Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 18:22, контрольная работа
Цель исследования – отбор и апробация различных методов сочинения сказок, позволяющих развить творческое воображение старших дошкольников.
Задачи исследования:
Изучить и систематизировать литературу по избранной теме.
Изучить воображение как психический процесс, особенности развития у детей старшего дошкольного возраста.
Изучить особенности волшебных сказок, как источник творчества детей.
Апробировать различные методы сочинения сказок, позволяющие развить творческое воображение детей.
Введение………………………………………………………………………..…….3
Глава I. Теоретические основы развития воображения
Воображение как психический процесс……………………….…………….7
Структура воображения…………………………………………………….12
Особенности развития воображения детей старшего
дошкольного возраста…………………………………………………..…..15
Этапы и методы развития воображения дошкольников………………….19
Глава II. Сказка как источник творчества детей дошкольного возраста
2.1. Из истории появления сказок………………………………………………...22
2.2. Определение сказки, её особенности…………………………………………26
2.3. типология сказок…………………………………………………………….…27
2.4. Особенности сказок………………………………………………………..…..28
2.5. Роль сказки в развитии воображения детей……………………….…………32
2.6. Методы работы со сказкой………………………………………..…………..33
Глава III. Система работы с детьми старшего дошкольного возраста
по развитию творческого воображения
3.1. Цель и задачи работы……………………………………………………….…36
3.2. Исследование уровня развития воображения старших дошкольников……37
3.3. Проведение работы с детьми старшего дошкольного возраста по
использованию различных методов сочинения сказок……………………………..43
Заключение……………………………………………………………………………...51
Литература……………………………………………………………………………..53
Приложения………………………………………………………………………..56-75
К.И. Чуковский в книге “От двух до пяти” отмечает, что ребенок в меру своих умственных сил анализирует тот языковой материал, который дают ему взрослые. Здесь важно правильно провести оценку детского рассказа. Она должна быть объективной, краткой, носить ненавязчиво-обучающий характер. Поэтому мы оценивали детские рассказы тактично, корректно добавляли отдельные детали, которые пропускал ребенок.
После проведенной работы со старшими дошкольниками по развитию творческого воображения, с использованием различных методов сочинения сказок, на третьем заключительном этапе работы, был проведен контрольный эксперимент.
Цель: Проведение повторного анализа уровня развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
При повторном обследовании ребятам были предложены те же задания, что и на первом этапе, с небольшим изменением: дети сами изготовили кляксы, выбрав понравившиеся краски (см. Приложение 10). Затем каждый ребенок придумал как можно больше названий к своему рисунку, и сочинил сказку (см. Приложение 11). В результате повторного обследования была выявлена положительная динамика уровня словесного творчества (см. Таблица 3), что свидетельствует о развитии фантазии, творческого воображения. Это подтверждают следующие показатели:
- низкий уровень – 0 %
- средний уровень – 40 %
- высокий уровень – 60 %
Анализ составленных детьми рассказов, сказок показывает, что после проведенной работы дети научились использовать все необходимые элементы композиции, познакомились с разнообразными методами сочинения сказок, что в значительной степени развило их воображение. В сказках соблюдена логика развития сюжета, широко используется богатство словаря, правильное употребление речевых форм. Сюжет каждой сказки по-своему интересен, своеобразен, индивидуален. В них отражается эмоциональное состояние детей, их заветные желания, особенности поведения. Все дети с удовольствием включались в творческий процесс, задания выполнялись с увлечением, что благотворно отражалось на результатах деятельности.
Обследование уровня развития речевого развития в словесном творчестве.
(контрольный эксперимент)
Таблица 3.
Речевые навыки Фамилия ребенка |
Наличие элементов композиции в повествовании |
Наличие второстепенных героев |
Использование средств выразительности |
Самостоятельность сочинения повествования |
Использование образных слов |
Использование диалогов |
Уровень развития |
1.Вера Б. |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
средний |
2. Никита Б. |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
средний |
3. Таня Д. |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
средний |
4. Тимур К. |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
средний |
5. Женя Л. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
высокий |
6. Катя М. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
высокий |
7. Павлик |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
высокий |
8. Таня Т. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
высокий |
9. Петя Ф. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
высокий |
10. Поля Я. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
высокий |
Всего: |
Высокий уровень – 6 детей – 60 % |
||||||
Средний уровень – 4 детей – 40 % |
|||||||
Низкий уровень – 0 детей – 0 % |
Заключение.
Проведенная работа позволила
показать, что выдвинутая нами гипотеза,
а именно: использование различных
методов сочинения сказок будет
способствовать наилучшему развитию творческого
воображения старших
В ходе нашей работы мы доказали,
что систематическое и
На основе проделанной
работы можно составить ряд
1.Воображение детей
2.Работа по развитию
воображения должна
3Данную работу по развитию
творческого воображения
В заключение своей работы, хочется сказать, что работа по использованию различных методов сочинения сказок интересна и увлекательна. Дети восприняли ее с большим удовольствием. В своих планах на будущее мы планируем продолжить эту работу в данном направлении. Для этого мы поставили задачи:
1.Продолжить работу по
сочинению сказок с
2.Ввести целенаправленное, систематическое использование различных методов и приемов по развитию воображения в педагогический процесс.
3.Соединить продукты
Литература.
1.Алексеева М.М., Яшина
В.И. Методика развития речи
и обучения родному языку
2.Алексеева М.М., Яшина
В.И. Речевое развитие
3.Аникин В.П. Русская народная сказка. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1977.
4.Аникин В.П. Русское
народное поэтическое
5.Богат, Нюкомов. Развивать творческое мышление. // Дошкольное воспитание, 1994, № 1.
6.Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981.
7.Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологич. сказку. – М.: Ось-89, 2001.
8.Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.:Просвещение,1988.
9.Волков Б.С., Волкова Н.В.
Детская психология. Психическое
развитие ребенка до
10.Выготский Л.С. Воображение и его развитие. // Собр. соч. в 6 т., М., 1983, т.2.
11.Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1984.
12.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 1994.
13.Дьяченко О.М. Об основных
направлениях развития
14.Дьяченко О.М. О некоторых
особенностях развития
15.Дьяченко О.М. Особенности
развития воображения
16.Дьяченко О.М. Возможности
развития умственных
17.Запорожец А.В. Психология
восприятия сказки ребенком
18.Защиринская О.В. Сказка
в гостях у психологии. Психологические
техники: Сказкотерапия. – СПб.
19.Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. – СПб.: Златоуст, 1998.
20.Киркос Р.Ю., Постоева
И.А. Сказка приходит на
21.Короткова Л.Д. Сказка для светлого ума закваска. – М.,2001.
22.Короткова Э.П. Обучение
детей дошкольного возраста
23.Литературный
24.Немов Р.С. Психология. – М.: Просвещение, 1994.
25.Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль: ООО «Академия развития», 1996.
26.Михайлова А. Попробуем сочинять сказки. // Дошкольное воспитание, 1993, №6.
27.Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют. – М., 1987.
28.Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1986.
29.Практикум по возрастной и педагогической психологии. / Авт.-сост. Е.Е.Данилова. – М.: Академия, 1999.
30.Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л-д, 1986.
31.Пропп В.Я. Фольклор и действительность. // Русская фольклористика. Хрестоматия. М., 1965.
32.Простякова Н., Кузнецова О. Игры – сказки в обучении детей. // Дошкольное воспитание, 1997, №5.
33.Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 1984.
34.Развитие речи и творчества дошкольников. / Под ред. О.С.Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
35.Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. – М., 1978.
36.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль: Гринго, 1996.
37.Синельников В.
38.Солнцева О., Чулкова В. Чубчик в стране Хохотании. // Обруч, 1997, №4.
39.Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Ю.А.Лебедев. – Владос, 2001.
40.Словарь русского языка. М., 1998, т.4.
41.Смолярчук И. Развивать творческие способности детей. // Дошкольное воспитание, 1993, №8.
42.Субботина Л.Ю. Развитие
воображения у детей. –
43.Тулина Л. Салат из сказок. // Обруч, 1997, №4.
44.Тумакова Г.А. Ознакомление
дошкольника со звучащим
45.Туник Е. Психодиагностика творческого мышления. – СПб, 2000.
46.Тухта Л.С. Сочини сказку. // Газета “Начальная школа”, 1996, №46.
47.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной педагогике. – М., 1998.
48.Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. – Харьков: Фолио, 1996.
49Фесюкова Л.Б. От трех до семи: Кн. для пап, мам, дедушек и бабушек. – Харьков: Фолио; Ростов н/Д: Феникс, 1997.
50.Этот волшебный мир сказки. // Расскажи мне сказку. – М., 1993.
Приложение 1.
Беседа
Нравятся тебе сказки?
Что тебе в них нравится?
Придумывал ли ты сам сказки?
Что тебе больше нравится: придумывать или слушать сказки? (Задается при положительном ответе на предыдущий вопрос).
Хочешь научиться придумывать сказки? (Задается при отрицательном ответе на вопрос 3).
О чем бы ты хотел придумать сказку?
Приложение 2.
Тест «Пятна Роршаха»
Процедура проведения. Ребенку показывают поочередно симметричные чернильные пятна (см. рис.1 и 2). Пятна можно приготовить самим, произвольно капнув краску или тушь на лист бумаги и перегнув его пополам. (3 - 5 пятен). Ребенка спрашивают, на что это похоже?
Процедура оценки.
Низкий уровень:
- Если в ответах ребенка
преимущественно присутствует
- Повторяет одни и те же ответы на разные пятна (все пятна – цветочки, лужи).
Средний уровень:
- В ответах ребенка имеются признаки низкого и высокого уровня.
Высокий уровень:
- Ребенок дает целостную оценку пятна (например, бабочка), но форма пятна действительно похожа на то, что «видит» и называет ребенок.
- Ребенок дает 2 – 3 ответа
на одно пятно, опираясь на
отдельные, хорошо выделенные
детали целого пятна, их форма
похожа на «видение» ребенка
(это сапог, а здесь кот лежит,
- Отмечаются «ответы с движением» (гном танцует, парашют летит и т.п.).
- Имеются человеческие формы (старушка с палочкой идет) и интерпретации белого фона бумаги (снег, скатерть, рубашка) и т.д.
Играя с ребенком в «Пятна Роршаха», можно учить его видеть различные формы, анализировать их структуры, предлагать ему зарисовать рядом свои ответы – образы.
Тест «Использование предметов (варианты употребления)»
Процедура проведения. Тест направлен на стимулирование фантазии ребенка и общее развитие. Ребенку предлагается перечислить все случаи употребления данного предмета, которые он знает или может вообразить. Чем больше вариантов он предложит, тем более развита у него фантазия.
«Газета используется для чтения. Ты вдруг стал волшебником и можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать?»
Процедура оценки.
Результаты выполнения теста
оцениваются в баллах. За каждый
ответ дается 1 балл, все баллы
суммируются. Следует обратить внимание
на «уместные ответы», нужно исключить
из числа учитываемых те ответы,
которые употреблялись в
Все ответы можно отнести к различным категориям. Например, ответы типа: «из газеты можно сделать шапку, корабль, игрушку» и т.д. относятся к одной категории – создание поделок и оцениваются 1 балл. За ответ из другой категории добавляется 3 балла. За оригинальный ответ добавляется 5 баллов. Ответ считается оригинальным, если он встречается 1 раз на выборке в 20 человек.
Чем выше результат, тем лучше развито образное мышление и фантазия у данного ребенка.
Низкий уровень: Неспособность предложить какой-либо вариант использования, отказ от выполнения задания или предлагает «неуместные ответы».
Средний уровень: Относятся наиболее встречающиеся ответы, типа: изготовления какой-либо поделки или игрушки и т.п.
Высокий уровень: Относятся редкие, оригинальные ответы, типа: сделать веер и обмахиваться, когда жарко; завязать бантик и дать поиграть кошке и т.п.
Тест «Неоконченный рисунок»
Процедура проведения. Каждому ребенку предлагается 20 карточек, на которых изображены контурные фигуры геометрической формы, например, круги. Круги можно заменить квадратиками, полукругами, крестиками и т.п.
Информация о работе Роль сказки в развитии воображения старших дошкольников