Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 15:18, шпаргалка
2. Дайте общую характеристику и раскройте критерии основных подходов к классификации способностей человека.
3. Дайте общую характеристику классификации психодиагоностических процедур и их основания.
4. Дайте определение и опишите феноменологию социального поведения личности. Перечислите основные признаки, виды, опишите механизмы и закономерности социального поведения личности.
Более детальный анализ процесса формирования
личности возможен на основе выделения
для каждого возраста той ведущей
деятельности, которая обуславливает
главные изменения в
54. Раскройте психологическую структуру и охарактеризуйте виды человеческой деятельности.
В обычном употреблении под деятельностью понимают всякого рода активность чел. В толковом словаре под деятельностью – работа, занятие в какой–либо области. В науке Д. определена не достаточно четко. Еще в 1940г. Рубенштейн отмечал, что понятие Д. употребляется в очень широком и неопределенном смысле. Изучение Д. такими науками как философия, психология, педагогика показали многозначность понятия деятельности. В общем виде под деятельностью можно зафиксировать 4 ряда смыслов, которые вкладываются в понятие Д.1) Д. – как совокупность результатов и последствий, продуктов, достижений, произведений. В этом понимание Д.выступает как производство.2) Д. - процесс преодоления трудностей, решения проблем и задач. Д. понимается как труд.3) Д. процесс самоизменения чел, в ходе обстоятельств своей жизни. Д. выступает как самодеятельность .4) Д. условие или способ отношения к своей жизни. Д. выступает как практика. В психологическом плане Д. внутренняя (под внутренняя – психич.) или внешняя (физическая) - активность чел., которая регулируется осознаваемой целью. Гл. отличие чел от животного состоит в том, что порождаясь потребностью, как источником активности, она управляется осознаваемой целью как регулятором активности. Характеристики деятельности 1)предметность –заключается в том, что она подчиняется свойствам, явлениям и отношениям, зависимым от объективного мира.2) общественная - чел. всегда учитывает не только свою деятельность ,но и продукты деятельности других людей.3)субъективность – реализуется не только отдельным чел. но и коллективным субъектом. Психологическое строение индивидуальной деятельность (ПСД) ПСД достаточно полно раскрывает в своих работах Леонтьев. Д. имеет следующие составляющие: потребности – мотивы – цели – условия достижения (единство цели и условий составляют зад). И соотносимые с ними: деятельность – действие – операции т.е.у Д. сущ–ет 2 пласта: 1)потребности, мотивы, цели, условия – которые составляют ее предметное содержание, т.е. внутренний план осуществ. Д.2) отдельная деятельность, действия, операции - составляют ее структурные элементы, т.е сама деятельность во плоти. В единстве эти 2 пласта составляют психологическое содержание деятельности. Потребность – источник активности чел. П - состояние чел, выражающее его зависимость от материальных и духовных предметов и условий существования. В психологии П рассматривается как переживание нужды в том, что необходимо для поддержания жизни и развития личности. МОТИВ – форма проявления П., побуждение к Д., тот предмет, ради которого осуществляется Д.. В свою очередь мотив побуждает чел. к постановке задач и целей для удовлетворения своей потребности. ЦЕЛЬ – представленный или мысленный результат Д. ДЕЙСТВИЕ – составная часть Д., которая отвечает за осущ. цели.Способы осуществления действия - операции – преобразованные действия (Когда ребенок учится писать буквы, то написание букв является для него действием, которое направляется сознат. целью - написать буквы. Но, овладев этим действием, ребёнок использует написание букв как способ написания слов, следовательно, написание букв превращается из действия в операцию). Д. неразрывным образом связана с нашим общением. Общение прошло долгий путь развития от первобытно-общинного до наших дней. В первобытно общинном строе общение примитивно выражалось в мимике, жестах, сигналах. Интенсивное развитиеоб–ва и нашей Д. хар–ся в настоящие время высоким уровнем контактов общения. В настоящие время общение – процесс развития контактов м/д людьми, который порождается совместной деятельностью. В настоящие время существует 3 стороны общения 1) Коммуникативная – включает в себя обмен информацией м/д участниками совместной деятельности. Общаясь м/д собой люди обращаются к языку, как к одному из важнейших средств общения 2) Интерактивная – заключается во взаимодействии обещающихся, т.е. обмен в процессе речи не только словами, но и действиями. 3) Перцептивная – предполагает восприятие общающихся д. с д. Рассматривая единство этих 3 сторон, общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей.
55. Раскройте психометрические требования к конструированию и применению психологических тестов.
Тестами в психологии называют
стандартизированные методики психодиагностики,
позволяющие получать сопоставимые
количественные и качественные показатели
степени развитости изучаемых свойств.
Под стандартизированностью таких
методик имеется в виду то, что
они всегда и везде должны применяться
одинаковым образом, начиная от ситуации
и инструкции, получаемой испытуемым,
кончая способами вычисления и интерпретации
получаемых показателей.Сопоставимость
означает, что оценки, получаемые при
помощи теста, можно сравнивать друг
с другом независимо от того,где, когда,
как и кем они были получены,
если, разумеется, тест применялся правильно.
Из всех возможных психодиагностических
методик к тестам предъявляются
самые строгие требования, касающиеся
валидности, надежности, точности и
однозначности.Существует много разновидностей
тестов, которые разделяются на группы
по нескольким основаниям: по предмету
тестирования (тому качеству, которое
оценивается с помощью данного
теста); по особенностям используемых
в тесте задач; по материалу, предъявляемому
испытуемым; по объекту оценивания.
Вербальные тесты включают в себя
задания на оперирование словами. Они
предполагают, например, определение
понятий, умозаключения, сравнение
объема и содержания различных слов,
выполнение с понятиями различных
логических операций и т.п. Многие задания,
которые используются в тестах, имеют
комплексный характер, т.е. включают
в себя и практические, и теоретические,
и образные, и вербальные действия
и упражнения. Это связано с
тем, что большинство задач, с
которыми сталкивается человек в
реальной жизни, являются комплексными
по характеру, а тестирование проводится
для того, чтобы предсказать поведение
и возможные достижения человека
не в искусственной лабораторной
ситуации, а в реальной жизни.Бланковыми
называются такие тесты, при использовании
которых испытуемый получает тестовый
материал в форме различных бланков:
рисунков, схем, таблиц, опросников и
т.п.Аппаратурные — это такие
тесты, в которых используется различного
рода аппаратура для предъявления и
обработки результатов
Для того чтобы в максимально
возможной степени снять это
неизбежное в силу самой природы
языка несоответствие, приходится иногда
отказываться от буквального перевода
и делать его относительно произвольным,
близким не по значениям слов, а
по их смыслам. Второе требование к
тестам — простота формулировок и
однозначность тестовых заданий. Согласно
данному требованию в словесных
и иных заданиях теста не должно
быть таких моментов (слов, рисунков
и т.п.), которые могут по-разному
восприниматься и пониматься людьми.Третье
требование — ограниченное время
выполнения тестовых заданий. Здесь
речь идет о том, что полное время
выполнения заданий психологического
теста не должно превышать по-лутора-двух
часов, так как в течение большего
времени человеку трудно сохранить
свою работоспособность на достаточно
высоком уровне.Четвертое
56. Раскройте содержание системных свойств человека: индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность.
Психологическая наука использует разные понятия для отражения определенных сторон субъекта: индивид, личность, индивидуальность. Когда мы говорим об отдельном субъекте, как представители вида – мы называем его индивидом. Понятие индивид выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта. Индивид как целостность (системный характер связей между многообразными функциями и механизмами, реализующими жизненные отношения) – это продукт биологической эволюции, генотипическое образование. При выделении понятия индивид, отвечают на вопрос – в чем данный человек подобен всем другим людям, т.е. что объединяет его с другими людьми. Но формирование индивида происходит и в онтогенезе, прижизненно. Поэтому в характеристику индивида входят сплавы врожденных и приобретенных реакций. Представляя собой продукт филогенетического и онтогенетического развития в определенных внешних условиях, не является калькой этих условий, а именно продукт развития жизни, взаимодействия со средой.Личность = индивид: это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается. Индивид не порождает личность, не является ее основанием и детерминантой, а представляет собой предпосылку возникновения Я и необходимое условие ее существования. Личность человека производится – создается общественными отношениями, в которые человек вступает в своей деятельности. Значит реальным базисом личности является совокупность его общественных по своей природе отношений к миру, но отношений которые реализуются, а реализуются они его деятельностью, точнее совокупностью его многообразных деятельностей. Личность характеризуется иерархичекими отношениями деятельностей. Их особенностью является их отвязанность от состояний организма. Эти иерархии деятельностей порождаются в системе отношений, в которые вступает субъект. Субъекта нельзя рассматривать изолировано от мира. Субъект включен в три сферы: природа, общество, культура. Природный субъект – это субъект активного, гибкого приспособления к изменяющимся условиям окружающей среды. Общественный субъект – это субъект присвоения и правильного использования коллективных сознательных представлений, способов поведения, имеющихся в определенном обществе. Культурный субъект – субъект самостоятельного и ответственного решения собственных (важных, значимых) проблем, на основе общечеловеческих культурных норм (это еще субъект принятия решения, выбора в неопределенной ситуации) (моральная стойкость, способность принимать решения и нести за них ответственность, способность к управлению своей эмоциональной сферой). Из этой схемы – индивид – природный субъект. Личность по А.Н.Леонтьеву вкладывается во второй и третий субъекты. Но есть взгляды (Петухов, Столин) видеть личность только в третьем субъекте, а второго интерпретировать как социальный индивид.Индивидуальность – человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других (конкретный человек). Индивидуальность проявляется в каждом из этих субъектов: природная индивидуальность – физическое здоровье, красота, природная сила, телосложение и т.д.; социальная индивидуальность – степень индивидуального овладения принятыми нормами, способами поведения в обществе, глубина профессиональных знаний и т.д.; культурная индивидуальность.
57. Раскройте социально-
Большая социальная группа —
это совокупность людей, которая
включает в себя десятки и сотни
тысяч людей, объединенных друг с
другом по определенным социально-демографическим
признакам, например по полу, возрасту,
профессии, образованию, социальной принадлежности,
вероисповеданию и т. п. Такие
группы отличаются от малых и средних
не только по величине, но и по организованности.
Они являются менее всего организованными.
Большинство их участников не только
не имеют между собой определенных
взаимоотношений, но чаще всего лично
друг друга не знают (иногда даже и
не подозревают о существовании
друг друга). Здесь нет внутренней
организации, единых органов управления.
Они не имеют общей, объединяющей
их цели или совместной деятельности.
Особо выделяютя стихийные
58. Раскройте социально-
Феномен лидерства привлекает
внимание исследователей прежде всего
исключительной практической значимостью
проблемы с точки зрения повышения
эффективности управления в различных
сферах общественной жизни. Лидерство
в малой группе — это феномен
воздействия или влияния
59. Раскройте сущность
и закономерности формирования
характера человека как
Понятие «характер» употребляется
в разных значениях, например когда
мы хотим оценить поведение
Характер человека как социального существа детерминирован его общественным бытием. Он представляет собой единство особенного и типичного. С одной стороны, индивидуальное своеобразие жизненного пути, условий жизни и деятельности каждого отдельного человека формирует разнообразие индивидуальных черт и проявлений характера. С другой стороны, общие, типичные обстоятельства жизни людей, живущих в одинаковых общественных условиях, формируют общие стороны и черты характера. Типичные характеры являются продуктом определенных общественно-исторических условий.В зависимости от преобладающего влияния на деятельность различных психических процессов могут быть выделены интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты характера.Многие черты характера представляют собой глубокие и активные побуждения, определяющие действия и поступки человека.Черты характера побуждают человека действовать определенным образом, иной раз вопреки обстоятельствам, то они лучше всего обнаруживаются в трудные минуты жизни.Считается, что физиологической основой характера является динамический стереотип.Динамический стереотип – это система условных рефлексов, образующихся в ответ на неизменно повторяющуюся систему условных раздражителей.Особенностью динамического стереотипа является то, что он определяется не только видом раздражителя, но и обстановкой, ситуацией. Это означает, что на один и тот же раздражитель в разных ситуациях организм отвечает разными реакциями. Данное явление называется переключением. Суть его заключается в том, что в зависимости от обстановки центральная нервная система имеет разное функциональное состояние.Само выражение «динамический стереотип» может показаться двусмысленным: если «динамический» означает «изменяющийся», то с понятием «стереотип» ассоциируется устойчивость, постоянство.Сходство этих физиологических характеристик с проявлениями характера человека заключается в следующем:– они стереотипны, шаблонны для данного индивида;– в зависимости от обстановки в ответ на одни и те же раздражители человек обнаруживает разные стереотипные реакции;– эти физиологические характеристики, как и характер человека, чрезвычайно устойчивы, постоянны. Таким образом, физиологическая основа характера – это сплав сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта, и типа нервной деятельности.