36. Охарактеризуйте
и опишите специфику психологической
коррекции как сферы деятельности
практического психолога.
Психокоррекция - это система
мероприятий, направленных на исправление
недостатков психологии или поведения
человека с помощью специальных
средств психологического воздействия.
Психокоррекции подлежат
недостатки, не имеющие органической
основы и не представляющие собой
такие устойчивые качества, которые
формируются довольно рано и в
дальнейшем практически не изменяются.
Выделяют специфические
черты психокоррекционного процесса,
отличающие его от психотерапии.
• Психокоррекция
ориентирована на клинически здоровую
личность людей, имеющих в повседневной
жизни психологические трудности,
проблемы, жалобы невротического характера,
а также на людей, чувствующих
себя хорошо, однако желающих изменить
свою жизнь либо ставящих перед собой
цель развития личности.
• Коррекция ориентируется
на здоровые стороны личности независимо
от степени нарушения.
• В психокоррекции
чаще ориентируются на настоящее
и будущее клиентов.
• Психокоррекция
обычно ориентируется на среднесрочную
помощь (в отличие от краткосрочной
- до 15 встреч - помощи при консультировании
и долгосрочной - до нескольких лет
- помощи при психотерапии).
• В психокоррекции
акцентируется ценностный вклад
психолога, хотя отклоняется навязывание
определенных ценностей клиенту.
• Психокоррекционные
воздействия направлены на изменение
поведения и развитие личности клиента.
Основное отличие психокоррекции
от воздействий, направленных на психологическое
развитие человека, заключается в
том, что психокоррекция имеет дело
с уже сформированными качествами
личности или видами поведения и
направлена на их переделку, в то время
как основная задача развития состоит
в том, чтобы при отсутствии или недостаточном развитии сформировать у человека
нужные психологические качества.
Различие между психотерапией
и психокоррекцией заключается
в том, что психотерапия имеет
дело с различного рода нарушениями
у людей, страдающих различными видами
соматических или психических заболеваний
(расстройств). Многие аномалии психики
и поведения людей, которые проявляются
в заболеваниях, похожи на те, с которыми
имеет дело психолог, занимающийся
психокоррекцией. Однако людей, обращающихся
за помощью к психотерапевту, обычно
называют больными или пациентами,
а тех, кто нуждается только в
коррекционной помощи, именуют клиентами.
Клиент - это нормальный, физически
и психически здоровый человек, у
которого в жизни возникли проблемы
психологического или поведенческого
характера. Он не способен самостоятельно
разрешить их и поэтому нуждается
в посторонней помощи.
В качестве объектов коррекционного
воздействия могут выступать
личность, семья или группа.
37. Охарактеризуйте
малую группу как развивающуюся
социальную систему. Опишите динамические
процессы развития и формирования
малой группы.
Основной формой социального
объединения людей является малая
группа. Малая группа – это небольшая
по размеру общность людей, связанных
непосредственным взаимодействием. Ее
нижние и верхние границы определяются
качественными признаками, основными
из которых являются контактность и
целостность. Контактность есть возможность
каждого члена группы регулярно
общаться друг с другом, воспринимать
и оценивать друг друга, обмениваться
информацией, взаимными оценками и
воздействиями. Целостность определяется
как социальная и психологическая
общность входящих в группу индивидов,
позволяющая воспринимать их как
единое целое.За нижнюю границу размеров
малой группы большинством специалистов
принимаются три человека, поскольку
в группе из двух человек (диаде) групповые
социально-психологические феномены
протекают особым образом. Верхняя
граница малой группы определяется
ее качественными признаками и обычно
не превышает 20–30, по данным некоторых
специалистов, до 50 человек. Оптимальный
размер малой группы зависит от характера
выполняемой совместной деятельности
и находится в пределах 5 – 12 человек.
В меньших по размеру группах
скорее возникает феномен социального
пресыщения, группы большего размера
легче распадаются на более мелкие,
в которых индивиды связаны более
тесными контактами. В этой связи
американский психолог Ч. Кули предложил
выделять группы первичные, т. е. наименьшие
по размеру и далее не делимые
общности, в которых все члены
находятся в непосредственном контакте
друг с другом, и вторичные, формально
представляющие собой единые общности,
но включающие в себя несколько первичных
групп.Другой американский исследователь,
Э. Мэйо, разделил все группы на формальные
и неформальные. В формальных группах
членство и взаимоотношения носят
преимущественно формальный характер,
т. е. определяются формальными предписаниями
и договоренностями. Формальными
малыми группами являются прежде всего
первичные коллективы подразделений
социальных организаций и институтов.
Организационные и институциональные
малые группы представляют собой
элементы социальной структуры общества
и создаются для удовлетворения
общественных потребностей. Ведущей
сферой активности и основным психологическим
механизмом объединения индивидов
в рамках организационных и институциональных
малых групп является совместная
деятельность. В неформальные группы
люди объединяются на основе внутренних,
присущих индивидам потребностей в
общении, принадлежности, понимании, симпатии
и любви.Третья классификация, автором
которой является Г. Хаймен, выделяет
группы членства и референтные группы.
Референтностью называется значимость
групповых ценностей, норм, оценок для
индивида. Дж. Келли выделил в
качестве основных функций референтной
группы сравнительную (принятые в группе
стандарты поведения выступают
для человека в качестве эталонных
образцов, на которые он ориентируется
в принятии решений и оценках)
и нормативную (групповые ценности
позволяют человеку оценить, насколько
его поведение соответствует
нормам группы).По времени существования
выделяются группы временные, в рамках
которых объединение индивидов
ограничено во времени (участники групповой
дискуссии или соседи по купе в
поезде), и стабильные, относительное
постоянство существования которых
определяется их предназначением и
долговременными целями функционирования
(семья, трудовые и учебные группы).В
зависимости от степени произвольности
решения индивидом вопроса о
вхождении в ту или иную группу,
участии в ее жизнедеятельности
и уходе из нее, группы делятся
на открытые и закрытые. Ярким примером
закрытых групп являются секты.Структура
малой группы – это совокупность
связей, складывающихся в ней между
индивидами. Поскольку основными
сферами активности индивидов в
малой группе являются совместная деятельность
и общение, при исследовании малых
групп наиболее часто выделяют структуру
связей и отношений, порождаемых
совместной деятельностью (функциональных,
организационных, экономических, управленческих),
и структуру связей, порождаемых
общением и психологическими отношениями
(коммуникативную структуру, структуру
эмоциональных отношений, ролевую
и неформально-статусную структуры).
38. Охарактеризуйте
основные виды операций мышления
как познавательного психического
процесса. Раскройте механизмы решения
сложных мыслительныз задач и
творческого мышления.
Мышление – это социально
обусловленный, неразрывно связанный
с речью психический процесс
опосредованного и обобщенного
отражения действительности, познания
отношений и закономерных связей
между предметами и явлениями
окружающего мира.Мышление есть познание
(отражение) отношений и закономерных
связей между предметами и явлениями
окружающего мира. Мышление дает возможность
понять закономерность материального
мира, причинно-следственные связи в природе
и в общественно-исторической жизни, закономерности
психики человека.Кроме опосредованности,
мышление обеспечивает обобщенное отражение
действительности, позволяющее человеку
предвидеть, что произойдет в каждом конкретном
случае. Например, если мы воспринимаем
треугольник, то, даже не измеряя, мы знаем,
что сумма внутренних углов этого конкретного
треугольника равна 180 градусам.Таким
образом, мышление есть обобщенное познание
действительности, процесс познания общих
и существенных свойств предметов и явлений.
С помощью мышления человек познает, например,
общие и существенные свойства металлов,
общие свойства газов, в отличие от общих
свойств жидкости, общие признаки глаголов,
в отличие от общих признаков прилагательного
и т. д.Мышление играет огромную роль в
познании действительности. Оно расширяет
до бесконечности пределы познания, дает
возможность выйти за пределы непосредственного
опыта ощущений и восприятий, предвидеть
наступление каких-то событий (затмение
Солнца и Луны, смещение орбиты космического
тела, ход общественно-исторического процесса
и т. п.).Мышление перерабатывает информацию,
которая содержится в ощущениях и восприятии,
а результаты мыслительной работы проверяются
и применяются на практике.Обычно принято
выделять следующие виды мышления.Предметно-действенное
мышление – вид мышления, связанный с
практическими действиями над предметами.В
элементарной форме предметно-действенное
мышление свойственно детям раннего возраста.
Для них мыслить о предметах означает
действовать, манипулировать с ними.В
развитой форме оно свойственно людям
определенных профессий, связанных с практическим
анализом, конструированием (конструктор-технолог,
химик-аналитик).Наглядно-образное мышление
– это вид мышления, которое опирается
на восприятие или представления. Такое
мышление характерно для дошкольников
и отчасти для детей младшего школьного
возраста. В развитых формах оно свойственно
людям тех профессий, которые связаны
с ярким и живым представлением тех или
иных предметов или явлений (писатели,
художники, музыканты, актеры). Использование
наглядности в обучении – это использование
наглядно-образного мышления учеников.Развитие
отвлеченного абстрактного мышления у
школьников вовсе не означает, что их наглядно-действенное
и наглядно-образное мышление перестает
развиваться или вообще исчезает.Наоборот,
эти первичные и сходные формы всякой
мыслительной деятельности по-прежнему
продолжают развиваться вместе с отвлеченным
мышлением и под его влиянием. Не только
у детей, но и у взрослых постоянно развиваются
все виды мышления.
39. Охарактеризуйте
основные теоретические направления
психологического консультирования
в современной психологии.
Психологическое консультирование
есть специфические отношения между
двумя людьми, при которых один
человек (консультант) помогает другому
человеку (клиенту) помочь самому себе.
Это способ общения, позволяющий
человеку (клиенту) изучать свои чувства,
мысли и поведение, чтобы прийти
к более ясному пониманию самого
себя, а затем открыть и использовать
свои сильные стороны, опираясь на внутренние
ресурсы для более эффективного
распоряжения своей жизнью через
принятие адекватных решений и совершение
целенаправленных действий".Хотя, конечно,
определение психологической помощи
не может не зависеть от используемого
психологического подхода, от длительности
предполагаемого консультирования,
от уровня и количества участников
процесса, а также от многих других
факторов. В Психотерапевтической энциклопедии
под редакцией Б.Д.Карвасарского
описаны следующие виды психологического
консультирования:1. Проблемно-ориентированное
консультирование (consulting). Акцент здесь
делается на модификации поведения,
анализе внешних причин проблемы.
Цель работы с клиентом: формирование
и укрепление способности клиента
к адекватным ситуации действиям, овладение
техниками, позволяющими улучшить самоконтроль.
Много приемов, используемых в рамках
этого направления, взято из поведенческой
терапии. 2. Личностно-ориентированное
консультирование (counseling). Центрировано
на анализе индивидуальных, личностных
причин проблемы, процессе складывания
деструктивных личностных стереотипов,
предотвращении подобных проблем в
будущем. Консультант здесь принципиально
воздерживается от советов и организационной
помощи, так как это уводит в
сторону от внутренних, глубинных
причин проблемы. Много приемов, используемых
в рамках этого направления, взято
из многочисленных психоаналитических
и постпсихоаналитических течений
западной психотерапии. Прежде всего,
сюда следует отнести техники
гештальтерапии, гуманистической психотерапии.
3. Решение-ориентированное консультирование
(solution talk). Упор здесь делается на активацию
собственных ресурсов клиента для
решения проблемы. Представители
этого подхода обращают внимание
на тот факт, что анализ причин проблемы
неминуемо приводит к усилению чувства
вины у клиента, что является препятствием
к сотрудничеству психолога-консультанта
и клиента. Много приемов, используемых
в рамках этого подхода, взято
из краткосрочной позитивной терапии.
40. Охарактеризуйте
особенности психокоррекционных
технологий в работе практического
психолога в образовании.
Развитие практической психологии
в системе образования, психологическое
обеспечение учебно-воспитательной
работы связаны с необходимостью
гуманизации российской школы. При
смене парадигмы педагогического
процесса обращенность к личности ребенка,
его индивидуальности потребовала
разработки профессиональных способов
психологического сопровождения растущей
и формирующейся личности. С созданием
психологической службы в школе
появилась потребность в подготовке педагогов-психологов,
ориентированных в профессиональной деятельности
на проблематику, связанную с обучением
и воспитанием детей.До последнего времени
подготовка практических психологов для
учреждений образования носила академический
характер. Владея необходимой информацией,
психологи затруднялись в ее практическом
использовании. Это было связано с недостаточной
разработанностью методических вопросов
в данной отрасли науки. Многие технологические
подходы в работе с детьми и подростками
заимствованы из зарубежного опыта без
их достаточной адаптации к российским
социокультурным условиям. Анализ деятельности
психологов показывает, что профессиональные
затруднения чаще связаны с технологическими
аспектами практической работы в системе
образования, начиная с общей организации
труда, путей и способов взаимодействия
с педагогическим коллективом и кончая
конкретными методиками, применяемыми
в работе с различными возрастными группами
и в наиболее распространенных случаях.
41. Охарактеризуйте
память как психический процесс.
Раскройте сущность процессов
памяти и определите роль и
значение памяти в жизни человека.
Основанием для выделения
различных видов памяти служат различные
ее функции, или выполняемые ею процессы.
К процессам памяти относят запоминание
(закрепление), сохранение, воспроизведение
(актуализация, возобновление), забывание.Запоминание
– это процесс памяти, в результате
которого происходит запечатление, закрепление
нового путем связывания его с
приобретенным ранее. Важнейшей
особенностью запоминания является
его избирательность – в памяти
сохраняется далеко не все, что воздействует
на наши органы чувств.Сохранение –
наименее изученный на сегодня процесс
памяти. Все, что мы помним, мы помним
и днем, и ночью, и в любом
состоянии. Процесс сохранения идет
непрерывно, мы его не осознаем и
почти не умеем регулировать и
оценивать.Воспроизведение – процесс
памяти, в результате которого в
сознании появляются образы и представления
о ранее воспринятом. В результате
воспроизведения информация извлекается
из долговременной памяти и переводится
в оперативную.Забывание – также
очень важный процесс памяти, хотя
изучен он недостаточно полно. Определенно
установлено, что все связанное
с деятельностью личности остается
значимым для нее, не забывается.Нейрофизиологическая
теория. Суть данной теории состоит
в том, что нейроны образуют замкнутые
цепи, по которым совершается движение
нервных импульсов. При этом повторное
прохождение нервных импульсов
по тем же самым нервным путям
облегчается. Это обеспечивается изменением
синапсов (синапс – место контакта
нейронов друг с другом). Чем большее
число раз проходит нервное возбуждение
по одним и тем же цепям нейронов
(а это получается тогда, когда
долго и ярко существует замкнутый
контур в момент образования воспоминания),
тем легче может снова пройти
возбуждение по этому контуру. Поэтому
эта теория имеет еще одно название
– теория нейронных моделей.Еще
одна теория в рамках физиологического
подхода направлена на объяснение механизма
кратковременной и долговременной
памяти. Согласно этой теории запоминание
протекает в две стадии.На первой
стадии в нейронах происходит обратимая
кратковременная электрохимическая
реакция, длящаяся секунды или минуты.
Ее считают основой кратковременной
памяти. Некоторые авторы высказывают
мнение, что стадия кратковременной
памяти продолжается около одного часа.
Это подтверждается такими опытами:
материал, выученный за час до опыта
с электрошоком, в памяти сохраняется,
выученный за 40 или 20 мин – полностью
исчезает.Вторая стадия, возникающая
на основе первой, – это необратимая
биохимическая реакция. При этом
в клетках происходят необратимые
химические изменения, которые являются
основой долговременной памяти.Нейроны
имеют достаточно сложное строение.
Кроме всего прочего, в них
содержатся молекулы дезок-сирибонуклеиновой
(ДНК) и рибонуклеиновой (РНК) кислот.
Оказывается, молекулы РНК способны
изменяться под влиянием нервных
и химических импульсов, исходящих
или от соседних нейронов, или от
жидкости, в которую погружены
все нейроны. Считается, что эти
изменения и являются основой
онтогенетической, индивидуальной памяти.
Молекулы ДНК согласно этой теории
являются носителями наследственной,
генетической памяти.