Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 15:18, шпаргалка

Описание работы

2. Дайте общую характеристику и раскройте критерии основных подходов к классификации способностей человека.
3. Дайте общую характеристику классификации психодиагоностических процедур и их основания.
4. Дайте определение и опишите феноменологию социального поведения личности. Перечислите основные признаки, виды, опишите механизмы и закономерности социального поведения личности.

Файлы: 1 файл

Shpory.docx

— 170.04 Кб (Скачать файл)

 

 

26.Опишите внимание как психический феномен.Раскройте физиологические механизмы функционирования внимания.

Внимание – наличие  особой активности субъекта, оснащенной специальными средствами и связанной  с усилием субъекта. В. всегда подразумевает  активность, В - активная селекция; это  формирование и проявление перецептивной  установки на один объект при игнорировании  других.; это состояние ясности  и отчетливости содержания сознания; это готовность замечать ч-т. в поведении  другого и реагировать на это ; это направленность и сосредоточенность  псих. деятельности. направленность (направленность - выбор и поддержание данной деятельности; сосредот. - отвлечение от др. деят. и  углубление в данной деят.); это особ. деятельность контроля (идеальная, сокращенная, автоматиз); феноменальное и продуктю проявление работы вед. уровня организ.  деятельности ÞÞ в - это всегда выбор, селекция  и избирательность., а также сосредоточение и борьба с отвлеч.

Св-ва. Внимание как состояние (фиксир. полож. в кот. ч-т или к-т нах.) и как процесс (вовокупн. последоват. этапов , кот привод. к к-т. состоян)  им. разн. св-ва. У вним. как состояния 4 св-ва: 1. направленность, кот. определяется областью направленности прожектора (внутр. или внеш) 2. степень (интенсивность) 3 объем (число простых впечатл. или идей осозн. четко в данный момент) 4. концентрация (сосред) здесь объем и степень нах. в обратн. зависимости. Вним. как процесс: 1. колебания - непроизв. изменения вним. 2. отвлечение - непроиз. измнение направленности, 3. сдвиги - непр. изм. объема, 4. перекл. - преднамеренное измен. направленности, 5 устойчивость - опред. частотой колеб. и сдвигов, 6. распределение - возм. направл. в. одноврем. на неск. объектов. 7. подвижность -  быстрое изм. напрравл, степени, объема.

Виды:

1) Джеймс выделил 3 типа: 1. по объекту сознания (сенсорное и умственное); 2 аффетивное (непоср. - если объек интересен сам по себе и производное - в связи с др. объект.); 3. пассив. (мы обраш. на него внимание скорее благодаря его природе, чем силе воздейств. на к-н. прирожденное стремление и в силу этого приобр. привлекательность)  и активн. \ произвольн.(всегда апперцептивно, мы делаем усилия для направл в.). Непрозв. в: главная побуд. сила не в субъекте, а в объекте и челов. вним. незав. от от сознат. целей и их частоназ. пассивн. . Типы: а. вынужденное (врожденное), выз. объектами с определ. хар-ками (интенсивность, ритмичность повторения, неожиданное); б. невольное (завис. от инд. опыта и возн. в проц. подлаживания, а объекты попад.  во вним.  в период при актуализ. потребности); в. привычное (зав. от целенапр. и воспит.). Произвольное: отлич. его признак - сознат. намерение обратить на ч-т. вним. а. волевое (конфликт м. выбранным объектом и тенденциями непроиз. в. Þвозник. чувство напряжения); б. выжидательное (если челов. предупр. и ждет); в. спонтанное (волевое превр. в нов. ф.) .

2) другая  классиф.: 1.. селективное (анализируется в услов. действ. неск. объектов. По модальностьи - зрительное ....). Селективн. отл от фокусировки (мы приспосабл. к к-т. ответу, что надо делать с этим стимулом), тем , что мы сосред. на выходе на к-т. признаке. 2. распределоенное (одновр. вып действий); 3. непрерывное (длит. и монотон. задачи)

3) Другая  классиф. 1) по предмет, 2) по функции, как процесс решения задачи; 3) по генезу.

(1) предметное содержание  деятельности, требующей внимания. У. Джемс: виды внимания по  связи с познанием: а) перцептивное  внимание – наблюдательность (восприятие); б) интеллектуальное внимание  – проницательность (мышление). Всякая  деятельность непроизвольно сопровождается  потоком сознания, которое позволяет  контролировать исполнение действий  – исполнительное внимание. (2) А.  Смирнов: любая деятельность сопровождается  мнемической направленностью. Задача: а) цель и усилие по ее  достижению - непроизвольные и произвольные  процессы; б) средства – непосредственные  и опосредованные процессы; в)  роль в процессе переработки  информации (когнитивная информация) – П. Я. Гальперин: функция  внимания – контроль. Внимание  – движение психического контроля, автоматизированный контроль. (3) Н.  Ф. Добрынин: функциональные критерии  уровней развития: 1) наличие цели  – непроизвольное и произвольное  внимание; 2) наличие средств –  непосредственное и опосредованное. Уровни: 1) пассивное (натуральное  – вслед за объектом); 2) ВПФ  (активность); 3) послепроизвольное (активность  личности).

 

 

27. Опишите волю  как процесс сознательного саморегулирования  поведения человека. Дайте психологическую  характеристику волевым действиям.

Любая деятельность чел. сопровождается конкретным действием произвольными и непроизвольными. Произвольные – осуществляются под контролем сознания, требуют со стороны чел–ка  определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной цели. Все эти усилия часто называют  волевой регуляцией или волей. Воля – это сознательно регулируемое поведение, а также деятельность, выраженная в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных поступков и действий. Функции воли: заключаются в сознательном регулировании активности чел. в затруднительных условиях жизнедеятельности. Волевые действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий. Самыми простыми из них выступают рефлекторные: сужение и расширение зрачка, мигание глаза, сужение глаз, чихание и др., одергивание руки, невольный поворот головы и др. движения. При этом поведение чел. может быть также произвольным и непроизвольным. К не произвольному типу поведения в основном относится неосознанные импульсивные действия, т.е. такие, которые не имеют цели (реакция на шум за окном). В противовес к непроизвольным действиям выступают сознательные действия, харак–щие  волевое поведение. Волевые действия отличаются др. от др. некоторыми качествами 1) уровень сложности.  Основой усложнения действий является то, что каждая цель может быть достигнута не сразу, а требует ряда промежуточных действий, в зависимости от которых проявляется сложность нашей воли. 2) связь на преодоление препятствий, т.е. особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является сознание поставленной цели. Чем более значительна цель, тем более чел. преодолевает препятствий. Поэтому волевые действия различаются не только по уровню сложности, но и по уровню осознанности.3) воля подразумевает наличие целеустремленности чел, что требует от него определенных мыслительных процессов. Проявление мышления выражается в сознательном выборе целей и средств ее достижения.4) воля постоянно связана с нашими чувствами и выражается в том, что мы, как правило, всегда обращаем внимание на предметы и явления которые вызывают у нас определенные чувства. А также желание что-либо добиться и желание избежать, связано также с нашими чувствами. Для выше перечисленного нужна воля.

Волевые качества:1) сила воли. Воля всегда хар–ся определенными качествами. Прежде всего принято выделять силу воли как обобщенную способность преодолевать значительные трудности, возникающие при достижении цели, которые мы преодолеваем тем сильнее, чем выше наша сила воли.2) выдержка, самообладание. Выражается в умении сдерживать свои чувства, а также в недопущение импульсивности, необдуманных решений.3)целеустремленность. Это сознательная и активная направленность личности на достижение определенных результатов.4) настойчивость. Тождественно понятию целеустремленности и хар–ет стремление чел. к достижению определенной цели. От настойчивости следует отличать  упрямость - т.е. чел. руководствуется не доводами сознательной деятельности, а личными желаниями. Как правило упрямый чел.не обладает волей, т.к. не умеет управлять своими желаниями.5) решительность заключается в отсутствии колебаний и сомнений при принятии быстрых решений.

 

28. Опишите воображение  личности как психический процесс  преобразования представлений. Аргументируйте  взаимосвязь воображения и творчества  в деятельности человека.

Воображение – это процесс  преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создания на этой основе новых представлений.Принято  считать, что воображение зародилось в процессе труда – специфически человеческой деятельности – из-за существования потребности в  преобразовании предметов реального  мира.Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи  с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением. Благодаря этому образы воображения  создаются путем переработки  отдельных сторон имеющихся у  человека образов реальной действительности.Говоря о воображении, нельзя недооценивать  его роль в психической деятельности человека, потому что определенная переработка образов действительности происходит даже в самом простом  варианте воспроизведения. Так, представляя  себе какой-либо предмет или событие, мы очень часто не в состоянии  воспроизвести соответствующие  факты во всех подробностях и со всеми деталями. Однако вещи и события  воспроизводятся не в виде бессвязных фрагментов или разрозненных кадров, а в их целостности и непрерывности. Следовательно, происходит своеобразная переработка материала, выражающаяся в восполнении представлений  необходимыми деталями, т. е. в процессе воспроизведения начинает проявляться  деятельность нашего воображения.В  значительно большей степени  деятельность воображения присутствует в формировании образов объектов или явлений, которых мы никогда  не воспринимали. Именно так возникают  представления о природных зонах, где мы никогда не были, или представления  об образе литературного герояДеятельность  воображения самым тесным образом  связана с эмоциональными переживаниями  человека. Представление желаемого  может вызвать у человека позитивные чувства, а в определенных ситуациях  мечта о счастливом будущем способна вывести человека из крайне негативных состояний, позволяет ему отвлечься  от ситуации настоящего момента, проанализировать происходящее и переосмыслить значимость ситуации для будущего. Следовательно, воображение играет весьма существенную роль в регуляции нашего поведения.Воображение  связано и с реализацией волевых  действий. Так, воображение присутствует в любом виде нашей трудовой деятельности, поскольку, прежде чем создать что-либо, необходимо иметь представление  о том, что мы создаем. Более того, чем дальше мы отходим от механического  труда и приближаемся к творческой деятельности, тем в большей степени  повышается значение нашего воображения.Принято  считать, что физиологической основой  воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка  и объединение в новые системы. Таким способом возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него. Сложность, непредсказуемость воображения, его  связь с эмоциями дают основание  предполагать, что его физиологические  механизмы связаны не только с  корой, но и с более глубоко  залегающими структурами мозга. В частности, большую роль здесь  играет гипоталамо-лимбическая система.Следует  отметить, что воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения.

 

29. Опишите основные  виды и закономерности восприятия  как познавательного психического  процесса. Дайте определения основным  видам восприятия.

Восприятием называется отражение  в сознании человека предметов или  явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.В окружающем нас мире существуют не отдельные  свойства сами по себе, а предметы, вещи, явления. Поэтому нам необходим  еще один познавательный процесс  более высокого уровня – процесс  отражения предметов в целом, в совокупности их свойств. Иначе  познание мира невозможно. Таким процессом  и является восприятие.В основе восприятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к сумме ощущений. Восприятие представляет собой качественно новую ступень  чувственного познания. Мы воспринимаем, например, яблоко, а не сумму цвета, твердости и шарообразной формы. Воспринимая, мы не только выделяем группу ощущений и объединяем их в целостный  образ, но и осмысливаем этот образ, понимаем его, привлекая для этого  свой прошлый опыт. Поэтому восприятие человека невозможно без деятельности памяти и мышления.Ощущения и восприятия неразрывно взаимосвязаны, они имеют  и свои отличительные особенности. В результате ощущения человек получает знание об отдельных свойствах, качествах  предмета (что-то холодное, яркое, теплое, гладкое, громкое и т. д.). Восприятие же дает человеку целостный образ  предмета или явления (автомобиль, телевизор, светлый просторный класс, играющий малыш). Поэтому восприятию присущи  особые свойства. Наиболее важные среди  них избирательность, предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность и апперцепция.Восприятие пространства играет определяющую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, является необходимым условием ориентировки в ней. Восприятие пространства включает в себя восприятие формы, величины, взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления.Восприятие формы обычно осуществляется с помощью:– зрительного анализатора;– тактильного анализатора;– кинестетического анализатора.Наиболее информативный признак, который нужно выделить при ознакомлении с формой, – это контур. Под контуром следует понимать разделитель, другими словами, грань двух реальностей – фигуры и фона. Благодаря микродвижениям глаза выделяют границы объектов, а с помощью прослеживающих движений – следуют по границе предмета и фона. Аналогично осуществляется восприятие формы при помощи осязания.Восприятие величины. Воспринимаемая величина предметов определяется величиной их изображения на сетчатке глаза и удаленностью от глаз наблюдателя. Приспособление глаз к четкому видению равноудаленных предметов осуществляется с помощью двух механизмов – аккомодации и конвергенцииВосприятие времени – отражение длительности и последовательности явлений и событий.Временные промежутки определяются ритмическими процессами, происходящими в организме человека.Восприятие движения – отражение изменения и положения объектов в пространстве. Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестетический анализаторы.

 

30. Определите психологическую  сущность и раскройте основные  психологические характеристики  человеческой деятельности.

В обычном употреблении под  деятельностью понимают всякого  рода активность чел. В толковом словаре под деятельностью – работа, занятие в какой–либо области. В науке Д. определена не достаточно четко. Еще в 1940г. Рубенштейн отмечал, что понятие Д. употребляется в очень широком и неопределенном смысле. Изучение Д. такими науками как философия, психология, педагогика показали  многозначность понятия деятельности. В  общем виде под деятельностью можно зафиксировать 4 ряда смыслов, которые вкладываются в понятие Д.1) Д. – как совокупность результатов и последствий, продуктов, достижений, произведений. В этом понимание Д.выступает как производство.2) Д.  - процесс  преодоления трудностей, решения проблем и задач. Д. понимается как труд.3) Д. процесс самоизменения чел, в ходе обстоятельств своей жизни. Д. выступает как самодеятельность .4) Д. условие или способ отношения к своей жизни. Д. выступает как практика. В психологическом плане Д. внутренняя (под внутренняя – психич.) или внешняя (физическая) - активность чел., которая регулируется осознаваемой целью. Гл. отличие чел от животного состоит в том, что порождаясь потребностью, как источником активности, она управляется осознаваемой целью как регулятором активности.    Характеристики деятельности 1)предметность –заключается в том, что она подчиняется свойствам, явлениям и отношениям, зависимым от объективного мира.2) общественная  - чел. всегда учитывает не только свою деятельность ,но и продукты деятельности других людей.3)субъективность – реализуется не только отдельным чел. но и коллективным субъектом. Психологическое строение индивидуальной деятельность (ПСД) ПСД достаточно полно раскрывает в своих работах Леонтьев. Д. имеет следующие составляющие: потребности – мотивы – цели – условия достижения (единство цели и условий составляют зад). И соотносимые с ними: деятельность – действие – операции т.е.у Д. сущ–ет 2 пласта: 1)потребности, мотивы, цели, условия – которые составляют ее предметное содержание, т.е. внутренний план осуществ. Д.2) отдельная деятельность, действия, операции - составляют ее структурные элементы, т.е сама деятельность во плоти. В единстве эти 2 пласта составляют психологическое содержание деятельности. Потребность – источник активности чел. П - состояние чел, выражающее его зависимость от материальных и духовных предметов и условий существования. В психологии П рассматривается  как переживание нужды в том, что необходимо для поддержания жизни и развития личности. МОТИВ – форма проявления П., побуждение к Д., тот предмет, ради которого осуществляется Д.. В свою очередь мотив побуждает чел. к постановке задач и целей для удовлетворения своей потребности. ЦЕЛЬ – представленный или мысленный результат Д. ДЕЙСТВИЕ – составная часть Д., которая отвечает за осущ. цели.Способы осуществления действия - операции – преобразованные действия (Когда ребенок учится писать буквы, то написание букв является для него действием, которое направляется сознат. целью - написать буквы. Но, овладев этим действием, ребёнок использует написание букв как способ написания слов, следовательно, написание букв превращается из действия в операцию). Д. неразрывным образом связана с нашим общением. Общение прошло долгий путь развития от первобытно-общинного до наших дней. В первобытно общинном строе общение примитивно выражалось в мимике, жестах, сигналах. Интенсивное развитиеоб–ва и нашей Д. хар–ся в настоящие время высоким уровнем контактов общения. В настоящие время общение – процесс развития контактов м/д  людьми, который порождается совместной деятельностью. В настоящие время существует 3 стороны общения 1) Коммуникативная – включает в себя обмен информацией м/д участниками совместной деятельности. Общаясь м/д собой люди обращаются к языку, как к одному из важнейших средств общения 2) Интерактивная – заключается во взаимодействии обещающихся, т.е. обмен в процессе речи не только словами, но и действиями. 3) Перцептивная – предполагает восприятие общающихся д. с д. Рассматривая единство этих 3 сторон, общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"