Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 15:18, шпаргалка

Описание работы

2. Дайте общую характеристику и раскройте критерии основных подходов к классификации способностей человека.
3. Дайте общую характеристику классификации психодиагоностических процедур и их основания.
4. Дайте определение и опишите феноменологию социального поведения личности. Перечислите основные признаки, виды, опишите механизмы и закономерности социального поведения личности.

Файлы: 1 файл

Shpory.docx

— 170.04 Кб (Скачать файл)
  1. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Более детальный анализ процесса формирования личности возможен на основе выделения  для каждого возраста той ведущей  деятельности, которая обуславливает  главные изменения в психических  процессах и особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.

 

 

54. Раскройте психологическую  структуру и охарактеризуйте виды человеческой деятельности.

В обычном употреблении под  деятельностью понимают всякого  рода активность чел. В толковом словаре  под деятельностью – работа, занятие  в какой–либо области. В науке  Д. определена не достаточно четко. Еще  в 1940г. Рубенштейн отмечал, что понятие Д. употребляется в очень широком и неопределенном смысле. Изучение Д. такими науками как философия, психология, педагогика показали  многозначность понятия деятельности. В  общем виде под деятельностью можно зафиксировать 4 ряда смыслов, которые вкладываются в понятие Д.1) Д. – как совокупность результатов и последствий, продуктов, достижений, произведений. В этом понимание Д.выступает как производство.2) Д.  - процесс  преодоления трудностей, решения проблем и задач. Д. понимается как труд.3) Д. процесс самоизменения чел, в ходе обстоятельств своей жизни. Д. выступает как  самодеятельность .4) Д. условие или способ отношения к своей жизни. Д. выступает как практика. В психологическом плане Д. внутренняя (под внутренняя – психич.) или внешняя (физическая) - активность чел., которая регулируется осознаваемой целью. Гл. отличие чел от животного состоит в том, что порождаясь потребностью, как источником активности, она управляется осознаваемой целью как регулятором активности.    Характеристики деятельности 1)предметность –заключается в том, что она подчиняется свойствам, явлениям и отношениям, зависимым от объективного мира.2) общественная  - чел. всегда учитывает не только свою деятельность ,но и продукты деятельности других людей.3)субъективность – реализуется не только отдельным чел. но и коллективным субъектом.  Психологическое строение индивидуальной деятельность (ПСД) ПСД достаточно полно раскрывает в своих работах Леонтьев. Д. имеет следующие составляющие: потребности – мотивы – цели – условия достижения (единство цели и условий составляют зад). И соотносимые с ними: деятельность – действие – операции т.е.у Д. сущ–ет 2 пласта: 1)потребности, мотивы, цели, условия – которые составляют ее предметное содержание, т.е. внутренний план осуществ. Д.2) отдельная деятельность, действия, операции - составляют ее структурные элементы, т.е сама деятельность во плоти. В единстве эти 2 пласта составляют психологическое содержание деятельности. Потребность – источник активности чел. П - состояние чел, выражающее его зависимость от материальных и духовных предметов и условий существования. В психологии П рассматривается  как переживание нужды в том, что необходимо для поддержания жизни и развития личности. МОТИВ – форма проявления П., побуждение к Д., тот предмет, ради которого осуществляется Д.. В свою очередь мотив побуждает чел. к постановке задач и целей для удовлетворения своей потребности. ЦЕЛЬ – представленный или мысленный результат Д. ДЕЙСТВИЕ – составная часть Д., которая отвечает за осущ. цели.Способы осуществления действия - операции – преобразованные действия (Когда ребенок учится писать буквы, то написание букв является для него действием, которое направляется сознат. целью - написать буквы. Но, овладев этим действием, ребёнок использует написание букв как способ написания слов, следовательно, написание букв превращается из действия в операцию). Д. неразрывным образом связана с нашим общением. Общение прошло долгий путь развития от первобытно-общинного до наших дней. В первобытно общинном строе общение примитивно выражалось в мимике, жестах, сигналах. Интенсивное развитиеоб–ва и нашей Д. хар–ся в настоящие время высоким уровнем контактов общения. В настоящие время общение – процесс развития контактов м/д  людьми, который порождается совместной деятельностью. В настоящие время существует 3 стороны общения 1) Коммуникативная – включает в себя обмен информацией м/д участниками совместной деятельности. Общаясь м/д собой люди обращаются к языку, как к одному из важнейших средств общения 2) Интерактивная – заключается во взаимодействии обещающихся, т.е. обмен в процессе речи не только словами, но и действиями. 3) Перцептивная – предполагает восприятие общающихся д. с д. Рассматривая единство этих 3 сторон, общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей.

 

 

55. Раскройте психометрические  требования к конструированию  и применению психологических  тестов.

Тестами в психологии называют стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получать сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств. Под стандартизированностью таких  методик имеется в виду то, что  они всегда и везде должны применяться  одинаковым образом, начиная от ситуации и инструкции, получаемой испытуемым, кончая способами вычисления и интерпретации  получаемых показателей.Сопоставимость означает, что оценки, получаемые при  помощи теста, можно сравнивать друг с другом независимо от того,где, когда, как и кем они были получены, если, разумеется, тест применялся правильно. Из всех возможных психодиагностических методик к тестам предъявляются  самые строгие требования, касающиеся валидности, надежности, точности и  однозначности.Существует много разновидностей тестов, которые разделяются на группы по нескольким основаниям: по предмету тестирования (тому качеству, которое  оценивается с помощью данного  теста); по особенностям используемых в тесте задач; по материалу, предъявляемому испытуемым; по объекту оценивания. Вербальные тесты включают в себя задания на оперирование словами. Они  предполагают, например, определение  понятий, умозаключения, сравнение  объема и содержания различных слов, выполнение с понятиями различных  логических операций и т.п. Многие задания, которые используются в тестах, имеют  комплексный характер, т.е. включают в себя и практические, и теоретические, и образные, и вербальные действия и упражнения. Это связано с  тем, что большинство задач, с  которыми сталкивается человек в  реальной жизни, являются комплексными по характеру, а тестирование проводится для того, чтобы предсказать поведение  и возможные достижения человека не в искусственной лабораторной ситуации, а в реальной жизни.Бланковыми называются такие тесты, при использовании  которых испытуемый получает тестовый материал в форме различных бланков: рисунков, схем, таблиц, опросников и  т.п.Аппаратурные — это такие  тесты, в которых используется различного рода аппаратура для предъявления и  обработки результатов тестирования, например аудио- и видеотехника, электронно-вычислительные машины.Процессуальными называют тесты, с помощью которых исследуется  какой-либо психологический или  поведенческий процесс, и ему в результате дается точная качественная или количественная характеристика, например процесс запоминания человеком материала, процесс межличностного взаимодействия индивидов в группе. К группе тестов достижений относят такие тесты, в итоге применения которых оцениваются успехи человека в том или ином виде деятельности, в той или иной сфере познания, скажем продуктивность памяти, логичность мышления, устойчивость внимания, уровень развития вербального мышления и др.Тесты состояний и свойств касаются диагностики более или менее стабильных психологических качеств человека, таких, например, как черты личности, свойства темперамента, способности и т.п. В особую группу выделяются проективные тесты. Они основаны не на прямой, а на косвенной оценке тех или иных психологических качеств человека. Такая оценка получается в результате анализа того, как данный человек воспринимает и интерпретирует некоторые многозначные объекты: сюжетно неопределенные картинки, бесформенные пятна, незавершенные предложения и др. Предполагается, что в оценки и интерпретации подобных объектов человек бессознательно «вкладывает» или «проецирует» самого себя. К этой группе тестов относятся, например, тест Рор-шаха, Тематический Апперцептивный Тест и многие другие. К проективным тестам обращаются тогда, когда дело касается психодиагностики скрываемых или не осознаваемых испытуемыми психологических особенностей. Психодиагностический эксперимент как метод применяется в исключительных случаях и в основном тогда, когда выявить и оценить нужное качество другим способом не представляется возможным. Процессуальные тесты применяются в тех случаях, если исследователя интересуют особенности протекания психических и поведенческих процессов у испытуемых, а тесты достижений — когда решается задача оценки способностей, умений и навыков людей. В отдельную группу тестов выделяются тесты интеллекта, к которым обращаются, если возникает необходимость точно определить и количественно оценить общий уровень интеллектуального развития человека. Как к методам точной психодиагностики к тестам предъявляются особые требования. Первое из них — социокультурная адаптированность теста. Это словосочетание означает соответствие тестовых заданий и тестовых оценок, которые испытуемый получает

Для того чтобы в максимально  возможной степени снять это  неизбежное в силу самой природы  языка несоответствие, приходится иногда отказываться от буквального перевода и делать его относительно произвольным, близким не по значениям слов, а  по их смыслам. Второе требование к  тестам — простота формулировок и  однозначность тестовых заданий. Согласно данному требованию в словесных  и иных заданиях теста не должно быть таких моментов (слов, рисунков и т.п.), которые могут по-разному  восприниматься и пониматься людьми.Третье требование — ограниченное время  выполнения тестовых заданий. Здесь  речь идет о том, что полное время  выполнения заданий психологического теста не должно превышать по-лутора-двух часов, так как в течение большего времени человеку трудно сохранить  свою работоспособность на достаточно высоком уровне.Четвертое требование — наличие тестовых норм для данного  теста. Под такими нормами понимаются репрезентативные средние показатели по данному тесту, т.е. показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного  индивида, оценивая уровень его психологического развития. Норма теста обычно определяется в результате тестирования большой  выборки испытуемых определенного  возраста и пола и усреднения полученных оценок с их последующей дифференциацией  по возрасту, полу и ряду других релевантных  показателей. Для каждого теста  должна существовать обоснованная и  выверенная процедура обработки  и интерпретации результатов, позволяющая  избежать ошибок, возникающих на этом этапе тестирования. Это, в частности, касается приемов математико-стати-стической  обработки первичных данных, которые  также должны быть строго и заранее  установлены. Прежде чем приступить к практическому тестированию, необходимо провести определенную подготовительную работу к нему. Она состоит в  следующем. Вначале испытуемым представляют тест и объясняют, для чего он предназначен, с какой целью проводится тестирование, какие данные в результате него могут  быть получены и каким образом  они могут быть использованы в  жизни. Затем дают инструкцию и добиваются того, чтобы она была правильно  понята всеми испытуемыми. Убедившись в этом, психолог приступает к тестированию, строго следя за соблюдением инструкции и всех указанных выше условий, обеспечивающих достоверность получаемых результатов.

 

56. Раскройте содержание  системных свойств человека: индивид,  субъект деятельности, личность, индивидуальность.

Психологическая наука использует разные понятия для отражения  определенных сторон субъекта: индивид, личность, индивидуальность. Когда мы говорим об отдельном субъекте, как представители вида – мы называем его индивидом.  Понятие индивид выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта. Индивид как целостность (системный характер связей между многообразными функциями и механизмами, реализующими жизненные отношения) – это продукт биологической эволюции, генотипическое образование. При выделении понятия индивид, отвечают на вопрос – в чем данный человек подобен всем другим людям, т.е. что объединяет его с другими людьми. Но формирование индивида происходит и в онтогенезе, прижизненно. Поэтому в характеристику индивида входят сплавы врожденных и приобретенных реакций. Представляя собой продукт филогенетического и онтогенетического развития в определенных внешних условиях, не является калькой этих условий, а именно продукт развития жизни, взаимодействия со средой.Личность = индивид: это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается. Индивид не порождает личность, не является ее основанием и детерминантой, а представляет собой предпосылку возникновения Я и необходимое условие ее существования. Личность человека производится – создается общественными отношениями, в которые человек вступает в своей деятельности. Значит реальным базисом личности является совокупность его общественных по своей природе отношений к миру, но отношений которые реализуются, а реализуются они его деятельностью, точнее совокупностью его многообразных деятельностей. Личность характеризуется иерархичекими отношениями деятельностей. Их особенностью является их отвязанность от состояний организма. Эти иерархии деятельностей порождаются в системе отношений, в которые вступает субъект.  Субъекта  нельзя рассматривать изолировано от мира. Субъект включен в три сферы: природа, общество, культура. Природный субъект – это субъект активного, гибкого приспособления к изменяющимся условиям окружающей среды. Общественный субъект – это субъект присвоения и правильного использования коллективных сознательных представлений, способов поведения, имеющихся в определенном обществе. Культурный субъект – субъект самостоятельного и ответственного решения собственных (важных, значимых) проблем, на основе общечеловеческих культурных норм (это еще субъект принятия решения, выбора в неопределенной ситуации) (моральная стойкость, способность принимать решения и нести за них ответственность, способность к управлению своей эмоциональной сферой). Из этой схемы – индивид – природный субъект. Личность по А.Н.Леонтьеву вкладывается во второй и третий субъекты. Но есть взгляды (Петухов, Столин) видеть личность только в третьем субъекте, а второго интерпретировать как социальный индивид.Индивидуальность – человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других (конкретный человек). Индивидуальность проявляется в каждом из этих субъектов: природная индивидуальность – физическое здоровье, красота, природная сила, телосложение и т.д.; социальная индивидуальность – степень индивидуального овладения принятыми нормами, способами поведения в обществе, глубина профессиональных знаний и т.д.; культурная индивидуальность.

 

 

57. Раскройте социально-психологические  характеристики больших социальных  групп.

Большая социальная группа —  это совокупность людей, которая  включает в себя десятки и сотни  тысяч людей, объединенных друг с  другом по определенным социально-демографическим  признакам, например по полу, возрасту, профессии, образованию, социальной принадлежности, вероисповеданию и т. п. Такие  группы отличаются от малых и средних  не только по величине, но и по организованности. Они являются менее всего организованными. Большинство их участников не только не имеют между собой определенных взаимоотношений, но чаще всего лично  друг друга не знают (иногда даже и  не подозревают о существовании  друг друга). Здесь нет внутренней организации, единых органов управления. Они не имеют общей, объединяющей их цели или совместной деятельности. Особо выделяютя стихийные группы (толпа, масса, публика) и массовые социальные движения (стремящиеся к организации - глобальные, локальные и анархистские, преступные группы) и др. Среди методов  исследований больших социальных групп  предлагаются: методы этнографии (нравы, традиции, обычаи, сравнительные исследования различных культур и различных  социальных групп); методы языкознания (анализ знаковых систем); метод исследования «социальных представлений» С.Московичи. Особенности социально – психологических  процессов в нашей стране: сплочение  определенных групп к единым действиям; сдвиги в мотивационно-волевой сфере; неустойчивое равновесие; когнитивный  диссонанс в массовом сознании между  социальным стереотипом и реальным образом жизни; рост социальных ожиданий; глубокое социальное расслоение и переживания  с ним связанные; размывание границ групповой принадлежности; увеличение числа пассивных людей.

 

58. Раскройте социально-психологическую  феноменологию лидерства в малой  группе.

Феномен лидерства привлекает внимание исследователей прежде всего  исключительной практической значимостью  проблемы с точки зрения повышения  эффективности управления в различных  сферах общественной жизни. Лидерство  в малой группе — это феномен  воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение  группы в целом или отдельных  ее членов. Лидерство основано наличных качествах лидера и социально-психологических  отношениях, складывающихся в группе. Поэтому лидерство как явление, основанное на социально-психологических  механизмах, следует отличать от руководства, в основе которого лежит использование  экономических, организационных и  командно-административных методов  воздействия (Б.Д. Парыгин).Основными  референтами (признаками) лидерства  являются: более высокая активность и инициативность индивида при решении  группой совместных задач, большая  информированность о решаемой задаче, членах группы и ситуации в целом, более выраженная способность оказывать  влияние на других членов группы, большее  соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе, большая  выраженность личных качеств, эталонных  для данной группы.Основные функции  лидера: организация совместной жизнедеятельности  в различных ее сферах, выработка  и поддержание групповых норм, внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами, принятие ответственности за результаты групповой деятельности, установление и поддержание благоприятных  социально-психологических отношений  в группе.В соответствии с выделением двух основных сфер жизнедеятельности  малой группы: деловой, связанной  с осуществлением совместной деятельности и решением групповых задач, и  эмоциональной, связанной с процессом  общения и развития психологических  отношений между членами группы, выделяют два основных вида лидерства: лидерство в деловой сфере (иногда его называют «инструментальное  лидерство») и лидерство в эмоциональной  сфере («экспрессивное лидерство»). Эти  два вида лидерства могут быть персонифицированы в одном лице, но чаше они распределяются между  разными членами группы. В зависимости от степени выраженности направленности на ту или иную сферу жизнедеятельности группы можно выделить типы лидеров, ориентированных на решение групповых задач, лидеров, ориентированных на общение и взаимоотношения в группе, и универсальных лидеров. Внутри каждой из сфер групповой жизнедеятельности могут быть выделены более дифференцированные роли: лидер — организатор, лидер — специалист, лидер — мотиватор, лидер — генератор эмоционального настроя и т.д.Феномен лидерства определяется взаимодействием ряда переменных, основными из которых являются: психологические характеристики личности самого лидера, социально-психологические характеристики членов малой группы, особенности ситуации, в которой находится группа, и характер решаемых задач.

 

59. Раскройте сущность  и закономерности формирования  характера человека как прижизненного  личностного образования. Охарактеризуйте  подходы к типологизации характеров  в психологии.

Понятие «характер» употребляется  в разных значениях, например когда  мы хотим оценить поведение человека, когда говорим о постоянных, привычных  для человека формах поведения или  о тех формах поведения, в которых  выражается личность человека. Свойства личности, выражающие отношение человека к действительности, как правило, представляют не сумму отдельных  особенностей человека, а единое целое, которое и называют характером человека.Итак, характер – это индивидуальное сочетание  существенных свойств личности, определяющих отношение человека к окружающему  миру и выражающихся в его поведении  и поступках. Когда мы говорим, что  у человека такой-то характер, мы тем  самым раскрываем: 1) систему его  отношений к действительности и 2) привычный образ его поведения  в определенной ситуации.

Характер человека как  социального существа детерминирован его общественным бытием. Он представляет собой единство особенного и типичного. С одной стороны, индивидуальное своеобразие жизненного пути, условий  жизни и деятельности каждого  отдельного человека формирует разнообразие индивидуальных черт и проявлений характера. С другой стороны, общие, типичные обстоятельства жизни людей, живущих в одинаковых общественных условиях, формируют общие  стороны и черты характера. Типичные характеры являются продуктом определенных общественно-исторических условий.В  зависимости от преобладающего влияния  на деятельность различных психических  процессов могут быть выделены интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты  характера.Многие черты характера  представляют собой глубокие и активные побуждения, определяющие действия и  поступки человека.Черты характера  побуждают человека действовать  определенным образом, иной раз вопреки  обстоятельствам, то они лучше всего  обнаруживаются в трудные минуты жизни.Считается, что физиологической  основой характера является динамический стереотип.Динамический стереотип  – это система условных рефлексов, образующихся в ответ на неизменно  повторяющуюся систему условных раздражителей.Особенностью динамического  стереотипа является то, что он определяется не только видом раздражителя, но и  обстановкой, ситуацией. Это означает, что на один и тот же раздражитель в разных ситуациях организм отвечает разными реакциями. Данное явление  называется переключением. Суть его  заключается в том, что в зависимости  от обстановки центральная нервная  система имеет разное функциональное состояние.Само выражение «динамический  стереотип» может показаться двусмысленным: если «динамический» означает «изменяющийся», то с понятием «стереотип» ассоциируется  устойчивость, постоянство.Сходство этих физиологических характеристик  с проявлениями характера человека заключается в следующем:– они  стереотипны, шаблонны для данного  индивида;– в зависимости от обстановки в ответ на одни и те же раздражители человек обнаруживает разные стереотипные реакции;– эти физиологические  характеристики, как и характер человека, чрезвычайно устойчивы, постоянны. Таким образом, физиологическая  основа характера – это сплав  сложных устойчивых систем временных  связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта, и типа нервной деятельности.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"