Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 15:18, шпаргалка

Описание работы

2. Дайте общую характеристику и раскройте критерии основных подходов к классификации способностей человека.
3. Дайте общую характеристику классификации психодиагоностических процедур и их основания.
4. Дайте определение и опишите феноменологию социального поведения личности. Перечислите основные признаки, виды, опишите механизмы и закономерности социального поведения личности.

Файлы: 1 файл

Shpory.docx

— 170.04 Кб (Скачать файл)

 

31. Определите сущность  развития способностей человека. Охарактеризуйте роль и значение  микро- и макросоциальных факторов  в развитии способностей личности.

Под способностями понимают такие индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного  выполнения каких–либо действия. Однако понятие способности многими  авторами трактуется не однозначно. Если суммировать всевозможные варианты существующих подходов, то их можно  свести к основным 3 типам 1)- под способностями  понимают совокупность всевозможных психологических  процессов и состояний.2)- под способностями  понимают уровень развития общих  и специальных знаний и умений, а также навыков, обеспечивающих успешность человеческой деятельности.3)- основан на утверждение, что способности  не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, но обеспечивают их быстрое приобретение, закрепление и использование  на практике. Наибольший вклад в  развитие способностей внес психолог Теплов. Он выделил следующие 3 признака способностей:1- под способностями  понимают индивидуальные психологические  способности, отличающие одного чел. от другого. 2- способностями называют не всякие вообще, индивидуальные способности, а лишь те, которые имеют непосредственное отношение к успешности выполнения какой–либо деятельности.3-понятие способность не сводится к тем знаниям и умениям, а также навыкам,которые уже выработаны у чел. Способности, по Теплову, могут развиваться и существовать только в процессе постоянного развития. Причем успешность выполнения любой деятельности зависит не от одной способности, а от их сочетания. Существуют природные способности, т.е. способности, которые являются общими для развития чел. и животного (восприятие, память). В процессе развития общие способности способствуют формированию ряда др. специфических способностей(общие, специальные). Под специальными подразумевают те, которые определяют успех деятельности чел. в специфических видах деятельности (математические,музыкальные). Есть также теоретические способности (определяют склонность чел. к абстрактно-теоретическому мышлению), практические ( определяют склонность чел. к практической деятельности). 

Уровни развития способностей:    Способность, одаренность, талант, гениальность. Причем всякие способности в процессе своего развития  проходят ряд этапов, т.е. для того чтобы способность  поднялась в своем развитие на более высокий уровень, она должна быть оформлена достаточно основательно на предыдущем. Для развития способностей изначально должно быть определенное основание – задатки. Они проявляются  в функциональной деятельности головного  мозга, т.е. большей или меньшей  возбудимости, подвижности нервных  процессов, скорости протекания, т.е. в  том, что назвал Павлов генотипом - врожденые  особенности нервной системы, которым  характерны следующие свойства:1- сила нервной системы по отношению  к возбуждению, т.е. способность длительно  выдерживать интенсивные и часто  повторяющиеся нагрузки.2- сила по отношению  к торможению – способность выдерживать  часто повторяющиеся тормозные  влияния.3- уравновешенность н.с. по отношению  к торможению и возбуждению, которое  проявляется в одинаковом влиянии  н.с. на процессы торможения и возбуждения.4- лабильность н.с., т.е.  скорость возникновения  и прекращения нервного процесса. Задатки и их развитие - соц. процесс, который связан с условиями воспитания и особенностями развития общества. Одаренность - своеобразное сочетание  способностей, которое обеспечивает чел. возможность выполнения какой- либо деятельности. Талант- высокий  уровень развития специальных способностей (музыкальные, лит- ра). Т.к. способности  и талант проявляются в деятельности, деятельность талантливого чел.всегда отличается новизной и оригинальностью. Гениальность- высокий уровень развития способностей. Гениальных людей очень  мало.

 

 

32. Охарактеризуйте  виды и раскройте механизмы  воображения как психического  процесса.

Воображение  – особая форма чел. психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов. Воображение – психических процесс, заключающийся в создании новых образов или представлений путем переработки материала восприятия и представлений, полученных в предшествующем опыте. Специфика заключается в том, что оно есть только у человека и неразрывно связано с процессом памяти, преобразует то, что есть в памяти. Благодаря воображению чел. разумно планирует свою деятельность и управляет ей. Также благодаря воображению чел преобразовывает свой объективный мир, т.е. прежде чем изменить что–то практически, чел. изменяет его мысленно, т.е. воображает. Воображение является основой наглядно-образного мышления. Воображению свойственны следующие черты : 1) является составной частью творческого процесса. 2) деятельность по воображению зависит от общей направленности личности.3)тесно связано с памятью, т.к. специфика В. состоит в переработке прошлого опыта.4) тесно связано с восприятием, влияет на создание образов воспринимаемых мышлением.5) В. связано с мышлением. В. и М. возникают в проблемных ситуациях и мотивируются проблемами личности. Различают 2 вида  воображения -воссоздающие и творческое. Воссоздающие воображение развертывается на основе воспринятой знаковой системы :словесной, числовой, графической. Воссоздавая, чел. выполняет знаковую систему имеющимися в его распоряжение знаниями. Ярким примером может служить чтение худож. книги, плана сооружений. Качество воссоздания зависит:1-исходной информации(при чтение-портрет персонажей, дела и их поступки представлены в воображение читателя ярко, зримо. И напротив изображение людей, ситуаций штампами, уже надоевшими оборотами не способствует яркости и точности воссоздания.)2- суммы и качества знаний (обширность знаний, сочетающихся с их точностью, богатство жизненного опыта позволяют чел. извлекать из памяти нужную информ., и видеть за знаками то, что вложил в них автор.)3- установки(когда спортсмен напряжен до предела, образы памяти и воображения крайне не точны, расплывчаты. Сильные эмоциональные состояния «-« и «+» направленности мешают их  воссозданию. Творческое воображение- создание нового, оригинального, идеи. Различаютобъективно и субъективно новое. Объективно новое – образы, идеи, не существующие в данный момент ни в материальном, ни в идеальном виде. Это новое не повторяет уже существуещее, оно оригинально. Субъективно новое - новое для данного чел. Оно может повторить существуещее, но об этом чел не знает. Результат творческого воображения может быть материализован, т.е. на его основе трудом чел. создается вещь, предмет, но образ может остаться на уровне идеального содержания, поскольку его реализовать на практике невозможно. Принято различать несколько приёмов создания творческих образов. Наиболее простым является агглютинация-склеивание (берутся части 2 или нескольких предметов, процессов и соединяются так, что получается образ нового предмета). Агглютинация широкого применения не имее, т. к. редко удается создать образ, который затем воплощается в реальность. Приёмом создания творческих образов является аналогия- строится образ, в чем-то похожий на реально существующий, живой организм (локатор-слух летучей мыши). Творческие образы создаются при помощи акцентирования и преувеличения. Прием преувеличения несколько отличен от акцентирования. Если акцентирование- подчеркивание части объекта, заострение, то преувеличение распространяется на всю ситуацию. Наиболее сложный прием творческого воображения –типизация (выражается не единичное лицо, а типичное, много раз повторяющиеся, наиболее распространенное)

 

33. Охарактеризуйте  виды и функции речи человека. Опишите основные этапы развития  речи в детском возрасте.

Главное свойство языка –  условность, произвольность знака. Знак заменяет предмет по своей чувственной  форме, можно оперировать объектом без практического действия с  ним. Язык – совокупность знаков и  правил оперирования ими. Речь - процесс  использования языка. Их отличия: 1) язык стабилен, речь динамична. Речь как  процесс – возможность развития языка как системы. Б) язык – система  общественных значений, речь позволят выражать индивидуальный смысл. 3) речью  сначала овладевают в применении, и затем осознают правила. Язык сначала  предполагает знакомство с терминами  и правилами, а затем – применение в речи. Речь - форма общения, опосредствованная  языком. Типы речи: А. незнаковая(аффективная речь жив-ных). Б. знаковая: 1. внутренняя, 2. внешняя (устная - монолог и диалог; письменная)

Функции речи: 1. Коммуникативная - основная функция, 2. Экспрессивная - ею обязательно обладает аффективная речь, 3. Индикативная (указание на объект), 4. Номинативная (называние), 5. Сигнификативная (внутренняя сторона знака - значение), 6. Гностическая (сохранение и передача общественного опыта в виде знания), 7. Планирование, 8. Регуляция действий, (3) - (6) - функции внешней речи, (7), (8) - функции внутренней речи. Особенности внутренней речи по сравнению с внешней:  предикативность (опускание подлежащего), сокращенность, фрагментарность, преобладание смысла над значением, тенденция к слипанию слов.

Эгоцентрическая речь. Ж.Пиаже впервые выделил феномен эгоцентрической речи. Ее характеристики: она наблюдается у детей 2-6 лет (пик - 3 года). Это «речь для себя». Она обрывочна, сокращенна, ее трудно понять в отрыве от контекста.  По Пиаже, эгоцентрическая речь - это одно из проявлений эгоцентризма мышления. Эгоцентрическая речь есть озвучивание эгоцентрической мысли. Ранний Пиаже: эгоцентрическая речь - лишь аккомпанемент детской деятельности, она ничего в ней не меняет. Поздний Пиаже согласился с Выготским в том, что эгоцентрическая речь возникает при затруднениях в деятельности. Пиаже считал эгоцентрическое мышление переходом от аутистического к реалистическому, рациональному. К 7-8 годам эгоц. речь исчезает. Исследования П. эгоц. речи: наблюдения за мальчиком в дет. доме и записывали все, что он говорил когда играл и т.п. Вывел соотношение эгоц. высказываний к общей сумме высказываний р-ка (40%). Выготский: эгоцентрическая речь есть переходная речь от внешней (социальной) к внутренней. Это озвученная внутренняя речь. Ее функция - ориентировка, осознание и преодоление препятствий, затруднений. Эгоц. речь является внешней по структуре, но внутренней по функции. Она не исчезает, но переходит полностью во внутренний план, становится внутренней речью. Если Пиаже считал, что эгоц. речь -следствие недостаточной социализации изначально индивидуальной речи, то Выготский - что эгоц. речь возникает из недостаточной индивидуации изначально социальной речи. В подтверждение своей точки зрения Выготский приводит результаты экспериментов: при удалении иллюзии понимания (когда дети находились в коллективе детей-иностранцев или детей-глухонемых), при удалении коллективного монолога (когда дети были на большом расстоянии друг от друга), а также препятствование вокализации (играла громкая музыка; говорить только шепотом) - то есть при редукции социальных составляющих - эгоцентрическая речь резко снижалась.

 

34. Охарактеризуйте  волевые качества человека и  раскройте закономерности их  развития.

Волевые действия развиваются  на основе непроизвольных движений и  действий. Самыми простыми из них выступают  рефлекторные: сужение и расширение зрачка, мигание глаза, сужение глаз, чихание и др., одергивание руки, невольный поворот головы и др. движения. При этом поведение чел. может быть также произвольным и  непроизвольным. К не произвольному  типу поведения в основном относится  неосознанные импульсивные действия, т.е. такие, которые не имеют цели (реакция на шум за окном). В противовес к непроизвольным действиям выступают  сознательные действия, харак–щие  волевое поведение. Волевые действия отличаются др. от др. некоторыми качествами 1) уровень сложности.  Основой  усложнения действий является то, что  каждая цель может быть достигнута не сразу, а требует ряда промежуточных  действий, в зависимости от которых  проявляется сложность нашей  воли. 2) связь на преодоление препятствий, т.е. особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является сознание поставленной цели. Чем более значительна цель, тем  более чел. преодолевает препятствий. Поэтому волевые действия различаются  не только по уровню сложности, но и  по уровню осознанности.3) воля подразумевает  наличие целеустремленности чел, что  требует от него определенных мыслительных процессов. Проявление мышления выражается в сознательном выборе целей и  средств ее достижения.4) воля постоянно  связана с нашими чувствами и  выражается в том, что мы, как правило, всегда обращаем внимание на предметы и явления которые вызывают у  нас определенные чувства. А также  желание что-либо добиться и желание  избежать, связано также с нашими чувствами. Для выше перечисленного нужна воля.

Волевые качества:1) сила воли. Воля всегда хар–ся определенными  качествами. Прежде всего принято  выделять силу воли как обобщенную способность преодолевать значительные трудности, возникающие при достижении цели, которые мы преодолеваем тем  сильнее, чем выше наша сила воли.2) выдержка, самообладание. Выражается в умении сдерживать свои чувства, а также  в недопущение импульсивности, необдуманных решений.3)целеустремленность. Это сознательная и активная направленность личности на достижение определенных результатов.4) настойчивость. Тождественно понятию  целеустремленности и хар–ет стремление чел. к достижению определенной цели. От настойчивости следует отличать  упрямость - т.е. чел. руководствуется не доводами сознательной деятельности, а личными желаниями. Как правило упрямый чел.не обладает волей, т.к. не умеет управлять своими желаниями.5) решительность заключается в отсутствии колебаний и сомнений при принятии быстрых решений.

 

 

35. Охарактеризуйте  восприятие как познавательный  психический процесс. Раскройте  физиологические основы, индивидуальные  различия и закономерности развития  восприятия детей дошкольного  возраста.

Чтобы правильно ориентироваться  в окружающем мире, важно воспринимать не только каждый отдельный предмет (стол, цветок, радугу), но и ситуацию, комплекс каких-то предметов в целом (игровую комнату, картину, звучащую мелодию). [23] Объединить отдельные свойства предметов и создать целостный  образ помогает восприятие - процесс  отражения человеком предметов  и явлений окружающего мира при  их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие даже какого-нибудь простого предмета очень сложный  процесс, который включает работу сенсорных (чувствительных), двигательных и речевых  механизмов. Восприятие опирается не только на ощущения, которые каждое мгновение позволяют чувствовать  окружающий мир, но и на предыдущий опыт растущего человека.Ребенок  не рождается с готовым умением  воспринимать окружающий мир, а учится этому. В младшем дошкольном возрасте образы воспринимаемых предметов отличаются большой смутностью и нечеткостью. Так, дети трех-четырех лет не узнают на утреннике переодетую в костюм лисицы воспитательницу, хотя ее лицо и открыто. Если детям попадается изображение незнакомого объекта, они выхватывают из изображения  какую-то деталь и, опираясь на нее, осмысливают  весь изображенный предмет. Например, впервые увидев монитор компьютера, ребенок может воспринять его  как телевизор. Несмотря на то, что  ребенок с самого рождения может  видеть, улавливать звуки, его необходимо систематически учить рассматривать, слушать и понимать то, что он воспринимает. Механизм восприятия готов, но пользоваться им ребенок еще только учится. Развитие восприятия младших  дошкольников непосредственно связано  с сенсорным воспитанием. Сенсорное  воспитание направлено на то, чтобы  научить детей более полному, точному и детальному восприятию таких свойств предметов как  цвет, форма и величина. Именно младший  дошкольный возраст является наиболее благоприятным для совершенствования  деятельности органов чувств ребенка. Хорошо развитое восприятие является залогом успешного обучения ребенка  в школе, а также необходимо для  многих видов профессиональной деятельности взрослого человека. Успешность сенсорного развития ребенка во многом зависит  от грамотного проведения взрослым специальных  игр-занятий. Без подобных занятий  восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным, что, в свою очередь, затрудняет последующее развитие их мышления, памяти, воображения. Отметим, что к трем годам малыш способен включиться в совместную игровую  или практическую деятельность со взрослым. В то же время ребенку данного  возраста трудно сосредоточиться на однообразной деятельности. Взрослому  нужно так строить занятия, чтобы  упражнения по ознакомлению с цветом, формой и величиной предметов  были интересны и привлекательны для ребенка. Этого можно достигнуть с помощью особого рода обучающих  игр, называемых дидактическими. В таких  играх малыш имеет возможность  проявить активность и самостоятельность, выполняя привлекательные игровые  действия, включаясь в интересный сюжет и действуя с красочными дидактическими материалами. Одновременно он приучается действовать по правилам, заложенным внутри игры. Сенсорное  развитие ребенка обусловливается  наличием в игре обучающей задачи, которая предстает перед ним  в виде игровой задачи. Таким образом, играя вместе с взрослым, ребенок  «учится» незаметно для себя.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"