Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 18:22, контрольная работа
Цель исследования – отбор и апробация различных методов сочинения сказок, позволяющих развить творческое воображение старших дошкольников.
Задачи исследования:
Изучить и систематизировать литературу по избранной теме.
Изучить воображение как психический процесс, особенности развития у детей старшего дошкольного возраста.
Изучить особенности волшебных сказок, как источник творчества детей.
Апробировать различные методы сочинения сказок, позволяющие развить творческое воображение детей.
Введение………………………………………………………………………..…….3
Глава I. Теоретические основы развития воображения
Воображение как психический процесс……………………….…………….7
Структура воображения…………………………………………………….12
Особенности развития воображения детей старшего
дошкольного возраста…………………………………………………..…..15
Этапы и методы развития воображения дошкольников………………….19
Глава II. Сказка как источник творчества детей дошкольного возраста
2.1. Из истории появления сказок………………………………………………...22
2.2. Определение сказки, её особенности…………………………………………26
2.3. типология сказок…………………………………………………………….…27
2.4. Особенности сказок………………………………………………………..…..28
2.5. Роль сказки в развитии воображения детей……………………….…………32
2.6. Методы работы со сказкой………………………………………..…………..33
Глава III. Система работы с детьми старшего дошкольного возраста
по развитию творческого воображения
3.1. Цель и задачи работы……………………………………………………….…36
3.2. Исследование уровня развития воображения старших дошкольников……37
3.3. Проведение работы с детьми старшего дошкольного возраста по
использованию различных методов сочинения сказок……………………………..43
Заключение……………………………………………………………………………...51
Литература……………………………………………………………………………..53
Приложения………………………………………………………………………..56-75
Сказка способствует развитию детей во всех направлениях: умственном, психическом, физическом, эстетическом и т.п. Малыши расширяют свой кругозор, черпают из них множество познаний: о времени и пространстве, о связи человека с природой, о свойствах предметного мира. В сказках дети впервые испытывают на себе храбрость и смелость, добро и зло. Понятие о добре в сказке предстает в виде богатыря, принца, воплощающего силу и храбрость; в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь. Через сказки дошкольники получают глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решений. Дети легко учатся понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретая уверенность в них и в себе.
На основании изученного
материала, можно сделать вывод:
сказка привлекает детей своей неповторимостью,
необычностью, а это в свою очередь
создает условия для
I.10. Методы работы со сказкой.
Дж. Родари в своей книге
“Грамматика фантазии”
1.Сказка от вопроса: “Что было бы, если бы…”
2.“Перевирание сказки”.
Конечно, сказка должна быть
хорошо знакома и любима
3.Сказки “наизнанку”.
Сказка берется старая, но предлагается
малышам наделить главных
4. “А что потом?” Придумывание
продолжения после конца
5.Салат из сказок. “Встретила
Красная Шапочка в лесу
6.Сказка-калька. Это такие
условия, при которых главные
герои остаются, но попадают в
совершенно другие
7.Сказка от одного слова. Этим словом может быть слово “Привет” (сказала лиса зайцу…), или “Однажды” (все в лесу перепуталось…).
В.Я. Пропп выделил основные методы работы, необходимые для создания сказок:
1.Путешествие по собственному дому. Сказки о предметах домашнего обихода, мебели и т.п.
2.Игрушка как персонаж. Игрушку наделить характером.
3.Ребенок как главное действующее лицо.
Л.Б. Фесюкова в своих книгах “Воспитание сказкой”, “От трех до семи” предлагает эти и другие методы работы со сказкой:
1.Знакомые герои в новых
обстоятельствах.
фантастическими, невероятными (лиса и заяц вместо своих избушек обитают на летающих тарелках). Этот метод похож на метод “Сказка-калька” Родари.
2.Коллаж из сказок. Работу
можно начать так: “ У вас
в доме есть книга со сказками.
Вот, что однажды произошло
с этой книгой: в ней перепутались
все страницы и, следовательно,
3.Сказка от смешного стишка. Стишок служит отправной точкой для сочинительства. Например,
Шар воздушный шаловливый
Непослушный и строптивый.
Вместе с ветром убежал,
А куда нам не сказал.
Начало сказки может быть таким:
Полетел наш шар спросонок
Где Нуф-нуф жил, поросенок.
Заглянул он к Колобку
Разрумяному бочку,
Не забыл он побывать
И у деда с бабой,
Ну, а там потолковать
С курочкою Рябой.
4.Сказка от считалки. Считалка лаконична, рифма ее легка. Например,
На золотом крыльце сидели:
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Начало сказки может быть таким: “ Но крыльцо было волшебное, добрых людей оно превращало в…, а злых в…”.
5.Сказка от фразеологизмов.
Чтобы использовать этот метод,
“крокодиловы слезы”. Начало
сказки может быть таким: “Каждое
утро капризный мальчик лил
6.Спасательные ситуации
в сказках. Кроме умения
7.Сказки из мусора. Например,
начало сказки может быть
8.Сказки от страшных историй. Например, “Как поссорились чашка с блюдцем”, “Сказка о капризной пуговице” и т.п.
9.Сказка от “ живых” капель и клякс. Для этого необходимо сделать кляксу, рассмотреть, на кого она похожа. Затем придумать действие с ней.
10.Цветные сказки. Придумывание сказки, в которой все предметы одного цвета.
11.Частица “не” и новая
сказка. “Испекла бы ты бабка
не колобок, а …” В результате
получаем сказку-загадку со
12.Сказка от проблемного вопроса. “А если бы людоед не захотел превратиться в мышь?”
13.Сказки о самом себе.
14.Бином фантазии. Так, можно предложить детям два трудносопоставимых
объекта. Например, кошка и сумка.
15.Сказка-эксперимент.
Глава II. Система работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческого воображения.
II.1. Цель и задачи работы.
Практическая часть данной работы была реализована на базе ДОУ № 27 Василеостровского района в старшей группе. Она состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
Краткий обзор старшей группы на 1 октября 2004 года. Группа сформирована 1 сентября 2002 года. В нее входит 20 детей, из которых 9 мальчиков и 11 девочек. Возраст детей от 4,5 до 5,5 лет.
Цель практической части работы – содействовать развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, соответствующему возрастному уровню развития детей, используя различные методы сочинения сказок.
Задачи практической части работы:
1.Изучить уровень развития
воображения детей старшей
2.Провести статистическую
обработку результатов
3.Изучить результаты
4.Отобрать различные методы
сочинения сказок, способствующие
наилучшему развитию
5.Провести апробацию
6.Провести контрольный
анализ уровня развития
II.2. Исследование уровня развития воображения
старших дошкольников.
Приступая к первому этапу работы, констатирующему эксперименту, целью которого являлся анализ уровня развития воображения детей старшего дошкольного возраста, был составлен план проведения исследования:
1.Подбор методов исследования.
2.Обработка результатов исследования:
а) статистическая обработка результатов;
б) составление диагностической диаграммы.
3.Планирование работы по результатам проведенного анализа.
Для того чтобы выявить
уровень развития воображения, было
проведено обследование детей старшей
группы. При проведении обследования
использовались методики, разработанные
Л.Ю.Субботиной “Развитие воображения
у детей и Е.Е.Туник “
При проведении обследования использовались методы исследования:
- индивидуальная беседа
с ребенком. Особенность данного
метода в том, что можно
- психолого-педагогический
эксперимент, при котором
“Неоконченный рассказ”. Данный тест позволяет определить развитие связной речи, творческого рассказывания;
“Использование предметов (варианты использования)”. Тест диагностирует словарный запас, развитие связной речи;
“Конструирование фраз”. Тест диагностирует развитие словаря, связной речи;
“Неоконченный рисунок”. Данный
тест позволяет выявить у ребенка,
насколько развито его
“Пятна Роршаха”. Данный тест исследует фантазию, творческое воображение, художественное восприятие;
- анкетирование родителей
с целью изучения уровня
- изучение детских работ.
В продуктах деятельности
Для оценки детских работ были выделены общие и частные критерии. Общие относились ко всем методам, а частные дополняли общие и предъявлялись только к определенным заданиям.
Общие критерии:
1. Отношение к заданию,
понимание ребенком инструкции.
Оценивалось, как быстро
2. Наличие сюжета: связывает ли ребенок предметы, персонажей по смыслу, является ли полным по содержанию.
3. Описание собственной
работы. Оценивались: полнота и
развернутость описания работы,
внесение им дополнительных
При проведении психолого-педагогического эксперимента были выделены следующие дополнительные критерии:
1. При выполнении теста “Неоконченный рисунок”, “Пятна Роршаха”:
а) количество дорисованных неповторяющихся рисунков;
б) наличие в рисунке дополнительных деталей или предметов;
в) способность “войти” в воображаемую ситуацию.
2. При выполнении упражнения
“Использование предметов (
Рассмотрим подробнее эти уровни речевого развития.
Низкий уровень. Затрудняется
в установлении связей, поэтому допускает
содержательные и смысловые ошибки
в пересказах, в самостоятельных
рассказах; при рассказывании требует
помощи взрослого. Пропускает структурные
компоненты повествовательного рассказа.
В творческом рассказывании недостаточно
самостоятелен (повторяет рассказы
сверстников). Словарный запас беден.
Ребенок затрудняется в аргументировании
суждений, не пользуется речью-доказательством.
Допускает отдельные
Средний уровень. В рассказе допускает пропуски, логические ошибки, но сам их исправляет при помощи взрослых и сверстников. Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нем. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Аргументирует суждения и пользуется формой речи-доказательства с помощью взрослого. Речь чистая, правильная; ребенок может испытывать затруднения в произношении отдельных звуков. Регулирует силу голоса, но выразительность речи недостаточна.
Высокий уровень. Хорошо владеет речевыми умениями. Инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяет рассказов других, пользуется разнообразными средствами выразительности. С интересом относится к аргументации, доказательству и широко ими пользуется. Проявляет инициативу в общении – делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки сверстников, исправляет их. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщенными словами и понятиями. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.
В результате обследования детей группы были выявлены следующие показатели уровня словесного творчества (см. Таблица 2):
- низкий уровень – 30 %
- средний уровень – 35 %
Информация о работе Роль сказки в развитии воображения старших дошкольников