Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 15:18, шпаргалка

Описание работы

2. Дайте общую характеристику и раскройте критерии основных подходов к классификации способностей человека.
3. Дайте общую характеристику классификации психодиагоностических процедур и их основания.
4. Дайте определение и опишите феноменологию социального поведения личности. Перечислите основные признаки, виды, опишите механизмы и закономерности социального поведения личности.

Файлы: 1 файл

Shpory.docx

— 170.04 Кб (Скачать файл)

 

72. Раскройте сущность  стадиальности психического развития  и проблемы возрастной периодизации  психического развития человека.

 

73. Раскройте сущность  теоретического и экспериментального  подходов к изучению мышления, приведите примеры таких подходов. Перечислите основные методы  диагностики умственного развития  человека в современной психологии.

Теории о происхождении  и наличии мышления у человека делятся на 2 группы. Представители  первой считают, что интеллектуальные способности врождённые и неизменные. Одной из наиболее известных теорий первой группы является теория мышления гештальтпсихологии. Согласно второй группе, умственные способности развиваются  в процессе жизни человека. Мышление зависит либо от внешних воздействий  среды, либо от внутреннего развития субъекта, или же исходя из того и  другого. В начале XX века А. Бине и Т. Симон создали шкалу умственного развития Бине—Симона на основе умственного возраста. Сейчас тесты исследуют мышление у людей от 2 до 65 лет. Их можно классифицировать, разделив на 3 группы.Первая группа — тесты достижения, показывающие объем знаний, необходимый в определённой научно-практической области (контрольные тесты в школе). Вторая — интеллектуальные тесты, оценивающие соответствие интеллекта биологическому возрасту. Среди них можно назвать тест Стэнфорд-Бине (англ.)русск. и тест Векслера. Третья — критериально-ориентированные тесты, оценивающие возможность решать интеллектуальные задачи (тест МИОМ и модификация интеллектуальной батареи тестов Р. Амтхауэра Б. М. Кулагина и М. М. Решетникова (тест «КР—3—85»))

Тесты можно рассматривать  как экспериментальную модель, которая  лежит в основании концептуально-экспериментальных  моделей интеллекта. Одну из наиболее известных из них предложил Дж. П. Гилфорд. Согласно его концепции, интеллект можно оценивать по 3 направлениям: содержанию, продукту и  характеру. Модель интеллекта Гилфорда включает 120 различных интеллектуальных процессов, сводящихся к 15 факторам: пять операций, четыре вида содержания, шесть  типов продуктов мыслительной деятельности

 

74. Раскройте феноменологию и основные закономерности развития личности в раннем юношеском возрасте.

 

 

 

75. Раскройте феноменологию  мотивационно-потребностной сферы  личности.Назовите методы диагностики  мотивационно-ценностной структуры  личности.

Мотивационно-потребностная  сфера человека основывается на большом  количестве самых различных потребностей человека. Из потребностей вытекают мотивы. Потребности, мотивы и действия, связанные  с ними, объединены между собой  различными многосторонними связями, которые и обуславливают строение мотивационно-потребностной сферы. Слово "мотивация" используется в  современной психологии в двояком  смысле: как обозначающее систему  факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и  многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и  поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Любая форма  поведения может быть объяснена  как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов  объяснения выступают психологические  свойства субъекта поведения, а во втором - внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т.п., а во втором - о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации.

 

76. Раскройте физиологические  основы темперамента человека. Дайте  психологическую характеристику  типам темперамента и назовите  его основные свойства.

Темперамент – динамическая сторона деятельности. Изучается  чаще в диагностическом подходе.

Современная психология: основание  темперамента - свойства нервной системы. Айзенк (изучал психические расстройства у солдат 2 МВ) выделил два фактора, значимые для определения индивидуальности: интроверсия - экстраверсия, эмоциональная устойчивость - эмоциональная неустойчивость (нейротизм). Они соответствуют 4 типам темперамента: Ф, С, Х, М.

ри всей обстоятельности  характеристик свойств темперамента в научной литературе, в теории об основах темперамента существует традиционное его деление на четыре типа:1) холерический;2) сангвинический;3) флегматический;4) меланхолический.

Важно отметить, что для  темперамента неприменимы понятия  «хороший» или «плохой». Все типы темперамента равнозначны, так как, во-первых, все они сохранились  в процессе эволюции, во-вторых, каждый из типов темперамента имеет свойство, которое компенсирует его отрицательные  качества, причем у других типов  темперамента этого свойства нет  вообще. У меланхолика это высокая  сенситивность, у сангвиника – пластичность, у флегматика – высокая активность, у холерика – быстрота, энергичность.

Чувства у холерика ярко выражены в мимике, пантомимике. Люди этого  типа отличаются быстрыми, энергичными  движениями, общей подвижностью, общительностью, стремлением постоянно действовать.

Дети с таким темпераментом  очень активны. Для них характерна цикличность в работе. Любят общество сверстников, массовые игры. Им свойственны  обидчивость и гнев. Состояние  обиды и гнева может быть устойчивым и продолжительным. Шумные, буйные, неугомонные. Злопамятны.

Свойства: пониженная сенситивность, высокие реактивность и активность, ригидность, экстравер-тированность, повышенная эмоциональная возбудимость, ускоренный темп реакций.

Сангвиники очень продуктивны, но только тогда, когда дело им интересно. Если дело перестает интересовать, если оно требует кропотливости  и терпения, носит будничный характер, то сангвиники быстро к нему охладевают, становятся скучными, вялыми.

Эмоции легко возникают  и легко сменяются. Склонны к  остроумию, быстро схватывают новое, легко  и быстро переключают внимание, приспосабливаются  к изменяющимся условиям жизни.

Дети-сангвиники очень интересны  и трудны: у них много желаний, они за многое берутся, но часто не доводят начатое до конца. Для  них ничего не стоит попросить  прощения и тут же нарушить обещание. Они могут легко обидеться, но быстро забывают обиды. Часто плачут, но слезы легко сменяются улыбкой. Не злопамятны.

Свойства: пониженная сенситивность, высокие реактивность и активность, уравновешенность, пластичность, экстравертированность, повышенная эмоциональная возбудимость, ускоренный темп реакций.

Чувства флегматиков внешне выражены слабо. Психические процессы протекают у них довольно медленно, темп речи невысокий. Спокойны, уравновешенны, медлительны, неторопливы, настойчивы, терпеливы. Увлекаются надолго, однолюбы.

Дети-флегматики выглядят, как  маленькие старички. Спокойны, солидны, малообщительны, никого не задевают, не обижают, не идут на ссору. Обиды таят долго. Мстительны.

Свойства: пониженная сенситивность, низкая реактивность, очень высокая  активность, ригидность, интровертированность, пониженная эмоциональная возбудимость, замедленный темп реакций.

Меланхолики склонны к  устойчивым, длительным настроениям, слабо  проявляют свои чувства (хотя бывают «взрывы»). Склонны к преувеличениям, видят мир в серых тонах, депрессивны. Медлительны, быстро устают. Дети с  меланхолическим темпераментом  ведут себя тихо, стеснительны, избегают общения. Обидчивы, обиды таят долго. Легкоранимы, склонны к сильным  переживаниям даже при незначительных внешних воздействиях.

Свойства: повышенная сенситивность, низкие реактивность и активность, ригидность, интровертиро-ванность, повышенная эмоциональная возбудимость, замедленный  темп реакций.

 


Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"