Семейное психологическое консультирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 23:05, реферат

Описание работы

Психологическое консультирование направлено на помощь развивающейся личности. Оно является частью работы практического психолога (наряду с психодиагностикой и проведением тренинговых процедур). Слово «консультация» происходит от латинского consultare, что означает совещаться, советоваться, заботиться. Целью психологического консультирования является забота о личности, которая находится в непрерывном процессе становления и роста. Консультирование помогает развитию способности человека более адекватно и полно воспринимать себя и других людей, изменять и делать гибкой систему внутриличностных и межличностных отношений.

Файлы: 1 файл

Семейное психологическое консультирование_Шилов.doc

— 487.00 Кб (Скачать файл)

а) «Сейчас я осознаю, что...» —  и перечисляет ощущения из внешнего мира (если появляется интерпретация, партнер дает обратную связь). Далее  другой член пары выполняет то же задание.

б) «Сейчас я осознаю, что...» —  перечисляет внутренние ощущения. Затем то же выполняет другой член пары.

в) «Сейчас я осознаю...» —  и говорит об интересе к чему-то; тревоге, предположениях, о своих  мыслях, фантазиях и отношениях. Далее то же задание выполняет  другой член пары.

г) «Сейчас я осознаю...» —  говорит о том, куда ведет его сознание, т. е. то, что приходит в голову. Затем то же самое делает партнер.

д) «Сейчас я осознаю...», — говорит  о своем партнере, ориентируясь на внешнюю и среднюю зоны осознания. То же — другой.

Обсуждение всех частей упражнения (а-д) сначала в паре, а затем в группе.

2. «Три фразы». Упражнение используется  с целью тренировки умения  принять на себя ответственность.  Работая в паре, произнесите поочередно  по три фразы, глядя в глаза  партнеру и начиная с определенных  слов, а затем измените фразу, заменяя первые слова заданными, но сохраняя ее окончания. Каждую часть упражнения выполнить без обратной связи, поочередно, меняясь ролями. Обсуждение проводится в паре, а затем, по завершении всех частей упражнения, — в группе.

Часть «а» — 1-й партнер «Я должен...» — три фразы, 2-й партнер: «Я должен» — три фразы. Заменить — 1-й партнер: «Я предпочитаю...» — три фразы с окончанием, использованным в части «а», 2-й партнер: «Я предпочитаю...» — три фразы с окончанием, использованным в части «а».

Часть «б» — 1-й: «Я не могу...» —  три фразы, 2-й: «Я не могу...» —  три фразы. Заменить — 1-й: «Я не хочу...»  — три фразы с окончанием из части «б», 2-й: «Я не хочу...» —  три фразы с окончанием из части  «б».

Часть «в» — 1-й: «Мне надо...» —  три фразы, 2-й «Мне надо...» — три фразы.

Заменить — 1-й: «Я хочу... » —  три фразы с окончанием из части  «в», 2-й: «Я хочу... » — три фразы  с окончанием из части «в». Часть  «г» -- 1-й: «Я боюсь, что...» — три  фразы, 2-й: «Я боюсь, что... три фразы.

Заменить — 1-й: «Я хотел бы... » — три фразы с окончанием из части «г», 2-й: «Я хотел бы...» — три фразы с окончанием из части «г».

3. Фантазирование. Цель упражнения - через идентификацию себя с  неким предметом осознать фрагменты  собственного «Я в обычных  условиях подавляемые, исследовать их и интегрировать с собственной личностью.

Вариант А: «Антикварный магазин». Представьте  и выберите в антикварном магазине предмет, вообразите себя этим предметом. Отвечайте себе на вопросы: «Как я  себя чувствую, когда представляю  себя этим предметом?», «Почему я оказался в этом магазине в качестве этого предмета?», «Кто мой прежний хозяин?» и поделитесь своими чувствами с группой, постарайтесь, чтобы в рассказе не было незавершенных предложений.

Вариант Б. «Представьте себя любым  предметом, находящимся в данный момент в комнате, расскажите мысленно об этом предмете от первого лица. Подумайте, что бы хотелось сделать или что бы кто-то мог сделать с этим предметом; чего бы не хотелось; что хочется изменить. Вслух поделитесь своими мыслями и чувствами с членами группы, отвечая, по возможности, на возникающие у них вопросы.

 

Клиент-центрированный подход

Основные положения клиент-центрированного  подхода в психотерапии сформулированы известным американским психологом Карлом Роджерсом, который считал, что направляющей и главной силой в психотерапевтическом процессе должен быть не терапевт, а сам клиент. При этом он исходил из уверенности в том, что личность есть постоянно развивающийся гештальт, а это развитие происходит на основе познания собственного внутреннего мира.

Интеллектуальными предшественниками  К. Роджерса были экзистенциальные философы Серен Кьеркегор, Мартин Бубер, восточные  проповедники идей дзен-буддизма и  Лао Цзы. Несомненно, огромное влияние  на воззрения Роджерса оказали американская культура, а также его собственный богатый жизненный опыт и психотерапевтическая практика. Назовем основные понятия клиент-центрированного подхода.

Поле опыта — это та часть  опыта, с помощью которой люди «очерчивают» себя; то, что потенциально доступно сознанию, это воспринимаемая часть внутреннего мира — используемые слова, символы, отражающие реальность. Поле опыта есть «карта» территории, которой является реальность. Таким образом, огромное значение имеет то, что осознается, поскольку человек воспринимает внешнюю реальность через свой внутренний мир, через свое поле опыта, которое может ограничивать его восприятие и понимание реальности (внешнего мира). Гештальт-паттерн, или конфигурация — специфическая организация частей, составляющих единое целое.

 

Самость — находится в поле опыта и представляет собой взгляд на себя, основанный на прошлом и настоящем опыте, а также представлениях о будущем. Самость не есть неизменная сущность, тем не менее, в каждый данный момент она устойчива подобно «стоп-кадру», фиксирующему фрагмент опыта.

Идеальная самость — представление  о себе как об идеале, наибольшей ценности. Степень различия идеальной  и реальной самости определяет степень  дискомфорта личности и препятствует ее росту. Согласно К. Роджерсу, принятие себя таким, каким являешься в действительности, есть признак душевного здоровья. Если идеальная самость выражает обостренное самолюбие и повышенную амбициозность, она может стать причиной невротического срыва, если же она лишь в некоторой степени отличается от реальной самости, то она может выступить двигателем развития личности.

Конгруэнтность — соответствие между опытом и сознаванием, когда  человек выражает то, что он действительно  чувствует (маленькие дети, например, конгруэнтны, так как их эмоции соответствуют  потребностям). Дзен-буддийская формула гласит: «Когда я голоден, я ем; когда я устал, я сижу; когда я хочу спать, я сплю». Следование ей позволяет полностью завершить ситуацию и не перетаскивать невыраженный эмоциональный багаж предыдущего опыта в каждую новую ситуацию. Когда человек не способен увидеть амбивалентность своих чувств и справиться с ней, он неконгруэнтен, и тревожность его растет.

Тенденция к самоактуализации —  фундаментальный аспект человеческой природы и понимается как движение к большей конгруэнтности и к более реалистичному функционированию. Психологический рост динамичен. Ему могут препятствовать «условные ценности», которые представляют собой отрицание, намеренное игнорирование, избегание некоторых аспектов самости ради получения награды для себя. «Условные ценности» часто формируются в детстве как результат воспитания, когда ребенок, поддерживая себя вероятностью материнской любви и признания, действует против своих интересов. Следовательно, «условные ценности» — это своеобразные фильтры, порождающие неконгруэнтность, т. е. разрыв между самостью и представлением о самости, отрицание некоторых сторон себя. Создается замкнутый круг: каждый опыт неконгруэнтности между самостью и реальностью ведет к повышению уязвимости, усилению внутренних защит, отрезающих опыт и создающих новые поводы для неконгруэнтности. Когда эти защиты не срабатывают, возникает тревожность.

Клиент-центрированная терапия направлена на разрушение «условных ценностей», на их пересмотр и отказ от них.

Основные постулаты терапии, центрированной на клиенте:

1. Клиент является главным в  психотерапевтическом процессе, и  он сам всегда стремится к  выздоровлению. Роль терапевта  заключается в том, чтобы использовать  это стремление и направить  клиента по нужному пути.

2. В процессе психотерапии основной акцент делается на эмоциональных аспектах, чувствах, а не на интеллектуальных суждениях, оценках, мыслях.

3. Психотерапевтическая работа  проводится по принципу «здесь  и теперь».

4. Преимущество всегда отдается  инициативе клиента, психотерапевт помогает, минимально вмешиваясь в процесс. Клиент сам определяет те изменения, которые ему нужны и представляются необходимыми, и сам их осуществляет.

Это новый взгляд на психотерапию, отличающийся от других подходов. К. Роджерс  полагал, что вмешательство профессионала в некоторых случаях может оказаться враждебным по отношению к личностному росту, поэтому предпочтительнее использовать резервные возможности клиента при его активном участии.

 

Упражнения

1. Самость против идеальной самости.  Составьте список того, чем вы в себе недовольны: недостатки, изъяны, ограниченности. Используйте полные предложения.

Перепишите предложения, учитывая расхождения между реальной и  идеальной самостью. Например, если вначале вы записали: «Я несколько  жаден, особенно в отношении своих книг» в качестве своего недостатка, то можно переделать это предложение следующим образом: «Моя идеальная самость щедра, она охотно дает почитать книги и даже дарит их друзьям, когда они им нужны» и т. д.

Оцените свою идеальную самость. Не кажется ли вам, что некоторые ваши пожелания нереалистичны?! Может быть, вы могли бы изменить некоторые из своих целей, которые предлагаются вашим идеальным самоописанием? Есть ли для этого причины?

2. Терапевт, центрированный на клиенте.  Выполняется в паре с целью представить себе требования к эффективному консультированию. Выбор партнера свободный. Расскажите партнеру историю, правдивую или нет, которая может привести в замешательство или которую трудно рассказать (когда вы лгали, мошенничали, были несправедливы).

Партнер, выполняющий роль терапевта, внимательно слушает, старается  максимально понять и пересказать  эту историю. Он относится к партнеру, как к равному, не оценивая его  правоту или неправоту. Про себя необходимо отмечать моменты, когда  хотелось комментировать, судить, когда вас раздражал клиент. Важно также осознавать собственное напряжение, но при этом продолжать позитивно слушать, сознавая свои актуальные чувства.

Поменяйтесь ролями. Выполните упражнение в других ролях. Обменяйтесь впечатлениями.

3. Анализ сопротивления. Упражнение выполняется парами с целью осознания собственного сопротивления самораскрытию. Каждый член пары думает о чем-нибудь для него сокровенном. Затем предполагает, что он открывает свой секрет партнеру и представляет его ответную реакцию. Вслух каждый участник описывает партнеру только свою ответную реакцию, не называя самого секрета. Обменяйтесь своими открытиями по поводу осознанного сопротивления.

4. «Впечатление» Выполняется по  парам с целью получения обратной  связи о том впечатлении, которое вы производите на партнера.

Расскажите партнеру о своем  впечатлении о нем. Партнер слушает, не перебивая, стараясь понять производимое впечатление, а затем говорит, как  он его понял. Далее партнеры меняются ролями.

 

Экзистенциально-аналитический подход

Экзистенциальный подход в психотерапии основывается на принципах гуманистической  психотерапии, признающей свободу и  ответственность личности, первостепенное значение ее субъективного опыта  переживаний, а также реальности человеческой жизни. Кроме того, экзистенциальный подход связан с психоанализом, поскольку в нем анализируются уровень осознания проблемы клиентом, уровни межличностного взаимодействия и коммуникаций между клиентом и психотерапевтом, а также степень совпадения темы беседы, чувств, рамок разговора и локуса, в котором он осуществляется; также используется идея «археологии» жизни.

Экзистенциальная психотерапия опирается  на феноменологическую модель существования  и направлена на развитие способности  человека быть живым (существовать), т. е. в каждый момент своей жизни быть собой. Личность обладает уникальным существованием, в то же время человек является частью мира, и в этом выражается идея связи всех людей, живущих в этом мире. Феноменология существования заключается в том, что нам следует его описывать, а не судить.

Экзистенциальная терапия —  это жизнеутверждающая терапия. Основное ее понятие заключается  в том, что субъективность в человеке есть опыт его живого бытия. Основная задача данной терапии — помочь человеку отвечать на фундаментальные вопросы жизни. Чем глубже решаемая проблема, тем более глубоко нужно уйти в субъективность; это не делает жизнь человека легче, но помогает ему почувствовать себя чем-то большим и способным на нечто большее, делающим преднамеренный осознанный выбор и несущим за него ответственность.

 

Универсальное существование 

 

 

Субъективное существование 

 

Объективное существование

Индивидуальное существование 

 

 

Экзистенциальное понятие свободы  может быть определено из модели существования (см. рисунок) и заключается в том, что клиент и психотерапевт свободны путешествовать по этим четырем направлениям существования личности. Полнота существования, таким образом, выражается в движении. Экзистенциальная психотерапия дает возможность почувствовать свободу этого видения.

Д. Буженталь, как теоретик экзистенциального  подхода, вы двигает следующие посылки:

1. Человек есть целое, не сводимое  к сумме его частей.

2. Человек как человек существует  в контексте собственных человеческих  проблем.

3. Человек способен к осознанию и способен действовать рационально.

4. Человек всегда имеет выбор.

5. Поведение человека прежде  всего интенционально, т. е. имеет  причину, всегда преднамеренно,  человек может принимать осознанные  решения.

 

В связи с этими основными  постулатами экзистенциальной терапии могут быть названы:

1. Обеспечение полного присутствия  в психотерапевтическом процессе: «Быть здесь — это все». Клиент  должен быть заинтересован, глубинно  включен, внимателен к себе  и своей жизни в этом проявляется  глубокий уровень его субъективности.

2. Ориентация на способность  клиента реагировать на глубинный  интерес к самому себе. Иногда  этот интерес бывает поврежден,  именно поэтому клиенту может  быть нужна терапия.

3. Описание клиентом своего интереса  раздвигает границы его возможностей в поиске решения через фиксацию внимания на субъективных переживаниях. Процесс поиска осуществляется, насколько это возможно, через полное погружение в себя, осознание своих телесных ощущений, эмоций, мыслей и ожидания открытия.

Информация о работе Семейное психологическое консультирование