Семейное психологическое консультирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 23:05, реферат

Описание работы

Психологическое консультирование направлено на помощь развивающейся личности. Оно является частью работы практического психолога (наряду с психодиагностикой и проведением тренинговых процедур). Слово «консультация» происходит от латинского consultare, что означает совещаться, советоваться, заботиться. Целью психологического консультирования является забота о личности, которая находится в непрерывном процессе становления и роста. Консультирование помогает развитию способности человека более адекватно и полно воспринимать себя и других людей, изменять и делать гибкой систему внутриличностных и межличностных отношений.

Файлы: 1 файл

Семейное психологическое консультирование_Шилов.doc

— 487.00 Кб (Скачать файл)

В подготовительный период клиенту  приходится еще раз осознать, что  организация - это, прежде всего человеческая система, и если об этом забыть, то любое техническое усовершенствование может дать результаты, обратные ожидаемым.

В целом, в подготовительной фазе осуществляются: первый контакт с клиентом, предварительный  диагноз проблемы, планирование задания, предложения клиенту относительно задания, соглашение на консультирование.

В фазе диагностики происходит углубленный  диагноз решаемой проблемы, основанный на тщательном изучении анализе и  синтезе фактов, связанных с отмеченной проблемой; прорабатывается соотношение технологической, организационной, психологической и других сторон проблемы; определяются ее основания, фундамент. Как и на всех стадиях, особенно важно взаимодействие и сотрудничество клиента и консультанта.

На стадии планирования действий принимаются решения о том, какие изменения нужны, включая разработку стратегии и тактики осуществления изменений. Альтернативные варианты оцениваются и передаются клиенту для выбора. И затем планируется осуществление решений.

Далее следует стадия внедрения, которая как фаза консультирования предполагает проверку правильности и выполнимости предложений, подготовленных консультантом в сотрудничестве с клиентом. Здесь существенны помощь в осуществлении и корректировке предложений, а также необходимое обучение.

На завершающей стадии важна  оценка произведенных действий, их результативности. Возможен конечный отчет, затем расчет по обязательствам. Строятся планы на будущее.

Уход консультанта - это особое событие, связанное с определенными  эмоциями. Клиент и консультант со своими сотрудниками совместно прожили трудный период, где каждый значительно раскрылся по-человечески.

 

Основные стадии, последствия и  эффективность психологического консультирования

Независимо от того, проводится ли разовая консультация, или осуществляется пролонгированная работа в виде ряда психотерапевтических сессий, консультирование можно рассматривать как диалектический процесс, включающий ряд стадий:

1. Заключение контракта между  клиентом, от которого поступает  добровольный заказ на консультацию, и консультантом, дающим согласие оказать помощь, обеспечивая безопасность и поддержку в ходе консультирования.

2. Пояснение запроса и анализ  проблемной ситуации. На этой  стадии консультанту необходимо  сориентироваться в проблеме  клиента, внимательно слушая его, используя открытые вопросы, перефразирование и переспрашивание для получения до статочной информации. В то же время консультант рефлексирует свои чувства и чувства клиента, помогая ему глубже погрузиться в проблему и подойти к постановке психотерапевтической цели.

3. Переформулирование проблемы  и постановка психотерапевтической  цели, уточнение контракта. На  данной стадии по мере выяснения  условий и ситуации возникновения  проблемы, анализа чувств и отношений  клиента к ней определяется суть проблемы, т. е. та психологическая трудность, которая мешает клиенту найти выход из сложившейся ситуации. При этом главным является осознание самим клиентом сути проблемы с психологической точки зрения.

4. Поиск способов решения проблемы. На данном этапе не обходимо согласие клиента на исследование собственных психологических трудностей, поиск и принятие на себя ответственности за выбираемые решения.

В процессе консультирования у клиента  происходят изменения, которые могут  в той или иной мере повлиять на его личность и жизнь в целом. В любом случае клиенту предоставляется возможность получить новый опыт, и чем глубже он осознает это; тем благоприятнее для него окажутся последствия консультации а, следовательно, выше ее эффективность.

Как было отмечено, процесс консультирования может осуществляться в диапазоне от одной (45-60-минутной) до некоторого числа психологических сессий. Последствия консультирования можно рассматривать с точки зрения изменений, происходящих в личности клиента, и степени его удовлетворенности результатами консультирования.

Важно выделить предположительные  последствия консультативной работы в зависимости от уровня изменений, происходящих в клиенте:

усиление внимания к собственным  потребностям, переживаниям и мыслям; развитие способности к самопознанию и осознанию нового опыта;

изменение отношений к себе и  окружающему миру; приобретение способности  заботиться о себе, самостоятельно решать свои проблемы, делая выбор, принимая решения и неся за них  ответственность.

Можно содержательно рассмотреть эффективность процесса консультирования, связывая его с личностным продвижением и ростом клиента.

Несколько слов о психологической  защите в понимании психоанализа.

Психологическая защита — система  стабилизации личности, проявляющаяся  в устранении или сведении к минимуму отрицательных эмоций, чувства тревоги, возникающих при рассогласовании внутренних составляющих структуры личности «Оно», «Я» и «Сверх Я».

«Оно» регулируется принципом удовольствия, «Сверх Я» — моральная цензура  и совесть, «Я» руководствуется принципом реальности. Очень часто возникают конфликты между этими началами в структуре личности — индивидуальности. Для того чтобы психический мир человека оставался стабильным, включаются различные виды психологической защиты. Общая черта всех видов защиты — неосознанность. Приведем некоторые, наиболее важные из них.

Фрустрация — вынужденный отказ, внутреннее состояние или психологический  конфликт, когда личность сталкивается с каким-либо препятствием на пути к  достижению своих осознаваемых или неосознаваемых целей.

Вытеснение — устранение из сферы  сознания конкретного психического содержания (мыслей, желаний, влечений), не совместимого с установками личности.

Замещение — перевод бессознательно обусловленных и неприемлемых для  личности по моральным причинам мыслей и желаний в социально приемлемые формы.

Подавление — выталкивание в  подсознание нежелательной информации.

Рационализация — якобы разумное (рациональное) объяснение собственных  подсознательных желаний, оправдание своего поведения.

Проекция — склонность приписывать  другим людям собственные (чаще порочные) мысли, желания, влечения.

Перцептивная защита — снижение чувствительности анализаторов под  влиянием нежелания воспринимать неприятную информацию.

В процессе личностного роста в  силу огромного количества трудностей и кризисов может возникнуть так называемое сопротивление. Впервые этот термин был употреблен известным австрийским врачом и психотерапевтом Зигмундом Фрейдом в 1900 г. Он определил сопротивление как своеобразную оппозицию, включающую все контролируемые силы пациента, которые противодействуют психоанализу. Фрейд считал, что каждый прогрессивный шаг личности в процессе лечения (психотерапии) сопровождается сопротивлением, представляющим собой компромисс между силами, которые стремятся к выздоровлению, и силами, которые противодействуют этому. Сопротивление мoжeт быть осознанным либо, что случается чаще, неосознанным.

Проявления сопротивления многообразны — это эмоции, отношения, идеи, побуждения, фантазии или действия, т.е. практически каждая психическая функция возможна в качестве сопротивления. В этом смысле вид сопротивления показывает, как человек обычно защищается от проблем в своей жизни. Ученик 3. Фрейда Вильгельм Райх, а позднее Фредерик Перлз, внесший в свою концепцию гуманистические представления о личности, стали рассматривать сопротивление как переживание внутренней преграды, возникающей у людей по отношению к возможным изменениям в поведении или при осознании значимых переживаний. Сопротивление зачастую подобно бессознательному нежеланию что-то делать, это проявление определенной защиты от стресса (как неопределенной угрозы) при помощи ухода от нерешенных проблем. Фредерик Перлз называл это «прерыванием самого себя» путем избегания осознания и ограничения своего функционирования до уменьшения риска переживания негативных чувств.

В определенных ситуациях реакции  сопротивления являются адекватными, и нет необходимости навсегда и полностью избавляться от них. Однако преувеличение опасности  может привести человека к предохраняющим (защитным) действиям слишком часто, и это ограничит процесс его свободного развития. Дж Буженталь считает, что с помощью сопротивления человек поддерживает идентичность самому себе в этом изменяющемся мире, защищая некий конструкт «Я и внешний мир».

 

Взаимоотношения клиента и консультанта

Важную роль в процессе консультирования играют взаимоотношения между клиентом и консультантом, которые могут  по-разному смотреть на ожидаемый  результат и пути выполнения заданий. Например, клиент может смутно представлять стоящую перед ним проблему. Поэтому необходимо, во-первых, совместными усилиями правильно определить проблему, в связи с которой был приглашен консультант. Часто клиент бывает слишком глубоко погружен в свою проблему или создает ее сам. Во-вторых, клиент и консультант должны выяснить, чего они хотят достичь и как можно оценить будущие результаты. Кроме этого, важно определить, на каких ролях клиент и консультант будут участвовать в решении проблемы.

Наиболее эффективно разрешение проблем  осуществляется в ситуации, когда между клиентом и консультантом создаются и поддерживаются отношения активного сотрудничества. Консультанту трудно что-либо решить, если клиент не хочет сотрудничать, скрывает какие-нибудь факты, относящиеся к решению проблемы. Такое консультирование препятствует обучению консультируемого.

В процессе консультирования можно  выделить типичные способы поведения  и соответст-вующие им роли, которые  можно расположить вдоль оси: недирективное - директивное поведение.

В первом случае консультант предоставляет информацию для клиента, которую тот может использовать или нет. В случае директивного поведения консультант занимает позицию руководителя или является инициатором действий.

В процессе консультирования консультант  оказывает влияние на клиента. При этом важно активизировать клиента и пробудить его инициативу, но не манипулировать им (см. таблицу 19).

Таблица 19

Основные роли консультанта

Рефлексия Недирективное поведение  Поднимает вопросы для рефлексии (размышления)

Специалист по процессам КЛИЕНТ Наблюдает за процессами решения проблем и затрагивает вопросы, отражающие обратную связь

Обнаружение фактов Собирает данные и стимулирует мышление

Нахождение

альтернатив Выявляет альтернативы и  ресурсы для клиента и помогает оценивать последствия

Помощник в решении

проблем Предлагает альтернативы и  участвует в решениях

Инструктор и

преподаватель Обучает клиента  и разрабатывает учебные программы

Технический эксперт Дает информацию и предложения по вопросам практики

Пропагандист КОНСУЛЬТАНТ Предлагает пути решения, убеждает или направляет процесс решения проблем

Директивное поведение 

Отдельный человек меняется на нескольких уровнях знания отношений, индивидуального  и межличностного поведения. Сопротивление  изменениям может быть обусловлено  множеством как психологических, так и иных причин, из которых необходимо особо выделить следующие:

- отсутствие убежденности в  необходимости изменений;

- недовольство переменами, насаждаемыми  извне;

- желание избежать неожиданностей;

- страх перед неизвестностью  и возможной неудачей;

- нарушение установленного порядка,  привычек и взаимоотношений;

- отсутствие уважения и доверия  к лицу, инициирующему осуществление  изменений.

Находясь в ситуации, где наблюдается  значительное сопротивление изменениям, консультант должен учитывать следующие факторы:

- характер допустимых изменений  (необходимо избегать предложений,  которые клиент будет считать  культурно не приемлемыми или  неосуществимыми);

- темп изменения (следует решить, должны ли планируемые изменения  быть фундаментальными, разовыми или постепенными, т.е. проводиться в несколько этапов);

- "время принятия" (время, которое  требуется клиенту, чтобы убедиться  в необходимости и желаемости  предлагаемых изменений);

- готовность клиента к изменениям;

- уровень волевой саморегуляции.

Перед тем как приступить к консультированию, необходимо провести предварительный  диагноз, который ограничивается беседой  с клиентом и сбором предварительных  сведений о нем. При этом следует  выявить основные проблемы клиента. Часто на этом этапе клиент затрудняется сформулировать свои проблемы, принимая симптомы за проблемы, имея предвзятое мнение о причинах проблем, односторонность взгляда и т.п.

Проблема, которая существует у  клиента, должна быть описана с помощью  основных аспектов или характеристик:

1) сущность или содержание;

2) сфера, к которой относится  проблема;

3) уровень владения проблемой;

4) возможная степень интенсивности  влияния проблемы на поведение  клиента;

5) временная перспектива (как  давно существует данная проблема).

Придя на консультацию, клиент, по возможности, должен иметь ответы на следующие вопросы:

- какая у него есть проблема?

- какова цель его визита?

- сможет ли он принять активное  участие в совместной работе  с консультантом по решению  своей проблемы?

Для практических работников несомненный интерес представляют рекомендации Н.И. Шеван-дрина по оптимизации влияния и воздействия на клиента в процессе консультативной встречи, представленные в таблице 20. Изложенные с позиций стратометрической концепции, данные рекомендации дают пример практического применения психологической теории к решению повседневных задач.

Таблица 20

Сравнительные характеристики методов  влияния

Характер метода Сфера влияния  Плюсы Минусы

Очного общения:

власть, основанная на обязанности  Поведение, которое другой считает связанным с обязанностями Быстрота; не требует затрат ресурсов Если просьба за пределами обязанностей, то не действует

Информация о работе Семейное психологическое консультирование