Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 15:18, шпаргалка

Описание работы

2. Дайте общую характеристику и раскройте критерии основных подходов к классификации способностей человека.
3. Дайте общую характеристику классификации психодиагоностических процедур и их основания.
4. Дайте определение и опишите феноменологию социального поведения личности. Перечислите основные признаки, виды, опишите механизмы и закономерности социального поведения личности.

Файлы: 1 файл

Shpory.docx

— 170.04 Кб (Скачать файл)

1. Дайте возрастно-психологическую  характеристику взрослости человека. Назовите и охарактеризуйте виды  кризисов взрослости.

 

2. Дайте общую  характеристику и раскройте критерии  основных подходов к классификации  способностей человека.

Под способностями понимают такие индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного  выполнения каких–либо действия. Однако понятие способности многими  авторами трактуется не однозначно. Если суммировать всевозможные варианты существующих подходов, то их можно  свести к основным 3 типам 1)- под способностями  понимают совокупность всевозможных психологических  процессов и состояний.2)- под способностями  понимают уровень развития общих  и специальных знаний и умений, а также навыков, обеспечивающих успешность человеческой деятельности.3)- основан на утверждение, что способности  не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, но обеспечивают их быстрое приобретение, закрепление и использование  на практике. Наибольший вклад в  развитие способностей внес психолог Теплов. Он выделил следующие 3 признака способностей:1- под способностями  понимают индивидуальные психологические  способности, отличающие одного чел. от другого. 2- способностями называют не всякие вообще, индивидуальные способности, а лишь те, которые имеют непосредственное отношение к успешности выполнения какой–либо деятельности.3-понятие  способность не сводится к тем  знаниям и умениям, а также  навыкам,которые уже выработаны у чел. Способности, по Теплову, могут  развиваться и существовать только в процессе постоянного развития. Причем успешность выполнения любой  деятельности зависит не от одной  способности, а от их сочетания. Существуют природные способности, т.е. способности, которые являются общими для развития чел. и животного (восприятие, память). В процессе развития общие способности  способствуют формированию ряда др. специфических  способностей(общие, специальные). Под  специальными подразумевают те, которые  определяют успех деятельности чел. в специфических видах деятельности (математические,музыкальные). Есть также  теоретические способности (определяют склонность чел. к абстрактно-теоретическому мышлению), практические ( определяют склонность чел. к практической деятельности). 

Уровни развития способностей:    Способность, одаренность, талант, гениальность. Причем всякие способности в процессе своего развития  проходят ряд этапов, т.е. для того чтобы способность поднялась в своем развитие на более высокий уровень, она должна быть оформлена достаточно основательно на предыдущем. Для развития способностей изначально должно быть определенное основание – задатки. Они проявляются в функциональной деятельности головного мозга, т.е. большей или меньшей возбудимости, подвижности нервных процессов, скорости протекания, т.е. в том, что назвал Павлов генотипом - врожденые особенности нервной системы, которым характерны следующие свойства:1- сила нервной системы по отношению к возбуждению, т.е. способность длительно выдерживать интенсивные и часто повторяющиеся нагрузки.2- сила по отношению к торможению – способность выдерживать часто повторяющиеся тормозные влияния.3- уравновешенность н.с. по отношению к торможению и возбуждению, которое проявляется в одинаковом влиянии н.с. на процессы торможения и возбуждения.4- лабильность н.с., т.е.  скорость возникновения и прекращения нервного процесса. Задатки и их развитие - соц. процесс, который связан с условиями воспитания и особенностями развития общества. Одаренность - своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает чел. возможность выполнения какой- либо деятельности. Талант- высокий уровень развития специальных способностей (музыкальные, лит- ра). Т.к. способности и талант проявляются в деятельности, деятельность талантливого чел.всегда отличается новизной и оригинальностью. Гениальность- высокий уровень развития способностей. Гениальных людей очень мало.

 

3. Дайте общую  характеристику классификации психодиагоностических  процедур и их основания.

Существует несколько  обоснованных классификаций психодиагностических методик. Рассмотрим основные деления.

1). Классификация по заданиям:

- психодиагностические методы, основанные на заданиях, которые  предполагают правильный ответ  (многие тесты интеллекта, тесты  специальных способностей, некоторые  тесты личностных черт (например, тест Равена, тест регидности  Лучинса и др.).

- методы, основанные на  заданиях, относительно которых  правильных ответов не существует (заданий, которые характеризуются  лишь частотой того или иного  ответа, но не его правильностью.  Таковы большинство личностных  опросников (например, тест 16 PF Р.Кеттелла).

2). Классификация по речевой  активности:

- вербальные психодиагностичекие  методики (опосредованы речевой  активностью обследуемых; составляющие  эти методики задания аппелируют  к памяти, воображению, системе  убеждений в их опосредованной  языком В вербальных тестах  деятельность испытуемого осуществляется  в вербальной, словесно-логической  форме форме).

- невербальные.психодиагностические  методики (включают речевую способность  испытуемых только в плане  понимания инструкций, само же  выполнение задания опирается  на невербальные способности-  перцептивные, моторные). Здесь материал  представлен в виде картинок, чертежей, графических изображений. 

3). Классификация психодиагностических  методик по степени их формализованности: 

- малоформализованные (наблюдения, беседы, анализ разнообразных продуктов  деятельности. Эти приемы позволяют  фиксировать некоторые внешние  поведенческие реакции испытуемых  в разных условиях, а также  переживания, чувства, некоторые  личностные особенности и др).

- высокоформализованные  (тесты, анкеты и опросники,  проективные техники и психофизиологические  методики). Их отличает целый ряд  характеристик, таких как регламентация  процедуры обследования (единообразие  инструкций, времени проведения  и др.), обработки и интерпретации  результатов, стандартизация (наличие  строго определенных критериев  оценки: норм, нормативов и др.), надежность  и валидность.

4). Классификация методик  по принципу, положенному в основу  приёма:

- объективные тесты (методики, в которых возможен правильный  ответ, т.е. правильное выполнение  задания). Общим для всей группы  методик стандартизированного самоотчёта  является использование вербальных  способностей испытуемого, а также  обращение к его мышлению, воображению,  памяти.

- стандартизованные самоотчёты, которые в свою очередь включают:

а). тесты- опросники; Тесты- опросники  предполагают набор пунктов (вопросов, утверждений), относительно которых  испытуемый выносит суждения (как  правило, используется двух- или трёхальтернативный выбор ответов). Опросники строятся как одномерные или многомерные, включающие целый ряд психологических  переменных.

 б). открытые опросники,  предполагающие последующий контент  - анализ. Открытые опросники не  предусматривают стандартизированного  ответа испытуемого; стандартизация  обработки достигается путём  отнесения произвольных ответов  к стандартным категориям.

в). шкальные техники, построенные  по типу семантического дифференциала  Ч.Осгуда. и методики классификации. Шкальные техники предполагают оценку тех или иных объектов (словесных  утверждений, изобразительного материала, конкретных лиц и т.п.) по выраженности в них качества, заданного шкалой, например, теплый - холодный , сильный - слабый ). Обычно используют трех-, пяти- и семиточечные шкалы Особый вариант  шкалирования - это субъеюивная классификация, предполагающая выявление субъективной структурации объектов на уровне шкалы  наименований.

г). индивидуально- ориентировочные  техники типа ролевых   репертуарных решёток. Отличие этих методов от метода интервью состоит в том, что  репертуарные решётки позволяют  осуществлять применение современного статистического аппарата и делают надёжными диагностические выводы относительно индивидуальных особенностей субъекта.

- проективные техники.  Проективые техники основаны  на том, что недостаточно структурированный  материал, выступающий в качестве  стимула, при соответствующей  организации всего эксперимента  в целом порождает процессы  фантазии, воображения, в которых  раскрываются те или иные характеристики  субъекта.

- диалогические (интерактивные)  техники (беседы, интервью, диагностические  игры).

Диалогические техники учитывают, что психодиагност вступает в  контакт с обследуемым и достигает  наилучших диагностических результатов  за счет специфических особенностей этого контакта, релевантных диагностической  задаче. Беседа или опрос позволяют  получить обширную информацию о биографии  человека, его переживаниях, мотивации, ценностных ориентациях, уверенности  в себе, удовлетворенности межличностными отношениями в группе и др.

Этот метод требует  от диагноста особого искусства  вербального общения, умения расположить  собеседника к разговору, знания того, какие вопросы задавать, как  определить степень искренности  респондента и т.д.

Наиболее распространенным методом проведения беседы является интервью. Различают две его основные формы:

- структурированную (стандартизованную) (предусматривает наличие заранее  разработанной схемы опроса, включающей  общий план беседы, последовательность  вопросов, варианты возможных ответов,  достаточно жесткую их интерпретацию  (стойкую стратегию и тактику).

- неструктурированную. 

Интервью может быть и  полустандартизованным (стойкая стратегия  и более свободная тактика).

Интервью часто используется для изучения особенностей личности, для проверки и углубления информации, получаемой с помощью анкетирования  и других методик.

Аппаратурные методики и  объективные психологические тесты  обладают наименьшей вовлеченностью психодиагноста в процедуру психодиагностики, минимальным  влиянием, личности психодиагноста, его  опытности как психолога на результаты диагностического обследования.

Диалогические диагностические  техники, напротив, характерны максимальной степенью вовлечённостни психодиагноста в процесс психодиагностики, максимальным влиянием его опытности, профессиональных навыков, способностей в сфере общения  на результаты диагностического обследования. Этими качествами обладают различные  виды бесед, интервью, диагностических  игр.

Многомерные тесты-опросники, предполагающие анализ профиля и  интерпретацию отдельных шкал в  зависимости от значений других и  характера профиля в целом, требуют  клинической опытности психодиагноста и, следовательно, на этапе психодиагностического  заключения не свободны от влияния  личности диагноста.

Не менее явно это влияние  и при необходимости кодирования  результатов обследования, полученных с помощью открытых опросников либо проективных методик. В последнем  случае существенное значение имеет  создание психодиагностической атмосферы, расковывающей способности испытуемого  к воображению, творчеству,

Способности и психические  функции диагностируются в основном методами, влияние психоднагноста в  которых выражено минимально - в  основном объективными тестами и  тестами-опросниками.

Личностные черты преимущественно  диагностируются тестами - опросниками.

Когнитивная организация, другие индивидуальные свойства - преимущественно  методиками среднего уровня (по степени  влияния психодиагноста на процесс  диагностики) - репертуарными решётками, проективными техниками.

Мотивация, отношение диагностируются  преимущественно проективными техниками.

Для диагностики взаимоотношений, общения (для таких свойств, актуализация которых требует воссоздания  реальных ситуаций общения), применяются  диалогические методики, обладающие максимальной степенью включенности психодиагноста.

 

 

4. Дайте определение  и опишите феноменологию социального  поведения личности. Перечислите  основные признаки, виды, опишите  механизмы и закономерности социального  поведения личности.

Личность - явление социальное. Ее социальность многопланова. Многообразие форм социальных связей и отношений  личности обусловливает виды ее социального  поведения. Классификация этих видов  осуществляется по разным основаниям. Самым широким основанием классификации  видов социального поведения  является определение  сфер бытия, в  которых оно проявляется. Среди  них — природа, общество, человек. Эти сферы бытия существуют в  разных формах, главными из которых  являются: материальное производство (труд), духовное производство (философия, наука, культура, право, мораль, религия), быт, досуг, семья. В этих сферах жизни  возникают, формируются, развиваются  соответствующие виды поведения: производственное, трудовое, общественно-политическое, религиозное, культурное, бытовое, досуговое, семейное. Исходя из марксистского понимания  сущности человека как совокупности всех общественных отношений, в качестве классификационного признака можно  избрать систему общественных отношений. По этому признаку выделяются, производственное поведение (трудовое, профессиональное), экономическое поведение (потребительское  поведение, распределительное, поведение  в сфере обмена, предпринимательское, инвестиционное и др.); социально-политическое поведение (политическая активность, поведение  по отношению к власти, бюрократическое  поведение, электоральное поведение  и др.); правовое поведение (законопослушное, противоправное, отклоняющееся, девиантное, криминальное); нравственное поведение (этическое, моральное, аморальное, безнравственное  поведение и др.); религиозное  поведение.

В соответствии с социальной структурой общества существуют следующие  виды социального поведения:

классовое, поведение социальных слоев и страт; этническое поведение, социально-профессиональное,полоролевое, гендерное, семейное, репродуктивное и  др.

По субъекту социального  поведения различаются: общественное поведение, массовое, классовое, групповое, коллективное, кооперативное, корпоративное,  профессиональное,  этническое, семейное, индивидуальное и личное поведение.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"