Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 18:22, контрольная работа
Цель исследования – отбор и апробация различных методов сочинения сказок, позволяющих развить творческое воображение старших дошкольников.
Задачи исследования:
Изучить и систематизировать литературу по избранной теме.
Изучить воображение как психический процесс, особенности развития у детей старшего дошкольного возраста.
Изучить особенности волшебных сказок, как источник творчества детей.
Апробировать различные методы сочинения сказок, позволяющие развить творческое воображение детей.
Введение………………………………………………………………………..…….3
Глава I. Теоретические основы развития воображения
Воображение как психический процесс……………………….…………….7
Структура воображения…………………………………………………….12
Особенности развития воображения детей старшего
дошкольного возраста…………………………………………………..…..15
Этапы и методы развития воображения дошкольников………………….19
Глава II. Сказка как источник творчества детей дошкольного возраста
2.1. Из истории появления сказок………………………………………………...22
2.2. Определение сказки, её особенности…………………………………………26
2.3. типология сказок…………………………………………………………….…27
2.4. Особенности сказок………………………………………………………..…..28
2.5. Роль сказки в развитии воображения детей……………………….…………32
2.6. Методы работы со сказкой………………………………………..…………..33
Глава III. Система работы с детьми старшего дошкольного возраста
по развитию творческого воображения
3.1. Цель и задачи работы……………………………………………………….…36
3.2. Исследование уровня развития воображения старших дошкольников……37
3.3. Проведение работы с детьми старшего дошкольного возраста по
использованию различных методов сочинения сказок……………………………..43
Заключение……………………………………………………………………………...51
Литература……………………………………………………………………………..53
Приложения………………………………………………………………………..56-75
Е.Е.Сапогова пишет, что воображение
способно заполнять пробелы
________
1 Сапогова Е.Е. Ребенок и знак. – Тула: Приокское кн. изд-во, 1993.
Л.С.Выготский, А.А.Люблинская
в своих работах рассматривают
взаимосвязь воображения и
Роль речи в процессе становления воображения рассматривается в трудах Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, М.М.Кольцовой и других авторов. Е.Г.Речицкая, Е.А.Сошина пишут, что “благодаря развитию речи…воображение детей претерпевает существенное изменение, оно освобождается от чисто конкретных, образных компонентов и приобретает ряд элементов абстрактного мышления”. По мнению М.М.Кольцовой, воображение лучше сформировано у тех детей, у которых в развитии преобладает вторая сигнальная система.
Л.С.Выготский писал: “Создание творческой личности, устремленной в будущее, подготавливается творческим воображением, воплощающимся в настоящем”.
Исходя из сказанного выше,
можно сделать как
___________
1 Речицкая Е.Г., СошинаЕ.А.
Развитие творческого
2 Выготский Л.С. Воображение
и творчество в детском
I.2. Структура воображения.
При рассмотрении процесса воображения нельзя обойти вниманием вопрос его структуры. В работах по психологии данный аспект остается открытым. Исследователи могут не включать в структуру ту или иную составную ее часть, рассматривать структуру не полностью. Как показал анализ научной литературы, до конца остается невыясненным, что считать механизмами, а что формами воображения, нет общепринятой терминологии в обозначении его функций и т.д. Поэтому структура, которая представлена ниже, основывается на анализе нескольких психологических исследований, где авторы достаточно подробно останавливаются на тех или иных ее компонентах (см. Таблица 1).
Из таблицы видно, что
воображение выступает как
Структура воображения.
Таблица 1.
Виды (по А.В. Петровскому) |
Формы (по Л.Д. Столяренко |
Функции (по О.В. Боровику) |
Механизмы (по М.В.Ермолаевой) |
Непроизвольное (пассивное): а)преднамеренное (грезы, иллюзии); б)непреднамерен-ное (сновидения, галлюцинации) |
Агглютинация (слияние отдельных элементов в один образ) |
Гностически- эвристическая (позволяет воображению находить и выражать в образах наиболее значимые стороны действительности) |
Варьирование (изменения имеющегося в опыте) |
Произвольное (активное): а)воссоздающее (создание образов на основе прежних впечатлений; ведущую роль играет память) б)творческое (создание новых образов) |
Акцентирование (выделение отдельных черт предметов) |
Защитная (позволяет регулировать эмоциональное состояние) |
Моделирование (оперирование элементам имеющегося опыта с целью создания нового объекта) |
Реконструкция (создание целого образа по частям предмета) |
Коммуникативная (предполагает общение либо в процессе создания продукта воображения, либо при оценке результата) |
Схематизация (сокращение реальности и ее расчленение с последующим переносом действия и функций предмета на другие объекты) | |
Гиперболизация (преувеличение или преуменьшение предмета, изменение количества частей) |
Прогностическая (заключается в том,
что продукт воображения |
Детализация (механизм, усиливающий яркость представления) | |
Схематизация (уподобление, сглаживание различий предметов и выделение черт сходства между ними) |
|||
Типизация (выделение в одном образе черт разных объектов) |
Продолжение таблицы 1.
В психологии существуют два направления развития воображения: познавательное и аффективное.
Познавательное направление
– специфическое отражение
Аффективное направление – возникновение в результате противоречий складывающегося у ребенка образа “Я”. Является в таких случаях одним из механизмов его построения.
Виды воображения.
В зависимости от особенностей протекания процесса воображения и его обусловленности различают следующие виды воображения: непроизвольное и произвольное.
Непроизвольное воображение – это процесс, когда новые образы осуществляются сами собой в сознании человека без заранее поставленной цели.
Произвольное воображение осуществляется преднамеренно в связи с заранее поставленной целью.
В зависимости от степени активности воображение бывает пассивное и активное.
Пассивное воображение – это создание образов, которые не воплощаются в жизнь.
Пассивное воображение бывает преднамеренным и непреднамеренным.
Преднамеренное воображение – это создание образов (грез, иллюзий) не связанных с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь.
Непреднамеренное воображение
- это ослабление деятельности сознания
при его расстройствах в
Активное воображение – это создание образов, которые направлены на решение определенных задач.
Активное воображение бывает воссоздающим и творческим.
Воссоздающее воображение – процесс создания тех или иных образов, соответствующих описанию. Участие воображения в этом процессе зависит от количества информации, индуцирующей возникновение представлений: чем больше информации, тем меньше остается работы на долю воображения.
Творческое воображение
– это самостоятельное создание
образов, требующих отбора материалов,
в соответствии с замыслом. Творческое
воображение ценно своей
Фантазия – это создание представлений о нереальных вещах, явлениях, событиях, включенное в разные виды воображения. Фантазия присуща каждому человеку, но все люди (особенно дети) различаются по направленности этой фантазии, ее силе и яркости.
Мечта – образ желаемого будущего. Она возникает под влиянием у человека убеждений, потребностей, интересов, особенностей характера. По своему содержанию мечта может быть связана с возвышенными, благородными, общественно важными целями или, наоборот, с незначительными, мелкими, а иногда низменными побуждениями.
Грезы – мечта, не связанная с жизнью. Грезы расслабляют волю, снижают активность человека, замедляют его развитие.
Способы воображения.
1.Варьирование – стремление изменить, расшатать имеющиеся в опыте образы, представления.
2.Моделирование – создание
общего механизма игрового
3.Схематизация – сокращение
и расчленение реальности с
последующим переносом
4.Детализация – механизм, усиливающий яркость образа, представления.
5.Комбинирование –
Механизм воображения.
1. В самом начале этого
процесса стоят восприятия
2. Затем происходит диссоциация,
которая заключается в том,
что это сложное целое, как
бы рассыпается на части:
3.За процессом диссоциации
следует процесс изменения,
4. Далее происходит ассоциация,
то есть объединение
5.Затем отдельные элементы
комбинируются, приводятся в
6. В самом конце воображение
воплощается во внешних
Приемы (формы) творческого воображения.
С возрастом происходит затухание
функции воображения –
Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких приемов (форм), как правило, они используются взрослым (ребенком особенно), неосознанно.
Первый такой прием – агглютинация, то есть “склеивание” различных, несоединяемых в повседневной жизни частей. Примером может служить персонажи сказок человек-зверь “Кентавр” или человек-птица “Феникс”.
Второй прием – гиперболизация. Это парадоксальные увеличения или уменьшения предмета или отдельных его частей. Примером может служить следующие сказочные персонажи: “Гулливер, Мальчик-с-пальчик, Карлик Нос”.
Третий прием – схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Это может быть любой схематический рисунок.
Четвертым приемом является типизация. Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например, образ врача, милиционера, пожарного и так далее.
Пятый прием – акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается. Классический пример: шарж, карикатура.
I.3. Особенности развития воображения детей
старшего дошкольного возраста.
Особенностями развития воображения детей занимались: Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.Н.Леонтьев, Г.А.Урунтаева, Л.А.Венгер, В.С.Мухина, О.М.Дьяченко, Л.Ю.Субботина, Е.Е.Кравцова, Е.А.Флерина и др.
Рассмотрим подробнее особенности развития воображения детей, которые выделили известные психологи Л.С.Выготский, В.В.Давыдов и Д.Б. Эльконин.
Л.С.Выготский характеризует старший дошкольный возраст активизацией функции воображения: вначале воссоздающее воображение – позволяющее на раннем этапе представлять сказочные образы, а затем и творческое воображение – благодаря которому создается принципиально новый образ. У детей этого возраста воображение может опираться на такие представления, которые вовсе не похожи на замещаемые предметы. Происходит интериоризация – переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, и к игровому преобразованию предмета, приданию ему нового смысла и представление действий с ним в уме, без реального действия. Это и есть зарождение воображения как особого психического процесса. Воображение отделяется от практической деятельности и начинает ее предварять. Оно объединяется с мышлением и действует совместно с ним. Л.C. Выготский подчеркивает, что эти два процесса развиваются взаимосвязано. Мышление обеспечивает избирательность в преобразовании впечатления, а воображение конкретизирует процессы мыслительного решения задач, позволяет преодолеть стереотипы. Складываются действия воображения – создание замысла в форме наглядной модели, явления, события и последующее обогащение деталями, придание конкретности. Ребенок перестает путать действительное и вымышленное, реальное и фантастическое; появляется творческое воображение.
В.В.Давыдов указывает на такую особенность воображения старших дошкольников, как подвижность образов воображения, умение отступить от шаблонного, избитого решения; создание нового, оригинального произведения; придумывание разных вариантов одной и той же темы. Эти особенности и определяют уровень творческого воображения.
Д.Б. Эльконин обращает внимание
на такую особенность воображения
детей, которая позволяет ребенку
в силу своей несостоятельности
что-то домысливать и воображать,
потому что развитие воображения
связано, прежде всего, со специальными
наглядно-образными задачами, условия
которых задаются извне, а основания
и цель таких задач связаны
с осмыслением их условий. Второй
особенностью воображения будет
организация уже не наличной ситуации,
а собственного опыта ребенка. Причем,
так же как и первая особенность,
она предполагает такое руководство,
при котором подлинным
Информация о работе Роль сказки в развитии воображения старших дошкольников