Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 15:18, шпаргалка

Описание работы

2. Дайте общую характеристику и раскройте критерии основных подходов к классификации способностей человека.
3. Дайте общую характеристику классификации психодиагоностических процедур и их основания.
4. Дайте определение и опишите феноменологию социального поведения личности. Перечислите основные признаки, виды, опишите механизмы и закономерности социального поведения личности.

Файлы: 1 файл

Shpory.docx

— 170.04 Кб (Скачать файл)

 

42. Охарактеризуйте  предмет и методы возрастной  психологии как науки.

 

43. Охарактеризуйте  природу и опишите виды и  формы мышления как познавательного  психического процесса.

Мышление – это социально  обусловленный, неразрывно связанный  с речью психический процесс  опосредованного и обобщенного  отражения действительности, познания отношений и закономерных связей между предметами и явлениями  окружающего мира.Мышление есть познание (отражение) отношений и закономерных связей между предметами и явлениями  окружающего мира. Мышление дает возможность  понять закономерность материального  мира, причинно-следственные связи  в природе и в общественно-исторической жизни, закономерности психики человека.Кроме  опосредованности, мышление обеспечивает обобщенное отражение действительности, позволяющее человеку предвидеть, что  произойдет в каждом конкретном случае. Например, если мы воспринимаем треугольник, то, даже не измеряя, мы знаем, что сумма  внутренних углов этого конкретного  треугольника равна 180 градусам.Таким  образом, мышление есть обобщенное познание действительности, процесс познания общих и существенных свойств  предметов и явлений. С помощью  мышления человек познает, например, общие и существенные свойства металлов, общие свойства газов, в отличие  от общих свойств жидкости, общие  признаки глаголов, в отличие от общих признаков прилагательного  и т. д.Мышление играет огромную роль в познании действительности. Оно  расширяет до бесконечности пределы  познания, дает возможность выйти  за пределы непосредственного опыта  ощущений и восприятий, предвидеть наступление каких-то событий (затмение Солнца и Луны, смещение орбиты космического тела, ход общественно-исторического процесса и т. п.).Мышление перерабатывает информацию, которая содержится в ощущениях и восприятии, а результаты мыслительной работы проверяются и применяются на практике.Обычно принято выделять следующие виды мышления.Предметно-действенное мышление – вид мышления, связанный с практическими действиями над предметами.В элементарной форме предметно-действенное мышление свойственно детям раннего возраста. Для них мыслить о предметах означает действовать, манипулировать с ними.В развитой форме оно свойственно людям определенных профессий, связанных с практическим анализом, конструированием (конструктор-технолог, химик-аналитик).Наглядно-образное мышление – это вид мышления, которое опирается на восприятие или представления. Такое мышление характерно для дошкольников и отчасти для детей младшего школьного возраста. В развитых формах оно свойственно людям тех профессий, которые связаны с ярким и живым представлением тех или иных предметов или явлений (писатели, художники, музыканты, актеры). Использование наглядности в обучении – это использование наглядно-образного мышления учеников.Развитие отвлеченного абстрактного мышления у школьников вовсе не означает, что их наглядно-действенное и наглядно-образное мышление перестает развиваться или вообще исчезает.Наоборот, эти первичные и сходные формы всякой мыслительной деятельности по-прежнему продолжают развиваться вместе с отвлеченным мышлением и под его влиянием. Не только у детей, но и у взрослых постоянно развиваются все виды мышления.

 

 

44. Проведите анализ  геронтологических проблем современной  психологии.

Современная геронтология гласит. Во второй половине жизни происходит включение организмом таких процессов, которые способствуют его саморазрушению, старению и гибели. По мнению многих ученных основная причина старения (дегенерации организма) находится в глубине генетического материала клетки ДНК. Суть этой теории состоит в том, что повреждения ДНК клеток, вызванные процессом окисления, с возрастом накапливаются. Это приводит к развитию дегенеративных болезней старения: рака, иммунных нарушений, сердечнососудистой патологии, дисфункции мозга и нервной системы, умственной деградации, приобретенного сахарного диабета, артрита. Довольно широко в мировой психологической литературе поддерживается классификация, которую предложила Д.Б. Бромлей. Она выделяет пять типов приспособления личности к старости:1) Конструктивное отношение человека к старости, при котором пожилые и старые люди внутренне уравновешены, имеют хорошее настроение, удовлетворены эмоциональными контактами с окружающими людьми. Они в меру критичны по отношению к себе и вместе с тем весьма терпимо относятся к другим, к их возможным недостаткам. Не драматизируют окончание профессиональной деятельности, оптимистически относятся к жизни, а возможность смерти трактуют как естественное событие, не вызывающее печали и страха. Не пережив в прошлом слишком много травм и потрясений, они не проявляют ни агрессии, ни подавленности, имеют живые интересы и постоянные планы на будущее. Благодаря своему положительному жизненному балансу они с уверенностью рассчитывают нас помощь окружающих. Самооценка этой группы пожилых и старых людей довольна высока.2) Отношение зависимости. Зависимая личность -это человек, подчиненный кому-либо, зависимый от супружеского партнера или от своего ребенка, не имеющий слишком высоких жизненных претензий и благодаря этому охотно уходящий из профессиональной среды. Семейная среда обеспечивает ему ощущение безопасности, помогает поддерживать внутреннюю гармонию, эмоциональное равновесие, не испытывать ни враждебности, ни страха.3) Оборонительное отношение, для которого характерны преувеличенная эмоциональная сдержанность, некоторая прямолинейность в своих поступках и привычках, стремление к «самообеспеченности» и неохотному принятию помощи от других людей. Люди данного типа приспособления к старости избегают высказывать собственное мнение, с трудом делятся своими сомнениями, проблемами. Оборонительную позицию занимают иногда по отношению ко всей семье: если даже имеются какие-то претензии и жалобы в адрес семьи, они их не выражают. Защитным механизмом , который они используют против ощущения страха смерти и обездоленности, является их активность «через силу», постоянная «подпитка» внешними действиями. Люди с оборонительным отношением к наступающей старости с большой неохотой и только под давлением окружающих оставляют свою профессиональную работу;4) Отношение враждебности к окружающим. Люди с таким отношением агрессивны, взрывчаты и подозрительны, стремятся «переложить» на других людей вину и ответственность за собственные неудачи, не совсем адекватно оценивают действительность. Недоверие и подозрительность заставляют их замыкаться в себе, избегать контактов с другими людьми. Они всячески отгоняют мысль о переходе на пенсию, так как используют механизм разрядки напряжения через активность. Их жизненный путь, как правило, сопровождался многочисленными стрессами и неудачами, многие из которых превратились в нервные заболевания. Люди, относящиеся к данному типу отношения к старости, склонны к острым реакциям страха, они не воспринимают свою старость, с отчаянием думают о прогрессирующей утрате сил. Все это соединяется еще и с враждебным отношением к молодым людям, иногда с переносом этого отношения на весь «новый, чужой мир». Такой своего рода бунт против собственной старости сочетается у этих людей с сильным страхом смерти.5). Отношение враждебности человека к самому себе. Люди такого типа избегают воспоминаний, потому что в их жизни было много неудач и трудностей. Они пассивны, не бунтуют против собственной старости, лишь безропотно принимают то, что посылает им судьба. Невозможность удовлетворить потребность в любви является причиной депрессий, претензий к себе и печали. С этими состояниями соединяются чувство одиночества и ненужности. Собственное старение оценивается достаточно реалистично; завершение жизни, смерть трактуется этими людьми как избавление от страданий.

 

45. Раскройте возрастно-психологические  особенности детей в раннем  детстве. Опишите феноменологию  кризиса трех лет.

 

46. Раскройте возрастно-психологические  особенности детей младшего школьного  возраста.

 

47. Раскройте возрастно-психологические особенности личности в подростковом возрасте.

 

48. Раскройте возрастно-психологическую специфику младенческого возраста. Назовите психические новообразования и кризисные явления младенчества. Определите роль общения со взрослыми в психическом развитии ребенка младенческого возраста.

 

49. Раскройте закономерности  врожденных особенностей и тенденций  психического развития человека  в период новорожденности.

 

50. Раскройте механизмы и закономерности психического развития человека согласно взглядам Л.С. Выготского.

Огромный вклад в развитие возрастной психологии внес Л.С. Выготский. Он создал культурно-историческую концепцию  в психологии — учение об общественно-исторической природе психики человека. Л.С. Выготский  предложил отличное от биологизаторских и социологизаторских теорий понимание  источника, условий, форм, специфики  и движущих сил психического развития ребенка; выявил и сформулировал  основные законы детского развития.Л.С. Выготский подчеркнул определяющую роль отношений между ребенком и  взрослым для его психического развития; свою конкретную реализацию это положение  получило в учении о ведущем значении обучения в развитии ребенка. Он ввел в психологию экспериментально-генетический метод исследования, суть которого состоит в воспроизведении в  специально создаваемых и контролируемых условиях самого процесса происхождения  и становления новых психических  свойств и качеств.Л.С. Выготский  разработал учение о возрасте как  единице анализа детского развития и предложил оригинальную периодизацию психического развития, представляющую собой чередование стабильных и  критических возрастов. Он внес вклад  в решение многих проблем возрастной и педагогической психологии. Взгляды  Л.С. Выготского на процесс психического развития стали основой для разработки общепризнанной теории детского развития в отечественной психологии.

 

51. Раскройте основные  психофизиологические характеристики  ощущений как познавательного  психического процесса. Дайте определения  явлениям сенсорной адаптации  и взаимодействия ощущений.

.ОЩУЩЕНИЕ- психический процесс,  состоящий в отражении отдельных  свойств предмета и явлений  материального мира, а так же  внутреннего состояния организма  при непосредственных воздействиях  материальных  раздражителей на  соответствующий раздражитель. Ощущение  возникает в результате преобразования  специфической энергии раздражителя, воздействующего в данный момент  на рецепторы, в энергию нервных  процессов. Т.О. процесс ощущения  возникает вследствие  воздействия  на органы чувств различных  материальных факторов, которые  называются раздражителями, а сам  процесс этого воздействия называется  раздражением. В свою очередь   раздражение вызывает еще   один процесс-возбуждение, которое  по центростремительным (афферентным)  нервам переходит в кору головного  мозга, где и возникает ощущение. Т.о. ощущение является чувственным  отображением объективной реальности. Суть ощущений  состоит в отражении  отдельных свойств предметов,  т.е. каждый раздражитель имеет  свои характеристики, в зависимости  от которых, он может восприниматься  отдельными органами чувств.

Физиологической основой  ощущений является деятельность сложных  комплексов анатомических структур, названых Павловым анализаторами, каждый анализатор состоит из 3х частей. 1. периферический отдел – рецепторы. Рецептор –  воспринимающая часть  анализатора, его основная функция  заключается в трансформации  внешней энергии в нервный  импульс. 2. проводящие нервные пути –(центростремительные, центробежные, аферентные) 3.корковые отделы анализатора,в  которых происходит переработка  нервных импульсов приходящих из периферических отделов. Для возникновения  ощущения необходимо задействовать  всё составные части анализатора. Если разрушить любую из частей анализатора, возникновение ощущения становится невозможным (зрительное ощущение прекращается при повреждении глаза.) Анализатор- активный  орган, который рефлекторно  перестраивается под воздействием раздражителей, поэтому ощущение не является пассивным процессом, а  всегда включает двигательные компоненты.

ИНТЕРОЦЕПТИВНЫЕ –  органические (ощущение боли) - объединяют сигналы, доходящие  до нас из внутренних процессов организма,возникают  благодаря  рецепторов, которые  находятся на  стенках желудка  и кишечника, сердца и кровеносных  сосудов, и других внутренних органов. Рецепторы, воспринимающие информацию о состоянии внутренних органов, называются внутренними рецепторами. ПРОПРИОЦЕПТИВНЫЕ – передают сигналы  о положении тела в пространстве и составляют афферентную основу движений чел. Играют решающею роль в  их регуляции. Описываемая группа ощущений включает в себя ощущуение равновесия (стоматические ощущения), движения (киностетические ощущения). Рецепторы  данных ощущений находятся в мышцах, суставах, сухожилиях и называются тельцами Паччини. Периферические рецепторы  данной гр. ощущений расположены в  полукружных каналах внутреннего  уха, которые отвечают за равновесие. Помимо систематической, есть генетическая  классификация. Ее предложил английский невропатолог Хед. Генетическая  классификация позволяет выделить 2 вида чувствительности: протатапическая – к которой относятся органические чувства: жажда, голод и т.д. эпикритическая – основные виды ощущений.

 

 

 

52. Раскройте основные  характеристики и опишите специфику  групповой психокоррекции.

Уточним, в чем состоит  преимущество групповой психокоррекционной работы над индивидуальной. Во-первых, в том, что в группе начинают действовать  дополнительные, стимулы, заставляющие человека нужным образом изменять свое поведение. Установлено, например, что  группа облегчает человеку выражение  эмоций и чувств, позволяет ему  вести себя более раскованно, способствует разрядке внутренней напряженности, возникающей  при индивидуальной работе. Во-вторых, в группе человек чувствует себя психологически более защищенным, так  как в ней обычно создается  благоприятная атмосфера человеческих отношений. В такой группе ведущий  и другие ее участники в любой  момент могут прийти на помощь, защитить каждого от психологических травм  и переживаний. В-третьих, группа помогает человеку более глубоко раскрыться, что само по себе может принести ему желаемое облегчение. В-четвертых, группа стимулирует появление и  закрепление у индивида новых  форм адаптивного межличностного поведения, таких, которые трудно вызвать при  индивидуальной психокоррекционной работе с клиентом. В-пятых, группа помогает лучше понять самого себя, сравнивая  себя с другими. В результате у  человека складывается о себе более  правильное представление. Виды групповой психокоррекции. Групповая психокоррекция имеет несколько разновидностей, основные из которых -- группы тренинга умений, группы встреч, гештальтгруппы, психодрама, группы телесной, танцевальной психокоррекции и группы коррекции искусством.

 

53. Раскройте психологические  аспекты и закономерности социализации  личности.

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. Например, в нашем обществе плюнуть на кого-то – это символ презрения, а у представителей племени Масаи – это выражение любви и благословения. Или в странах Азии принято ждать от гостя отрыжки после еды в знак того, что он вполне удовлетворен, а в нашем обществе – это некультурно, т.е. правила поведения, приличия, нормы морали неодинаковы в разных обществах и соответственно поведение людей, воспитанных под влиянием различных обществ, будет различаться.

Выделяют следующие стадии социализации :

  1. Первичная социализация или стадия адаптации ( от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
  2. Стадия индивидуализации ( появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения « мир и я » характеризуется как промежуточная социализация, т.к. все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется  как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

  1. Стадия интеграции ( появляется желание найти свое место в                     обществе , «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы :
  • Сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий ( взаимоотношений ) с людьми и обществом.
  • Изменение себя, «стать как все».
  • Конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
  1. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"