Роль сказки в развитии воображения старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 18:22, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования – отбор и апробация различных методов сочинения сказок, позволяющих развить творческое воображение старших дошкольников.
Задачи исследования:
Изучить и систематизировать литературу по избранной теме.
Изучить воображение как психический процесс, особенности развития у детей старшего дошкольного возраста.
Изучить особенности волшебных сказок, как источник творчества детей.
Апробировать различные методы сочинения сказок, позволяющие развить творческое воображение детей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…….3
Глава I. Теоретические основы развития воображения
Воображение как психический процесс……………………….…………….7
Структура воображения…………………………………………………….12
Особенности развития воображения детей старшего
дошкольного возраста…………………………………………………..…..15
Этапы и методы развития воображения дошкольников………………….19
Глава II. Сказка как источник творчества детей дошкольного возраста
2.1. Из истории появления сказок………………………………………………...22
2.2. Определение сказки, её особенности…………………………………………26
2.3. типология сказок…………………………………………………………….…27
2.4. Особенности сказок………………………………………………………..…..28
2.5. Роль сказки в развитии воображения детей……………………….…………32
2.6. Методы работы со сказкой………………………………………..…………..33
Глава III. Система работы с детьми старшего дошкольного возраста
по развитию творческого воображения
3.1. Цель и задачи работы……………………………………………………….…36
3.2. Исследование уровня развития воображения старших дошкольников……37
3.3. Проведение работы с детьми старшего дошкольного возраста по
использованию различных методов сочинения сказок……………………………..43
Заключение……………………………………………………………………………...51
Литература……………………………………………………………………………..53
Приложения………………………………………………………………………..56-75

Файлы: 1 файл

Роль сказки в развитии воображения.docx

— 101.79 Кб (Скачать файл)

Ведущий тестирование говорит: «Жил – был художник. Он очень  любил рисовать и делать другим подарки. Однажды он начал рисовать друзьям  подарки к празднику, но начался  сильный ураган, и все листочки улетели от художника и опустились в нашем садике. Давайте поможем  ему, нарисуем интересные различные  рисунки. Рисовать можно как внутри, так и снаружи круга все, что  захотите, но так, чтобы получилась интересная картинка».

Время выполнения неограниченно. В качестве примера можно предъявить нарисованный портрет человечка.

Процедура оценки.

Результаты выполнения теста  оцениваются в баллах. Один рисунок  – 1 балл. Все баллы суммируются.

Все рисунки можно отнести  к разным категориям. Например, изображения  различных лиц относятся к  одной категории, изображения различных  букв также составляют одну категорию. За рисунок из другой категории добавляется 3 балла, оригинальный (не повторяющийся у других детей, при выборке в 20 человек) рисунок – 5 баллов.

Чем выше результат, тем лучше  развита фантазия, воссоздающее воображение.

Низкий уровень: Исключаются  повторяющиеся рисунки (дубликаты), а также рисунки, в которых  не использован стимульный материал – круг.

Средний уровень: Учитывается  общее число категорий, число  изображенных предметов.

Высокий уровень: Учитывается  оригинальность подхода, а именно: необычное  выполнение рисунка, удачное использование  круга, необычная композиция.

Тест «Конструирование фраз»

Процедура проведения. Детям  предлагается 3 картинки, например, елка, мышка и книга. Ребенок, глядя  на картинки, должен составить как  можно больше предложений с этими  тремя словами в каждом из них. Допустимы любые словоизменения этих трех существительных, но не их пропуск. Например: «Мышка грызет книгу и  елку» или «Мышка меньше, чем книга  и елка», «В книге есть сказка про  мышку и елку» и т.д.

Процедура оценки.

Низкий уровень: У детей  от 5 лет и старше отказы от выполнения заданий как неспособность составить  тривиальные предложения хотя бы с одним из трех существительных  – следует оценивать как очень  низкий результат.

Средний уровень: Ответы детей  содержат признаки высокого и низкого  уровня.

Высокий уровень: Если дети способны говорить что-либо о том, чего они  конкретно не видят, но знают про  героев картинки. Чем более неожиданные  и необычные суждения высказывают  дети, тем оценка оригинальности их творческого воображения выше. Чем  больше версий, тем больше беглость, продуктивность воображения.

Тест «Неоконченный рассказ»

Процедура проведения. Детям  предлагается придумать продолжение  рассказа по заданному началу. Например, «Пошли две подружки в лес и  нарвали полную корзинку орехов. Идут по лесу, а вокруг цветов видимо-невидимо.

- Давай повесим корзинку  на дерево, а сами цветов нарвем, - говорит одна подружка.

- Ладно! – отвечает  другая.

Висит корзинка на дереве, а  девочки цветы рвут. Выглянула  из дупла белка, увидела корзинку с орехами и думает…»

Необходимо продолжить и  закончить рассказ. Более лучший вариант, когда участвует несколько  детей, которые по очереди продолжают рассказ, пока не придут к развязке.

Процедура оценки. Поскольку  это развивающее упражнение, оно  не имеет строгой оценки, но целесообразно  обратить внимание на фантастичность, оригинальность, комизм предложенного  сюжета.

Приложение 3.

Анкета – тест.

«Как развита фантазия у вашего ребенка?»

да нет

1.Увлекается ли ваш  ребенок рисованием?

2.Часто ли он грустит? 

3.Когда он рассказывает  какой-нибудь подлинный случай,

прибегает ли к вымышленным  подробностям для 

украшения?

4.Спорит ли он с вами  поводу одежды, опираясь на 

собственный вкус?

5.Когда ему скучно, рисует  ли он одни и те же 

фигурки «от скуки»?

6.Любит ли он импровизировать  под музыку

танцы или стихи?

7.Ему снятся необыкновенные  сны? 

8.Плачет ли он под  впечатлением просмотренного

мультфильма или прослушанного  произведения?

Посчитайте полученные очки. Если ваш ребенок набрал:

11 – 9 очков: у него  буйная фантазия. Если ее умело  направлять, то жизнь ребенка  станет гораздо богаче и принесет  много радости и ему и окружающим  его людям.

8 – 6 очков: фантазия  ребенка не самая слабая, однако  нуждается в тренировке и развитии.

5 –3 очков: скорее всего,  ваш ребенок реалист, он не  витает в облаках. В определенной  степени это обедняет его жизнь  в данном возрасте. Вы можете  ему помочь, грамотно стимулируя  развитие его фантазии.

Приложение 4.

Констатирующий эксперимент

Приложение 5.

Конспект занятия в  старшей группе

по развитию познавательных способностей и речи

«Сочиняем сказку про Деда Мороза»

Программное содержание:

1.Активизировать творческое  воображение старших дошкольников.

2.Развивать словесное  творчество детей.

3.Учить использовать синтаксические  конструкции, употреблять согласованные  существительные и глаголы.

4.Воспитывать интерес  к сочинению новых сказок.

Ход занятия:

- Ребята, какое сейчас  время года? (Зима.)

- Какой самый любимый,  самый красивый, чудесный, волшебный  праздник бывает зимой? (Новый  год.)

Новый Год! Новый Год!

У дверей, у ворот!

Он пришел к тебе, ко мне

И ко всей большой стране!

- Послушайте, ребята, про  кого эта новогодняя загадка:

Он в колодец заглянул – 

Льдом колодец затянул,

А на речку поглядел – 

В ледяной тулуп одел.

Он с седою бородой,

Шуба, посох со звездой,

Он подарки нам принес,

Добрый …(Дедушка Мороз).

- Ребята, а кто знает,  откуда Дед Мороз приходит  к нам в детский сад? (Из леса, приезжает с Севера, прилетает  с Северного полюса…)

- Ребята, Дед Мороз –  волшебный человек, значит, его  дорога в наш детский сад  обязательно бывает с приключениями.  Давайте все вместе придумаем  сказку о том, как Дед Мороз  пришел к нам на Новогодний  праздник. (Ответ детей.)

- Как начинаются все  сказки? С каких слов? (Жили-были…В  некотором царстве, в некотором  государстве… Это было давным-давно…  Однажды….и т.д.)

- Правильно. Итак, начнем. Жил-был Дед Мороз. А где  он жил? (В лесу. В тереме. В ледяном  домике. Во дворце из сосулек.  В снежном замке…)

- Пригласили его ребята  к себе в детский сад. Как  ему сообщили? (Написали письмо. Отослали  телеграмму. Попросили снегиря передать  приглашение. Снеговика послали  в лес…)

- Прочитал Дед Мороз  приглашение и стал собираться  в путь-дорогу. Что же он взял  с собою? (Мешок с игрушками,  конфетами, фруктами, орехами…)

- Взял он мешок с  подарками. Сел он в сани, запряженные  тройкой лошадей, и отправился  в дальний путь. А где же  проходила его дорога? (Через лес,  через горы, через сугробы, через  овраги…)

- Подъехал Дед Мороз  к реке Неве, а мост сломан. Что делать? (Проехать по льду. Перепрыгнуть. Перелететь.)

- Мог бы Дед Мороз  перелететь, да посох волшебный  забыл в тереме. Мог бы по  льду перейти, да мешок тяжелый  у него, вдруг лед провалится. Мог бы перепрыгнуть, да стар  уже Дед мороз. Сел он на  берегу, да призадумался. Вдруг слышит: кто-то зовет его. Огляделся  кругом – нет никого. Присмотрелся, а из проруби его зовет…  Кто? (Рыбка золотая, щука…)

- Говорит ему рыбка  золотая: «Не печалься, Дед Мороз.  Я тебе помогу». Как рыбка  помогла Деду Морозу? (Посох волшебный  вернула. Мост хрустальный построила.  Подарила Деду морозу ковер-самолет.  Валенки – скороходы подарила….)

- Обрадовался Дед мороз,  поблагодарил золотую рыбку. А  рыбка ему и говорит: «Не  надо мне твоей благодарности.  Лучше возьми меня с собой  на праздник к ребятам». Согласился  Дед Мороз. Только вот беда: надо рыбку золотую в чем-то  до детского сада довезти, а  в чем? (В варежки воды налить. Из шапки сделать аквариум. Из  снега сделать аквариум….)

- Добрались Дед Мороз  с золотой рыбкой до детского  сада. Ребята с радостью их  встретили: читали стихи, пели  песни, танцевали. Затем Дед  Мороз ребятам подарки подарил,  а рыбка каждому ребенку исполнила  желание. Ведь рыбка была не  простая, а золотая, волшебная.

- А какое бы вы желание  загадали золотой рыбке? (Дети  по очереди рассказывают о  своей мечте, загадывают желания.)

- Вот и подошел праздник  в детском саду к концу. Попрощались  Дед Мороз и золотая рыбка  с ребятами. Сел Дед мороз на  тройку и поехал домой, а  по пути отпустил золотую рыбку  обратно в прорубь. А как  же закончится наша сказка? (Вот  и сказке конец, а кто слушал  молодец.) А какое название придумаем  нашей сказке? (Дед Мороз и золотая  рыбка). (Сказку см. Приложение 6)

Приложение 6.

«Дед Мороз и золотая  рыбка».

Сказка.

Жил-был Дед Мороз в  высоком тереме. Однажды к нему прилетел снегирь и принес приглашение  от детей на Новогодний праздник. Прочитал Дед Мороз приглашение и стал собираться в путь-дорогу. Взял он мешок  с подарками. Сел в сани, запряженные  тройкой лошадей, и отправился в  дальний путь.

Дорога дальняя у Деда мороза, неблизкая: через леса и горы, через глубокие овраги и сугробы. Долго ли, коротко ехал Дед Мороз, но подъехал он речке Смоленке. Видит: мост сломан. Хотел его починить, да вот беда: посох волшебный дома оставил. Что делать? Мог бы Дед  Мороз перейти по льду, да мешок  с подарками тяжелый, лед может  провалиться. Мог бы перепрыгнуть, да стар уже стал, не допрыгнет. Сел  Дед Мороз на берегу, да призадумался. Вдруг слышит: кто-то его зовет. Огляделся  кругом – нет никого. Присмотрелся, а из проруби его золотая рыбка  зовет. Говорит ему золотая рыбка: «Не печалься, Дед Мороз, я тебе помогу, верну тебе твой волшебный  посох». Обрадовался Дед Мороз, поблагодарил золотую рыбку. А рыбка ему  и говорит: «Не надо мне твоей  благодарности. Лучше возьми меня к  ребятам на праздник». Согласился Дед  Мороз. Только вот беда: надо рыбку  до детского сада в чем-то довезти, а  в чем он не знает. Вот и говорит  ему рыбка: «Налей в варежку воды, мне много не надо».

Так и добрались Дед  Мороз с рыбкой до детского сада. Ребята их с радостью встретили: читали стихи, песни пели, танцевали. Затем  Дед Мороз всем подарки подарил, а золотая рыбка каждому ребенку  желание исполнила. Ведь рыбка была не простая, а волшебная, золотая.

Вот и подошел праздник к концу в детском саду. Попрощались  Дед Мороз и золотая рыбка  с ребятами. Сел Дед Мороз на тройку и поехал домой, а по пути отпустил золотую рыбку в прорубь. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец.

Приложение 7.

« Желтая Ленточка»

(по мотивам сказки «Красная  Шапочка» Ш.Перро) 

Жила-была девочка. Звали  ее Желтая Ленточка. Дедушка ко дню  рождения подарил ей желтую ленточку в волосы. И она всегда вплетала ее в волосы, не расставалась с ней, за что соседи прозвали ее Желтая Ленточка.

Однажды ее мама заболела, и  она попросила Желтую Ленточку навестить  дедушку, который жил за оврагом. Мама дала дочке йогурт и курицу-гриль. Дорога к дедушке проходила через  глубокий овраг, в котором жил  Змей. Мама сказала дочери:

- Желтая Ленточка, будь  осторожна, не сворачивай с  тропинки, ни с кем по пути  к дедушке не разговаривай.

Желтая Ленточка отправилась  к дедушке. Она шла по тропинке, пела песенку и собирала землянику, которая росла сбоку тропинки.

И вот навстречу девочке  выполз Змей. Он решил расспросить  ее, куда это она путь держит.

-Здравствуй, Желтая Ленточка. Куда это ты идешь? – спросил  Змей.

-Я иду к дедушке.  Несу йогурт и курицу-гриль, - простодушно  ответила девочка.

-А где живет твой  дедушка? – продолжал расспрашивать  Змей.

-Вон там, за оврагом,  в каменном домике, - показала  Желтая Ленточка и пошла дальше  по тропинке, напевая песенку  и собирая ягоды. 

Змей про себя подумал: «Вот хорошо, сделаю сюрприз Желтой Ленточке». Он пополз быстро-быстро к  домику дедушки. Через некоторое  время он был у домика дедушки. Постучался в дверь, а она оказалась  незапертая. Заполз Змей в домик  и рассказал дедушке, что сейчас придет Желтая Ленточка.

Спустя некоторое время  пришла Желтая Ленточка. Она постучала  в дверь, дверь сама открылась. Вошла  девочка и видит: сидит ее дедушка  со Змеем за столом и пьет чай. Змей был добрый. И стали дедушка  и Змей вместе жить да поживать, да добра  наживать.

Приложение 8.

Конспект занятия в  старшей группе по развитию

познавательных способностей и речи.

«Эти мудрые русские сказки!»

Программное содержание:

1.Продолжить знакомить  детей с величайшим богатством  русской народной культуры –  сказками.

2.Развивать интерес к  русским сказкам. 

3.Воспитывать желание  читать их, понимать глубокий  смысл, знать некоторые сказки  наизусть.

4.Учить сочинять новые  сказки с умными, мудрыми мыслями.

Ход занятия:

- Ребята, вы любите сказки? (Любим.) Как вы думаете, зачем  люди сочиняют сказки? (Разные  ответы детей).

- Правильно, люди сочиняют  сказки, чтобы рассказывать их  своим детям, учить в жизни  различать добро и зло. Недаром  в сказках (почти всегда!) зло  наказывается, а добро побеждает  зло. Сказка учит мудрости и  тому, что добро в ответ рождает  добро. Человек должен расплачиваться  за все свои ошибки, поступки, желания, и только доброта и  любовь сделают жизнь счастливой.

- А что будет, если  у народа не будет сказок? (Разные  ответы детей.)

- Да, жизнь людей потускнеет, не смогут люди передать своим  детям, внукам, правнукам свой  жизненный опыт, предостеречь от  ошибок; показать путь добра и  света, по которому следует  решительно идти, преодолевая трудности.

Информация о работе Роль сказки в развитии воображения старших дошкольников