Семейное психологическое консультирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 23:05, реферат

Описание работы

Психологическое консультирование направлено на помощь развивающейся личности. Оно является частью работы практического психолога (наряду с психодиагностикой и проведением тренинговых процедур). Слово «консультация» происходит от латинского consultare, что означает совещаться, советоваться, заботиться. Целью психологического консультирования является забота о личности, которая находится в непрерывном процессе становления и роста. Консультирование помогает развитию способности человека более адекватно и полно воспринимать себя и других людей, изменять и делать гибкой систему внутриличностных и межличностных отношений.

Файлы: 1 файл

Семейное психологическое консультирование_Шилов.doc

— 487.00 Кб (Скачать файл)

4. Возможность возникновения сопротивления, так как человек ограничен в доступе к своим внутренним потенциалам тем, как он формирует конструкт: «Я и внешний мир».

5. Процесс экзистенциальной психотерапии  состоит в развитии внутреннего  самосознания, модифицирующего собственные  структуры восприятия, изменяющего конструкт «Я и внешний мир».

6. Главный исход успешной психотерапии  состоит в расширении чувства  бытия человека и увеличении  его жизнеспособности (жизненных  сил).

Основные функции экзистенциального  психотерапевта:

полностью присутствовать, чтобы содействовать клиенту в его погружении и помогать ему в более полном описании своего интереса в решении проблемы;

поддерживать убежденность клиента  в том, что он способен что-то сделать  для себя;

помогать клиенту обнаружить в  себе силы, разрушающие его и его жизнь, обнаружить консервативные структуры, которые он сам построил и, следовательно, может изменить;

быть сочувствующим и заботливым, особенно в моменты тяжелых, глубоких переживаний клиента, важнее человеческие качества психотерапевта, чем его интеллектуальный блеск;

надеяться и быть уверенным в  том, что клиент поможет себе сам.

 

Упражнение «Повторяющийся вопрос».

Выполняется парами. Один из партнеров  рассказывает о своем состоянии  в данный момент. Другой партнер  задает повторяющийся вопрос: «Что ты будешь делать?» Первый партнер каждый раз, отвечая на этот вопрос, начинает со слова «Спасибо». Выполняется до тех пор, пока партнер соглашается отвечать на повторяющийся вопрос. Затем партнеры меняются ролями. В заключение обмениваются своими впечатлениями.

Целью данного упражнения является помощь в осознании того, что происходит внутри человека, отвечающего на повторяющийся  вопрос. Также определяется уровень  понимания им своей проблемы и, следовательно, уровень осознания проблемы, субъективного погружения в проблему, который проясняется для психотерапевта.

Стремление самостоятельно пройти свой жизненный путь является основным источником человеческой деятельности, развития и личностного роста. Тем  не менее, на всех этапах становления  личности могут возникнуть моменты, когда необходимы психологическая помощь и поддержка. Всегда следует помнить, что психологическая помощь, в том числе и консультирование, неминуемо несет в себе элемент воздействия на личность, и поэтому осуществлять ее нужно профессионально, грамотно и с крайней осторожностью, по принципу «не навреди!», в этом и будет проявляться гуманистическая позиция консультанта.

 

Личностные предпосылки, необходимые  для проведения консультативной  и психотерапевтической работы

Проведение индивидуальных психологических консультаций требует определенных личностных качеств и установок. В целом, для эффективной консультационной работы необходима положительная установка к личности другого человека (клиента), ориентированность на его проблемы и заинтересованность в их решении. Излишняя критичность, предубежденность, невнимательность и неестественность консультанта, безусловно, мешают его работе.

Согласно гуманистическим традициям  в психологии положительная установка  по отношению к другому человеку может быть создана благодаря безоценочному отношению и безусловному принятию личности другого, а также способности быть самим собой в процессе межличностного взаимодействия.

Безусловное принятие личности другого  есть принятие клиента таким, какой  он есть, без восхваления, либо порицания. Доброжелательность в этом случае означает доверие к клиенту, признание его права думать, чувствовать, поступать так, как он считает для себя возможным, независимо от видимой нелепости. Безусловное принятие означает готовность консультанта выслушать другого человека и принять его право на собственное мнение, даже если оно не совпадает с мнением консультанта.

Способность быть самим собой (аутентичность) предполагает честное отношение  к себе, отражение своей противоречивости, сложности и неоднозначности, умение искренне и открыто выражать свои чувства, мысли и намерения. Сомнения в искренности и честности консультанта могут вызвать у клиента недоверие к нему и ощущение его ненадежности. Если у консультанта нет внутренней готовности решать проблему клиента, ему лучше перенести встречу или отказаться от работы вообще. В любом случае откровенное признание консультанта в своих сомнениях и затруднениях укрепляет его контакт с клиентом.

Важной личностной предпосылкой для  эффективной работы является стремление самого консультанта к самоактуализации и личностному росту. Освоение психотерапии необходимо начинать с себя, с постоянной работы над развитием гибкости, спонтанности и мужества. Личностный рост, как уже отмечалось, предполагает реалистичное отношение к себе, постоянную открытость новому опыту, готовность внутренне изменяться, исследовать и творить себя, брать на себя ответственность за свои решения и действия.

 

Формы проведения консультаций

По форме проведения консультации могут быть групповыми и индивидуальными, очными и анонимными. Для всех вариантов консультаций основным методом является консультационная беседа. На основании эмпирических исследований выявлена 5-шаговая композиция беседы.

1-й шаг — «знакомство». Продолжительность его — от нескольких секунд до 10-15 минут, основная цель:— установление контакта с обратившимся за консультацией или с группой, собравшейся для беседы.

Для более успешного прохождения  стадии знакомства рекомендуется проведение консультаций в удобном, изолированном  помещении. Консультанту поможет выражение  радости от общения, использование  фраз единомыслия, местоимений «мы», неявное повторение элементов поведения консультируемого (например, темпа и громкости речи, преимущественного использования слов, жестов, позы).

2-й шаг — «суть проблемы».  Состоит в сборе информации  о самой проблеме, условиях ее  возникновения и развития. Консультант  должен всячески избегать интерпретации проблемы со стороны консультируемого и стараться сосредоточиться на фактических сведениях, например, времени существования проблемы, ее влиянии на поведение консультируемого, ее связи с прошлым опытом. На этом уровне можно использовать некоторые психодиагностические методы, особенно: при наличии компьютерной техники. Стоит запомнить некоторые особенности поведения консультируемых, понять, в чем они; видят причины неудач и затруднений: во внешней сфере жизнедеятельности (родственники, жена, начальник, сотрудники, соседи, подруги) или в недостаточном собственном анализе ситуации и собственных промахах (экстернальный-интернальный типы поведения).

3-й шаг — «желаемый результат»  от взаимодействия с профконсультантом.  Существуют определенные требования к желаемому результату. Прежде всего, он должен быть позитивным типа «Я хотел бы иметь такую работу...» BMECTO: «Я не хотел бы работать...». Результат должен быть конкретен и сопоставим с текущим временем, в противном случае его целесообразно разбить на ряд промежуточных результатов. Естественно, желаемый результат должен находиться в гармонических отношениях с другими целями консультируемого, дополнять их.

4-й шаг — «альтернатива». На  этой стадии обсуждаются различные  способы решения задачи, причем  за консультируемым остается право выбрать или самому придумать способ достижения желаемого результата.

5-й шаг — обобщение всех  предыдущих стадий под девизом  «За работу!»

Основные ошибки профконсультанта связаны с нарушением последовательности перечисленных шагов. Так, при плохом психологическом контакте вообще невозможно прийти к конструктивному решению. Грубой ошибкой является дискредитация мнения консультируемого, навязывание ему своей точки зрения. Нецелесообразно задавать консультируемому вопросы «в лоб», особенно при обсуждении щекотливых тем, неприятных для него.

В последнее время очень популярны  анонимные формы консультирования, в том числе профессионального. Чаще всего — это аудиальный канал (телефон доверия, например), но могут  быть и зрительные (письма с вопросами в редакцию, самому профконсультанту).

Анонимная форма профконсультаций имеет преимущества перед очной. Прежде всего, она удобна для консультируемого: он может позвонить в любое  время и из любого места, написать письмо любому из интересующих его людей, прервать контакт по собственному желанию, что очень трудно при очной консультации, и, самое главное, при анонимной консультации он не будет чувствовать себя пациентом, со страхом, ожидающим диагноза врача. Кроме того, анонимная форма позволяет многим неуверенным людям больше открываться во время беседы.

Однако при анонимной форме  профконсультаций многие способы получения  информации оказываются недоступными, например, зрительное наблюдение за консультируемым, оценка его эмоционального состояния, возможность психодиагностического обследования. Поэтому предпочтительны очные формы профконсультаций как более универсальные и мобильные.

 

Виды, формы и фазы консультирования

Процесс консультирования имеет свою структуру, в нем можно выделить различные моменты и стороны. Нам важно дать общее представление, имеющее в основном практическую значимость. Консультирование может преследовать разные цели, может по-разному протекать во времени с привлечением разного числа людей, иметь разную глубину проникновения в психологические и организационные процессы и собственные формы. Процесс консультирования качественно меняется во времени, проходя некоторые циклы или фазы. Именно к этим моментам мы и переходим.

Есть два основных вида консультирования: по ресурсам — решение «технических» проблем без обращения к организационному и человеческому факторам; по процессу — здесь на первом плане человеческие отношения и управление ими. Консультирование по процессу является наиболее сложным. Его мы и будем рассматривать.

Консультанты делятся на универсалов (общая стратегия, тактика, управление процессом в целом, хотя и с акцентом на один из аспектов) и специалистов по отдельным проблемам. Наиболее эффективен консультант, сочетающий эти качества, или все же универсал, так как в его руках специфика консультирования — «изменения в организациях».

Виды консультирования зависят  от уровня вмешательства консультанта в жизнь клиента или группы. В практической психологии выделяют следующие уровни и виды консультирования:

1. Индивидуальное развитие и изменение, когда объектом изменения выступает отдельный человек, с целью оптимизации его существования в различных сферах жизнедеятельности: профессиональной, коммуникативной, личной и обыденной. На этом уровне проводится индивидуальная консультация с психодиагностикой и коррекцией.

2. Оптимизация межличностных отношений  также в различных сферах жизнедеятельности:  здесь может проводиться групповая  консультация с элементами тренинга.

3. Организационное развитие предполагает  совершенствование организационных структур и управления. На этом уровне осуществляется сложное управленческое консультирование.

Процесс консультирования представляет собой совместную деятельность консультанта и клиента с целью разрешения определенной проблемы и осуществления  желаемых изменений у клиента.

Консультирование не является самоцелью. Смысл его в изменении личностных особенностей и поведения клиента. Прагматическая модель изменений у человека была разработана К. Леви-ным. Согласно этой модели, существуют три последовательные стадии в процессе изменений:

1) "размораживание". Наблюдается  повышенный уровень напряженности,  ведущий к ощущаемой потребности в переменах; прекращение обычных контактов или заведенного привычного порядка; снижение уровня самоуважения;

2) "изменение" или движение  к переменам. Человек начинает  практиковать новые отношения  и новые формы поведения;

3) "повторное замораживание". Происходит, когда лицо, изменяющее свое поведение, пробует изменение на опыте. При этом необходима благоприятная и поддерживающая среда.

Консультирование имеет свои формальные фазы: подготовка, диагноз, планирование действий, внедрение, завершение.

Схема деятельности консультанта: выявление  проблемы — диагноз — анализ фактов — план вмешательства —  вмешательство в виде консультирования — оценка результатов совместной деятельности консультанта и клиента.

Таблица

Фазы и содержание процесса консультирования

 

 

1.Подготовка - Первый контакт с  клиентом

- Предварительный диагноз проблемы

- Планирование задания

- Предложение клиенту относительно  задания

- Контракт на консультирование

 

2.Диагноз - Обнаружение фактов

- Анализ и синтез фактов

- Детальное изучение проблемы

 

3.Планирование действий - Выработка  решений

- Оценка альтернативных решений

- Предложения клиенту

- Планирование осуществления решений

 

4.Внедрение - Обучение

- Помощь в осуществлении

- Корректировка предложений

 

 

5.Завершение - Оценка

- Конечный отчет

- Расчет по обязательствам

- Планы на будущее

- Уход консультанта

Подготовка. Это — первые контакты, обсуждение того, что клиент желал  бы изменить и как консультант  может помочь ему, прояснение ролей  клиента и консультанта, предварительный план задания, переговоры и соглашения об условиях сотрудничества. В этой фазе особенно важно уяснить суть проблемы и установить начальные взаимоотношения клиент-консультант. Клиент зачастую впервые сталкивается с новыми ощущениями, начинает чувствовать(!), что его привычное видение трудностей в организации неверно, что проблема глубже, а иногда вообще лежит в другой плоскости, что он не видел этого из-за определенных стереотипов мышления, недостатка знания и отсутствия желания остановиться и задуматься. Он испытывает болезненное разочарование в себе, но в то же время ощущает появление нового состояния: большей свободы и раскованности. Причем эти чувства достаточно сильны и возникают на коротких отрезках времени. На этом специфическом фоне развиваются очень важные для процесса консультирования взаимоотношения клиент - консультант. Происходит прикидка и принятие ролей: например, начальник - подчиненный, хозяин - исполнитель, учитель - студент, соратники, союзники, соревнующиеся партнеры. Определяются демонстрируемые и скрытые реальные роли, формируются основы доверия и устанавливаются его пределы, - в конечном счете, закладывается фундамент серьезного психологического контакта.

Информация о работе Семейное психологическое консультирование