67. Раскройте сущность
психодрамы как основной формы
психокоррекционной работы.
Психодрама - это метод
групповой работы, представляющий ролевую
игру, в ходе которой используется
драматическая импровизация как
способ изучения внутреннего мира участников
группы и создаются условия для
спонтанного выражения чувств, связанных
с наиболее важными для клиента
проблемами. Психодрама основана на игровом
принципе.
Понятие о драме как
о коррекционном методе возникло
в результате эксперимента, который
был поставлен Якобом Леви Морено
(1892-1974) по окончании первой мировой
войны. Этот эксперимент получил
название "спонтанный театр". В психодраме человеку предлагается
роль героя в игре, содержание которой
сосредоточено на его проблемах. Таким
образом, он может свободно выражать свои
чувства в направляемых психологом импровизациях,
а другие актеры исполняют роли главных
персонажей его реальной жизни.
Участники сеанса внимательно
следят за событиями и соотносят
происходящее на сцене со своими собственными
затруднениями.
Цель психодрамы - диагностика
и коррекция неадекватных состояний
и эмоциональных реакций, их устранение,
отработка социальной перцепции, углубление
самопознания. Психодрама помогает клиенту
раскрыть глубинные эмоции в гораздо
более яркой и действенной
форме, чем это позволяют сделать
другие методы, основанные на словесном
описании переживания. Во время психодрамы
происходит поиск эффективных путей
решения психологических проблем
разных уровней: от обыденного, бытового
до экзистенциального. Клиент с помощью
ведущего и группы воспроизводит
в драматическом действии значимые
события своей жизни, разыгрывает
сцены, имеющие отношения к его проблемам.
Сцены разыгрываются таким образом, как
если бы они происходили в данный момент.
Действие структурируется так, чтобы способствовать
прояснению и конкретизации проблемы.
Анализируются новые роли, альтернативные,
аффективные и поведенческие стили, осуществляются
поиск и апробирование более конструктивных
моделей решения проблемы. Действия, физические
движения, на которых построена психодрама,
повышают возможность использования такого
важного источника познания себя и других,
как сигналы невербального поведения.
Работа группы психодрамы
проводится в форме сюжетно-ролевой
игры на избираемую самими клиентами
тему, которая представляет собой
реальную проблему
кого-либо из участников. Роли
в психодраме задаются и исполняются
таким образом, чтобы способствовать
глубокому пониманию и решению
возникшей проблемы.
Психодрама призвана помогать
тем клиентам, у которых имеются
трудности в вербализации своих
чувств и своего жизненного опыта
в целом. В психодраматической ситуации
клиент одновременно и главный герой
своей драмы, и ее творец, исследователь
себя и своей жизни.
Используется этот метод
при отклоняющемся поведении
у детей и подростков для устранения
неадекватных эмоциональных реакций
и отработки навыков социальной
перцепции
68. Раскройте сущность
психологической диагностики как области
научного знания и практической деятельности,
охарактеризуйте этические аспекты психодиагностической
деятельности
Психологическая диагностика
— наука о конструировании
методов оценки, измерения, классификации
психологических и психофизиологических
особенностей людей, а также об использовании
этих методов в практических целях.
Можно выделить две функции психологической
диагностики — научную и практическую.
Первая характеризует ее как научно-исследовательскую
область и представляет собой
деятельность по конструированию психодиагностических
методик. Поскольку их используют в
практических целях, к ним предъявляются
особые требования, связанные с повышением
точности и объективности показателей,
они разрабатываются по определенным
правилам и проверяются по ряду критериев.
В первую очередь это делается
для того, чтобы оценить их качество
и практическую полезность, пригодность
для решения прикладных задач. Психодиагностические методики
— это специфические психологические
средства, предназначенные для измерения
и оценки индивидуально-психологических
особенностей людей. Вторая функция психодиагностики
реализуется практическими психологами,
использующими диагностические методики.
Психодиагносты-практики измеряют, анализируют,
оценивают индивидуальные особенности
человека или выявляют различия между
группами людей, объединенных по какому-либо
признаку. Эти виды деятельности практических
психологов называются постановкой диагноза
и осуществляются ради решения определенных
прикладных задач. Слово «диагноз» (от
греч. diagnosis) означает распознавание, обнаружение.
В разных жизненных сферах и видах деятельности
возникают практические задачи, успешность
решения которых зависит от учета индивидуальных
или групповых психологических особенностей
людей. Так, в практике образования и воспитания
необходимо выявление психологических
различий между детьми для осуществления
индивидуального подхода к ним. Для обеспечения
эффективной профессиональной деятельности
иногда требуется отбор по психологическим
и психофизиологическим качествам.Психологический
диагноз может быть основой оптимального
профессионального самоопределения личности.
Создание нормального социально-психологического
климата в рабочей бригаде зачастую невозможно
без анализа деловых и личностных качеств.
69. Раскройте сущность
психологической коррекции как
вида деятельности практического
психолога. Охарактеризуйте специфику
психокоррекционного процесса.
Психокоррекция - это система
мероприятий, направленных на исправление
недостатков психологии или поведения
человека с помощью специальных
средств психологического воздействия.
Психокоррекции подлежат
недостатки, не имеющие органической
основы и не представляющие собой
такие устойчивые качества, которые
формируются довольно рано и в
дальнейшем практически не изменяются.
Выделяют специфические
черты психокоррекционного процесса,
отличающие его от психотерапии.
• Психокоррекция
ориентирована на клинически здоровую
личность людей, имеющих в повседневной
жизни психологические трудности,
проблемы, жалобы невротического характера,
а также на людей, чувствующих
себя хорошо, однако желающих изменить
свою жизнь либо ставящих перед собой
цель развития личности.
• Коррекция ориентируется
на здоровые стороны личности независимо
от степени нарушения.
• В психокоррекции
чаще ориентируются на настоящее
и будущее клиентов.
• Психокоррекция
обычно ориентируется на среднесрочную
помощь (в отличие от краткосрочной
- до 15 встреч - помощи при консультировании
и долгосрочной - до нескольких лет
- помощи при психотерапии).
• В психокоррекции
акцентируется ценностный вклад
психолога, хотя отклоняется навязывание
определенных ценностей клиенту.
• Психокоррекционные
воздействия направлены на изменение
поведения и развитие личности клиента.
Основное отличие психокоррекции
от воздействий, направленных на психологическое
развитие человека, заключается в
том, что психокоррекция имеет дело
с уже сформированными качествами
личности или видами поведения и
направлена на их переделку, в то время
как основная задача развития состоит
в том, чтобы при отсутствии или недостаточном развитии сформировать у человека
нужные психологические качества.
Различие между психотерапией
и психокоррекцией заключается
в том, что психотерапия имеет
дело с различного рода нарушениями
у людей, страдающих различными видами
соматических или психических заболеваний
(расстройств). Многие аномалии психики
и поведения людей, которые проявляются
в заболеваниях, похожи на те, с которыми
имеет дело психолог, занимающийся
психокоррекцией. Однако людей, обращающихся
за помощью к психотерапевту, обычно
называют больными или пациентами,
а тех, кто нуждается только в
коррекционной помощи, именуют клиентами.
Клиент - это нормальный, физически
и психически здоровый человек, у
которого в жизни возникли проблемы
психологического или поведенческого
характера. Он не способен самостоятельно
разрешить их и поэтому нуждается
в посторонней помощи.
В качестве объектов коррекционного
воздействия могут выступать
личность, семья или группа.
70. Раскройте сущность
современных подходов к классификации
психодиагностических методов и
методик.
Методика, в отличие от
метода, представляет собой конкретные
инструкции по проведению диагностики,
обработке данных и интерпретации
результатов. В рамках одного метода
может существовать практически
бесконечное количество методик.1. Методики
высокого уровня формализацииОсобенности:
регламентация процедуры обследования
(точное соблюдение инструкции; строго
определенные способы предъявления
стимульного материала; невмешательство
исследователя в деятельность испытуемого);
стандартизация (наличие норм); надежность;
валидность.Тесты по форме проведения:
индивидуальные и групповые;по форме
ответов: устные и письменные;по материалу
оперирования: бланковые, предметные,
аппаратурные, компьютерные и т.д.;по
характеру стимульного материала:
вербальные, невербальные, смешанные;по
содержанию: тесты интеллекта, способностей,
достижений, личности.по цели: определение
неполноценности, психологический
диагноз в образовании, консультирование,
изучение проблем, отбор и распределение,
профотбор и профконсультация и
т.п.
Опросники личностные (открытые,
закрытые, полуоткрытые);анкеты.
Проективные техники методики
структурирования – формирование стимулов
из набора фактов (предметов, личного
опыта) и придание им смысла;методики
конструирования – создание целого
из деталей;методики интерпретации
– объяснение события или ситуации,
часто используется комбинации
с другими;методики дополнения –
завершение рассказа, картинки;методики
катарсиса – игровая деятельность,
например, у детей, когда моделируется
аналог проблемной ситуации;методики
изучения экспрессии – рисование
на заданную тему;методики изучения импрессии
– предпочтение стимулов в предлагаемой
последовательности раздражителей.
Психофизиологические методики
без оценки индивида – диагностика
свойств организма, нервной системы
и т.д., которые характеризуют
не личность испытуемого, а особенности
его состояния или функционирования
как биологической системы: например,
сенсомоторные реакции;аппаратурные
– диагностика психофизиологических
особенностей с помощью различной
аппаратуры: например, электроэнцефаллография;«бумага-карандаш»
- тестовые задания, которые требуют
минимум дополнительных условий
и основаны на психофизиологических
особенностях человека: например, теппинг-тест.
2. Малоформализированные
методикиметодики наблюдения (наличие
плана и критериев);опрос (интервью);
Анализ продуктов деятельности.
Если абстрагироваться от
особенностей конкретного метода и
методики, то психологическая диагностика
в целом сводится к созданию тестового
задания (условий, подбора фактов и
т.д.) и фиксации действий испытуемого
в ответ на его предъявление. Тестовое
задание состоит из стимулов (раздражителей)
и последовательности их предъявления.
Фактически любая диагностическая
методика, в том числе и компьютерная,
может рассматриваться как перечень
стимулов и вариантов ответов
на них, что, в принципе, позволяет
стандартизировать компьютерные методики
психодиагностики. И хотя в теории
существует эта стройная система, но
на практике мы имеем множество тестовых
программ с разными интерфейсами,
разными способами предъявления
стимулов и фиксации ответов, разными
формами обработки и интерпретации
результатов.
71. Раскройте сущность
социально-перцептивной составляющей
общения личности и приведите
примеры действия социально-перцептивных
механизмов и закономерностей.
В процессе общения необходимо
присутствие взаимопонимания между
его участниками. Такое взаимопонимание
имеет двоякий смысл: 1) как понимание
целей, мотивов, установок партнера
по взаимодействию; 2) как установление
особых эмоциональных отношений
близости – привязанности, выражающихся
в чувстве дружбы, симпатии, любви
(аттракции).В обоих случаях важнейшим
фактором является то, как воспринимается
партнер по общению, т. е. процесс
восприятия одним человеком другого.
Этот процесс выступает как обязательная
составная общения и условно
может быть назван перцептивной стороной
общения (социальная перцепция; межличностная
перцепция; восприятие человека человеком;
познание другого человека).Поскольку
человек вступает в общение всегда
как личность, постольку он и воспринимается
другим человеком – партнером
по общению – тоже как личность.
Поэтому важно знать, как формируется
и как влияет на нас представление
о другом человеке.Представление
о другом человеке у нас очень
тесно связано с уровнем собственного
самосознания. Эта связь двоякая:
богатство представлений о самом
себе определяет и богатство представлений
о другом человеке, в то же время
чем полнее раскрывается другой человек,
тем более полным становится и представление
о самом себе.Особую форму общения людей
представляет собой дружба как устойчивая
индивидуально-избирательная система
взаимоотношений и взаимодействия, характеризующаяся
взаимной привязанностью общающихся,
высокой степенью удовлетворенности общением
друг с другом, взаимными ожиданиями ответных
чувств и предпочтительности. Развитие
дружбы предполагает следование ее неписаному
кодексу, утверждающему необходимость
взаимопонимания, откровенность и открытость,
доверительность, активную взаимопомощь,
взаимный интерес к делам другого, искренность
и бескорыстие чувств. Серьезные нарушения
кодекса дружбы ведут либо к ее прекращению,
либо к сведению дружбы к поверхностным
приятельским отношениям, либо даже к
превращению в свою противоположность
– вражду.Проблема поиска дружеского
общения и друга становится особенно актуальной
в подростковом возрасте. Об этом свидетельствуют
наблюдения педагогов, интимные дневники
подростков, интерес, который они проявляют
к беседам на тему «О дружбе и любви». Однако
нет основания утверждать, что эти поиски
оказываются столь успешными, так как
подростки сталкиваются с реальными трудностями,
возникающими при сопоставлении истинного
характера их взаимоотношений с высоким
стандартом кодекса дружбы. Иногда разочарования
при выявлении несоответствия складывающихся
отношений с идеалом дружбы порождают
ссоры между подростками. Последнее более
свойственно общению девочек друг с другом.Для
подросткового возраста безусловно характерна
потребность иметь друга. У подростка,
как правило, складывается достаточно
ясное представление об эталоне дружеского
общения, однако наиболее типичным явлением
этого возрастного периода является не
столько сугубо парная дружба, к которой
он стремится, сколько товарищество, предполагающее
более широкое общение со сверстниками.
Товарищеские отношения позволяют развертывать
общение, в котором подросток обретает
возможность продолжить себя значимыми
для него чертами и качествами во многих
сверстниках: с одним ему интересно обсуждать
прочитанные книги, с другим – играть
в настольный теннис, с третьим – говорить
о будущей профессии.