Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 15:18, шпаргалка

Описание работы

2. Дайте общую характеристику и раскройте критерии основных подходов к классификации способностей человека.
3. Дайте общую характеристику классификации психодиагоностических процедур и их основания.
4. Дайте определение и опишите феноменологию социального поведения личности. Перечислите основные признаки, виды, опишите механизмы и закономерности социального поведения личности.

Файлы: 1 файл

Shpory.docx

— 170.04 Кб (Скачать файл)

 

 

10. Дайте психологическую характеристику видам и свойствам внимания как психофизиологического процесса. Назовите основные методы психологической диагностики внимания человека.

Основные  определения внимания. В. Вундт: внимание – субъективная сторона явлений сознания, апперцепция – их объективный результат. Внимание - процесс апперцепции, сопровождаемый чувством внутреннего усилия. Э. Титченер: внимание – сенсорная ясность. Джемс: внимание – пристрастное, осуществляемое посредством умственной деятельностью, обладание в ясном и четком виде одним из нескольких одновременно возможных рядов мысли (селекция). Внимание – необходимый универсальный психический процесс, оно есть везде, но его содержание и специфику выделить очень трудно. Для этого его нужно рассматривать на уровне деятельности в целом. 2 основные характеристики внимания: 1) необходимость селекции материала, 2) образование прошлого опыта (для сохранения нужно удерживать его некоторое время в сознании, необходима активность субъекта). Внимание как усилие сознания, которое имеет ограниченный ресурс. Внимание – наличие особой активности субъекта, оснащенной специальными средствами и связанной с усилием субъекта. В. всегда подразумевает активность, В - активная селекция; это формирование и проявление перецептивной установки на один объект при игнорировании других.; это состояние ясности и отчетливости содержания сознания; это готовность замечать ч-т. в поведении другого и реагировать на это ; это направленность и сосредоточенность псих. деятельности. направленность (направленность - выбор и поддержание данной деятельности; сосредот. - отвлечение от др. деят. и углубление в данной деят.); это особ. деятельность контроля (идеальная, сокращенная, автоматиз); феноменальное и продуктю проявление работы вед. уровня организ.  деятельности ÞÞ в - это всегда выбор, селекция  и избирательность., а также сосредоточение и борьба с отвлеч.

Св-ва. Внимание как состояние (фиксир. полож. в кот. ч-т или к-т нах.) и как процесс (вовокупн. последоват. этапов , кот привод. к к-т. состоян)  им. разн. св-ва. У вним. как состояния 4 св-ва: 1. направленность, кот. определяется областью направленности прожектора (внутр. или внеш) 2. степень (интенсивность) 3 объем (число простых впечатл. или идей осозн. четко в данный момент) 4. концентрация (сосред) здесь объем и степень нах. в обратн. зависимости. Вним. как процесс: 1. колебания - непроизв. изменения вним. 2. отвлечение - непроиз. измнение направленности, 3. сдвиги - непр. изм. объема, 4. перекл. - преднамеренное измен. направленности, 5 устойчивость - опред. частотой колеб. и сдвигов, 6. распределение - возм. направл. в. одноврем. на неск. объектов. 7. подвижность -  быстрое изм. напрравл, степени, объема.

Виды:

1) Джеймс выделил 3 типа: 1. по объекту сознания (сенсорное и умственное); 2 аффетивное (непоср. - если объек интересен сам по себе и производное - в связи с др. объект.); 3. пассив. (мы обраш. на него внимание скорее благодаря его природе, чем силе воздейств. на к-н. прирожденное стремление и в силу этого приобр. привлекательность)  и активн. \ произвольн.(всегда апперцептивно, мы делаем усилия для направл в.). Непрозв. в: главная побуд. сила не в субъекте, а в объекте и челов. вним. незав. от от сознат. целей и их частоназ. пассивн. . Типы: а. вынужденное (врожденное), выз. объектами с определ. хар-ками (интенсивность, ритмичность повторения, неожиданное); б. невольное (завис. от инд. опыта и возн. в проц. подлаживания, а объекты попад.  во вним.  в период при актуализ. потребности); в. привычное (зав. от целенапр. и воспит.). Произвольное: отлич. его признак - сознат. намерение обратить на ч-т. вним. а. волевое (конфликт м. выбранным объектом и тенденциями непроиз. в. Þвозник. чувство напряжения); б. выжидательное (если челов. предупр. и ждет); в. спонтанное (волевое превр. в нов. ф.) .

2) другая  классиф.: 1.. селективное (анализируется в услов. действ. неск. объектов. По модальностьи - зрительное ....). Селективн. отл от фокусировки (мы приспосабл. к к-т. ответу, что надо делать с этим стимулом), тем , что мы сосред. на выходе на к-т. признаке. 2. распределоенное (одновр. вып действий); 3. непрерывное (длит. и монотон. задачи)

3) Другая  классиф. 1) по предмет, 2) по функции, как процесс решения задачи; 3) по генезу.

(1) предметное содержание  деятельности, требующей внимания. У. Джемс: виды внимания по  связи с познанием: а) перцептивное  внимание – наблюдательность (восприятие); б) интеллектуальное внимание  – проницательность (мышление). Всякая  деятельность непроизвольно сопровождается  потоком сознания, которое позволяет  контролировать исполнение действий  – исполнительное внимание. (2) А.  Смирнов: любая деятельность сопровождается  мнемической направленностью. Задача: а) цель и усилие по ее  достижению - непроизвольные и произвольные  процессы; б) средства – непосредственные  и опосредованные процессы; в)  роль в процессе переработки  информации (когнитивная информация) – П. Я. Гальперин: функция  внимания – контроль. Внимание  – движение психического контроля, автоматизированный контроль. (3) Н.  Ф. Добрынин: функциональные критерии  уровней развития: 1) наличие цели  – непроизвольное и произвольное  внимание; 2) наличие средств –  непосредственное и опосредованное. Уровни: 1) пассивное (натуральное  – вслед за объектом); 2) ВПФ  (активность); 3) послепроизвольное (активность  личности).

 

11. Дайте психологическую  характеристику мотивационной сферы  личности. Назовите и опишите  её основные компоненты.

Одним из важнейших понятий  психологии мотивации является понятие  «мотивационная сфера» личности (точнее — мотивационная система). Мотивация—система  факторов, определяющих поведение человека; характеристика процесса, который стимулирует  и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Другими словами, мотивация — это совокупность причин психологического характера, вызывающих активность индивида, определяющих ее направленность и объясняющих поведение  человека. Мотивацию можно рассматривать  как циклический процесс непрерывного взаимного действия и преобразования индивидом ситуации, результатом  которого является его реально наблюдаемое  поведение как процесс непрерывного выбора и принятия решений. Мотивация  объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной  деятельности, направленной на достижение определенной цели. Как и любая  иная система, мотивационная сфера  личности включает в себя определенную совокупность своих компонентов, а  также закономерные и устойчивые связи между ними. В качестве основных компонентов мотивационной сферы  личности выступают следующие основные психологические образования и  структуры: потребности, влечения, установки, собственно мотивы, интересы, идеалы, намерения, социальные нормы и роли, стереотипы и др. Всем указанным компонентам  присуща одна фундаментальная общая  особенность: они имеют две основные стороны, два аспекта — содержательный и динамический. Содержательный аспект заключается в той или иной репрезентации внешней — отражаемой реальности и выступает чаще всего  в форме определенного знания. Динамический аспект связан с тем, что  любой из отмеченных компонентов  мотивационной сферы обладает определенным потенциалом для инициации, поддержания  и изменения активности субъекта. Именно на этой основе все указанные  компоненты и объединяются в составе  мотивационной сферы личности. Мотивационную  сферу человека, с точки зрения ее развитости, можно оценивать по следующим параметрам: 1) широта —  параметр, отражающий разнообразие мотивационных  факторов — мотивов, потребностей и  целей. Чем больше у человека мотивов, потребностей, целей, тем больше развита  его мотивационная сфера; 2) гибкость — более гибкой является та мотивационная  сфера, в которой для удовлетворения потребности используется больше мотивационных  побудителей (например, один человек  учится только по телевидению, а другой — по книгам, телевидению, газетам); 3) иерархизированность — чем  больше различий в силе и частоте  актуализаций мотивационных образований  определенного уровня, тем выше иерархизированность  мотивационной сферы. Выделяют следующие 2 вида мотивации: 1) ситуационная мотивация  — включает факторы мотивации, которые  побуждают человека к действию из внешней среды. К этим факторам относят  определенные ситуационные характеристики, поступки и действия окружающих человека людей, культуру, социальное положение, которое занимает человек и т.д.; 2) диспозиционная мотивация — внутренняя мотивация человека. Она включает в себя цель — осознанный образ  предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. Основой формирования цели у человека является его предметно-материальная, трудовая деятельность, направленная на преобразование окружающего мира. Процесс постановки и достижения цели включает следующие шаги: а) образование  цели; б) осуществление действия, направленного  на достижение цели; в) эмоциональная  и когнитивная (познавательная) оценка хода выполнения действия и его окончательного результата.

 

12. Дайте психологическую  характеристику основным видам  эмоциональных явлений. Проведите  сравнительный анализ эмоций  и чувств человека.

Эмоции – это более  широкое понятие, чем чувства. В  психологии под эмоциями понимают психические  процессы, протекающие в форме  переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и  внутренних ситуаций для жизнедеятельности  человека. Наиболее существенной характеристикой  эмоций является их субъективность.Другая общая черта эмоций – это их содействие в реализации потребностей и достижении определенных целей. Так, положительная эмоция всегда связана с получением желаемого результата, а отрицательная, наоборот, с неудачей при достижении цели. Таким образом, можно сделать вывод о том, что эмоции самым непосредственным образом связаны с регуляцией деятельности человека.Большинство эмоциональных состояний отражаются на особенностях поведения человека и поэтому могут быть изучены с использованием не только субъективных, но и объективных методов.Эмоции – это очень сложные психические явления. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.Аффект – наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние.Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности, и он перестает себя контролировать. В состоянии аффекта изменяется функционирование всех психических процессов. В частности, резко изменяется внимание. Его переключаемость снижается, и в поле восприятия попадают только те объекты, которые непосредственно связаны с переживанием. Все остальные раздражители, не связанные с переживанием, оказываются не в поле внимания человека, осознаются им недостаточно, и в этом заключается одна из причин неуправляемости поведения человека в состоянии аффекта. В состоянии аффекта человеку трудно предвидеть результаты своих действий, поскольку меняется характер протекания процессов мышления. Резко снижается способность прогнозировать последствия своих поступков, в результате чего становится невозможным целесообразное поведение.Следующую группу эмоциональных явлений составляют собственно эмоции. Эмоции отличаются от аффектов прежде всего длительностью. Если аффекты в основном носят кратковременный характер (например, вспышка гнева), то эмоции – это более длительные состояния.Во многих ситуациях, помимо удовольствия и неудовольствия, возникает ощущение какого-либо напряжения, с одной стороны, и разрешения или облегчения, с другой стороны. Другими проявлениями эмоциональных процессов являются возбуждение и успокоение. Возбужденное эмоциональное состояние носит обычно активный характер, связано с деятельностью или с попытками к ней. Чрезмерное возбуждение может, однако, расстраивать целесообразную деятельность, делать ее беспорядочной, хаотичной.

 

13. Дайте психологическую  характеристику роли игровой  деятельности в психическом развитии  детей дошкольного возраста.

Преимущество игры перед  любой другой детской деятельностью  заключается в том, что в ней  ребёнок сам, добровольно подчиняется  определённым правилам, при чём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение  ребёнка осмысленным и осознанным, превращает его из полевого в волевое. Игра – это единственная деятельность, которая делает видимой для ребенка  внутреннюю жизнь других. В результате формируется и собственный внутренний мир малыша, и понимание этого  своего мира. В игре ребенок принимает  на себя определенную роль, т.е. действует  так, как должен поступать выбранный  им персонаж. Таким образом ребенок  учится действовать в соответствии с определенными правилами, и  добровольно (даже с удовольствием) подчинять свое поведение этим правилам. Эта способность просто необходима в дальнейшем, прежде всего в школе. В игре зарождается и развивается  воображение, складываются представления  ребёнка о добре и зле, красивом и некрасивом, хорошем и плохом. Мышление дошкольника из сферы практических действий переходит во внутренний план, становится образным. Ребёнок уже  может сравнивать предметы и ситуации, замечать изменения, сочинять истории  и небылицы.

Ведущей деятельностью дошкольника  является игра – своеобразный способ переработки полученных из окружающей жизни впечатлений. В игре ярко проявляются  особенности мышления и воображения  ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. Социальная значимость игры заключается в том, что в процессе общения со сверстниками у ребенка формируются навыки взаимодействия: он учится согласовывать  свое мнение с другими, подчиняться  правилам, регулировать поведение в  соответствии с отведенной ролью, оказывать  помощь товарищам и т. д.

 

 

14. Дайте социально-  психологическую характеристику  признакам, видам и структуре  малой группы.

Основной формой социального  объединения людей является малая  группа. Малая группа – это небольшая  по размеру общность людей, связанных  непосредственным взаимодействием. Ее нижние и верхние границы определяются качественными признаками, основными  из которых являются контактность и  целостность. Контактность есть возможность  каждого члена группы регулярно  общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и  воздействиями. Целостность определяется как социальная и психологическая  общность входящих в группу индивидов, позволяющая воспринимать их как  единое целое.За нижнюю границу размеров малой группы большинством специалистов принимаются три человека, поскольку  в группе из двух человек (диаде) групповые  социально-психологические феномены протекают особым образом. Верхняя  граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20–30, по данным некоторых  специалистов, до 50 человек. Оптимальный  размер малой группы зависит от характера  выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5 – 12 человек. В меньших по размеру группах  скорее возникает феномен социального  пресыщения, группы большего размера легче распадаются на более мелкие, в которых индивиды связаны более тесными контактами. В этой связи американский психолог Ч. Кули предложил выделять группы первичные, т. е. наименьшие по размеру и далее не делимые общности, в которых все члены находятся в непосредственном контакте друг с другом, и вторичные, формально представляющие собой единые общности, но включающие в себя несколько первичных групп.Другой американский исследователь, Э. Мэйо, разделил все группы на формальные и неформальные. В формальных группах членство и взаимоотношения носят преимущественно формальный характер, т. е. определяются формальными предписаниями и договоренностями. Формальными малыми группами являются прежде всего первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов. Организационные и институциональные малые группы представляют собой элементы социальной структуры общества и создаются для удовлетворения общественных потребностей. Ведущей сферой активности и основным психологическим механизмом объединения индивидов в рамках организационных и институциональных малых групп является совместная деятельность. В неформальные группы люди объединяются на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви.Третья классификация, автором которой является Г. Хаймен, выделяет группы членства и референтные группы. Референтностью называется значимость групповых ценностей, норм, оценок для индивида. Дж. Келли выделил в качестве основных функций референтной группы сравнительную (принятые в группе стандарты поведения выступают для человека в качестве эталонных образцов, на которые он ориентируется в принятии решений и оценках) и нормативную (групповые ценности позволяют человеку оценить, насколько его поведение соответствует нормам группы).По времени существования выделяются группы временные, в рамках которых объединение индивидов ограничено во времени (участники групповой дискуссии или соседи по купе в поезде), и стабильные, относительное постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования (семья, трудовые и учебные группы).В зависимости от степени произвольности решения индивидом вопроса о вхождении в ту или иную группу, участии в ее жизнедеятельности и уходе из нее, группы делятся на открытые и закрытые. Ярким примером закрытых групп являются секты.Структура малой группы – это совокупность связей, складывающихся в ней между индивидами. Поскольку основными сферами активности индивидов в малой группе являются совместная деятельность и общение, при исследовании малых групп наиболее часто выделяют структуру связей и отношений, порождаемых совместной деятельностью (функциональных, организационных, экономических, управленческих), и структуру связей, порождаемых общением и психологическими отношениями (коммуникативную структуру, структуру эмоциональных отношений, ролевую и неформально-статусную структуры).

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"