Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 18:22, контрольная работа
Цель исследования – отбор и апробация различных методов сочинения сказок, позволяющих развить творческое воображение старших дошкольников.
Задачи исследования:
Изучить и систематизировать литературу по избранной теме.
Изучить воображение как психический процесс, особенности развития у детей старшего дошкольного возраста.
Изучить особенности волшебных сказок, как источник творчества детей.
Апробировать различные методы сочинения сказок, позволяющие развить творческое воображение детей.
Введение………………………………………………………………………..…….3
Глава I. Теоретические основы развития воображения
Воображение как психический процесс……………………….…………….7
Структура воображения…………………………………………………….12
Особенности развития воображения детей старшего
дошкольного возраста…………………………………………………..…..15
Этапы и методы развития воображения дошкольников………………….19
Глава II. Сказка как источник творчества детей дошкольного возраста
2.1. Из истории появления сказок………………………………………………...22
2.2. Определение сказки, её особенности…………………………………………26
2.3. типология сказок…………………………………………………………….…27
2.4. Особенности сказок………………………………………………………..…..28
2.5. Роль сказки в развитии воображения детей……………………….…………32
2.6. Методы работы со сказкой………………………………………..…………..33
Глава III. Система работы с детьми старшего дошкольного возраста
по развитию творческого воображения
3.1. Цель и задачи работы……………………………………………………….…36
3.2. Исследование уровня развития воображения старших дошкольников……37
3.3. Проведение работы с детьми старшего дошкольного возраста по
использованию различных методов сочинения сказок……………………………..43
Заключение……………………………………………………………………………...51
Литература……………………………………………………………………………..53
Приложения………………………………………………………………………..56-75
- высокий уровень – 35 %
Согласно вышеизложенным
результатам можно подвести итог
обследования: некоторые дети затрудняются
в составлении творческих рассказов,
словарный запас недостаточен, не
пользуются речью-доказательством; другие
дети хорошо владеют речевыми умениями,
проявляют интерес к
Обследование уровня развития речевого развития в словесном творчестве.
(констатирующий эксперимент)
Таблица 2
Речевые навыки Фамилия ребенка |
Наличие элементов композиции в повествовании |
Наличие второстепенных героев |
Использование средств выразительности |
Самостоятельность сочинения повествования |
Использование образных слов |
Использование диалогов |
Уровень развития |
1. Никита А. |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
средний |
2. Вера Б. |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
средний |
3. Никита Б. |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
средний |
4. Аня В. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
низкий |
5. Алина В. |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
средний |
6. Таня Д. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
низкий |
7. Анюта Е. |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
средний |
8. Наташа |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
высокий |
9.Тимур К. |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
низкий |
10. Женя Л. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
высокий |
11. Катя М. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
высокий |
12. Павлик |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
средний |
13. Вера С. |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
низкий |
14.Света Т. |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
низкий |
15. Ира Т. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
высокий |
16.Таня Т. |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
средний |
17. Настя Т. |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
высокий |
18. Маша Г. |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
низкий |
19. Петя Ф. |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
высокий |
20. Поля Я. |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
высокий |
Всего: |
Высокий уровень – 7 детей - 35 % |
||||||
Средний уровень – 7 детей – 35 % |
|||||||
Низкий уровень – 6 детей - 30 % |
При анализе детских работ: “Неоконченный рисунок”, “Пятна Роршаха”, было выявлено, что прослеживается заимствование содержания и композиции, сюжетов друг у друга, некоторые дети испытывают трудности при интерпретации рисунков, затрудняются придумать предысторию изображенного предмета (см. Приложение 4).
Исходя из вышесказанного, были поставлены следующие задачи:
1. Обогатить личный опыт детей, детские представления и впечатления о сказке в процессе ознакомления с ней.
2. Активизировать словарный запас ребенка.
3.Учить детей творческому
рассказыванию, владеть
4. Стимулировать детей
к высказыванию собственных
По результатам обследования была сформирована подгруппа детей по произвольному признаку в количестве 10 человек, с которыми проводилась дальнейшая работа:
1. Вера Б. 6. Катя М.
2. Никита Б. 7. Павлик Р.
3. Таня Д. 8. Таня Т.
4. Тимур К. 9. Петя Ф.
5. Женя Л. 10. Поля Я.
Показатели уровня словесного творчества подгруппы детей, с которыми проводилась развивающая работа (см. Таблица 2):
- высокий уровень - 4 детей – 40 %
- средний уровень - 3 детей – 35 %
- низкий уровень - 3 детей – 35 %
II.3. Проведение работы
с детьми старшего дошкольного
возраста по использованию
Второй этап работы – формирующий эксперимент, включающий в себя приемы, разработанные Л.Б.Фесюковой в книге “Воспитание сказкой”; а также моделирование, схемы, карты В.Я.Проппа и таблицы мнемотехники.
Цель: Апробация различных методов сочинения сказок, направленных на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Приступая к первоначальной части работы, были поставлены задачи по обогащению развивающей среды в речевом развитии, определяющие развитие творческого рассказывания, следовательно, и развитие воображения.
Известно, что обучение детей
творческому рассказыванию
Поэтому при формировании
навыков сочинения подбирали
картинный и лексический
У детей с ограниченными
речевыми возможностями наблюдались
большие трудности при
В результате была замечена положительная динамика в речевом развитии детей по обучению детей творческому рассказыванию. Они охотно, с увлечением принимали участие в придумывании различных сюжетов.
Следующая часть работы – собственно процесс детского творчества. На данном этапе при выборе материала необходимо было учитывать нравственную направленность сюжета, что помогало бы воспитывать у ребенка доброе отношение к героям произведений, критическую оценку поступков отдельных персонажей. При использовании серии картинок, учили детей устанавливать причинно – следственные связи между событиями, правильно определять логику расположения сюжетных звеньев. Так возникал замысел рассказа, поиск художественных средств. Процесс детского творчества не очень развернут во времени, однако возникновение замысла у ребенка проходило успешно, когда была создана установка на новую деятельность: “придумаем сказку”. Наличие замысла побуждало детей к поискам средств его реализации: поиски композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов. Рассказы детей были более полными и развернутыми, когда использовали разнообразные синтаксические конструкции, “образные средства родного языка” (см. Конспект занятия Приложение 5).
Также на данном этапе широко
применялся прием придумывания сказки
по предметно-схематической
Сложней была работа, когда детям предлагались только схемы, не напоминающие ни одну из сказок. Например, как же сочинить сказку, глядя только на пунктирную линию? Очень трудно. Л.Б.Фесюкова подсказывает прием: можно предложить ребятам такой вопрос: “На что похожа пунктирная линия?” Вместе с детьми приходим к тому, что это может быть дорожка, чьи-то следы, и тогда подсказываем, может, это Зайчик запутывал свои следы, спасаясь от лисы? Так, в каждом конкретном случае, мы помогали детям сочинять сказки по схематическим моделям.
Продолжая учить детей придумывать сказки, используя моделирование, обучали дошкольников прятать знакомых сказочных героев в обычные геометрические фигуры. Так, мы показывали три одинаковых по цвету, например, коричневых, но разных по величине кружка и один кружок красного цвета. Просили детей узнать сказку. Дети сразу узнавали сказку “Три медведя”. В другом варианте: предлагались семь одинаковых треугольников и одна любая геометрическая фигура, например, тот же красный кружок. Тогда сказка будет – “Белоснежка и семь гномов”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”, “Волк и семеро козлят”.
При использовании приема “перевирание сказки” на начальном этапе была выбрана русская народная сказка “Колобок”. Детям она хорошо знакома и любима. Сначала у детей были замечены некоторые трудности с перевиранием, так как они не поняли и решили пересказать сюжет известной сказки. Но после использования приема наводящих вопросов, предложения вариантов различных персонажей сказки, дети стали самостоятельно придумывать сказку по мотивам сказки. При следующем повторе данного метода были выбраны и другие русские народные сказки “Репка”, “Курочка Ряба”, “Теремок”. В дальнейшем была использована сказка “Красная Шапочка” Ш.Перро. Здесь дети охотно, самостоятельно изменили сюжет, персонажей. Новая сказка “Розовая Ленточка” отредактирована (см. Приложение 7).
Также дети с удовольствием
восприняли такой прием, как “коллаж
из сказок” (см. Конспект занятия Приложение
8). Для будущего повествования, детьми
были выбраны следующие герои
сказок: Василиса Прекрасная, Баба Яга,
Змей Горыныч и Карлик Нос. Детям
понравилось задание, и они с
увлечением включились в работу. Обсуждение
героев будущей сказки шло активно,
дети с увлечением предлагали персонажей
сказки, описывали их внешний вид,
действия и дальнейшие события, повороты
сказки. Во время придумывания сказки,
детям потребовалась
Далее детям было предложено сочинить сказку о необычном существе. Дети выбрали бабочку, у которой были прозрачные крылышки, ей хотелось иметь разноцветные крылышки, как у ее подружек. Во второй части задания – путешествие героя – заметно не только заимствование сюжета из понравившихся сказок К.И.Чуковского, но и собственные вариации. Анализируя сочиненную детьми сказку, можно сказать, что предложенные методы сочинения сказок значительно развили словесное творчество детей (см. Приложение 12).
В результате, в заключительной
части своей работы, мы заметили,
что ребенок без участия
Информация о работе Роль сказки в развитии воображения старших дошкольников