Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 15:18, шпаргалка

Описание работы

2. Дайте общую характеристику и раскройте критерии основных подходов к классификации способностей человека.
3. Дайте общую характеристику классификации психодиагоностических процедур и их основания.
4. Дайте определение и опишите феноменологию социального поведения личности. Перечислите основные признаки, виды, опишите механизмы и закономерности социального поведения личности.

Файлы: 1 файл

Shpory.docx

— 170.04 Кб (Скачать файл)

 

В качестве основания деления  видов поведения могут быть избраны  разные признаки. Не претендуя на строгую  научность, на точность и полноту  выделения этих признаков, назовем  лишь некоторые из дифференцирующих признаков и в качестве примеров укажем только некоторые виды поведения, в которых в наибольшей степени  проявляются эти признаки. Так, по параметру активности—пассивности личности существуют следующие виды социального поведения: пассивное,  приспособительное, конформное, адаптационное, стереотипное,стандартное, активное, агрессивное, потребительское, производственное, созидающее,инновационное, просоциальное, прокреативное,  поведение  по оказанию помощи другим людям, поведение  по возложению ответственности (поведение  атрибуции).

По способу выражения  выделяются следующие виды: вербальное, невербальное,  демонстрационное,  ролевое, коммуникативное, реальное, ожидаемое  поведение, ориентировочное, инстинктивное, разумное, тактичное,  контактное.

По времени осуществления  видами поведения являются: импульсивное, вариабельное, длительно осуществляемое.

 

5. Дайте определение  ощущениям как познавательному  психическому процессу. Опишите  физиологические механизмы и  охарактеризуйте виды ощущений.

С помощью органов чувств человеческий организм  получает в  виде ощущений разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды.ОЩУЩЕНИЕ- психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предмета и явлений материального мира, а так же внутреннего состояния организма при непосредственных воздействиях материальных  раздражителей на соответствующий раздражитель. Ощущение возникает в результате преобразования специфической энергии раздражителя, воздействующего в данный момент на рецепторы, в энергию нервных процессов. Т.О. процесс ощущения возникает вследствие  воздействия на органы чувств различных материальных факторов, которые называются раздражителями, а сам процесс этого воздействия называется раздражением. В свою очередь  раздражение вызывает еще  один процесс-возбуждение, которое по центростремительным (афферентным) нервам переходит в кору головного мозга, где и возникает ощущение. Т.о. ощущение является чувственным отображением объективной реальности. Суть ощущений  состоит в отражении отдельных свойств предметов, т.е. каждый раздражитель имеет свои характеристики, в зависимости от которых, он может восприниматься отдельными органами чувств.

Физиологической основой  ощущений является деятельность сложных  комплексов анатомических структур, названых Павловым анализаторами, каждый анализатор состоит из 3х частей. 1. периферический отдел – рецепторы. Рецептор – воспринимающая часть анализатора, его основная функция заключается в трансформации внешней энергии в нервный импульс. 2. проводящие нервные пути –(центростремительные, центробежные, аферентные) 3.корковые отделы анализатора,в которых происходит переработка нервных импульсов приходящих из периферических отделов. Для возникновения ощущения необходимо задействовать всё составные части анализатора. Если разрушить любую из частей анализатора, возникновение ощущения становится невозможным (зрительное ощущение прекращается при повреждении глаза.) Анализатор- активный  орган, который рефлекторно перестраивается под воздействием раздражителей, поэтому ощущение не является пассивным процессом, а всегда включает двигательные компоненты.

Классификация основных видов ощущений Экстероцептивные – являются самой большой гр. ощущений. Они доводят до чел. информацию из внешнего мира и являются основной гр. ощущений, связывающих чел. с внешней средой. Всю гр. данных ощущений принято условно разделять на 2 подгр. контактные и дистантные.

ИНТЕРОЦЕПТИВНЫЕ –  органические (ощущение боли) - объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренних процессов организма,возникают благодаря  рецепторов, которые  находятся на  стенках желудка и кишечника, сердца и кровеносных сосудов, и других внутренних органов. Рецепторы, воспринимающие информацию о состоянии внутренних органов, называются внутренними рецепторами. ПРОПРИОЦЕПТИВНЫЕ – передают сигналы о положении тела в пространстве и составляют афферентную основу движений чел. Играют решающею роль в их регуляции. Описываемая группа ощущений включает в себя ощущуение равновесия (стоматические ощущения), движения (киностетические ощущения). Рецепторы данных ощущений находятся в мышцах, суставах, сухожилиях и называются тельцами Паччини. Периферические рецепторы данной гр. ощущений расположены в полукружных каналах внутреннего уха, которые отвечают за равновесие. Помимо систематической, есть генетическая  классификация. Ее предложил английский невропатолог Хед. Генетическая  классификация позволяет выделить 2 вида чувствительности: протатапическая – к которой относятся органические чувства: жажда, голод и т.д. эпикритическая – основные виды ощущений.

 

 

6. Дайте определение процессам развития и формирования личности. Проведите анализ взаимосвязи биологических и социальных факторов в развитии личности.

Существует много различных  теорий личности, и в каждой из них  проблема развития личности рассматривается  по-своему. Однако, помимо рассмотрения проблемы развития личности с позиции  той или иной теории, существует тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиций  разных теорий и подходов. В рамках данного подхода сформировалось несколько концепций, принимающих  во внимание согласованное, системное  формирование и взаимозависимое  преобразование всех сторон личности. Данные концепции развития относят  к интегративным концепциям. Одной  из таких концепций стала теория, принадлежащая американскому психологу  Э. Эриксону, который в своих взглядах на развитие придерживался так называемого  эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые  в своем личностном развитии обязательно  проходит человек от рождения до конца  своих дней. Э. Эриксон выделил  и описал восемь жизненных психологических  кризисов, по его мнению, неизбежно  наступающих у каждого человека:1) кризис доверия-недоверия (в течение  первого года жизни);2) автономия  в противовес сомнениям и стыду (в возрасте около 2–3 лет);3) появление  инициативности в противовес чувству  вины (примерно от 3 до 6 лет);4) трудолюбие в противовес комплексу неполноценности (возраст от 7 до 12 лет);5) личностное самоопределение в противовес индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет);6) интимность и общительность  в противовес личностной психологической  изолированности (около 20 лет);7) забота о воспитании нового поколения в  противоположность «погружению  в себя» (между 30 и 60 годами);8) удовлетворенность  прожитой жизнью в противоположность  отчаянию (старше 60 лет).

Проблема соотношения  биологического и социального в  личности человека – одна из центральных  проблем современной психологии. Таким образом, можно выделить несколько  групп концепций, по-разному рассматривающих  соотношение социального, психического и биологического.

В группе концепций, в которых  доказывается спонтанность психического развития, психическое рассматривается  как явление, полностью подчиненное  своим внутренним законам, никак  не связанным ни с биологическим, ни с социальным. В лучшем случае человеческому организму в рамках данных концепций отводится роль некоего вместилища психической  деятельности.

В биологизаторских концепциях психическое рассматривается как  линейная функция развития организма, как нечто, однозначно следующее  за этим развитием. С позиции данных концепций все особенности психических  процессов, состояний и свойств  человека определяются особенностями  биологической структуры, а их развитие подчинено исключительно биологическим  законам.

 

 

7. Дайте определение  психике как свойству высоорганизованной  материи. Опишите основные этапы  развития психики в филогенезе

. Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. Материальная, духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

Филогенез (от греч. «филэ» –  племя, род; «генезис» – происхождение) – развитие психики у позвоночных, имеющих усложняющуюся кору головного  мозга (от рыб до человека).

Критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности, т. е. способности  реагировать на жизненно значимые раздражители среды (звук, запах и т. п.), которые  являются сигналами жизненно важных раздражителей (пища, опасность) благодаря  их объективно устойчивой связи. Критерием  чувствительности является способность  образовывать условные рефлексы. Рефлекс  – закономерная связь внешнего или  внутреннего раздражителя посредством  нервной системы с той или  иной деятельностью. Психика возникает  и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли  бы ориентироваться в среде и  существовать.

В процессе исторического  развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки  и функции в «высшие психические  функции» – специфические и человеческие, общественно, исторически обусловленные  формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением  вспомогательных средств, речевых  знаков, созданных в процессе исторического  развития. Единство высших психических  функций образует сознание человека.

 

8. Дайте определение  психологии как науке о психике  и психических явлений. Аргументируйте  классификацию психических явлений  на психические процессы, состояния,  свойства.

С древнейших времен потребности  общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности  психического склада людей. Идея неразделимости души и живого тела, которую выдвинул великий философ Аристотель в  трактате «О душе», стала основой  для развития психологии. Так, первоначально  психология выступала как наука  о душ

Слово «психология» образовалось из греческих слов «психе» (душа) и  «логос» (учение, наука), и оно впервые  появилось в XVII в. в работе немецкого  философа Христиана Вольфа.Отметим  основные этапы развития психологии как науки.I этап – психология как  наука о душе (более 2 тысяч лет  назад).II этап – психология как наука  о сознании (с XVII в. в связи с  развитием естественных наук).III этап – психология как наука о поведении  возникает в XX в. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать  за тем, что можно непосредственно  увидеть, а именно за поведением, поступками, реакциями человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).IV этап –  современность – психология как  наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Психология изучает внутренний мир  субъективных (душевных) явлений, процессов  и состояний, осознаваемых или не осознаваемых самим человеком, а  также его поведение. Таким образом, с течением времени и развитием  науки изменялось понимание предмета психологии.На современном этапе  развития психологии предметом является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции, закономерности становления и функционирования психики человека, его способности  отражать мир, познавать и регулировать свое взаимодействие с ним.Таким  образом, сформировались основные принципы психологии:1) признание причинной  обусловленности психических явлений  материальной действительностью;2) изучение психических явлений в развитии;3) признание неразрывной взаимосвязи  психики и деятельности;4) исследование психики человека с учетом взаимосвязи  биологических и социальных факторов. Задачи психологии в основном сводятся к следующим:1) научиться понимать сущность психических явлений и  их закономерности;2) научиться управлять  ими;3) использовать полученные знания с целью повышения эффективности  деятельности людей в различных  отраслях практики, а также с целью  повышения психического здоровья, удовлетворенности  и счастья людей в их повседневной жизнедеятельности;4) быть теоретической  основой практики психологической  службы. Психология имеет связь и  оказывает содействие развитию многих других наук;5) выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает  содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.

 

9. Дайте определение  способностям человека. Охарактеризуйте  уровни и индивидуальные различия  в развитии способностей. Опишите  задатки как природные предпосылки  развития способностей.

Под способностями понимают такие индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного  выполнения каких–либо действия. Однако понятие способности многими  авторами трактуется не однозначно. Если суммировать всевозможные варианты существующих подходов, то их можно  свести к основным 3 типам 1)- под способностями  понимают совокупность всевозможных психологических  процессов и состояний.2)- под способностями  понимают уровень развития общих  и специальных знаний и умений, а также навыков, обеспечивающих успешность человеческой деятельности.3)- основан на утверждение, что способности  не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, но обеспечивают их быстрое приобретение, закрепление и использование  на практике. Наибольший вклад в  развитие способностей внес психолог Теплов. Он выделил следующие 3 признака способностей:1- под способностями  понимают индивидуальные психологические  способности, отличающие одного чел. от другого. 2- способностями называют не всякие вообще, индивидуальные способности, а лишь те, которые имеют непосредственное отношение к успешности выполнения какой–либо деятельности.3-понятие  способность не сводится к тем  знаниям и умениям, а также  навыкам,которые уже выработаны у чел. Способности, по Теплову, могут развиваться и существовать только в процессе постоянного развития. Причем успешность выполнения любой деятельности зависит не от одной способности, а от их сочетания. Существуют природные способности, т.е. способности, которые являются общими для развития чел. и животного (восприятие, память). В процессе развития общие способности способствуют формированию ряда др. специфических способностей(общие, специальные). Под специальными подразумевают те, которые определяют успех деятельности чел. в специфических видах деятельности (математические,музыкальные). Есть также теоретические способности (определяют склонность чел. к абстрактно-теоретическому мышлению), практические ( определяют склонность чел. к практической деятельности). 

Уровни развития способностей:    Способность, одаренность, талант, гениальность. Причем всякие способности в процессе своего развития  проходят ряд этапов, т.е. для того чтобы способность  поднялась в своем развитие на более высокий уровень, она должна быть оформлена достаточно основательно на предыдущем. Для развития способностей изначально должно быть определенное основание – задатки. Они проявляются  в функциональной деятельности головного  мозга, т.е. большей или меньшей  возбудимости, подвижности нервных  процессов, скорости протекания, т.е. в  том, что назвал Павлов генотипом - врожденые  особенности нервной системы, которым  характерны следующие свойства:1- сила нервной системы по отношению  к возбуждению, т.е. способность длительно  выдерживать интенсивные и часто  повторяющиеся нагрузки.2- сила по отношению  к торможению – способность выдерживать  часто повторяющиеся тормозные  влияния.3- уравновешенность н.с. по отношению  к торможению и возбуждению, которое  проявляется в одинаковом влиянии  н.с. на процессы торможения и возбуждения.4- лабильность н.с., т.е.  скорость возникновения  и прекращения нервного процесса. Задатки и их развитие - соц. процесс, который связан с условиями воспитания и особенностями развития общества. Одаренность - своеобразное сочетание  способностей, которое обеспечивает чел. возможность выполнения какой- либо деятельности. Талант- высокий  уровень развития специальных способностей (музыкальные, лит- ра). Т.к. способности  и талант проявляются в деятельности, деятельность талантливого чел.всегда отличается новизной и оригинальностью. Гениальность- высокий уровень развития способностей. Гениальных людей очень  мало.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"