Роль сказки в развитии воображения старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 18:22, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования – отбор и апробация различных методов сочинения сказок, позволяющих развить творческое воображение старших дошкольников.
Задачи исследования:
Изучить и систематизировать литературу по избранной теме.
Изучить воображение как психический процесс, особенности развития у детей старшего дошкольного возраста.
Изучить особенности волшебных сказок, как источник творчества детей.
Апробировать различные методы сочинения сказок, позволяющие развить творческое воображение детей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…….3
Глава I. Теоретические основы развития воображения
Воображение как психический процесс……………………….…………….7
Структура воображения…………………………………………………….12
Особенности развития воображения детей старшего
дошкольного возраста…………………………………………………..…..15
Этапы и методы развития воображения дошкольников………………….19
Глава II. Сказка как источник творчества детей дошкольного возраста
2.1. Из истории появления сказок………………………………………………...22
2.2. Определение сказки, её особенности…………………………………………26
2.3. типология сказок…………………………………………………………….…27
2.4. Особенности сказок………………………………………………………..…..28
2.5. Роль сказки в развитии воображения детей……………………….…………32
2.6. Методы работы со сказкой………………………………………..…………..33
Глава III. Система работы с детьми старшего дошкольного возраста
по развитию творческого воображения
3.1. Цель и задачи работы……………………………………………………….…36
3.2. Исследование уровня развития воображения старших дошкольников……37
3.3. Проведение работы с детьми старшего дошкольного возраста по
использованию различных методов сочинения сказок……………………………..43
Заключение……………………………………………………………………………...51
Литература……………………………………………………………………………..53
Приложения………………………………………………………………………..56-75

Файлы: 1 файл

Роль сказки в развитии воображения.docx

— 101.79 Кб (Скачать файл)

Русский народ собрал в  свою копилку множество чудесных сказок. Назовите сказки, какие вы знаете. (Дети перечисляют знакомые сказки.) В сказках совершаются чудеса. Богатая русская фантазия оживила  весь окружающий мир. Вспомните сказки, где мы встречаем животных и птиц, которые живут жизнью людей, так  же одеваются, имеют свой дом, разговаривают, переживают…. (Дети называют сказки.)

- А теперь вспомните,  в каких сказках оживают небесные  светила. (Ответы детей).

- В сказках даже простые  вещи и предметы думают, мечтают,  совершают различные поступки. Назовите, в каких сказках мы встречались  с такими чудесами? (Дети называют  сказки.)

- Для сказки нет ничего  невозможного. Одним словом или  жестом можно умертвить или  оживить, превратить в зверя  или птицу, в чудовище или  камень. Приведите примеры, в каких  сказках случались такие чудеса. (Ответы детей).

- Ребята, а можно ли  сказку назвать воспитательницей? Почему? (Ответы детей)

- Давай подумаем, чему  учит русская народная сказка  «Гуси-лебеди». (Ответы детей)

- А чему учит сказка  «Хаврошечка»? (Ответы детей)

- У русского народа  всегда была тяжелая, трудная  жизнь. Люди с утра до вечера  трудились, терпели нужду, обиды,  но духом не падали и всегда  творили доброе дело. Например, в  сказке «Царевна-лягушка» царевич  шел несколько дней, голод томил  его, а он терпел, никого не  убил на своем пути: ни зайца,  ни медведя, ни сокола, ни щуку. За свое милосердие потом он  получил большую награду –  помощь от зайца, от медведя,  от сокола, от щуки…

- Ребята, читая сказки, мы  должны с вами научиться всему  самому хорошему, но только надо  видеть самое главное – смысл  сказки и чему она учит.

- Угадайте, что это за  сказка? (Детям предлагается схема  сказки «Теремок».)

- А чему же нас учит  сказка «Теремок»? (Ответы детей)

- Как важно научиться  жить мирно под одной крышей! Хотя герои все с разными  характерами, но каждый житель  теремка очень нужен, чтобы  вести общее хозяйство. Вот  если бы все люди с детства  научились жить мирно под одной  крышей, тогда бы никто из соседей  не ссорился, не воевали бы  на планете

разные народы и т.д.

Любая сказка учит самой главной  мудрости в жизни – добру и  любви. Будь добр в самом малом: к  травинке, к мышке, к березке, к  ручейку, к старичку…. И даже к  Кощею Бессмертному. И добро твое умножится и вернется к тебе.

А теперь давайте поиграем. Будем превращаться в различных  сказочных героев, мимикой и жестами  попробуем передать их внутренний характер.

(Воспитатель предлагает  изобразить Илью Муромца, царевну  Несмеяну, мачеху, Кота ученого, Василису  Премудрую и т.д.)

-Есть еще интересная  игра «Имя шепчут волны». Попробуем  представить себе, что мы попали  в сказку, где неживая природа  ожила и хочет поговорить с  нами. Мы стоим на морском берегу, а волны подбегают к нам  и хотят с нами заговорить, тихо шепчут имя каждого из  вас. Попробуйте услышать, как  вас зовут волны, а затем  по очереди произнесите вслух. (Потом можно предложить детям  послушать, как их по имени  зовет ветер, туча, березка, мышка-норушка,  Илья Муромец, Русалочка, Баба-яга…)

- Ребята, вам нравятся  сказки про Бабу-ягу? А почему? А какая Баба-яга в сказках? 

- Баба-яга в сказках  бывает разной. Давайте вспомним  сказки, где Баба-яга страшная, коварная, злая. («Сестрица Аленушка и братец  Иванушка» и т.д.) А теперь вспомните,  где Баба-яга была справедливая, гостеприимная. («Финист – Ясный  Сокол» и др.) Вот какая разная  Баба-яга.

А теперь проведем конкурс  на самую страшную и самую добрую Бабу-ягу. (Дети изображают, самая страшная Баба-яга выходит в центр с  метлой.) Дети ее дразнят:

Баба-яга, костяная нога,

С печки упала,

Ногу сломала.

Пошла в огород,

Испугала народ.

Побежала в баньку

Испугала зайку.

(Баба-яга скачет на  одной ноге и осаливает метлой  каждого – тот замирает).

- Самая добрая Баба-яга  всем помогает, кормит, расспрашивает,  дает советы, защищает, дает волшебные  предметы, награждает добрых и  наказывает злых.

- Ребята, а давайте придумаем  свою добрую сказку. Давайте выберем  из разных сказок героев и  сочиним новую сказку. (Дети выбирают  Василису Прекрасную, Бабу-ягу, Змея  Горыныча и Карлика Носа).

- Давайте выберем схемы,  которые помогут нам придумать  сюжет сказки и ни о чем  не забыть. (Воспитатель предлагает  детям «карты Проппа», дети  выбирают схемы для будущей  сказки, после чего придумывают  и рассказывают сказку). (см. Приложение 9).

Приложение 9.

Василиса Прекрасная и  Карлик Нос

(по мотивам сказок)

В некотором царстве, в  некотором государстве жил –  был царь той стороны государь. И была у него дочь Василиса Прекрасная, что ни в сказке сказать, ни пером  описать. И вот однажды устроил  царь пир на весь мир. Прилетел на этот пир Змей Горыныч, да и похитил  Василису Прекрасную. Объявил тогда  царь: «Кто вернет ему дочь, получит  в жены Василису Прекрасную и полцарства в награду». Пролетела эта новость  по всему белому свету.

А в той стране жил Карлик Нос. Решил он тогда помочь царю и  освободить Василису Прекрасную. Собрал он свои вещи и пошел, куда глаза  глядят.

Долго ли, коротко ли он шел, пришел он в леса дремучие, грязи  вязучие. Увидел там избушку на курьих ножках, когда надо – поворачивается. Вот и говорит Карлик Нос: «Избушка, избушка! Стань к лесу задом, ко мне  передом». Избушка повернулась, вошел  он в избушку и видит: лежит  Баба Яга – Костяная нога на печи, на девятом кирпичи; нос крючком, волосы клочком, а сама зубы точит. «Фу, фу, фу! Прежде русского духа слыхом не слыхано, видом не видано. А сейчас сам на ложку садится, да в рот  катится. Зачем ко мне пожаловал?» - «Эй, старуха, не бранись, лучше на лавочку садись. Да меня напои, накорми, да спать уложи. А уж потом и  расспрашивай». Баба Яга слезла с  печи, накормила, напоила, да спать уложила  Карлика Носа. Утром проснулся  Карлик Нос и рассказал, что украл Змей Горыныч у царя Василису Прекрасную. «Ладно, помогу я тебе. Ведь он, злодей, все разорил, огнем все пожег, в округе хоть шаром покати. Дам я тебе коня и волшебные предметы: песок и клубок. Клубок тебе дорогу покажет, а песком его посыплешь, он и сгинет». Поблагодарил Карлик Нос Бабу Ягу за подарки, сел на коня, бросил клубок на землю и поехал, куда клубок покатился. Долго ли, коротко ли ехал Карлик Нос, но приехал он в тридевятое царство, тридесятое государство, где жил Змей Горыныч. Вызвал он Змея Горыныча на поединок. Змей Горыныч и говорит: «Да я тебя на одну руку возьму, а другой и прихлопну». Взял да посадил Карлик Носа к себе на руку. А Карлик Нос как сыпанет в него песком. Змей Горыныч возьми да превратись сразу в ящерицу. А потом ящерица как прыгнет на Карлика Носа, и вдруг произошло чудо: превратился Карлик Нос в прекрасного принца.

Увидела его Василиса Прекрасная и влюбилась сразу в него. Сели они на коня и поехали обратно, к царю-батюшке. Обрадовался царь. Наградил его полцарством, да в тот  же день сыграл свадьбу. И стали они  жить – поживать, да добра наживать. И я там был, мед – пиво пил, по усам текло, да в рот не попало. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!

Приложение 10.

Контрольный эксперимент.

Приложение 11.

Сказки, придуманные детьми от кляксы

на заключительном этапе.

Высокий уровень:

Женя Л. Сказка «Про дубовый  листок». В некотором царстве, в  некотором государстве жил-был  дубовый листок на дереве.

Однажды осенью ему захотелось отправиться в путешествие. Оторвался  он от дерева и отправился он дальние  страны, за высокие горы. Летит он по голубому небу и видит, что внизу, на земле играет девочка Катя с  мячом. Опустился листок и говорит  девочке: «Можно мне с тобой поиграть?»  Девочка отвечает: «Можно, только давай  позовем моих подружек Галю, Машу и  Полину. Вместе веселей играть». И  пошли они, вернее пошла девочка, а листочек полетел. Сначала они  пришли к домику Гали, потом к  домику Маши и затем к домику Полины. Поиграли они все вместе с мячиком, устали. Девочек позвали домой  кушать, а листочек полетел дальше путешествовать.

И вот поднялся сильный  ураган. Подхватил ураган листочек и перенес его в тридевятое царство, в тридесятое государство. А там видимо-невидимо невиданных деревьев. И каждое дерево его зовет  погостить. Так и остался жить листочек в этом царстве-государстве. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец.

Таня Т. Сказка «Волшебная ваза». Жили-были дед и баба. Была у них волшебная лампа. Цветы  в ней никогда не вяли.

Однажды об этом узнал Кощей  Бессмертный и решил украсть  ее, чтобы украсить свой замок. Полетел  он обратно через лес, встретил там  бабочку-красавицу. И говорит ему  бабочка: «Зачем украл вазу? Ведь она  у злых людей превращается в камень». Бросил тогда Кощей волшебную  вазу и полетел один без вазы. А волшебная ваза вернулась к деду с бабой. И жили они все вместе долго и счастливо.

Средний уровень:

Павлик Р. Сказка «Ежик  и апельсины». Жил-был ежик со своей  мамой. Звали его Ежик – ни головы, ни ножек. Однажды послала его  мама в сад за апельсинами, чтобы  сварить компот.

Шел-шел ежик по саду, нашел  два апельсина, подцепил их на свои колючки, дальше пошел. Но один апельсин укатился. Стал ежик его искать, искал, не нашел, нюхал-нюхал, опять не нашел. Но зато нашел шляпу. Взял ее и пошел  домой. Все. Вот и сказке конец, а  кто слушал молодец.

Таня Д. Сказка «Две бабочки». Жили-были две бабочки. Одну звали  Голубянка, другую Вишенка. Один раз  полетели они в Африку. Летели долго-долго, пока не увидели корабль. Сели они  на корабль, отдохнули и дальше полетели. Так они и прилетели в Африку. Они позагорали на солнышке, попили нектар с незнакомых цветов. Им здесь  так понравилось, что они решили остаться в Африке. Но вот однажды  малиновый дождик сказал им, что  их родители ищут, с ног сбились  в поисках. Стало стыдно бабочкам, что они улетели в Африку, не сказав родителям. И они быстро полетели обратно домой.

Родители их встретили, обрадовались. И стали они жить, не тужить и  родителей не огорчать.

Приложение 12.

Приключения бабочки –  Прозрачницы.

Сказка.

На большой цветочной  поляне жила-была бабочка. Она была озорной, веселой бабочкой, но одно обстоятельство очень ее огорчало. У всех подружек были крылышки разноцветные: у капустницы – белые, у лимонницы  – желтые, у крапивницы – красные. Лишь у нее одной крылышки были бесцветные, совсем непривлекательные. И поэтому все называли ее Прозрачницей. Нашей бабочке тоже очень хотелось, чтобы ее крылышки были красивыми: розовыми или оранжевыми, синими или сиреневыми. Прозрачнице даже сны снились, вот  она перелетает от цветка к цветку, а ее крылышки сверкают и переливаются всеми цветами радуги.

Однажды она сидела и грустила на цветке сирени. И вдруг рядом  с ней на цветок опустился Майский  жук.

- Бабочка, ты, почему такая  грустная? – спросил Майский жук.

- Ах, как же мне не  грустить, не печалиться. У всех  моих подружек-бабочек есть разноцветные  крылышки. Лишь у меня одной  прозрачные. Как же мне хочется  иметь красивые крылышки, – ответила  Прозрачница.

- Твоему горю можно  помочь. Далеко-далеко за зелеными  лесами, за синими морями, за высокими  горами есть прекрасная страна  Мечтания. Там живет прекрасная  Фея. В этой стране лилии  и настурции болтают с вами  запросто, умеют львы лохматые  скакать верхом на палочке.  У всех, кому захочется, там  вырастают крылья. Там все мечты  сбываются, там ты можешь попросить  у Феи разноцветные крылышки, – сказал Майский жук.

Запомни, – продолжал Майский  жук, – путь туда неблизкий: через  леса, моря и горы. Но есть дорога короче, через другую страну Вообразилию. Попасть  туда не сложно: она ведь удобно расположена. И только тот, кто лишен воображения, - увы, не знает, как в нее войти. Если ты хочешь получить крылышки, то должна научиться фантазировать, воображать или проделать трудный путь через  леса, моря и горы, – сказал жук  и улетел. А как научиться фантазировать, воображать жук не сказал. Что делать?

И вот однажды утром  наша бабочка решила улететь из своего домика, чтобы искать красивый цвет для своих крылышек. Она хорошо помнила, что нужно лететь через  леса, моря и горы. Прозрачница знала, где растет лес, она любила прилетать  со своими подружками на лесную полянку  лакомиться цветочным нектаром. Поэтому  она быстро-быстро замахала крылышками и полетела в сторону леса.

Пролетая над лесом, она  вдруг услышала, что уточки заквакали, воробышек коровой замычал, а  медведь стал реветь: «Ку-ка-ре-ку!»  Только заинька был паинька: не мяукал и не хрюкал – под кусточком  он лежал и по-заячьи лопотал. Прозрачнице  захотелось узнать, что же произошло. Она подлетела к заиньке и  спросила:

- Что случилось? Почему  так все стали разговаривать?

На что заинька ответил:

Просто они вообразили себя другими животными.

- А разве это так  просто? – спросила бабочка.

- Не знаю, – ответил  заинька. И стал зверушек неразумных  уговаривать:

- Кому велено чирикать  – не мычите! Кому велено крякать  – не квакайте! Кому велено  рычать – не кукарекайте!

И наша Прозрачница решила попробовать, вообразить себя лимонницей. Она перелетела на цветок лютика. И  вдруг произошло чудо: ее крылышки стали желтыми, она обрадовалась, вспорхнула с цветка.… Но как  только она слетела с цветка –  ее крылышки вновь стали прозрачными.

- Наверное, я еще не  совсем научилась фантазировать,  – решила бабочка и грустная  полетела дальше.

Долго ли летела Прозрачница, коротко ли, но наконец-то лес закончился. И прилетела бабочка на берег  синего моря. И видит она такую  картину: лисички взяли спички, к  морю синему пошли, море синее зажгли. Горит море, разгорается. Всем беда, разбегайтесь кто куда! Приплывал  крокодил – море синее тушил пирогами, кренделями, прибегали все зверята  – поливали из ушата. Тушат, тушат  – не потушат. Заливают – не зальют.

Тут наша бабочка прилетела, крылышками помахала, стала море потухать – и потухло. То – то было радости, веселья! Стали все бабочку благодарить  и прославлять! А вместе с этим учить воображать разные небылицы. Бабочка опять решилась представить  светлые осины и на них апельсины. И снова произошло чудо: ее крылышки стали оранжевыми. Но вскоре крылышки опять превратились в бесцветные. Бабочке трудно было сдержаться от обиды, но ничего она не могла поделать. Добрый жук предупреждал, для того чтобы были красивые крылышки, надо научиться фантазировать. Немножко у нее уже получается, и это радовало, утешало Прозрачницу.

Нашей бабочке ничего не оставалось делать, как продолжить свой долгий, нелегкий путь. И вот горы встали перед ней на пути. А горы высокие, а горы все круче, уходят под самые  тучи!

- О, если я не долечу, пропаду, – подумала бабочка.  Было бы хорошо, если бы сейчас  появилась радуга-дуга, по которой  я перебралась бы через эти  горы.

И сейчас же с высокой горы к бабочке слетели орлы:

- Садись, бабочка, верхом. Мы живо тебя довезем. Мы  давно наблюдаем за тобой, и  хотим помочь такой доброй  бабочке.

Села бабочка на орла. Перелетел  он через горы, и сразу же они  оказались в Мечтании.

- Ну вот, бабочка, ты  и в волшебной стране. Здесь  все мечты сбываются, – сказал  орел. Поблагодарила его Прозрачница  и полетела искать добрую Фею.  Как же здесь было красиво!  На светлых березах росли розы, вороны над полями пели соловьями,  и ручьи из-под земли сладким  медом текли! 

Информация о работе Роль сказки в развитии воображения старших дошкольников