Шпаргалка по дисциплине "Психология труда"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 22:19, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Психология труда".

Файлы: 1 файл

shpargalki_po_psihologii_truda.doc

— 801.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

59. Профессиональные действия  и профессиональные задачи в  труде оператораВыделяя понятие "профессиональные действия", Ю.К. Стрелков отмечает, что трудовой процесс легче рассматривать, разделив его на части. Один из вариантов "квантования" труда - выделение ситуаций. Ядром понятия "ситуация" является человек, осуществляющий действие в определенном пространстве и времени.  При этом само действие - это "живое" исполнение, "психологическое настоящее субъекта".Главная проблема построения моделей труда определяется тем, что сам образ ситуации должен быть задан не просто как некая данность, а более широко - как "форма настоящего, того, что предстоит субъектуВыделяются основные модели трудового действия: Традиционный деятельностный подход исходит из трехкомпонентной схемы ("триады"): "субъект - деятельность - объект"; Ю.К. Стрелков предлагает четырехкомпонентную схему ("тетраду"); "субъект - действие - объект - окружающий мир" (субъект совершает действие среди движущихся, изменяющихся предметов).  
          Можно выделить следующие основные модели трудового действия оператора:1. Имитационная модель Зигеля и Вольфа. Часть трудового процесса разделяется на отдельные трудовые задачи. Анализ отдельных задач позволяет с высокой точностью предсказывать статистические результаты различных испытаний. Модель учитывает возможность сокращения времени на одну операцию. 2. Информационные и информационно-процессуальные модели (например, модель Шеннона). Работа с информацией, понимаемой как мера неопределенности сигнала..3. Линейные модели. Главная особенность - они используются для временного анализа последовательности операций, выполняемых в ходе простого, т.е. одиночного акта.          4. Кольцевые модели (например, модель Н.А. Бернштейна). В модели Н.А. Бернштейна два элемента выделены по анатомическому основанию (рецептор и эффектор), а другие - по логическому основанию (сравнивающий блок, программа, усиливающий и преобразующий блоки…). В данной модели "кольцо замыкается через вход".          5. Корреляционные модели. Факторные, кластерные и другие модели позволяют изучить связи между характеристиками субъекта и успешностью трудового процесса.Для лучшего понимания профессионального действия полезно разобраться с тем, что такое "профессиональная задача". Формулировка задачи. Она формулируется на технологическом языке и толкуется на языке обыденном. В задаче указываются: цель, средства, сроки и пространственная точность действия.По мере выполнения задачи отношение к ней субъекта меняется (например, эмоциональное безразличие может смениться глубокой личной заинтересованностью). Задача отличается от действия как формальное условие от процесса исполнения ("живого" и переживаемого субъектом процесса).Субъект знает свои возможности и различает задачи на доступные и недоступные для него, т.е. он часто выходит за рамки движений, действий, всей ситуации исполнения.          О субъекте невозможно говорить вне времени. Понятия "свертывание" и "развертывание" (по А.Н. Леонтьеву) означают именно временную трансформацию.О субъекте невозможно говорить вне пространства. Субъект вообще работает с ориентирами. "Пространство возникает для субъекта, когда он теряет ориентировку. - Тогда он начинает думать о пространстве, осознавая себя в пространстве". Сориентироваться в пространстве - это волевой акт, а проявление в человеке воли - это и есть субъектность. Но через волю оператор проявляет и свои энергетические характеристики. Понятие "сложная задача". Операциональное определение сложности задачи предполагает: дробление задачи на отдельные фрагменты (операции); оценку их количества; установление сложности движений для их выполнения. Сложность задачи во многом зависит от неопределенности обстоятельств. Для диагностики и формирования операторского мышления необходимо подбирать задачи, соответствующие их реальному труду (например, шахматные задачи для работы со штурманами неприменимы…). 
          При решении сложных задач выделяется "двухуровневая структура": на первом уровне - простые, исполнительские действия, доведенные до автоматизма; на другом уровне - более сложные мыслительные действия, связанные с предвосхищением (антиципацией) и преобразованием ситуации. 
 

60. Основы проектирования и эксплуатации СЧМ. Проектирование систем "человек - машина" занимает видное место в работах по инженерной психологии. Само проектирование СЧМ традиционно анализируется по основным блокам: средства отображения информации (сокращенно - СОИ), органы управления или средства ввода информации (сокращенно - СВИ), рабочее место оператора. Рассмотрим каждый из этих блоков подробнее.Средства отображения информации (СОИ). Сами СОИ различаются по следующим критериям: -по способу использования СОИ: контрольные, быстрые ("да-нет"); качественные (насколько возрастает или падает параметр); количественное чтение информации (численные значения в аналоговой или цифровой форме) - это для больших СОИ; -по форме сигнала: цифровые, буквенные, фигурные; -по степени детализации: интегральные или детальные.

Выделяются основные подходы в совершенствовании СОИ: структурно-психологический (в основе - статистика, позволяющая выбирать наиболее оптимальные стратегии, совершать предпочтительные выборы при построении информационных образов объекта); -системно-лингвистический (построение оптимальных языков, диалоговых систем); -графоаналитический (табличное программирование, экспертная оценка, теория графов - строится "картинка" распределения потоков информации).

Перспективные подходы в совершенствовании СОИ: -разработка многоканальных (многофункциональных) индикаторов; -разработка полисенсорных (полимодальных) СОИ, т.е. воздействующих на различные органы чувств; -объемное отображение информации ("плюс" - со стереоскопическим эффектом); -разработка индикаторов с возможностью предсказания дальнейшего развития процесса - выход на совместное принятия решения человеком и машиной.2.Органы управления или средства ввода информации - СВИ. 
В основу типологии СВИ также могут быть положены разные критерии: -по характеру движений человека различают: простые, повторяющиеся, высокоточные; -по назначению выделяют: оперативные, периодические, эпизодические; -по конструктивному исполнению: кнопки, тумблеры, педали. Также на основании специальных замеров и испытаний выделяются общие требования к системам ввода информации - СВИ (к клавиатурам):

-клавиши должны соответствовать  характеру решаемых задач и  соответствовать психофизиологическим  характеристикам человека-оператора; -расположение клавиш - оптимальное (минимум рабочих движений оператора); -компактность клавиатуры и ее умещаемость в зоне моторного контроля (даже в условиях постоянного усложнения СЧМ и увеличения алфавита вводимых символов). Выделяются также основные правила экономии рабочих движений, которые важно учитывать при проектировании разнообразных органов управления.Выявлена более оптимальная организация при выполнении различных рабочих движений. В частности, там, где больше требуются быстрые движения, рекомендуется учитывать следующие особенности:-где требуется быстрая реакция, более предпочтительны движения к себе; -в горизонтальной плоскости скорость рук быстрее, чем в вертикальной; -наибольшая скорость руки - сверху вниз, наименьшая - от себя снизу вверх; -скорость больше слева - направо (для правой руки и для правшей); 3.Рабочее место оператора является третьим блоком, анализ которого важен при проектировании и оптимизации систем "человек - машина".Основные условия проектирования рабочего места оператора: -достаточное рабочее пространство для оператора; -достаточные физические, зрительные и слуховые связи между работниками; -оптимальное размещение рабочих мест в помещении, а также безопасные и удобные проходы; -необходимое естественное и искусственное освещение; -допустимый уровень акустического шума и вибрации; -необходимые средства защиты от опасных и вредных производственных факторов (физических, химических, биологических и психофизиологических). Оптимизация рабочего места оператора предполагает: -выбор целесообразного рабочего положения (сидя, стоя); -рациональное размещение индикаторов и органов управления; -обеспечение оптимального обзора элементов рабочего места; -соответствие рабочего места различным характеристикам работника; Выделяются также оптимальные рабочие позы оператора: -положение "стоя" более естественно для человека (но при длительной работе стоя человек утомляется быстрее), поэтому необходимо предусмотреть возможность изменения рабочей позы; -нормальная поза в положении "стоя", когда не требуется наклоняться вперед более, чем на 15о; -наклоны назад и в сторону нежелательны;

Можно выделить общую схему инженерно-психологического проектирования: 1. Анализ характеристик объекта управления: анализ статистических характеристик; анализ динамических характеристик; определение целей и задач системы. 2. Распределений функций между человеком и техникой: анализ возможностей человека и техники; определение критерия эффективности системы; определение ограничивающих условий; оптимизация критерия эффективности.3. Распределение функций между операторами: выбор структуры группы; определение числа рабочих мест; определение задач на каждом рабочем месте; организация связи между операторами. 4. Проектирование деятельности конкретного оператора: определение структуры и алгоритма деятельности; определение требований к характеристикам человека (ПВК); определение требований к обученности; определение допустимых норм деятельности. 5. Проектирование технических средств деятельности операторов: синтез информационных моделей; конструирование органов управления; общая компоновка рабочего места. 6. Оценка системы "человек - машина": оценка рабочего места и условий деятельности; оценка характеристик деятельности оператора; оценка эффективности системы в целом.Основы эксплуатации СЧМ

Традиционно выделяются следующие основные направления эксплуатации СЧМ:

*Профессиональная подготовка и постоянная переподготовка операторов (профотбор, обучение, тренировка), а также формирование бригад (команд) операторов;

*Организация группового взаимодействия (взаимодействие операторов в  группе; методы изучения групповой  деятельности; принципы формирования рабочей группы);

*Организация труда операторов: разработка режима труда и  отдыха, контроль за состоянием  операторов, охрана и психогигиена  труда, оценка результатов труда, использование способов поощрения  и порицания.

 

61. Психологические особенности системы "человек - компьютер"

Можно выделить следующие основные проблемы взаимодействия человека с компьютерными системами:1. Гигиенические, медицинские проблемы, связанные с вредным воздействием компьютера на организм и нервную систему человека. С одной стороны, постоянно раздаются грозные предупреждения о недопустимости длительной работы с компьютером и т.п. С другой стороны, разработчики компьютерных систем постоянно совершенствуют средства защиты организма пользователей. 2. Высокая цена сбоев и ошибок при эксплуатации ЭВМ. Эта проблема усугубляется распространением "хакерских" шуток, когда ради баловства и самоутверждения разрабатываются все новые и новые "компьютерные вирусы", способные выводить из строя компьютерные системы целых организаций (включая оборонные системы). Эта проблема уже выводит нас в область этики.3. Быстрая смена поколений ЭВМ, вызывающая необходимость постоянного поиска более совершенных компьютеров и программ. "Уважающие себя пользователи" просто обречены тратить все больше сил, времени и денег ради того, чтобы не отставать от "прогресса". Парадокс ситуации в том, что нередко важнейшим ориентиром компаний - производителей компьютеров является постоянное "придерживание" своих новинок для того, чтобы "держать цену" и заставлять хорошенько раскошеливаться потребителей своей продукции в лучших традициях "рыночной экономики".4. Сложности ремонта и обслуживания компьютерной техники. В условиях РФ это выражается в том, что большинство фирм, торгующих компьютерами, часто не способны обеспечить качественный и недорогой ремонт продаваемой техники. "Лучше купите новый компьютер, чем ремонтировать имеющийся…", - эту фразу все еще можно услышать в салонах и мастерских. Дело доходит до того, что иногда отремонтировать компьютер могут даже школьники-старшеклассники, тогда как в "престижных салонах" уровень квалификации пока еще достаточно низок. Все поднаторели лишь на спекуляции компьютерами. Хотя, слава Богу, даже в РФ здесь есть и исключения… 5. Тотальное проникновение ЭВМ в частную жизнь человека. Любой уважающий себя "пользователь" рано или поздно подключается к глобальным компьютерным сетям. И тогда все, что делается на компьютере, может стать известно заинтересованным людям. Заметим, что само понятие "сеть" нередко ассоциируется с понятием "паутина". Что позволяет более спокойно и даже оптимистично смотреть на данную проблему, так это то, что большинство "пользователей" просто никому не нужны (на каждого "пользователя" не напасешься сотрудников органов безопасности). Но как только человек начинает занимать видное место в обществе, на него легко можно собрать довольно "солидное" досье. Такие досье не снились даже писателям-фантастам, предупреждавшим еще совсем недавно об опасностях компьютеризации. Таким образом, проблема все-таки остается…6. Компьютеризация человеческого мышления, ограниченность компьютера ведет и к ограниченности человека-пользователя (формирование "технократического мышления" и "искусственной интеллигенции" - по В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунову).По мнению ряда авторов, перспективным представляется деятельностный подход к разработке систем "человек - компьютер". В частности, Р.А. Ру отмечает, что "и человек, и компьютер могут рассматриваться как некоторые преобразователи "действий", связанных с восприятием, сознанием и движением. Следовательно, при проектировании систем "человек - компьютер" необходимо выделить форму взаимодействия между двумя работающими подсистемами". При этом сравниваются деятельностный и другие (традиционные) подходы в проектировании систем "человек - компьютер":1) Инженерный подход (восходит к Ф. Тейлору - 1911 г.). Суть подхода сводится к детальному анализу поведения работника и объединение его элементарных действий в "однородную группу структурированных по определенному признаку задач". Но, к сожалению, все это трудно применить к умственным действиям.2) Социотехнический подход. Суть данного подхода - в максимальном разделении труда в организации и определение функций и структурных особенностей его основных составляющих. Но это сложно при разработке простых, конкретных заданий, т.е. сложно в плане постановки таких заданий. 3) Поведенческий подход. Суть подхода - в персонализированной всесторонней оценке труда, что может использоваться и при получении исходных данных для пересмотра задач, т.е. для разработки новых заданий. Ограниченность подхода связана с отсутствием перечня необходимых признаков задач, и с тем, что акцент делается больше на мотивационную составляющую, чем на исполнительскую.4) Системный эргономический подход. Здесь предлагаются ясные идеи по структуре проектирования и даются специфические нормы и рекомендации, связанные с физическими параметрами интерфейса (т.е. системы) "человек - компьютер". Но данный подход не касается когнитивных аспектов мыслительной деятельности. 5) Как считает Р.А. Ру, более перспективен подход - "разработка действующих систем". Принципиальное отличие системы "человек - машина" (СЧМ) и системы "человек - компьютер" (ЧКС) в том, что возможности компьютера позволяют решать такие "когнитивные задачи", как интерпретация, анализ, решение подпроблем и др.

 

 

 

 

 

 

62. Представление об организации. Понятие "организационная культура"Сущностная характеристика человеческой деятельности - ее целенаправленность, т.е. осознанная организованность в соответствии с целью. В разных сферах деятельности (досуговой, производственной, личностной и т.п.) - разная степень сознательной регуляции (например, в досуговой сфере - иногда полезно быть наивным зрителем…). Но именно в производственной сфере - выраженная целесообразность, позволяющая сознательно управлять своей деятельностью в соответствии с целью (смыслом, задачей).При этом само управление рассматривается в разных аспектах: -управление техникой (исследуется в психологии труда и инженерной психологии, это и техническая, и дизайнерская проблема); -управление группой, коллективом (исследуется в социальной психологии); -управление организацией как целостностью (исследуется психологией управления или организационной психологией); -управление развитием производства и трудовых ресурсов на уровне отрасли или государства (это и экономика, и государственная кадровая политика); -управление своим собственным поведением при выполнении определенной работы или при восстановлении своей работоспособности (это и психология личности, и психогигиена труда, и медицина, это и философско-этические проблемы, связанные со смыслом труда и всей жизни). Управление - это не только психологическая проблема, это проблема междисциплинарная, т.е. для психолога проблема заключается и в том, чтобы определить, где кончается собственно психология управления и начинается, например, экономическое планирование развитие организации.Два важных аспекта проблемы управления в условиях производства: 1) внешнее управление трудовой деятельностью (со стороны руководителя); 2) внутреннее управление на уровне самоорганизации и самоопределения работника (в том числе и самого руководителя). Соответственно выделяются две важные цели управления: -повышение эффективности производства (и деятельности конкретной организации); -развитие и саморазвитие самого работника в труде.

Исходя из сказанного, можно уточнить, что вообще понимается под "организацией". Можно выделить разные определения организации. Например, Я. Зеленковский определяет организацию как "широко понимаемый признак вещи или хода событий, рассматриваемый как состоящий из частей, способствующих успеху целого".          Если рассматривать организацию как систему, то самым главным в любой системе является ориентация на выполнение единой цели (смысла). В условиях организации труд множества работников и должен быть ориентирован на выполнение такой цели. Но при этом сразу возникают проблемы. Например, в организации существуют различные подразделения, которые имеют свои собственные (иногда эгоистичные) интересы и которые по-разному понимают цель организации. Другая проблема связана с взаимодействием организации с внешней средой, например, потребители (или компаньоны) ожидают от организации одного, а сама данная организация видит смысл своей деятельности совсем в другом - опять не состыковка. Могут возникать серьезные проблемы в понимании цели и во взаимоотношениях организации с вышестоящими инстанциями. Наконец, могут возникать проблемы в понимании цели и смысла деятельности данной организации во взаимоотношениях организации с конкретными работниками (например, работник искренне считает, что смыслом его работы является "обеспечение населения качественным товаром", а руководство заинтересовано лишь в высокой прибыли, или в бесконечных загранкомандировках "за счет организации" и т.п.).

Важным для понимания сущности организации является рассмотрение организационной культуры.

Выделяя уровни организационной культуры, Е.Б. Моргунов считает, что высшим уровнем является уровень мировоззрения, а уже за ним следует уровень культурных ценностей.      При этом первый, мировоззренческий уровень предполагает учет этнических и религиозных представлений работников.      Второй уровень - уровень культурных ценностей - включает в себя: 1) символы (высказывания, произведения искусства, реальные объекты или живые персонажи, нагруженные определенным смыслом; 2) организационная мифология, в которой реализуется важнейший принцип: "Народ должен знать своих героев" (а мы бы добавили: "…и подражать им").В современном менеджменте важнейшим понятием является "миссия организации". М.Х. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоурн пишут: "Основная общая цель организации - четко выраженная причина ее существования - обозначается как ее миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии". Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Многие считают, что главная миссия - это получение прибыли. Но, как отмечают М.Х. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоурн, "прибыль представляет собой полностью внутреннюю проблему предприятия", и "поскольку организация является открытой системой, она может выжить в конечном счете только если будет удовлетворять какую-то потребность, находящуюся вне ее самой", а "выбор такой узкой миссии, как прибыль, ограничивает возможность руководства изучать допустимые альтернативы при принятии решения".  
          

63. Психология производственного  коллектива.

В отличие от обычной группы производственный коллектив характеризуется тем, что он занимается производительным трудом, тогда как просто группа в качестве цели своего существования может выделять и совместное проведение досуга, и совместную учебную деятельность, и любую внепрофессиональную деятельность, включая и криминальную (криминогенные группы).В целом можно выделить следующие основные характеристики производственного коллектива:          1. Это реальная группа, где люди знают друг друга. Например, очередь, часами стоящая за какими-то товарами, не может считаться коллективом, т.к. многие даже не знают друг друга. 2. Должна быть совместная деятельность и соответственно - совместная цель, объединяющая людей.  3. Цель настоящего коллектива - это общественно-полезная трудовая деятельность. 4. Совместная цель деятельности принимается большинством членов коллектива как личностно значимая. 5. В настоящем коллективе личность уважается и для нее создаются благоприятные возможности для проявления своего творчества в труде.  6. Взаимоотношения в подлинном коллективе - это взаимоотношения живых людей, опирающиеся не только на формальные правила производственных отношений, но и на неформальные правила отношений, учитывающие как индивидуальные особенности отдельных членов, так и специфику конкретных рабочих групп. 

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Психология труда"