Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 15:18, шпаргалка
2. Дайте общую характеристику и раскройте критерии основных подходов к классификации способностей человека.
3. Дайте общую характеристику классификации психодиагоностических процедур и их основания.
4. Дайте определение и опишите феноменологию социального поведения личности. Перечислите основные признаки, виды, опишите механизмы и закономерности социального поведения личности.
42. Охарактеризуйте предмет и методы возрастной психологии как науки.
43. Охарактеризуйте
природу и опишите виды и
формы мышления как
Мышление – это социально
обусловленный, неразрывно связанный
с речью психический процесс
опосредованного и обобщенного
отражения действительности, познания
отношений и закономерных связей
между предметами и явлениями
окружающего мира.Мышление есть познание
(отражение) отношений и закономерных
связей между предметами и явлениями
окружающего мира. Мышление дает возможность
понять закономерность материального
мира, причинно-следственные связи
в природе и в общественно-
44. Проведите анализ
геронтологических проблем
Современная геронтология гласит. Во второй половине жизни происходит включение организмом таких процессов, которые способствуют его саморазрушению, старению и гибели. По мнению многих ученных основная причина старения (дегенерации организма) находится в глубине генетического материала клетки ДНК. Суть этой теории состоит в том, что повреждения ДНК клеток, вызванные процессом окисления, с возрастом накапливаются. Это приводит к развитию дегенеративных болезней старения: рака, иммунных нарушений, сердечнососудистой патологии, дисфункции мозга и нервной системы, умственной деградации, приобретенного сахарного диабета, артрита. Довольно широко в мировой психологической литературе поддерживается классификация, которую предложила Д.Б. Бромлей. Она выделяет пять типов приспособления личности к старости:1) Конструктивное отношение человека к старости, при котором пожилые и старые люди внутренне уравновешены, имеют хорошее настроение, удовлетворены эмоциональными контактами с окружающими людьми. Они в меру критичны по отношению к себе и вместе с тем весьма терпимо относятся к другим, к их возможным недостаткам. Не драматизируют окончание профессиональной деятельности, оптимистически относятся к жизни, а возможность смерти трактуют как естественное событие, не вызывающее печали и страха. Не пережив в прошлом слишком много травм и потрясений, они не проявляют ни агрессии, ни подавленности, имеют живые интересы и постоянные планы на будущее. Благодаря своему положительному жизненному балансу они с уверенностью рассчитывают нас помощь окружающих. Самооценка этой группы пожилых и старых людей довольна высока.2) Отношение зависимости. Зависимая личность -это человек, подчиненный кому-либо, зависимый от супружеского партнера или от своего ребенка, не имеющий слишком высоких жизненных претензий и благодаря этому охотно уходящий из профессиональной среды. Семейная среда обеспечивает ему ощущение безопасности, помогает поддерживать внутреннюю гармонию, эмоциональное равновесие, не испытывать ни враждебности, ни страха.3) Оборонительное отношение, для которого характерны преувеличенная эмоциональная сдержанность, некоторая прямолинейность в своих поступках и привычках, стремление к «самообеспеченности» и неохотному принятию помощи от других людей. Люди данного типа приспособления к старости избегают высказывать собственное мнение, с трудом делятся своими сомнениями, проблемами. Оборонительную позицию занимают иногда по отношению ко всей семье: если даже имеются какие-то претензии и жалобы в адрес семьи, они их не выражают. Защитным механизмом , который они используют против ощущения страха смерти и обездоленности, является их активность «через силу», постоянная «подпитка» внешними действиями. Люди с оборонительным отношением к наступающей старости с большой неохотой и только под давлением окружающих оставляют свою профессиональную работу;4) Отношение враждебности к окружающим. Люди с таким отношением агрессивны, взрывчаты и подозрительны, стремятся «переложить» на других людей вину и ответственность за собственные неудачи, не совсем адекватно оценивают действительность. Недоверие и подозрительность заставляют их замыкаться в себе, избегать контактов с другими людьми. Они всячески отгоняют мысль о переходе на пенсию, так как используют механизм разрядки напряжения через активность. Их жизненный путь, как правило, сопровождался многочисленными стрессами и неудачами, многие из которых превратились в нервные заболевания. Люди, относящиеся к данному типу отношения к старости, склонны к острым реакциям страха, они не воспринимают свою старость, с отчаянием думают о прогрессирующей утрате сил. Все это соединяется еще и с враждебным отношением к молодым людям, иногда с переносом этого отношения на весь «новый, чужой мир». Такой своего рода бунт против собственной старости сочетается у этих людей с сильным страхом смерти.5). Отношение враждебности человека к самому себе. Люди такого типа избегают воспоминаний, потому что в их жизни было много неудач и трудностей. Они пассивны, не бунтуют против собственной старости, лишь безропотно принимают то, что посылает им судьба. Невозможность удовлетворить потребность в любви является причиной депрессий, претензий к себе и печали. С этими состояниями соединяются чувство одиночества и ненужности. Собственное старение оценивается достаточно реалистично; завершение жизни, смерть трактуется этими людьми как избавление от страданий.
45. Раскройте возрастно-
46. Раскройте возрастно-
47. Раскройте возрастно-психологические особенности личности в подростковом возрасте.
48. Раскройте возрастно-психологическую специфику младенческого возраста. Назовите психические новообразования и кризисные явления младенчества. Определите роль общения со взрослыми в психическом развитии ребенка младенческого возраста.
49. Раскройте закономерности
врожденных особенностей и
50. Раскройте механизмы и закономерности психического развития человека согласно взглядам Л.С. Выготского.
Огромный вклад в развитие
возрастной психологии внес Л.С. Выготский.
Он создал культурно-историческую концепцию
в психологии — учение об общественно-исторической
природе психики человека. Л.С. Выготский
предложил отличное от биологизаторских
и социологизаторских теорий понимание
источника, условий, форм, специфики
и движущих сил психического развития
ребенка; выявил и сформулировал
основные законы детского развития.Л.С.
Выготский подчеркнул определяющую
роль отношений между ребенком и
взрослым для его психического развития;
свою конкретную реализацию это положение
получило в учении о ведущем значении
обучения в развитии ребенка. Он ввел
в психологию экспериментально-генетический
метод исследования, суть которого
состоит в воспроизведении в
специально создаваемых и контролируемых
условиях самого процесса происхождения
и становления новых
51. Раскройте основные
психофизиологические
.ОЩУЩЕНИЕ- психический процесс,
состоящий в отражении
Физиологической основой
ощущений является деятельность сложных
комплексов анатомических структур,
названых Павловым анализаторами, каждый
анализатор состоит из 3х частей.
1. периферический отдел – рецепторы.
Рецептор – воспринимающая часть
анализатора, его основная функция
заключается в трансформации
внешней энергии в нервный
импульс. 2. проводящие нервные пути
–(центростремительные, центробежные,
аферентные) 3.корковые отделы анализатора,в
которых происходит переработка
нервных импульсов приходящих из
периферических отделов. Для возникновения
ощущения необходимо задействовать
всё составные части
ИНТЕРОЦЕПТИВНЫЕ – органические
(ощущение боли) - объединяют сигналы, доходящие
до нас из внутренних процессов организма,возникают
благодаря рецепторов, которые
находятся на стенках желудка
и кишечника, сердца и кровеносных
сосудов, и других внутренних органов.
Рецепторы, воспринимающие информацию
о состоянии внутренних органов,
называются внутренними рецепторами.
ПРОПРИОЦЕПТИВНЫЕ – передают сигналы
о положении тела в пространстве
и составляют афферентную основу
движений чел. Играют решающею роль в
их регуляции. Описываемая группа ощущений
включает в себя ощущуение равновесия
(стоматические ощущения), движения
(киностетические ощущения). Рецепторы
данных ощущений находятся в мышцах,
суставах, сухожилиях и называются
тельцами Паччини. Периферические рецепторы
данной гр. ощущений расположены в
полукружных каналах
52. Раскройте основные
характеристики и опишите
Уточним, в чем состоит
преимущество групповой психокоррекционной
работы над индивидуальной. Во-первых,
в том, что в группе начинают действовать
дополнительные, стимулы, заставляющие
человека нужным образом изменять свое
поведение. Установлено, например, что
группа облегчает человеку выражение
эмоций и чувств, позволяет ему
вести себя более раскованно, способствует
разрядке внутренней напряженности, возникающей
при индивидуальной работе. Во-вторых,
в группе человек чувствует себя
психологически более защищенным, так
как в ней обычно создается
благоприятная атмосфера
53. Раскройте психологические
аспекты и закономерности
Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. Например, в нашем обществе плюнуть на кого-то – это символ презрения, а у представителей племени Масаи – это выражение любви и благословения. Или в странах Азии принято ждать от гостя отрыжки после еды в знак того, что он вполне удовлетворен, а в нашем обществе – это некультурно, т.е. правила поведения, приличия, нормы морали неодинаковы в разных обществах и соответственно поведение людей, воспитанных под влиянием различных обществ, будет различаться.
Выделяют следующие стадии социализации :
Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.