Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 18:22, контрольная работа
Цель исследования – отбор и апробация различных методов сочинения сказок, позволяющих развить творческое воображение старших дошкольников.
Задачи исследования:
Изучить и систематизировать литературу по избранной теме.
Изучить воображение как психический процесс, особенности развития у детей старшего дошкольного возраста.
Изучить особенности волшебных сказок, как источник творчества детей.
Апробировать различные методы сочинения сказок, позволяющие развить творческое воображение детей.
Введение………………………………………………………………………..…….3
Глава I. Теоретические основы развития воображения
Воображение как психический процесс……………………….…………….7
Структура воображения…………………………………………………….12
Особенности развития воображения детей старшего
дошкольного возраста…………………………………………………..…..15
Этапы и методы развития воображения дошкольников………………….19
Глава II. Сказка как источник творчества детей дошкольного возраста
2.1. Из истории появления сказок………………………………………………...22
2.2. Определение сказки, её особенности…………………………………………26
2.3. типология сказок…………………………………………………………….…27
2.4. Особенности сказок………………………………………………………..…..28
2.5. Роль сказки в развитии воображения детей……………………….…………32
2.6. Методы работы со сказкой………………………………………..…………..33
Глава III. Система работы с детьми старшего дошкольного возраста
по развитию творческого воображения
3.1. Цель и задачи работы……………………………………………………….…36
3.2. Исследование уровня развития воображения старших дошкольников……37
3.3. Проведение работы с детьми старшего дошкольного возраста по
использованию различных методов сочинения сказок……………………………..43
Заключение……………………………………………………………………………...51
Литература……………………………………………………………………………..53
Приложения………………………………………………………………………..56-75
Как указывают психологи,
старшего дошкольника привлекает сам
процесс фантазирования. Он начинает
выдумывать, комбинировать, создавать
новые ситуации, героев. В своих
фантазиях он легко использует заместители:
так в качестве игрового материала
в ход идет природный материал
(шишки, листья, палки, камни и др.).
В этом возрасте дети легко создают
воображаемые миры, населяют их персонажами,
имеющие определенные характеристики
и действующие в характерных
ситуациях. Например, придумывают себе
друга – маленького человечка, который
участвует во всех его играх. В
создании таких фантазий участвует
развивающая функция
В возрасте пяти лет у детей появляются мечты о будущем. Они ситуативны, нередко неустойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик. Опорой служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Ребенок начинает сочинять сказки, перевертыши, продолжающиеся истории (О.М.Дьяченко, Л.Ю.Субботина и др.).
Но все равно воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно его взволновало, увлекло, поразило: прочитанная книга, увиденный мультфильм или новая игрушка. Рост произвольности воображения проявляется в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение. Старшие дошкольники способны фантазировать произвольно, заранее планируя процесс воплощения замысла. Они намечают план достижения цели, предварительно подбирают готовое оборудование. Из этого можно сделать вывод:
1) в старшем дошкольном
возрасте происходит
2) ребенок осваивает приемы и средства создания новых образов;
3) воображение приобретает
произвольный характер, предполагающий
создание замысла, его
4) воображение переходит
во внутренний план, так как
отпадает необходимость в
I.4. Этапы и методы развития воображения дошкольников.
Для создания прочной основы
творческой деятельности необходимо расширять
опыт ребенка, обогащать его чувственную
сферу, развивать память. Л.С.Выготский
указывал, что “чем больше ребенок
видел, слышал и пережил, чем больше
он знает, и усвоил, чем большим
количеством элементов
Благодаря воображению расширяются границы его познания действительности. Ребенок познает то, что непосредственно на него воздействует: прошлое и будущее, чувства и мысли других людей.
Развитие воображения ребенка подразумевает развитие творческих способностей и гибкого, нестандартного мышления. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире разными способами. А для этого надо научиться видеть в каждом предмете разные его стороны; уметь, отталкиваясь от отдельного признака строить образ; не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию и творческие возможности.
Как показывают исследования известных психологов: Выготского Л.С., Давыдова В.В., Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А., Кравцовой Е.Е. и др. - воображение появляется у ребенка не сразу. Они предлагают разделить развитие воображения детей на три этапа, потому что как самостоятельная функция оно возникает у ребенка после трех лет. Но это отнюдь не означает, что у детей до трех лет вообще нет воображения.
____________
1Выготский Л.С. Воображение
и творчество в детском
Рассмотрим подробнее каждый этап в отдельности.
Первый этап - развитие воображения у детей до трех лет.
В чем же особенности воображения
детей до трех лет? Прежде всего, в
том, что в этом возрасте оно существует
внутри других психических функций.
И возникает оно, и проявляется
непосредственно, без всяких усилий
со стороны ребенка и без
Также в этом возрасте в яркой форме фантазия сливается с интересами в игре. Именно многие методики строятся на принципе игровой деятельности. Игровая деятельность является мощным стимулом воображения. Так, главным методом развития воображения является включение ребенка в мнимую ситуацию. На их основе построены забавы, розыгрыши. Создать мнимую ситуацию взрослому помогают произведения литературы и фольклора, игрушки, которые необходимо включать в бытовые процессы. В мнимых ситуациях малыш участвует сначала с помощью реальных действий, а потом условных. Взрослый учит сопровождать условным действием стихи, сказки, песенки и т.д.; имитировать голоса и действия животных и людей.
Второй этап включает в себя развитие воображения у детей среднего и старшего дошкольного возраста, для которого характерно ступенчатое планирование. Основным методом становится обучение детей использовать предметы-заместители в игре и построение воображаемой ситуации. Для этого необходимо, чтобы ребенок освоил функцию предмета. Только достаточно знакомое действие ребенок переносит в другую ситуацию, в том числе и воображаемую. Также здесь возможно создание проблемных ситуаций, которые побуждают ребенка искать, а затем и использовать предметы-заместители. Развивая воображение ребенка, психологи советуют обратить внимание на организацию предметной среды, которая должна включать
наряду со знакомыми предметами с закрепленными функциями, предметы неспецифические, полуфункциональные: бросовый материал (коробки, катушки, ткань и т.п.) и природный материал (желуди, шишки, орехи и т.п.).
Расширение представлений
об окружающем, обучение игровым действиям
помогают малышу создать воображаемую
ситуацию. Но все же главным методом
на этом этапе будет являться освоение
законов родного языка. Слово
дает возможность ребенку
Третий этап – развитие воображения у детей 6 – 7 лет, характерно целостное планирование. Главным стимулом становится соревнование со сверстниками, которым руководит взрослый. Как советуют психологи, для старшего дошкольника следует создать такие условия, чтобы он сам встал в обучающую позицию. Следует помнить, что основу воображения создают разнообразные, богатые представления и собственный опыт дошкольника. В этом возрасте наблюдаются индивидуальные различия в развитии воображения. В процессе создания образов воображения ребенок пользуется разными механизмами творческого воображения. Методы и приемы развития воображения детей этого возраста во многом схожи с приемами и особенностями развития воображения детей на предыдущем этапе, но существенно отличаются по содержанию и значению, поскольку указанный период предъявляет особые требования к развитию, связанные с подготовкой к учебной деятельности.
Существенную роль в становлении основ творческой личности в дошкольном возрасте играет педагог, характер его взаимодействия с детьми. Роль взрослого будет состоять не только в том, чтобы создать воображаемые образы, но и использовать их в качестве средства управления собственной психической функцией. Вторая линия работы должна разворачиваться в трех направлениях:
1) усвоение представлений
о невербальных средствах
2) развитие понимания смысла
и значения различных форм
поведения людей в
3) проверка и оценка
собственного текущего
Таким образом, развитие познавательной и аффективной форм воображения у детей способствует не только преобразованию самой функции воображения, но и многогранному развитию личности ребенка.
Из всего сказанного можно сделать вывод:
1)прежде чем приступить
к развитию у детей
2)содержание развивающих
методик должно
3)стимулировать детей
к высказыванию собственных
I.5. Сказка как источник творчества детей дошкольного возраста.
Определение сказки, ее особенности
Сказки есть в каждом доме, конечно, они читаются детям всех возрастов в дошкольном возрасте. Ведь с давних времен люди использовали сказку как воспитательное средство. Они передавали и закрепляли нравственные ценности, правила поведения. Что же такое сказка? Вот несколько определений, которые взяты из разных источников:
1.“Сказка – это вымышленный
рассказ, небывалая и даже
2.“Сказка – это
3.“Сказка – это
4.“Сказка – это один
из основных жанров устного
народнопоэтического
Из вышесказанного видно, что сказка является одним из элементов культуры и, прежде всего, эстетического слагаемого. Она базируется на народно - поэтической культуре, на фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравственно – педагогическим потенциалом. Они не повторяются больше ни в каких других жанрах фольклора.
Рассмотрим конкретное отличие сказки от других жанров фольклорной прозы (по определению В.П. Аникина).
Сказка – это произведение, в котором главной чертой является установка на раскрытие жизненной правды с помощью возвышенного или снижающего реальность условно-поэтического вымысла.
Предание – широко известный
в народе устный поэтический рассказ,
в котором правдоподобно
Сказ-бывальщина тоже отличается от сказки тем, что говорит о достоверном, примечательном факте в личном опыте рассказчика.
Легенда - это так называемые натуралистические предания, в которых утверждены морально- этические нормы христианства, идеи, возникшие под влиянием воодушевленного отношения к вере.
Быличка – это устный рассказ о леших, домовых, водяных, чертях, оживших мертвецах и вообще о вмешательстве в людскую жизнь разных сверхъестественных сил.
Итак, если предания и сказы
принадлежат к области знаний
людей о природе и обществе,
былички и легенды – к религии,
осложненной историческими, бытовыми
и природоведческими
Попытку отличить сказку от
других жанров фольклора предпринял
более ста лет назад К.С.
С этой трактовкой сказок не согласился известный фольклорист А. Н. Афанасьев. Он говорил о сказке, что это не “пустая складка”. В сказке, как и вообще во всех созданиях целого народа, не может быть, и в самом деле нет ни нарочно сочиненной лжи, ни намеренного уклонения от действительного мира.
Известный исследователь фольклора В.Я. Пропп писал о сказке, что это есть нарочитая поэтическая выдумка, и поэтому она никогда не выдается за действительность.
Советский фольклорист А.И.
Никифоров писал, что сказки –
это устные рассказы, бытующие в
народе с целью развлечения, имеющие
содержанием необычные в
Информация о работе Роль сказки в развитии воображения старших дошкольников