Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 18:22, контрольная работа
Цель исследования – отбор и апробация различных методов сочинения сказок, позволяющих развить творческое воображение старших дошкольников.
Задачи исследования:
Изучить и систематизировать литературу по избранной теме.
Изучить воображение как психический процесс, особенности развития у детей старшего дошкольного возраста.
Изучить особенности волшебных сказок, как источник творчества детей.
Апробировать различные методы сочинения сказок, позволяющие развить творческое воображение детей.
Введение………………………………………………………………………..…….3
Глава I. Теоретические основы развития воображения
Воображение как психический процесс……………………….…………….7
Структура воображения…………………………………………………….12
Особенности развития воображения детей старшего
дошкольного возраста…………………………………………………..…..15
Этапы и методы развития воображения дошкольников………………….19
Глава II. Сказка как источник творчества детей дошкольного возраста
2.1. Из истории появления сказок………………………………………………...22
2.2. Определение сказки, её особенности…………………………………………26
2.3. типология сказок…………………………………………………………….…27
2.4. Особенности сказок………………………………………………………..…..28
2.5. Роль сказки в развитии воображения детей……………………….…………32
2.6. Методы работы со сказкой………………………………………..…………..33
Глава III. Система работы с детьми старшего дошкольного возраста
по развитию творческого воображения
3.1. Цель и задачи работы……………………………………………………….…36
3.2. Исследование уровня развития воображения старших дошкольников……37
3.3. Проведение работы с детьми старшего дошкольного возраста по
использованию различных методов сочинения сказок……………………………..43
Заключение……………………………………………………………………………...51
Литература……………………………………………………………………………..53
Приложения………………………………………………………………………..56-75
Роль сказки в развитии воображения
детей старшего дошкольного возраста
Выполнила: воспитатель детей
дошкольного возраста
Корнева Елена Александровна
Санкт-Петербург
2007
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы развития воображения
Воображение как психический процесс……………………….…………….7
Структура воображения…………………………………………………
Особенности развития воображения детей старшего
дошкольного возраста…………………………………………………..…
Этапы и методы развития воображения дошкольников………………….19
Глава II. Сказка как источник творчества детей дошкольного возраста
2.1. Из истории появления сказок………………………………………………...22
2.2. Определение сказки, её особенности…………………………………………26
2.3. типология сказок……………………………………
2.4. Особенности сказок………………………………
2.5. Роль сказки в развитии
воображения детей……………………….………
2.6. Методы работы со
сказкой………………………………………..…………..
Глава III. Система работы с детьми старшего дошкольного возраста
по развитию творческого воображения
3.1. Цель и задачи работы…………………………
3.2. Исследование уровня развития воображения старших дошкольников……37
3.3. Проведение работы с детьми старшего дошкольного возраста по
использованию различных
методов сочинения сказок………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,
когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии.
Без этого он засушенный цветок.
/В.А. Сухомлинский/
Введение.
Один школьник спросил известного писателя Дж. Родари: “Что нужно сделать и как работать, чтобы стать сказочником?” В ответ он услышал: “Учи, как следует математику”. Действительно, возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких как мышление и воображение. Именно их развитию необходимо уделять наибольшее внимание в воспитании ребенка, так как этот период времени ученые называют сензитивным, то есть наиболее благоприятным для развития воображения.
Изучением и развитием сущности воображения как психического процесса занимались: Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, Р.С.Немов, А.В.Запорожец, А.В.Петровский, Л.А.Венгер, В.С.Мухина, Г.А.Урунтаева и др.
Весьма распространено мнение
о том, что воображение ребенка
богаче, оригинальнее воображения взрослого,
что маленький ребенок вообще
живет наполовину в мире своих
фантазий. Такое представление об
изначально присущем дошкольнику ярком
воображении существовало до недавнего
времени. Однако Л.С. Выготскому удалось
доказать, что воображение ребенка
развивается постепенно, по мере приобретения
им определенного опыта. Также Л.С.
Выготский доказал, что все образы
воображения, как бы причудливы они
ни были, основываются на тех представлениях
и впечатлениях, которые мы получаем
в реальной жизни. Поэтому вряд ли
справедливо говорить о том, что
воображение ребенка богаче воображения
взрослого. В действительности здесь
проявляется не богатство воображения,
а его недостаточная
О появлении воображения
у ребенка мы можем говорить тогда,
когда происходит зарождение знаковой
функции сознания, а зарождение знаковой
функции есть одновременно и зарождение
воображения ребенка (Л.С.Выготский,
Р.С.Немов, Л.А Венгер, В.С.Мухина и
др.). Следовательно, воображение надо
развивать с раннего детства.
А наиболее чувствительным периодом
является старший дошкольный возраст,
как указывают ученые-
Со сказкой ребенок встречается в книгах, в кино, театре, на телевизионном экране. Он забывает обо всем и целиком погружается в жизнь героев. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, и ее чудесный вымысел. И дети их любят. Они черпают из них множество удивительных познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. На сказках малыши впервые испытывают как бы на себе храбрость и стойкость, добро и зло. Это подтверждает удивительный сказочник Дж. Родари и в дальнейшем все авторы направления ТРИЗ. Сказки известны детям лучше других произведений фольклора, любимы ими. Сказки покоряют ребенка богатством вымысла, своими образами, удивительным переплетением сюжета. Герои сказок летают на коврах-самолетах, побеждают чудовищ, пользуются волшебными предметами и в то же время не отличаются от обычных людей. Это удивительное сочетание правды и фантазии особенно нравится детям.
Вопросами влияния сказки на творческое воображение, творческие способности занимались: О.М. Дьяченко, Л.Б. Фесюкова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Е.Е.Кравцова и другие.
Исходя из всего сказанного,
нами были определены объект, предмет,
гипотеза, цель и задачи изучения особенностей
творческого воображения у
Объект исследования – развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – влияние сказки на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования –
использование различных
сказка создает условия для пробуждения фантазии, благодаря необычным событиям и героям;
сказка хорошо знакома детям, что позволяет, опираясь на знакомое содержание и композицию, создавать свои собственные повествования.
Цель исследования – отбор и апробация различных методов сочинения сказок, позволяющих развить творческое воображение старших дошкольников.
Задачи исследования:
Изучить и систематизировать литературу по избранной теме.
Изучить воображение как психический процесс, особенности развития у детей старшего дошкольного возраста.
Изучить особенности волшебных сказок, как источник творчества детей.
Апробировать различные методы сочинения сказок, позволяющие развить творческое воображение детей.
…все решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека,
весь мир культуры, в отличие от мира природы, -
является продуктом
основанного на этом воображении.
/Л.С.Выготский/
Глава I. Теоретические основы развития воображения.
I.1. Воображение как психический процесс.
Понятие “воображение” в психологии представлено разнообразно.
По мнению Л.С.Выготского,
воображение – это вид
В.В.Давыдов считает, что воображение имеет место там, где человек видит целое раньше частей. Другим важным свойством воображения, по мнению В.В.Давыдова, является способность переносить функции с одного предмета на другой, не обладающий этими функциями.
Р.С.Немов считает, что воображение – это способность представлять отсутствующий или реально существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулируя с ним.
А.В.Петровский считает, что
воображение – это необходимый
элемент творческой деятельности человека,
выражающийся в построении образов
продуктов труда, а также обеспечивающий
создание программы поведения в
тех случаях, когда проблемная ситуация
характеризуется
Л.А.Венгер, В.С.Мухина под воображением понимают процесс создания новых образов, основанных на результатах восприятия и мышления.
Г.А.Урунтаева называет воображением
психический процесс создания новых
образов путем переработки
Как мы видим, все авторы рассматривают понятие воображения с разных сторон.
Несмотря на неоднозначность мнений, можно сказать, что воображение – это один из психических процессов, определяющих индивидуальность человека; это возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. По этому поводу Л.С.Выготский вывел закон, который формулируется так: “Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии, чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает воображение”.
Далее Л.С.Выготский обращает
внимание на такую особенность воображения,
как связь между готовым
___________
1 Л.С.Выготский. Воображение
и творчество в детском
Также Л.С.Выготский выделяет
эмоциональную связь между
Таким образом, воображение присуще только человеку. Воображение принадлежит к числу высших познавательных процессов.
Воображение является психологической
основой творческой деятельности. Оно
возникает уже в дошкольный период.
Это важнейшее новообразование
дошкольного детства, с ним связывают
зарождение личности (Л.С. Выготский, В.В.Давыдов
и др.). К основным свойствам воображения
относят: видение целого раньше частей,
перенос функции с одного предмета
на другой. С помощью воображения
осуществляется мысленный отход
за пределы непосредственно
Воображение основано на комбинирующей
функции психики, когда мозг, путем
комбинации элементов, хранящихся в
памяти представлений, создает новый
оригинальный образ. С помощью воображения
у нас формируется образ
Воображение ребенка связано
в своих истоках с
На первых порах воображение неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. Ребенок замещает реальные предметы воображаемыми предметами. В процессе восприятия ребенок постоянно обогащается впечатлениями о предметах, явлениях и связях между ними. Но так как жизненный опыт ребенка очень мал, в его психике происходит постоянно комбинирование впечатлений. Возникает множество сочетаний, рождающих новые связи между явлениями и предметами. Воображение питает душу ребенка, делает его духовную жизнь богатой и насыщенной, формируясь в игре, переходит и в другие виды деятельности дошкольника.
Воображение, включаясь в
мыслительную деятельность человека,
позволяет в наблюдаемых
В трудах различных психологов имеется несколько точек зрения на вопрос соотношения воображения и мышления. Так, В.Вунд считает, что воображение и мышление – тождественные процессы, а Т.Рибо, полностью противопоставляет их. По мнению Л.С.Выготского, воображение и мышление тесно взаимосвязаны и участвуют в любом творческом процессе.
Информация о работе Роль сказки в развитии воображения старших дошкольников