Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 22:19, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Психология труда".
7. Сам коллектив рассматривается
как некий целостный субъект
трудовой деятельности, способный
не только пассивно "исполнять"
спускаемые сверху задания, но
и продуцировать собственные идеи по постановке
и выполнению новых производственных
задач. Рассматривая вопросы эффективного
управления рабочими группами, М.Х. Мескон,
М. Альберт и Ф. Хедоурн выделяют следующие
важные факторы, влияющие на работу группы. 1) размер группы.
По мнению одних авторов, "идеальная"
группа должна состоять из 3-9 человек,
другие авторы считают, что это 5-11 человек.
Так или иначе, "по мере увеличения размера
группы общение между ее членами усложняется,
и становится более трудным достижение
согласия по вопросам, связанным с деятельностью
группы и выполнением ее задач" (Там же. С. 448);
2) состав группы,
понимаемый как "степень сходства личностей
и точек зрения, подходов, которые они
проявляют при решении проблем";
3) групповые нормы,
которые в самом общем плане либо способствуют
достижению целей группы (и организации
в целом), либо препятствуют достижению
этих целей;
4) сплоченность группы,
понимаемая как "мера тяготения членов
группы друг к другу и к самой группе".
С одной стороны, такая сплоченность может
привести к повышению эффективности работы
группы, но с другой стороны, "потенциальным
отрицательным последствием высокой степени
сплоченности является групповое единомыслие". 5) групповое единомыслие
- это "тенденция подавления отдельной
личностью своих действительных взглядов
на какое-нибудь явление с тем, чтобы не
нарушать гармонию группы", когда "первостепенная
задача для отдельной личности - держаться
общей линии в обсуждении, даже если он
или она имеет иную информацию или убеждение 6) конфликтность.
С одной стороны, различие во мнениях нередко
приводит к более высокой эффективности
группы, но, с другой стороны, конфликтность
может сильно осложнить выполнение задач
и вообще привести к разрушению группового
взаимодействия; 7) статус членов группы. 8) роли членов группы.
"Чтобы группа функционировала более
эффективно, ее члены должны вести себя
таким образом, чтобы способствовать достижению
ее целей и социальному взаимодействию",
- пишут М.Х. Мескон и другие авторы. При
этом выделяются две основные направленности
ролей для создания нормально работающей
группы: 1) целевые роли, ориентированные
на выполнение формальных целей группы;
и 2) поддерживающие роли, ориентированные
на организацию внутригруппового взаимодействия.
Для лучшего понимания сущности деятельности руководителя в организации следует рассмотреть понятия: руководитель, менеджер, предприниматель. Т.С. Кабаченко определяет руководителя как "субъекта труда", реализующего основные функции управления, являющегося одновременно элементом различных подструктур организации:
в технологической подструктуре функции руководителя следующие: творческая; ответственная; сложная деятельность, требующая длительной подготовки;
в формальной подструктуре руководитель выступает как должностное лицо (в соответствии со своей компетенцией);
во внеформальной подструктуре руководитель выступает как "доверенное лицо", как "серый кардинал", как "мальчик для битья" и т.п.;
в неформальной структуре: руководитель выступает как член различных группировок, как объект и субъект различных симпатий и антипатий". Поскольку руководитель проявляет себя через реализацию управленческих функций, то важно рассмотреть, что это за функции. Разными авторами выделяются следующие основные управленческие функции: 1. Согласно А. Файолю, это - техническая функция (собственно производство), коммерческая (закупка, продажа, обмен), финансовая (поиск капитала, эффективность его использования), учет (бухгалтерская деятельность, статистика), обеспечение безопасности (сохранность собственности и персонала), администрирование (предвидение, организация, руководство, координация и контроль).2. Согласно М.Х. Мескону, М. Альберту и Ф. Хедоурну, это - стратегическое планирование, планирование реализации стратегий (тактическое планирование), организация взаимодействия и полномочий, построение организаций, мотивация персонала; контроль за деятельностью организации, ее подструктур и отдельных работников. 3. Согласно Рубахину В.Ф, Журавлеву А.Л., Шорину В.Г, это целая система функций, разбитых на следующие основные группы: первая группа - производственные функции управления: координация деятельности подчиненных для выполнения плана (получения прибыли), обеспечение роста производительности труда, организация сопряженной и ритмичной работы (прогнозирование срывов в работе), контроль, оценка и коррекция деятельности, поддержание трудовой дисциплины, расстановка рабочей смены, согласование индивидуальных особенностей работников со спецификой их труда; вторая группа функций - это социально-психологические функции управления: снижение у работников степени неудовлетворенности трудом, моральное и материальное стимулирование, регулирование межличностных отношений, отстаивание законных интересов работников, сохранение постоянного состава подчиненных, управление текучестью кадров, обеспечение профессионального совершенствования подчиненных, воспитательная работа с подчиненными.Близким по смыслу понятием является понятие "менеджер". Менеджер - от англ. manager - управлять) - это "наемный управляющий, специалист по управлению". Иногда говорят, что менеджер - это руководитель по найму, это человек, профессионально осуществляющий функцию управления в РЫНОЧНОЙ системе отношений. Другим важным понятием, часто встречающимся в литературе по организационной психологии, является понятие "менеджер по персоналу", определяемый часто как "специалист, призванный эффективно использовать кадровый потенциал в целях успешной реализации стратегии организации».
Выделяются следующие основные модели кадрового менеджмента:
1. Менеджер по персоналу как попечитель своих работников (забота о здоровых условиях труда и благоприятной морально-психологической атмосфере на предприятии). Должностной статус менеджера - очень низкий (менеджер - как "клерк", имеющий подготовку в области промышленной социологии или психологии). 2. Менеджер по персоналу как специалист по трудовым договорам (контрактам), включая коллективные договоры. Но при этом часто требуется и юридическая подготовка, что не всегда реально и не всегда обеспечивает высокий должностной статус менеджера. 3. Менеджер по персоналу как архитектор кадрового потенциала организации, играющий ведущую роль в разработке и реализации долговременной стратегии корпорации. В этом случае статус очень высокий, менеджер по персоналу входит в состав высшего руководства и имеет подготовку в области управления человеческими ресурсами.Другим интересным понятием является понятие "предприниматель". Само это понятие было предложено Ришаром Каннтилоном еще в начале ХVIII в. Предприниматель - это "человек, который берет на себя риск, связанный с организацией нового предприятия или с разработкой новой идеи, новой продукцией или нового вида услуг". При этом хороший предприниматель не всегда является хорошим менеджером в сфере бизнеса, поскольку само предпринимательство не ограничивается только бизнесом.
Международная ассоциация паблик рилейшнз - ПР (IPRA) была создана в Лондоне 1 мая 1955 г. Рекс Харлоу изучил 472 определения "паблик рилейшнз" (pablic relations) и синтезировал их. Паблик рилейшнз - это "одна из функций управления, способствующая установлению и поддержанию общения, взаимопонимания, расположения и сотрудничества между организацией и общественностью".
Понятие "паблик рилейшнз" - ПР включает в себя: -все, что может предположительно улучшить взаимопонимание между организацией и теми, с кем эта организация вступает в контакт как внутри, так и за ее пределами; -рекомендации по созданию "общественного лица" организации; -мероприятия, направленные на выявление и ликвидацию недостоверных слухов и других источников непонимания; -мероприятия, направленные на увеличение общественной значимости организации средствами соответствующей рекламы, выставок, теле-, видео и кинопоказов; -любые действия, направленные на улучшение потенциальных и реальных контактов между людьми и организациями.
Паблик рилейшнз (ПР) при этом не является: пропагандой; деятельностью, создающей барьеры между правдой и общественностью; деятельностью, направленной на реализацию товаров и услуг; набором хитростей и трюков для привлечения внимания к фирме; рекламой; косвенной рекламой; бесплатной рекламой; просто работой с прессой. Выделяются следующие основные отличия паблик рилейшнз (ПР) от пропаганды: 1. Целью ПР является достижение согласия между организацией и общественностью, тогда как цель рекламы - создание движения сторонников (будущих покупателей) 2. Главной задачей ПР является обеспечение равноправного диалога организации с потребителями. Задачей рекламы является в ряде случаев обеспечение собственного приоритета в диалоге (точнее - в псевдо-диалоге).3. Методы ПР подразумевают информационную открытость. Методы рекламы предполагают часто сокрытие фактов и дезинформацию возможных покупателей.4. Главное стремление специалистов ПР - к взаимопониманию с общественностью. Главное стремление специалистов по рекламе - к увеличению числа сторонников-покупателей.
Специалисты в области ПР способствуют решению следующих основных проблем: -обеспечивают руководство организации информацией об общественном мнении и оказывают -ему помощь в выработке ответных мер; -обеспечивают деятельность руководства в интересах общественности; -поддерживают его в состоянии готовности к различным переменам путем заблаговременного предвидения тенденций; -используют исследование и открытое общение в качестве основных средств деятельности. Специалист по ПР выступает в качестве посредника между общественностью и руководителем, помогая последнему перевести личные цели и задачи в разумную, приемлемую для общественности практику. Выделяются два основных информационных потока, используемых в целях ПР: 1) от руководства организации по разным "адресам"; 2) от разных "адресов" к руководству организации. Выделяются следующие основные методы и области применения паблик рилейшнз: 1. Печатное слово (рекламные объявления, визитки, прайс-листы, листовки, письма клиентов в СМИ). 2. Аудиальные средства (телефонные опросы, радио-объявления, телефонные переговоры). Иногда сам факт телефонного опроса, тем более проведенный в вежливой и уважительной форме, уже формирует позитивное отншение к данной организации. 3. Визуальные средства (афиши, товарные и фирменные знаки, фотографии руководителей, дизайн интерьеров и мебели, буклеты и каталоги).
4. Аудиовизуальные средства (видеоролики,
киноролики, телепередачи, презентации
по телевидению). 5. Церемонии, визиты,
конференции (посещения организации клиентами
и прессой, пресс-конференции). 6. Выставки
и ярмарки (распространение печатной продукции). 7. Исследования
(кабинетные, узкоцелевые и непрерывные;
опросы сотрудников, фокус-группы, группы
качества; мониторинг). 8. Контакты и альянсы
с другими организациями. Нередко эти
контакты свидетельствуют о том, что с
данной организацией "вообще можно
иметь дело".
Кадровая
политика в широком смысле - это система правил и норм,
приводящих человеческий ресурс в соответствие
со стратегией фирмы. Например, это: профотбор,
составление штатного расписания, аттестация,
обучение, продвижение… Кадровая
политика в узком смысле - это набор
конкретных правил, пожеланий и ограничений
(часто неосознанных) во взаимоотношениях
людей и организации. Например, "кадровая
политика нашей фирмы состоит в том, чтобы
брать на работу людей только с высшим
образованием", - означает, что это будет
основным аргументом при решении многих
кадровых вопросов.Выделяются следующие типы кадровой
политики (по разным основаниям).Первое
основание - по уровню осознанности
норм и правил, принятых в организации,
- позволяет выделить следующие типы:1) пассивная кадровая
политика (нет четкой кадровой программы,
работа в режиме экстренного реагирования
на конфликтные ситуации); 2) реактивная кадровая
политика (нет среднесрочного прогнозирования,
хотя есть программы контроля и диагностики
конфликтных ситуаций, т.е. программы краткосрочного
прогнозирования);
3) превентивная кадровая
политика (кадровая политика строится
на обоснованных прогнозах развития ситуации;
имеются программы краткосрочного и среднесрочного
прогнозирования, но нет программ целевого
планирования); 4) активная кадровая
политика (основана на краткосрочных,
среднесрочных и долгосрочно-целевых
программах) - возможны разные варианты
прогноза: рациональная кадровая политика
(основана на качественном и количественном
анализе ситуации; опора на программу
кадровой политики с конкретными вариантами
ее реализации); авантюристическая кадровая
политика (нет обоснованного прогноза
развития ситуации; программа работы с
персоналом строится на эмоциях и "здравом
смысле").Второе
основание - преимущественная ориентация
в работе с персоналом (при наборе, адаптации,
обучении, продвижении, мотивации и внедрении
инноваций) предполагает выделение следующих
типов:1) ориентация на собственный
персонал - закрытая кадровая политика
(для нового сотрудника необходимо пройти
все иерархические уровни служебного
роста - заслужить доверие) 2) ориентация на внешний
персонал - открытая кадровая политика
(новый сотрудник может прийти в организацию
и занять там любую должность, в зависимости
от своей квалификации и опыта работы).
Выделяются следующие основные
этапы построения кадровой политики:
Сначала необходимо согласовать следующие позиции: -общие принципы кадровой политики, определение приоритетов; -организационно-штатная политика - планирование потребности в трудовых ресурсах; -информационная политика - создание и поддержка системы движения кадровой информации; -финансовая политика - формирование принципов распределения средств, эффективной системы стимулирования труда; -политика развития персонала - профориентация и адаптация сотрудников, помощь в индивидуальном планировании карьеры, создание рабочих групп и команд; -оценка результатов деятельности - анализ соответствия кадровой политики и стратегии развития организации. Далее выделяются этапы проектирования кадровой политики: -нормирование (цель - согласование принципов и целей работы с персоналом с целями организации в целом, со стратегией и конкретным этапом ее развития); -программирование (цель - разработка программ, путей достижения целей кадровой работы, конкретизированных с учетом условий нынешних и возможных в будущем изменений ситуации); мониторинг персонала (цель - разработка процедур диагностики и прогнозирования кадровой ситуации), например: выделение индикаторов состояния кадрового потенциала; оценка эффективности кадровых мероприятий; для постоянного мониторинга - конкретные программы по оценке и аттестации, планированию карьеры, созданию и поддержке эффективного психологического климата организации и т.п. Стадия формирования организации. Основные задачи по управлению персоналом:
1.Подготовка организационного
проекта: проектирование
2.Формирование кадрового состава: анализ деятельности и формирование критериев отбора кандидатов; определение сегмента рынка рабочей силы, из которой целесообразно проводить набор.
3Разработка системы и
1.Обеспечение готовности
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Психология труда"