Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 23:05, реферат
Психологическое консультирование направлено на помощь развивающейся личности. Оно является частью работы практического психолога (наряду с психодиагностикой и проведением тренинговых процедур). Слово «консультация» происходит от латинского consultare, что означает совещаться, советоваться, заботиться. Целью психологического консультирования является забота о личности, которая находится в непрерывном процессе становления и роста. Консультирование помогает развитию способности человека более адекватно и полно воспринимать себя и других людей, изменять и делать гибкой систему внутриличностных и межличностных отношений.
В подготовительный период клиенту приходится еще раз осознать, что организация - это, прежде всего человеческая система, и если об этом забыть, то любое техническое усовершенствование может дать результаты, обратные ожидаемым.
В целом, в подготовительной фазе осуществляются: первый контакт с клиентом, предварительный диагноз проблемы, планирование задания, предложения клиенту относительно задания, соглашение на консультирование.
В фазе диагностики происходит углубленный диагноз решаемой проблемы, основанный на тщательном изучении анализе и синтезе фактов, связанных с отмеченной проблемой; прорабатывается соотношение технологической, организационной, психологической и других сторон проблемы; определяются ее основания, фундамент. Как и на всех стадиях, особенно важно взаимодействие и сотрудничество клиента и консультанта.
На стадии планирования действий принимаются решения о том, какие изменения нужны, включая разработку стратегии и тактики осуществления изменений. Альтернативные варианты оцениваются и передаются клиенту для выбора. И затем планируется осуществление решений.
Далее следует стадия внедрения, которая как фаза консультирования предполагает проверку правильности и выполнимости предложений, подготовленных консультантом в сотрудничестве с клиентом. Здесь существенны помощь в осуществлении и корректировке предложений, а также необходимое обучение.
На завершающей стадии важна оценка произведенных действий, их результативности. Возможен конечный отчет, затем расчет по обязательствам. Строятся планы на будущее.
Уход консультанта - это особое событие, связанное с определенными эмоциями. Клиент и консультант со своими сотрудниками совместно прожили трудный период, где каждый значительно раскрылся по-человечески.
Основные стадии, последствия и эффективность психологического консультирования
Независимо от того, проводится ли разовая консультация, или осуществляется пролонгированная работа в виде ряда психотерапевтических сессий, консультирование можно рассматривать как диалектический процесс, включающий ряд стадий:
1. Заключение контракта между клиентом, от которого поступает добровольный заказ на консультацию, и консультантом, дающим согласие оказать помощь, обеспечивая безопасность и поддержку в ходе консультирования.
2. Пояснение запроса и анализ
проблемной ситуации. На этой
стадии консультанту
3. Переформулирование проблемы
и постановка
4. Поиск способов решения
В процессе консультирования у клиента происходят изменения, которые могут в той или иной мере повлиять на его личность и жизнь в целом. В любом случае клиенту предоставляется возможность получить новый опыт, и чем глубже он осознает это; тем благоприятнее для него окажутся последствия консультации а, следовательно, выше ее эффективность.
Как было отмечено, процесс консультирования может осуществляться в диапазоне от одной (45-60-минутной) до некоторого числа психологических сессий. Последствия консультирования можно рассматривать с точки зрения изменений, происходящих в личности клиента, и степени его удовлетворенности результатами консультирования.
Важно выделить предположительные
последствия консультативной
усиление внимания к собственным потребностям, переживаниям и мыслям; развитие способности к самопознанию и осознанию нового опыта;
изменение отношений к себе и окружающему миру; приобретение способности заботиться о себе, самостоятельно решать свои проблемы, делая выбор, принимая решения и неся за них ответственность.
Можно содержательно рассмотреть эффективность процесса консультирования, связывая его с личностным продвижением и ростом клиента.
Несколько слов о психологической защите в понимании психоанализа.
Психологическая защита — система стабилизации личности, проявляющаяся в устранении или сведении к минимуму отрицательных эмоций, чувства тревоги, возникающих при рассогласовании внутренних составляющих структуры личности «Оно», «Я» и «Сверх Я».
«Оно» регулируется принципом удовольствия, «Сверх Я» — моральная цензура и совесть, «Я» руководствуется принципом реальности. Очень часто возникают конфликты между этими началами в структуре личности — индивидуальности. Для того чтобы психический мир человека оставался стабильным, включаются различные виды психологической защиты. Общая черта всех видов защиты — неосознанность. Приведем некоторые, наиболее важные из них.
Фрустрация — вынужденный
Вытеснение — устранение из сферы сознания конкретного психического содержания (мыслей, желаний, влечений), не совместимого с установками личности.
Замещение — перевод бессознательно обусловленных и неприемлемых для личности по моральным причинам мыслей и желаний в социально приемлемые формы.
Подавление — выталкивание в
подсознание нежелательной
Рационализация — якобы
Проекция — склонность приписывать другим людям собственные (чаще порочные) мысли, желания, влечения.
Перцептивная защита — снижение чувствительности анализаторов под влиянием нежелания воспринимать неприятную информацию.
В процессе личностного роста в силу огромного количества трудностей и кризисов может возникнуть так называемое сопротивление. Впервые этот термин был употреблен известным австрийским врачом и психотерапевтом Зигмундом Фрейдом в 1900 г. Он определил сопротивление как своеобразную оппозицию, включающую все контролируемые силы пациента, которые противодействуют психоанализу. Фрейд считал, что каждый прогрессивный шаг личности в процессе лечения (психотерапии) сопровождается сопротивлением, представляющим собой компромисс между силами, которые стремятся к выздоровлению, и силами, которые противодействуют этому. Сопротивление мoжeт быть осознанным либо, что случается чаще, неосознанным.
Проявления сопротивления
В определенных ситуациях реакции сопротивления являются адекватными, и нет необходимости навсегда и полностью избавляться от них. Однако преувеличение опасности может привести человека к предохраняющим (защитным) действиям слишком часто, и это ограничит процесс его свободного развития. Дж Буженталь считает, что с помощью сопротивления человек поддерживает идентичность самому себе в этом изменяющемся мире, защищая некий конструкт «Я и внешний мир».
Взаимоотношения клиента и консультанта
Важную роль в процессе консультирования играют взаимоотношения между клиентом и консультантом, которые могут по-разному смотреть на ожидаемый результат и пути выполнения заданий. Например, клиент может смутно представлять стоящую перед ним проблему. Поэтому необходимо, во-первых, совместными усилиями правильно определить проблему, в связи с которой был приглашен консультант. Часто клиент бывает слишком глубоко погружен в свою проблему или создает ее сам. Во-вторых, клиент и консультант должны выяснить, чего они хотят достичь и как можно оценить будущие результаты. Кроме этого, важно определить, на каких ролях клиент и консультант будут участвовать в решении проблемы.
Наиболее эффективно разрешение проблем осуществляется в ситуации, когда между клиентом и консультантом создаются и поддерживаются отношения активного сотрудничества. Консультанту трудно что-либо решить, если клиент не хочет сотрудничать, скрывает какие-нибудь факты, относящиеся к решению проблемы. Такое консультирование препятствует обучению консультируемого.
В процессе консультирования можно выделить типичные способы поведения и соответст-вующие им роли, которые можно расположить вдоль оси: недирективное - директивное поведение.
В первом случае консультант предоставляет информацию для клиента, которую тот может использовать или нет. В случае директивного поведения консультант занимает позицию руководителя или является инициатором действий.
В процессе консультирования консультант оказывает влияние на клиента. При этом важно активизировать клиента и пробудить его инициативу, но не манипулировать им (см. таблицу 19).
Таблица 19
Основные роли консультанта
Рефлексия Недирективное поведение
Поднимает вопросы для
Специалист по процессам КЛИЕНТ Наблюдает за процессами решения проблем и затрагивает вопросы, отражающие обратную связь
Обнаружение фактов Собирает данные и стимулирует мышление
Нахождение
альтернатив Выявляет альтернативы и ресурсы для клиента и помогает оценивать последствия
Помощник в решении
проблем Предлагает альтернативы и участвует в решениях
Инструктор и
преподаватель Обучает клиента
и разрабатывает учебные
Технический эксперт Дает информацию и предложения по вопросам практики
Пропагандист КОНСУЛЬТАНТ
Директивное поведение
Отдельный человек меняется на нескольких уровнях знания отношений, индивидуального и межличностного поведения. Сопротивление изменениям может быть обусловлено множеством как психологических, так и иных причин, из которых необходимо особо выделить следующие:
- отсутствие убежденности в необходимости изменений;
- недовольство переменами, насаждаемыми извне;
- желание избежать
- страх перед неизвестностью и возможной неудачей;
- нарушение установленного
- отсутствие уважения и доверия к лицу, инициирующему осуществление изменений.
Находясь в ситуации, где наблюдается значительное сопротивление изменениям, консультант должен учитывать следующие факторы:
- характер допустимых изменений
(необходимо избегать
- темп изменения (следует
- "время принятия" (время, которое
требуется клиенту, чтобы
- готовность клиента к
- уровень волевой саморегуляции.
Перед тем как приступить к консультированию, необходимо провести предварительный диагноз, который ограничивается беседой с клиентом и сбором предварительных сведений о нем. При этом следует выявить основные проблемы клиента. Часто на этом этапе клиент затрудняется сформулировать свои проблемы, принимая симптомы за проблемы, имея предвзятое мнение о причинах проблем, односторонность взгляда и т.п.
Проблема, которая существует у клиента, должна быть описана с помощью основных аспектов или характеристик:
1) сущность или содержание;
2) сфера, к которой относится проблема;
3) уровень владения проблемой;
4) возможная степень
5) временная перспектива (как
давно существует данная
Придя на консультацию, клиент, по возможности, должен иметь ответы на следующие вопросы:
- какая у него есть проблема?
- какова цель его визита?
- сможет ли он принять активное участие в совместной работе с консультантом по решению своей проблемы?
Для практических работников несомненный интерес представляют рекомендации Н.И. Шеван-дрина по оптимизации влияния и воздействия на клиента в процессе консультативной встречи, представленные в таблице 20. Изложенные с позиций стратометрической концепции, данные рекомендации дают пример практического применения психологической теории к решению повседневных задач.
Таблица 20
Сравнительные характеристики методов влияния
Характер метода Сфера влияния Плюсы Минусы
Очного общения:
власть, основанная на обязанности Поведение, которое другой считает связанным с обязанностями Быстрота; не требует затрат ресурсов Если просьба за пределами обязанностей, то не действует
Информация о работе Семейное психологическое консультирование