анкеты для
родителей и педагогов
Приложение 15.Тренинг общения
Приложение 16. «Верёвочный курс»
Приложение 17.Тренинг интеллектуальной креативности
Приложение 18.Групповые занятия по коррекции самооценки и
развитию оценочных способностей
Приложение 19.Сценарии коллективных творческих дел
Приложение20. Материалы спецкурса «Школа лидерства»
Приложение 21.Протокол определения общественной активности
(повторно)
Приложение 22.Протокол методики оценки лидерских
качеств (повторно)
Приложение 23. Социометрия (повторно)
Приложение24. Протокол определения общественной
активности (контрольный класс 3б)
Приложение25Протокол определения общественной
активности (контрольный класс 3б) (повторно)
Приложение 26. Протокол методики оценки лидерских качеств
контрольный класс 3б
Приложение 27. Протокол методики оценки лидерских качеств
контрольный класс 3б (повторно)

Файлы: 1 файл

лидерство.doc

— 1.41 Мб (Скачать файл)

Очень часто в младших  классах отмечается лидерство девочек, особенно формальное. В условиях совместной деятельности младших школьников одного пола, когда они оказываются в  ситуации угрозы наказания (или ожидания награды), мальчики приблизительно одинаково оценивают свои усилия в собственную пользу и в пользу товарищей, но реально лишь чуть больше половины мальчиков (56%) ведут себя соответственно. Они менее адекватно оценивают свое реальное поведение. Оценки своего поведения и своего намерения у них, скорее всего, носят случайный характер.

Девочки обнаруживают более  высокий уровень социального  поведения. Хотя «эгоистичных» девочек  в целом больше, чем мальчиков, но они либо намеренно скрывают это и «на публику» демонстрируют социально одобряемые формы поведения, либо не осознают своего мотива. Часть девочек осознанно демонстрирует негативное поведение, направленное против моральной нормы помощи, и в этом случае противоречия между вербальным и реальным поведением у них нет.

 Исследования показали, что у девочек во всех ситуациях совместной деятельности показатели гуманных отношений ниже, чем у мальчиков. Это показывает, что альтруистическая репутация девочек, существующая в обыденном сознании, сильно преувеличена. Девочки показывают более высокий уровень рефлексии и. социальной ответственности и большую, чем мальчики, гибкость, способность словесно демонстрировать социально одобряемые формы поведения.

Если для мальчиков  группа сверстников своего пола оказывается референтной, то для девочек не группа сверстниц, а взрослый наделяется свойством референтности.

Многие описанные выше отношения зачастую ускользают из поля зрения педагога. Для их изучения используются специальные социометрические методы исследования. При использовании такой методики выделяют, в частности социометрических «звёзд», детей, получивших наибольшее количество выборов. Высокий статус иногда трактуется неверно. В частности, иногда положение ученика в системе взаимоотношений, социометрический статус, принимается за единственный показатель положения в ученическом коллективе. Нередко понятие социометрической «звезды» смешивается с понятием лидера. Здесь не учитывается, что «звездность» — это показатель эмоциональной притягательности человека, показатель хорошего отношения к нему со стороны товарищей. Лидерство же — это процесс реального главенствования одного над другим, показатель действительного влияния того или иного члена группы на сверстников. Поэтому неудивительно, что лидером и «звездой» могут быть разные люди: ведь для завоевания положения «звезды» и положения лидера ребёнку нужны различные качества личности. Например, лидер должен обладать организаторскими способностями, которых «звезда» может и не иметь. На основе социометрических данных нельзя без дополнительного анализа рекомендовать ученика на ту или иную общественную работу, Хотя, с другой стороны, очень желательно, чтобы официальные, так сказать, руководители были признаны детьми и в личностном, эмоциональном плане. Кстати сказать, нередко в коллективе «звезда» и лидер — одно и то же лицо, особенно в младшем школьном возрасте.[31]

Однако есть и тип  детей, который легко увидеть, но часто нелегко принять- это дети с социальной (лидерской) одаренностью. Этот тип характеризуется способностью понимать людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одаренность предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, развитую интуицию, способность к сопереживанию и способность к творчеству.  Существуют «эмоциональные» лидеры, являющиеся своеобразной «жилеткой» для каждого, но есть и лидеры действия. Они умеют принимать правильные решения, определять цели и задачи для других людей. Часто бывает и так,  что у школьников, обладающих одаренностью к лидерству, интерес к процессу образования слаб. Имея сильный и независимый характер, они откровенно игнорируют школу и имеют репутацию хулиганов.[64]

Можно ещё отметить влияние  стиля общения педагога с детьми на лидерство. В педагогической практике это обстоятельство представлено в двух вариантах. В первом младший школьник воспринимается как объект воспитательного воздействия, в которого необходимы значительные вложения, прежде чем он сможет что-то реализовать. Во втором варианте ставка изначально делается на некие потенции, которые у ребенка в свернутой форме присутствуют, им надо только дать проявиться, создав соответствующие условия в ходе воспитательного процесса. Объективно самореализация личности присутствует и в первом и во втором варианте.

Однако в первом она  проявляется спонтанно и, сталкиваясь с жесткими ограничениями, вынуждена принимать адаптивные формы, компенсируясь свободно за пределами учебно-воспитательного пространства. Во втором - она включается в сущностные характеристики воспитательной стратегии, которая актуализирует механизм самореализации для достижения результативности развития личности[9]

Таким образом, в каждой возрастной группе развитие лидерских качеств детей идёт в русле социальной ситуации развития. В классах, где интенсивно формируется учебная деятельность, создается структура межличностных отношений. Могут быть выделены функционально – ролевые, эмоционально – оценочные и личностно – смысловые отношения между сверстниками. Существует взаимосвязь статуса и успеваемости учащихся. По ходу развития уровня группы референтным для детей становится класс, а не только учитель. Девочки обнаруживают более высокий уровень социального поведения. В результате социально-психологический процесса группового развития   происходит возникновение и дифференциация групповой структуры, появляются лидеры. Это могут быть: хорошо успевающие дети; дети, мотивированные на лидерство и способные словесно демонстрировать социально одобряемые формы поведения; дети с социальной (лидерской) одаренностью. Неудовлетворение притязаний на лидерство и, обратно, выдвижение ребёнка в формальные лидеры без наличия собственной мотивации вызывает появление  аффекта неадекватности.

 

1.4. Психолого-педагогическое  сопровождение лидерства младших  школьников

 

Новейшие исследования в психологии говорят,  что быть лидером и иметь навыки лидерства должен каждый ребенок. В этом залог его успеха. Если у него нет таких навыков, с точки зрения психологии, это проблема. Чем быстрее мы обратим внимание и сможем в этом плане его обучать (а этому можно научиться), тем лучше.[64]

В последнее время  словосочетание «психологическое сопровождение», «педагогическое сопровождение», «психолого-педагогическое сопровождение» встречаются и используются все чаще. К сожалению, единого понимания, как среди ученых, так и среди практических работников (что же все-таки подразумевается?) нет. Е.А.Козырева трактует психолого-педагогическое сопровождение как технологию психологической работы, и как систему профессиональной деятельности. Под педагогическим сопровождением М.И. Рожков понимает процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, обеспечивающих включенность ребенка в значимое для него событие и стимулирующих его саморазвитие на основе рефлексии происходящего [67]. Оно всегда бинарно по деятельности и предполагает сочетание деятельности педагога и самодеятельности воспитанника (в нашем случае – лидера). Педагогическое сопровождение процесса развития лидерского потенциала школьников имеет три составляющие:

-  подготовленность  педагогов к работе с лидерами;

-  психолого-педагогическое  обеспечение готовности ребёнка  быть

             лидером;

- педагогическое конструирование  поля лидерства.

Знания педагогов об особенностях работы с лидерами, понимание  феноменов лидерства в современных  условиях, умение диагностировать лидерский потенциал воспитанника и организовать подготовку лидеров, способность создать поле лидерства в группе, умение и стремление к взаимодействию с лидерами определяют подготовленность педагога. Развитие лидерского потенциала предполагает умение и способность педагога конструировать мотивообразующие социальные условия развития личности воспитанника, направленные на включение его в социально значимые отношения с позиции лидера.

Начиная с дошкольного  возраста, общение педагога с детьми  должно отвечать задачам и целям воспитания лидерства, формирования характера, стремления к новым вершинам, жажды знаний, постоянного самосовершенствования. Развивать лидерские способности ,значит формировать чувство ответственности, умение общаться с людьми, способность отстоять свою точку зрения и прислушиваться к мнению других, научить его принимать решения даже с детства.

У детей, которые жаждут лидерства, надо как можно скорее сформировать чувство группы. Для  них это непросто, поскольку они  эгоцентрики и не склонны к сопереживанию. Но, если расширить в их представлении категорию «моё»,  они смогут стать настоящим и лидерами. Ведь реальным вожаком в детском коллективе становится тот, кто умеет делиться. Причем не только игрушками, мороженым и конфетами, но и хорошим настроением, фантазией, смелостью, силой, знаниями. Очень полезно затевать с конкурентными детьми игры, где нужно действовать сообща. Это и командные игры типа футбола, хоккея, лапты или вышибал. Это и рисование на большом листе бумаги, когда перед детьми ставится задача не перечеркнуть, а дополнить замысел товарищей. Это и совместная подготовка какого-нибудь представления, коллективного творческого дела,   где каждый не сам по себе, а только в связке с другими может достичь желаемой цели.

«Поле лидерства» в классе – это система различных видов деятельности, конкретных мероприятий, в которых каждый ребёнок будет иметь возможность воспитать и проявить свои лидерские качества именно там, где он к этому способен, а главное - в которых создаётся мотивация для этого.[67]

Наиболее широкие возможности  для создания такого поля лидерства  создаются в условиях детского коллектива,  внутри  которого дети могут быть членами объединений, разных по характеру  и длительности существования. Активно  включая детей в решение социально важных задач, такой коллектив обеспечивает многообразные формы общения, обусловливает возможности развития индивида как личности. Важную роль играет характер взаимоотношений, которые складываются между  детьми  в изменяющейся структуре постоянных и временных объединений, что проводит всех школьников через положение  руководителей и исполнителей,  формируя умения командовать товарищами и подчиняться товарищу,  создавая развернутую сеть разнообразных связей, отношений.[22]

     Особое  место при этом   занимает целенаправленное создание временных объединений, позволяющих организовать деятельность детей в небольших группах, которым поручается выполнение  кратковременных дел. Психологическое своеобразие  этих групп состоит в том, что школьник в таком объединении, насчитывающем обычно всего несколько детей, постоянно находится под  воздействием общественного мнения товарищей и не может уклониться от  принятых норм поведения.  Кроме того, детям легче осуществлять самостоятельное руководство небольшим числом  сверстников.  Но главное состоит в том,  что только в небольших группах каждый  ребенок может  определить  для себя такое положение в совместной  работе,  при котором он способен приложить все свои знания, силы  и способности,  т.е.  возникает возможность для каждого выделить  свою роль в общей деятельности,  в наибольшей степени адекватную  его индивидуальным склонностям.[27]

Ребенок испытывает  влияние  каждой такой группы и, занимая в  ней определенное место, в то же  время сам воздействует на  окружающих,  оптимизируя  развитие своих способностей к лидерству.

Всё вышесказанное определяет важность для развития творческого  потенциала младших школьников их одновременного  включения в  специально  организованную «скользящую сеть»  различных  коллективов:

 а) учебных, трудовых, организационно-общественных, художественных, спортивных, игровых;

     б) постоянных, сезонных, временных;

     в) одно- и разновозрастных;

     г) малочисленных  и многочисленных.

Стоит ли выковывать из ребенка  лидера? Для многих родителей это даже не вопрос, а, скорее мощная воспитательная установка. Поэтому необходимым направлением педагогического сопровождения лидерства для педагога является сотрудничество с семьёй. Это сотрудничество должно быть направлено на формирование лидерских качеств, адекватных возможностям младшего школьника, соответствующих его социальной ситуации развития  и социально одобряемых.

Ориентируя ребенка, на лидерство, требуя от него выдержки, жизнестойкости, конкурентности, прежде всего, нужно  учитывать особенности его характера. Множество детей, которых воспитывают в духе соревновательности, не оправдывают чаяний взрослых. Тихий и скромный характер не позволяет им усиленно работать локтями, а взрослые вместо того, чтобы оценить скромность ребенка, считают его трусишкой, сравнивают с более бойкими ребятами. В результате скромные дети перестают верить в свои силы, становятся забитыми, закомплексованными.

Для того, чтоб воспитать  лидерские качества в таких детях  нужно разобраться, в чем они  могут реально преуспеть; понять, каковы их склонности, обусловленные характером; стараться создать благоприятную почву для развития этих природных склонностей; предоставить ребенку адекватную площадку для самоутверждения.

Родители, усиленно поощряющие в детях дух соревновательности, рискуют потому, что у ребенка могут возникнуть искаженные представления о самих родителях. «Вам нужен не я, а мои успехи» - думает такой ребенок. Поэтому-то некоторые «образцовые» дети в подростковом возрасте неожиданно начинают бунтовать: перестают заниматься в кружках, запускают учебу, связываются с нехорошими компаниями, где их принимают такими, какие они есть. А родители кажутся подростку черствыми, эгоистичными, расчетливыми. Он отдаляется от них, ожесточается, становится грубым и агрессивным. Взрослые же, не понимая, в чём причина такой перемены, списывают все на дурное влияние улицы, сетуют на детскую неблагодарность, но не признают своей вины.

Информация о работе Развитие лидерского начала детей младшего школьного возраста