20. Назовите и
охарактеризуйте методы диагностики
психодинамических особенностей
человека.
В дифференциальной психологии
принято различать две стороны
психики: содержательную и формально-динамическую.
Содержательную сторону составляет
все то, что человек приобретает
в результате взаимодействие с окружающей
средой и что составляет содержание
его психики: знания, умения, навыки,
интересы убеждения и т.п. свойства
нервной системы находят свое
отражение в темпераменте человека
. История его исследования уходит
корнями в античность. Изучение свойств
нервной системы под руководством
И.П Павлова завершилось выделением
типов нервной системы , или типов
высшей нервной деятельности. В основание
этой типологии были положены индивидуальные
различия людей по таким показателям
работы нервной системы, как сила
возбуждения и сила торможения, а
также уравновешенность или неуравновешенность
этих процессов и подвижность-инертность.
Сила процессов возбуждения считалась
Павловым наиболее важным свойством
и определялось как работоспособность
нервной системы или функциональная
выносливость. В опытах сила нервной
системы по возбуждению измеряется
через длительность работы с раздражителем
средней силы или способность
отвечать хотя бы в течение короткого
времени на воздействие очень
сильного раздражителя без перехода
в состояние запредельного торможения.
Сила процесса торможения определяется
способностью вырабатывать условный тормозной
рефлекс, т.е. это функциональная работоспособность
нервной системы при реализации
торможения. Речь идет о способности
задержать реакцию на тот раздражитель,
который раньше ее вызвал. Под уравновешенностью
имеется в виду наличие баланса
между силой процесса возбуждения
и силой процесса торможения. Подвижность определяет быстроту
перехода одного нервного процесса в другой
. Инертность является показателем медлительности
такого рода переходов. Комбинация указанных
свойств нервной системы образует определенные
типы. С помощью факторного анализа результатов
психофизиологических исследований взрослых
людей были также открыты новые свойства
нервной системы: лабильность, динамичность,
активированность. Сила нервной системы-
свойство нервной системы , выражающееся
в степени выносливости, работоспособности
нервной системы, ее устойчивости к различного
рода помехам. Подвижность нервной системы-
свойство нервной системы, характеризующееся
скоростью смены нервных процессов, а
также скоростью их движения. Динамичность-
скорость образования временных нервных
связей. Активированность- уравновешенность
процессов возбуждения и торможения: говорит
об общем тонусе нервной системы . Определение
основных свойств нервной системы имеет
большое значение в прикладных исследованиях
деятельности различных специалистов.
Многие из лабораторных методов диагностики
основных свойств нервной системы требуют
специальных условий проведения и аппаратуры.
Они трудоемки. Этих недостатков лишены
экспресс- методики, в частности, теппинг-тест
Е.П Ильина.
21. Назовите и
охарактеризуйте методы диагностики
семейных отношений.
Необходимую информацию, позволяющую
дать квалифицированную оценку взаимоотношений
супругов, психолог получает с помощью
диагностирующих опросников, выявляющих
особенности общения и взаимоотношений,
качества личности супругов, способы
проведения семейного досуга, общность
интересов и ценностей, а также
позволяющих понять нравственно-психологические
основы супружеских отношений.Методы
изучения особенностей общения и взаимоотношений
в супружеской паре. Общение между супругами
лежит в основе семейного благополучия
и включает очень важную функцию – помогает
человеку обеспечить личный комфорт себе
и своим близким. Общение дает возможность
проявиться одной из важнейших супружеских
ролей – психотерапевтической.Общение
и взаимоотношения супругов в благополучных
семьях характеризуют открытость, интимность,
доверие друг другу, высокий уровень взаимной
симпатии, конструктивность, рефлексивность,
гибкий, демократичный характер распределения
ролей I) семье, моральная и эмоциональная
поддержка (Е.В. Новикова, 1994).Особенности
распределения семейных ролей, ожиданий
и притязаний в браке, совместимость супружеской
пары исследуются с помощью специальных
методик.Опросник «Общение в семье» (Ю.Е.
Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская) измеряет
доверительность общения в супружеской
паре, сходство во взглядах, общность символов,
взаимопонимание супругов, легкость и
психотерапевтичность общения.Проективный
тест «Семейная социограмма» (Э.Г. Эйдемиллер)
направлен на диагностику характера коммуникаций
в семье.Методика «Ролевые ожидания и
притязания в браке» (А.Н. Волкова) выявляет
представления супругов о значимости
в семейной жизни тех или иных ролей, а
также о желаемом распределении их между
мужем и женой.Методика «Распределение
ролей в семье» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман,
Е.М. Дубовская) определяет степень реализации
мужем и женой той или иной роли: ответственного
за материальное обеспечение семьи, хозяина
(хозяйки) дома, ответственного за воспитание
детей, организатора семейной субкультуры,
развлечений, сексуального партнера, психотерапевта.Методика
«Типовое семейное состояние» (Э.Г. Эйдемиллер,
И.В. Юстицкис) позволяет выявить наиболее
типичное состояние индивида в собственной
семье: удовлетворительное – неудовлетворительное;
нервно-психическое напряжение; семейную
тревожность.Известно, что характер общения
и взаимоотношений в супружеской паре
детерминирован эмоциональной атмосферой
в родительской семье. Истоки модели общения
супругов можно представить с помощью
проективной методики «Семейная генограмма»
I (Э.Г. Эйдемиллер). Методика позволяет
изобразить в виде графической схемы родственные
связи в семье, представить характер взаимоотношений,
неосознаваемый членами семьи.Методы
исследования индивидуальности супругов.
Результат индивидуально-психологического
исследования используют для установления
меры личностной совместимости и информирования
супругов об особенностях характера друг
друга (А.Н. Волкова, Т.М. Трапезникова).Личностная
совместимость (психологический уровень
супружеской совместимости) – это автоматическое
распределение психологической нагрузки,
выработка оптимальных способов общения,
понимание спонтанных проявлений партнера
и адекватное реагирование на них.Использование
результатов исследования индивидуальности
супругов – одна из форм коррекционной
работы, направленной на улучшение взаимопонимания.
Она осуществляется с помощь» таких методик,
как определение типа темперамента (Г.
Айзенк), личностных факторов» (Р. Кеттелл),
методика рисуночной фрустрации (С. Розецвейг),
цветовой тест (М. Люшер) и др.Методы исследования
семейного досуга, интересов и ценностей.
Духовное взаимодействие партнеров, их
духовная совместимость, проявляется
на социокультурном уровне супружеских
отношений. Это общность ценностных ориентации,
жизненных целей, мотивации, социального
поведения, интересов, потребностей, а
также общность взглядов на проведение
семейного досуга. Известно, что сходство
интересов, потребностей, ценностей и
т.д. является одним из факторов супружеской
совместимости и стабильности брака.Опросник
«Измерение установок в семейной паре»
(Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, кафедра социальной
психологии МГУ) дает возможность выявить
взгляды человека по десяти сферам жизни,
наиболее значимым в семейном взаимодействии:
22. Назовите и
охарактеризуйте основные методы
индивидуального психокоррекционного
воздействия.
Убеждая человека, психолог
пользуется следующими приемами:1. Выясняет
собственное отношение клиента
к беспокоящим его психологическим
и поведенческим проблемам, устанавливает
причины, в силу которых он придерживается
той или иной позиции.Прежде чем
пытаться в чем-то убедить клиента,
необходимо выяснить его точку зрения
на проблему. Зная заранее точку
зрения клиента, легче подобрать
персонально для него убедительные
аргументы, факты и нужную логику
доказательства.2. Работает с клиентом,
исходя из того, что в понимании
своей проблемы он по-своему прав. Обсуждает
с клиентом разные точки зрения на
данную проблему.Этот прием заключается
в том, что психолог, заранее не
отвергая и не отрицая возможную
правоту клиента, не пытаясь сразу
и полностью его переубедить,
даже если клиент на самом деле не прав,
приглашает его выслушать и взвесить
разные точки зрения, понять их. Клиент,
доверяющий психологу, как правило,
на это соглашается и выражает
готовность признать правоту психолога.3.
Предлагает клиенту самостоятельно
принять решение о том, каким
рекомендациям психолога следовать
и каким не следовать. Прежде чем
предоставить клиенту такую возможность,
надо договориться с ним о том,
что он и психолог находятся друг
с другом в равнопартнерских отношениях
и имеют право не только ставить
друг перед другом вопросы, но и делать
вполне самостоятельные выводы, принимать
независимые решения.4. Установка
на убеждение клиента. Психолог делит
проблему, обсуждаемую с клиентом,
на ряд частных вопросов и последовательно
добивается согласия клиента с теми
ответами на эти вопросы, которые
хочет получить сам психолог. Разговор
с клиентом в этом случае целесообразно
строить так, чтобы сначала клиент
отвечал и выражал согласие с
ответами психолога на частные вопросы,
а затем постепенно переходил
к более сложным принципиальным
вопросам.5. Убеждают клиента тогда,
когда он находится в нормальном,
спокойном состоянии. Убеждение
малоэффективно, если клиент эмоционально
возбужден, особенно когда он во власти
сильных отрицательных аффектов.
Человек в таком психологическом
состоянии обычно плохо соображает
и некритичен к себе. Как только психолог
замечает, что клиент вышел из нормального
эмоционального состояния, надо сменить
тему разговора или изменить тактику поведения.Внушение
предполагает использование следующих
основных приемов:1. Приведение человека
в комфортное психологическое и физическое
состояние. Если человек слишком возбужден,
чувствует себя неловко, если ему неудобно,
то он; как правило, внушению не поддается.
Клиент должен быть психологически подготовлен
к внушению.2. Отвлечение внимания клиента
от посторонних раздражителей и переключение
его на психолога. Полностью готовый к
внушению клиент должен хорошо воспринимать
психолога, видеть его лицо, руки, слышать
его голос и не откликаться на случайные,
посторонние раздражители. Для этого внушение
необходимо вести в специальном помещении
и в таких условиях, где нет сильных, отвлекающих
внимание побочных раздражителей.3. Длительное
сосредоточение внимания клиента на чем-то
таком, что должно усилить внушающий эффект.
Это может быть какой-то предмет, его деталь,
монотонно, но достаточно убедительно
звучащий голос психолога, слабое музыкальное
сопровождение.4. Использование некоторых
специальных расслабляющих приемов наподобие
тех, с которыми мы уже познакомились,
касаясь методики аутогенной тренировки.
Особенно важную роль играют повторения
слов, фраз, плавные, однообразные, ритмические
движения руками.Для лучшего понимания
психологического состояния клиента и
для более существенного психологического
воздействия при консультировании используются
следующие приемы:1. Зеркализация. Этот
прием состоит в том, что в беседе с клиентом
психолог копирует, незаметно повторяет
его движения: позы тела, жесты, мимику,
паралингвистические компоненты речи.
Прием помогает психологу идентифицировать
себя с клиентом, глубже понимать и осознавать
его проблемы и психологические состояния
в данный момент.2. Парафраз. Этот прием
заключается в простом повторении психологом
того, что говорит клиент, но своими словами.
Делается это для того, чтобы получить
от клиента подтверждение, что его действительно
правильно понимают.3. Установление оптимальной
психологической дистанции между психологом
и клиентом. Известно, что то, на каком
расстоянии мы находимся от человека во
время беседы с ним, какую физическую дистанцию
устанавливаем между ним и собой, свидетельствует
о том, как мы относимся к человеку. Придвигаясь
ближе к клиенту во время разговора, психолог
не только демонстрирует более доброе
к нему отношение, но, со своей стороны,
провоцирует клиента на более открытый,
доверительный, откровенный разговор.
И наоборот: беседа на большом расстоянии
свидетельствует о нежелании психолога
или клиента сближаться друг с другом
и вести интимную, доверительную беседу.
Изменяя дистанцию между клиентом и собой,
психолог в процессе консультирования
может менять и содержание разговора.
23. Назовите и
охарактеризуйте основные методы
психологической диагностики межличностных
отношений.
Сфера межличностных отношений
охватывает практически весь диапазон
существования человека. Можно утверждать,
что человек, даже будучи в совершенном
одиночестве, продолжает опираться в своих
действиях и мыслях на свои представления
об оценках, значимых для других. Не случайно
были созданы и до сих пор показывают свою
теоретическую и практическую ценность
такие психологические теории, в которых
важнейшее значение для всех личностных
составляющих приписывается межличностным
отношениям (ВН. Мясищев, 1969; Н. Sullivan, 1953)
Межличностные отношения проявляются
в большом разнообразии сфер человеческого
бытия, которые существенно отличаются
друг от друга и в которых действуют различные
психологические факторы. В настоящее
время в психологии существует огромное
количество конкретных методических приемов
исследования межличностных отношений,
и даже беглый обзор их не уместился бы
в объеме целой книги. Поэтому мы ограничимся
рассмотрением лишь некоторых, наиболее
распространенных, кратко перечислив
и другие, реже применяемые в этой области.
Систематика методик психодиагностической
оценки межличностных отношений возможна
на различных основаниях: а) на основании
объекта (диагностика отношений между
группами, внутригрупповых процессов,
диадных отношений и т. д. ); б) на основании
задач, решаемых обследованием (выявление
групповой сплоченности, совместимости
и т. д. ); в) на основании особенностей используемых
методик (опросники, проективные методики,
социометрия и т. д. ); г) на основании исходной
точки отсчета диагностики межличностных
отношений (методики субъективных предпочтений,
методики выявления субъективного отражения
межличностных отношений и т. д. ). Возможны
и другие критерии систематизации методик.
Одна из самых известных методик психологической
диагностики межличностных отношений
принадлежит Р. Бейлсу (R. Bales, 1970), который
разработал схему, позволяющую по единому
плану регистрировать различные виды
интеракции (взаимодействия) в группе.
24. Назовите и
охарактеризуйте особенности комплектования
и принципы работы психокоррекционных
групп.
При комплектовании коррекционной
группы необходимо руководствоваться
двумя основными принципами:
1. Добровольности.2.
Информированности.
Принцип добровольности заключается
в том, что клиент самостоятельно
принимает решение работать в
коррекционной группе, так как
он должен быть личностно заинтересован
в собственных изменениях. Нельзя
принуждать или обязывать посещать
группу, так как нельзя заставить
человека измениться, если он сам этого
не хочет.Принцип информированности
предполагает, что клиент имеет право
заранее знать все, что с ним
может произойти, а также те процессы,
которые будут происходить в
группе. Поэтому с клиентами перед
началом занятий проводится беседа
о том, что такое групповая
работа, каковы ее цели и какие результаты
могут быть получены.Групповая психокоррекция
применяется в самых разных возрастных
группах: от дошкольных до старческих.Желательно,
чтобы возраст участников одной
группы был приблизительно одинаков.
По мнению многих специалистов, участие
в группе лиц в возрасте после
45 лет не дает существенных результатов.
Структура личности к этому возрастному
периоду стабилизируется и ее изменение
будет требовать от субъекта значительных
усилий, на что человек не всегда согласен
и способен.
Для лиц старше 50 лет и
моложе 18 желательно создавать группы
не только однородные по возрасту, но и
приблизительно с равным количеством
мужчин и женщин. Безусловных противопоказаний
включения в группу нет, кроме
крайне низкого интеллекта. В групповой психокоррекции
основным инструментом коррекционного
воздействия выступает группа, помогающая
выявить и скорректировать проблемы клиента
за счет межличностного взаимодействия
и групповой динамики, сфокусированных
на процессе «здесь» и «теперь». На этом
основании иногда формируется точка зрения,
согласно которой групповая психокоррекция
направлена на проработку конфликтов
в сфере межличностоного взаимодействия,
в то время как индивидуальная - на раскрытие,
проработку глубинного внутриличностного
конфликта.
Один из важнейших механизмов
коррекционного воздействия в групповой
психотерапии - возникновение и переживание
клиентом в группе тех эмоциональных
ситуаций, которые были у него в
реальной жизни в прошлом и
являлись субъективно неразрешимыми
и неотреогированными, - предполагает
проработку прошлого негативного опыта,
проявляющегося в актуальной, эмоциональной
ситуации в группе, без которой
невозможно добиться позитивных, достаточно
глубинных личностных изменений. Адекватное
самопонимание также не может
быть достигнуто вне общего контекста
формирования развития личности клиента.
25. Назовите и
охарактеризуйте проективные методы
исследования личности.
Проективные методики направлены
на экспериментальное исследование
тех особенностей личности, которые
наименее доступны непосредственному
наблюдению или опросу. Проективные
методики основываются на едином психологическом
механизме «проекции», который анализировали
Фрейд и Юнг, суть проекции заключается
в невольном приписывании другим
людям тех качеств и желаний,
которые присущи самому человеку,
но в которых человек сам себе
не признается, подавляя их. Бессознательные
переживания, порожденные неосознаваемыми
влечениями человека, доступны объективной
диагностике, так как отражаются
в характере быстрых словесных
ассоциаций, непроизвольных оговорок,
в содержании сновидений, фантазий,
в определенных ошибках психики,
в особенностях рисунков или восприятия
неопределенных рисунков.Проективные
методы характеризуются малой стандартизованностью
проведения всей процедуры обследования
и толкования данных, что оправдано, поскольку
изучаются глубинные индивидуальные особенности
личности, исследование которых требует
гибкой тактики и неординарного подхода
к анализу получаемых результатов.Для
овладения техникой работы с проективными
методами требуется много времени, поскольку
в некотором смысле эта процедура требует,
наряду с высокой профессиональной квалификацией,
творческого, эвристического подхода
к каждому случаю, что приходит с опытом
работы.Тест Роршаха «чернильных пятен»
показал, что разглядывая 5 черных чернильных
пятен и 5 цветных пятен, испытуемые говорят,
чту каждое из пятен им напоминает, на
что оно похоже, в результате происходит
символический перенос содержания внутреннего
мира на внешний мир. Широкую известность
имеет проективный тест ТАТ (тематический
апперцептивный тест ), разработанный
Морган и Мюррей в 1935 г. В тесте ТАТ испытуемому
предъявляются «нечеткие», неоднозначные
рисунки с изображением человеческих
фигур и лиц в разных ситуациях, на основе
которых человек придумывает рассказ,
но при этом он невольно акцентирует внимание
на тех или иных деталях изображения, строит
свой вариант сюжета, непроизвольно проецируя
свои заботы и переживания на героев своих
рассказов. Анализ результатов ТАТ может
производить только высококвалифицированный
психолог, овладевший этой методикой.
Фрустрационный тecт Розенцвейга, в котором
испытуемый должен приписать какую-нибудь
фразу персонажу, изображенному на рисунке,
отражающем конфликтную ситуацию. На основе
анализа тех фраз, которыми реагировал
испытуемый на различные конфликтные
ситуации, выявляется уровень фрустрпрованности,
агрессивности человека, стиль его реакций
(агрессивный, самообвинптельный или рационализирующий).