Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 05:34, курсовая работа
Цель данной работы: изучение проблемы стресса и стрессоустойчивости в профессиональной деятельности.
Задачи: 1) рассмотреть понятие и основные характеристики стресса, 2) дать определение понятию стрессоустойчивости, 3) рассмотреть методологические исследования по проблеме стресса, 4) провести опытно-исследовательскую работу по проблеме стресса и стрессоустойчивости, 5) написать заключение.
Введение………………………………………………………………………......2
Глава 1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме стресса и стрессоустойчивости
Понятие стресса……………………………………………………………..5
Понятие стрессоустойчивости…………………………………………….10
Виды стресса………………………………………………………………..14
1.4. Взаимосвязь стресса и физиологических свойств организма………....15
Глава 2. Стадии стресса, стресс в профессиональной деятельности
2.1 Стадии стресса………………………………………………………………19
2.2 Влияние стресса на человека……………………………………………….24
2.3 Профессиональный стресс у торговых работников………………………27
Глава 3. Рекомендации по проблеме стресса и стрессоустойчивости
3.1 Влияние стресса на организм человека……………………………………30
3.2 Рекомендации для профилактики появления стрессов……………………31
Глава 4. Опытно – исследовательская работа
4.1 Характеристика методик и выборки исследования………………………38
4.2 Результаты изучения уровня стрессоустойчивости………………………39
4.3 Результаты изучения синдрома эмоционального выгорания…………….40
4.4 Результаты изучения копинг-стрессового поведения…………………….43
4.5 Опросник УСК………………………………………………………………45
4.6 Результаты анкетирования на выявление причин стресса……………….45
Выводы…………………………………………………………………………..47
Заключение……………………………………………………………………...48
Список литературы……………………………………………………………..49
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме стресса и стрессоустойчивости
1.4. Взаимосвязь
стресса и физиологических
Глава 2. Стадии стресса, стресс в профессиональной деятельности
2.1 Стадии стресса…………………………………………
2.2 Влияние стресса на человека………
2.3 Профессиональный стресс у торговых работников………………………27
Глава 3. Рекомендации по проблеме стресса и стрессоустойчивости
3.1 Влияние стресса на организм человека……………………………………30
3.2 Рекомендации для профилактики появления стрессов……………………31
Глава 4. Опытно – исследовательская работа
4.1 Характеристика методик и
выборки исследования………………………
4.2 Результаты изучения уровня стрессоустойчивости………………………39
4.3 Результаты изучения синдрома эмоционального выгорания…………….40
4.4 Результаты изучения копинг-стрессового поведения…………………….43
4.5 Опросник УСК………………………………………………………………45
4.6 Результаты
анкетирования на выявление
Выводы………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение.
Стресс,
являясь психофизиологическим феноменом,
неразрывно сопряжен с профессиональной
деятельностью человека и существенно
влияет на ее эффективность, в ряде
случаев значительно снижая ее, а
также, может обусловливать
Можно утверждать, что профессиональный стресс - это, прежде всего следствие снижения профессиональной мотивации и что "выгорание" и сохранение увлеченности работой - это два полюса взаимоотношений человека и профессии.
Стресс
– это по своей сути еще один
вид эмоционального состояния, это
состояние характеризуется
Стресс обычно воспринимается как отрицательное явление. Считается, что его вызывает какая-либо неприятность (например, автомобильная авария). Но это только один из видов стресса. На самом деле существует и позитивный стресс, который может быть вызван приятными событиями (например, представление к повышению по службе, крупный лотерейный выигрыш и др.). Его еще называют эустресс - от греческого «еи», что означает «хороший». Небольшие стрессы даже полезны организму - они его постоянно тренируют, вводя в состояние активации или тренировки. Такие стрессы Ганс Селье - первооткрыватель стресса - называл «острой приправой к повседневной пищи жизни». И в своей книге «Стресс без дистресса» ученый пишет об этом так: «Вопреки ходячему мнению мы не должны - да и не в состоянии избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если Лучше узнаем его механизмы и выработаем соответствующую философию жизни» [24].
Стресс многолик в своих проявлениях. Он играет важную роль в возникновении не только нарушений психической деятельности человека или ряда заболеваний внутренних органов. Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание. В связи с этим в настоящее время расширяется потребность как можно больше узнать о стрессе и способах его предотвращения и преодоления.
Актуальность исследования. Человек несет ответственность за эффективность своей работы и допущенная им ошибка может привести в некоторых случаях к очень тяжелым последствиям. Продавец осуществляет деятельность в помещении (в магазине), вне помещения (на торговых рядах, рынках). Деятельность осуществляется посредством постоянного взаимодействие с новыми людьми в ходе работы. Обычно профессиональное общение происходит с несколькими покупателями одновременно. К каждому надо найти подход, уделить внимание. К этому ещё надо прибавить материальную ответственность. И такое напряжённое общение может привести к стрессовому состоянию.
Цель данной работы: изучение проблемы стресса и стрессоустойчивости в профессиональной деятельности.
Задачи: 1) рассмотреть понятие и основные характеристики стресса, 2) дать определение понятию стрессоустойчивости, 3) рассмотреть методологические исследования по проблеме стресса, 4) провести опытно-исследовательскую работу по проблеме стресса и стрессоустойчивости, 5) написать заключение.
Работа состоит из введения, четырёх глав, рекомендаций и заключения. В первой главе определение понятия стресса и расшифровка свойств стресса; вторая глава посвящена стадиям стресса, в третьей главе рекомендации по проблеме стресса, четвёртая глава посвящена опытно-исследовательской работе по проблеме стресса и стрессоустойчивости в профессиональной деятельности.
Объект исследования: выборка из из коллектива Челябинского ТК «Северный» в количестве 40 человек. В исследовании приняли участие 33 женщин и 7 мужчин в возрасте от 22лет до 57лет.
Предмет исследования: стрессоустойчивость.
Гипотеза: Формирование стрессоустойчивости является
залогом психического здоровья людей
и непременным условием социальной стабильности,
прогнозируемости процессов, происходящих
в обществе.
Методы исследования: изучение литературы по теме исследования. Теоретический анализ психологических исследований, проведённый по проблеме стресса и стрессоустойчивости. Проведение опытно-исследовательской работы по проблеме стресса и стрессоустойчивости при помощи теста.
Теоретические положения: теоретический анализ научной литературы по проблеме стресса и стрессоустойчивости. Обзор работ учёных, таких как Ганс Селье, В. Кеннон, Р. Лазарус, Л. М. Аболин, Н. Эндлер, Н. Д. Лакосина, С. Б. Семитов, В. Я. Семке, Б. В. Шостакович, рассматривающих проблему стресса и стрессоустойчивости. Понятие взаимосвязи стресса и физиологических свойств организма.
Практическая значимость:
понять причины стрессов и залог стессоустойчивости.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ СТРЕССА И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ.
1.1 Понятие стресса.
Стресс
это - состояние психического напряжения,
возникающее у человека при деятельности
в трудных условиях (как в повседневной
жизни, так и в специфических обстоятельствах,
например во время космического полёта).
Стресс может оказывать как положительное,
так и отрицательное влияние на деятельность,
вплоть до её полной дезорганизации, что
ставит задачу изучения адаптации человека
к сложным условиям, а также прогнозирования
его поведения, особенно в подобных условиях.
Множество конфликтов, сопровождающих нашу жизнь, приводит достаточно часто к дополнительным нервным нагрузкам на человека, к стрессовым ситуациям, к необходимости управлять стрессами. В своей жизни практически каждый человек испытывал стресс, и в наши дни часто говорят о стрессе.
Предпосылкой возникновения и широкого распространения учения в стрессе можно считать возросшую (особенно во второй половине ХХ в.) актуальность проблемы защиты человека от действия неблагоприятных факторов среды.
Стресс – это особое состояние организма. При нем организм работает
на пределе своих возможностей. Подобное состояние наступает, когда мы
сталкиваемся с физической опасностью или психологической агрессией.
Мышцы на время становятся сильнее, учащается сердцебиение,
активизируется мозговая активность. Даже зрение становится острее.
Конечно, люди испытывали стресс всегда и нельзя говорить о том, что эта способность организма появилась недавно, но актуальность данной проблемы сегодня неоспорима.[6]
Понятие « стресс» было введено канадским физиологом Г. Селье (1936) при описании адаптационного синдрома. Еще будучи студентом, Селье обратил внимание на тот факт, что различные инфекционные заболевания имеют сходное начало: общее недомогание, потеря аппетита, температура, озноб, ломота и боли в суставах. Селье предположил, что существует общая неспецифическая реакция организма на любую "вредность", направленная на мобилизацию защитных сил организма. Эту реакцию он назвал стрессом. Учение о стрессе в настоящее время получило достаточно широкую известность. Ещё исследования В. Кеннона (1927,1929) показали, что организм стремится обеспечить постоянство (гомеостазис) своей внутренней среды [24].
Термин "стресс" и его расшифровка первоначально были изложены всё тем же Г. Селье (1950,1960), который показал независимость процесса приспособления от характера раздражения или нагрузки. Воздействия могут быть самыми различными, но независимо от своих особенностей ведут к цепи однотипных изменений, обеспечивающих приспособление.[24]
Селье выделил три стадии стресса. Первая – реакция тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма. За ней наступает стадия сопротивления, когда организму удается (за счет предшествующей мобилизации) успешно справится с внешними воздействиями. В этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость. Если же действие вредоносных факторов долго не удается устранить и преодолеть, наступает третья стадия – истощение. Приспособительные возможности организма снижаются. В этот период он хуже сопротивляется новым "вредностям", увеличивается опасность заболевания [24].
Позднее Селье предложил различать два вида стресса дистресс (от английского слова distress – истощение, несчастье) и эустресс. Сам по себе эустресс Селье стал рассматривать как положительный фактор, источник повышения активности, радости от усилия и успешного преодоления. При эустрессе происходит активизации процессов самосознания, осмысления действительности, памяти. Дистресс же наступает лишь при очень частых и чрезмерных стрессах, в таких сочетаниях неблагоприятных факторов, когда преобладает не радость преодоления, а чувство беспомощности, безнадёжности, сознание чрезмерности, непосильности и нежелательности, "обидной несправедливости" требуемых усилий [24].
В словаре
приводиться следующее
В соответствии
с системным подходом, в наше время,
стресс изучается с позиций
Представители
первого направления
Субъективисты обозначают свой подход как интеракционную проблему, и представитель данного направления Н. Эндлер (1989), рассуждая о любых проявлениях личности, в том числе о стрессе, отмечал в нем специфический способ взаимодействия субъекта с самим собой и с окружающей средой. Основоположником субъективистского подхода считается уже упоминавшийся нами ранее Р. Лазарус, который обусловливал стресс двумя личностными особенностями:
1) представлениями о мире и себе и способностью брать на себя обязательства;
2) представлением о своих способностях влиять на последствия [18].
Обобщая
различные взгляды на природу
стресса в современной научной
литературе, можно сказать, что термин
"стресс" используется, по крайней
мере, в трех значениях. Во-первых, понятие
стресс может определяться как любые
внешние стимулы или события,
которые вызывают у человека напряжение
или возбуждение. В настоящее
время в этом значении чаще употребляются
термины "стрессор", "стресс-фактор".
Во-вторых, стресс может относиться
к субъективной реакции и в
этом значении он отражает внутреннее
психическое состояние
Информация о работе Рекомендации по проблеме стресса и стрессоустойчивости