Роль сказки в развитии воображения старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 18:22, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования – отбор и апробация различных методов сочинения сказок, позволяющих развить творческое воображение старших дошкольников.
Задачи исследования:
Изучить и систематизировать литературу по избранной теме.
Изучить воображение как психический процесс, особенности развития у детей старшего дошкольного возраста.
Изучить особенности волшебных сказок, как источник творчества детей.
Апробировать различные методы сочинения сказок, позволяющие развить творческое воображение детей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…….3
Глава I. Теоретические основы развития воображения
Воображение как психический процесс……………………….…………….7
Структура воображения…………………………………………………….12
Особенности развития воображения детей старшего
дошкольного возраста…………………………………………………..…..15
Этапы и методы развития воображения дошкольников………………….19
Глава II. Сказка как источник творчества детей дошкольного возраста
2.1. Из истории появления сказок………………………………………………...22
2.2. Определение сказки, её особенности…………………………………………26
2.3. типология сказок…………………………………………………………….…27
2.4. Особенности сказок………………………………………………………..…..28
2.5. Роль сказки в развитии воображения детей……………………….…………32
2.6. Методы работы со сказкой………………………………………..…………..33
Глава III. Система работы с детьми старшего дошкольного возраста
по развитию творческого воображения
3.1. Цель и задачи работы……………………………………………………….…36
3.2. Исследование уровня развития воображения старших дошкольников……37
3.3. Проведение работы с детьми старшего дошкольного возраста по
использованию различных методов сочинения сказок……………………………..43
Заключение……………………………………………………………………………...51
Литература……………………………………………………………………………..53
Приложения………………………………………………………………………..56-75

Файлы: 1 файл

Роль сказки в развитии воображения.docx

— 101.79 Кб (Скачать файл)

И тут невдалеке она  увидела Изумрудный замок и Фею. Как же она была прекрасна! К чему бы она ни притрагивалась, везде  распускались дивной красоты цветы. Прозрачница смело подлетела  к доброй Фее.

- Здравствуй, очаровательное  создание, – поприветствовала Фея.  Что тебя заставило проделать  такой длинный путь? – спросила  Фея. Бабочка, поздоровавшись, рассказала  Фее о своей мечте, научиться  фантазировать, чтобы изменить  цвет своих крылышек.

- Да у тебя и так  красивые крылышки. Через них  видна красота всего мира. И  ты уже умеешь мечтать. Ведь  все, что ты видела, могут видеть  только мечтатели, фантазеры.  Но если хочешь изменить цвет  своих крылышек, за твою доброту,  отзывчивость, я сделаю тебе подарок.  С нынешнего дня, о чем бы  ты ни помечтала, твои крылышки  будут окрашиваться в тот цвет, о чем ты мечтала, – сказав  эти слова, Фея исчезла.

Бабочка поблагодарила добрую Фею и закрыла глаза, представив себя на любимой лесной полянке, сидящей  на кусте сирени. Когда она открыла  их, она увидела, что сидит на том  же цветке сирени, где встретилась  с Майским жуком. Она не понимала, приснилось ей все это или было на самом деле. А крылышки у нее  были сиреневые!

Приложение 13.

Дидактические игры.

Лото «В мире сказок»

Цель: Вызывать у детей  потребность в общении, развивать  зрительное внимание.

Оборудование: 6 больших листов лото с изображением 6 персонажей сказок, 36 маленьких карточек с такими же изображениями.

Ход игры: Играть можно вдвоем или в небольших группах. Вначале  педагог должен убедиться, что дети знают всех персонажей, изображенных на карточках. Поэтому в 1-ой части  игры дети называют персонажей.

Вторая часть игры проводится следующим образом: ребенку выдается лист лото, затем ведущий игрок  из маленьких карточек, положенных вниз картинкой, выбирает одну из них  и показывает изображение, называет персонаж. Ребенок, у которого находится  лист лото с данным изображением, берет  маленькую карточку и накрывает  изображение на большой карточке. Выигравшим считается тот, кто первым закроет все изображения на листе  лото.

Игра «Расскажем сказку вместе»

Цель: Продолжать формировать  у детей навыки речевого общения, стремиться к тому, чтобы дети вступали в подлинное общение, т.е. действовали  эмоционально.

Оборудование: Картинки с  изображением последовательных эпизодов сказок.

Ход игры: Ребенок последовательно  выставляет на фланелеграфе эпизоды  одной сказки (в случае затруднения  возможна помощь педагога). Затем, когда  все эпизоды сказки разложены, ребенок  рассказывает сказку, при этом указывает  на каждый эпизод сказки, подкрепляя его  текстом сказки.

«Волшебные очки» 

Цель: Развитие творческих речевых  умений, творческого воображения; овладение  понятием времени.

Оборудование: Оправа очков  без стекол или самодельная маска  без стекол.

Ход игры: Ведущий рассказывает про времена года, как они влияют на природу, животных, людей. Затем говорит: «Вот волшебные очки, они показывают будущее. Через 3 месяца, когда наступит весна, мы посмотрим через них  и что мы увидим?»…(Лето) и т.д.

«Сундучок со сказкой»

Цель: Развитие связной речи, фантазии, творческого мышления.

Оборудование: 8 – 10 различных  фигурок, коробочка.

Ход игры: Ведущий предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки. Надо придумать, кем или  чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая  история. Важно, чтобы каждый раз  получилась законченная история, и  чтобы ребенок в разных ситуациях  придумал разные варианты действий с  одним и тем же предметом.

«Волшебная труба»

Цель: развитие словаря, воображения, познавательной функции; освоение ребенком противоположных качеств предметов.

Оборудование: Журнал или  лист бумаги, свернутый в трубочку.

Ход игры: Ведущий показывает «волшебную трубу» и говорит, что  если посмотреть через нее на предмет, то он поменяет свои свойства на противоположные. Ведущий просит малыша посмотреть через  трубу на предметы и рассказать, как они изменились.

«Помоги колобку»

Цель: развитие связной речи, творческого воображения, мышления, памяти; определение последовательности событий.

Оборудование: Карточки с  сюжетом из сказки «Колобок» (изготавливаются  из двух книжек-малышек – по карточке на каждый сюжет).

Ход игры: Ведущий напоминает ребенку сказку про Колобка, показывает карточки. Затем картинки перемешивают, ребенок вытаскивает любую из них и продолжает рассказ с  того места, которому соответствует  картинка.

Если ребенок справился, предложите ему рассказать сказку в  обратном порядке, как будто пленка прокрутилась назад. Если есть возможность, покажите на видеомагнитофоне, что  это значит.

«Поиграем в репку»

Цель: Развитие речи и творческого  воображения; обучение символическому проигрыванию сюжета; цветовое обозначение  героев сказки; усвоение последовательности событий.

Оборудование: Кружки: желтый (репка), зеленый (бабка), коричневый (дед), красный (внучка), черный (Жучка), белый (кошка), серый (мышка).

Ход игры: Ведущий рассказывает сказку-путаницу. Начинает с «Репки», включает персонажи из других сказок. Ребенок замечет ошибки и в  результате пересказывает «Репку».

Вначале можно разрешить  пользоваться картинками-подсказками. Когда ребенок ответил, попросите  его придумать какую-нибудь сказку с этими новыми персонажами. Дети, успешно справившиеся с заданием, придумывают истории из двух-трех предложений, замечают почти все  ошибки.

«Помоги Колобку»

Цель: Воспитание добрых чувств; развитие воображение, творческого  мышления, связной речи.

Оборудование: Сказка «Колобок», карточки, изготовленные из двух книжек-малышек, разноцветные кружки: желтый (Колобок), серый (волк), белый (заяц), коричневый (медведь), оранжевый (лиса).

Ход игры: Ведущий просит детей напомнить ему сказку о  Колобке, используя картинки или  разноцветные кружочки. Попросите малышей  придумать, как можно спасти Колобка. Пусть дети придумают, что будет  с Колобком, если он спасется от лисы, с кем он будет дружить, где  будет его дом. Эти и другие наводящие вопросы помогут малышу придумать интересную историю.

«Старая сказка на новый лад»

Цель: Развитие речи, воображения, творческого мышления.

Оборудование: сказка «Три медведя», кружочки, обозначающие медведей (коричневые разных размеров), красный кружок (девочка).

Ход игры: Ведущий вспоминает с ребенком сказку, используя картинки.

Попросите ребенка придумать  «сказку наоборот»: медведи заблудились  и попали к девочке. Что они  стали бы делать, как повели бы себя? Ведущий предлагает с помощью  кружочков разыграть новую сказку.

« Придумай необычное существо»

Цель: Развитие словотворчества, воображения.

Оборудование: Набор карточек с изображением различных предметов, растений, птиц, животных, цветов, героев сказок и т.п.

Ход игры: Дать ребенку сразу  две карточки. Пусть малыш придумает  такой персонаж, в котором бы соединились  свойства сразу двух персонажей. Например, при сложении животных динозавра  и свиньи получаем других несуществующих животных: свинозавра или дининью. Таким  образом, можно складывать разные слова (дуб + роза = дубороза, стрекоза + козел = стрекозел и т.п.). Не ограничивайте  фантазию малыша, впрочем, как и свою! Свойства могут браться от разных растений, птиц, зверей, предметов и  пр., лишь бы при этом назывался источник.

Приложение 14.

Консультация для родителей.

«Поиграем в театр»

Цель: Обучение ребенка драматизации текстов, умению выразительно отражать образ героя.

Оборудование: Текст сказки «Колобок», кружки разных цветов, обозначающие героев сказки: желтый (Колобок), зеленый (бабушка), оранжевый (лиса), белый (заяц), коричневый (медведь), вырезанный из бумаги домик, атрибуты костюмов (шапочки, маски) для персонажей, занавес или ширма.

Ход игры: Желательно, чтобы  в эту игру играли все члены  семьи: чем больше участников, тем  лучше. Ведущий предлагает поиграть в сказку «Колобок». Ребенок, опираясь на атрибуты сказки или самостоятельно, вспоминает, кто действовал в сказке, и находит каждому герою соответствующий  ему кружок. Затем ребенок распределяет роли среди членов семьи и вручает  каждому соответствующий кружок (кто-то из членов семьи будет использовать несколько ролей, ребенку поручают роль Колобка).

Затем вместе с ребенком размечают  пространство игровой площадки; договариваются, где будет домик бабушки и  дедушки, где Колобок будет встречаться  с другими героями сказки.

Перед игрой ведущий просит ребенка подсказать, как должны будут  играть роли все участники, чтобы  быть похожими на персонажей сказки. Подскажите ребенку, что это могут быть особые движения (неуклюжий большой медведь), высокий или низкий голос, суетливая, или размеренная, или неуклюжая  походка.

Герои занимают свои места  и начинают разыгрывать сказку.

Ваш ребенок хорошо справляется  с игрой, если в 4 – 5 лет он легко  размечает игровую площадку, может  описать 2 – 3-х героев. Если у ребенка  получается игра, разыграйте другие сказки («Репка», «Маша и три медведя», «Волк и семеро козлят»).


Информация о работе Роль сказки в развитии воображения старших дошкольников