Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 15:18, шпаргалка

Описание работы

2. Дайте общую характеристику и раскройте критерии основных подходов к классификации способностей человека.
3. Дайте общую характеристику классификации психодиагоностических процедур и их основания.
4. Дайте определение и опишите феноменологию социального поведения личности. Перечислите основные признаки, виды, опишите механизмы и закономерности социального поведения личности.

Файлы: 1 файл

Shpory.docx

— 170.04 Кб (Скачать файл)

 

67. Раскройте сущность  психодрамы как основной формы  психокоррекционной работы.

Психодрама - это метод  групповой работы, представляющий ролевую  игру, в ходе которой используется драматическая импровизация как  способ изучения внутреннего мира участников группы и создаются условия для  спонтанного выражения чувств, связанных  с наиболее важными для клиента  проблемами. Психодрама основана на игровом  принципе.

Понятие о драме как  о коррекционном методе возникло в результате эксперимента, который  был поставлен Якобом Леви Морено (1892-1974) по окончании первой мировой  войны. Этот эксперимент получил  название "спонтанный театр". В психодраме человеку предлагается роль героя в игре, содержание которой сосредоточено на его проблемах. Таким образом, он может свободно выражать свои чувства в направляемых психологом импровизациях, а другие актеры исполняют роли главных персонажей его реальной жизни.

Участники сеанса внимательно  следят за событиями и соотносят  происходящее на сцене со своими собственными затруднениями.

Цель психодрамы - диагностика  и коррекция неадекватных состояний  и эмоциональных реакций, их устранение, отработка социальной перцепции, углубление самопознания. Психодрама помогает клиенту  раскрыть глубинные эмоции в гораздо  более яркой и действенной  форме, чем это позволяют сделать  другие методы, основанные на словесном  описании переживания. Во время психодрамы происходит поиск эффективных путей  решения психологических проблем  разных уровней: от обыденного, бытового до экзистенциального. Клиент с помощью  ведущего и группы воспроизводит  в драматическом действии значимые события своей жизни, разыгрывает  сцены, имеющие отношения к его проблемам. Сцены разыгрываются таким образом, как если бы они происходили в данный момент. Действие структурируется так, чтобы способствовать прояснению и конкретизации проблемы. Анализируются новые роли, альтернативные, аффективные и поведенческие стили, осуществляются поиск и апробирование более конструктивных моделей решения проблемы. Действия, физические движения, на которых построена психодрама, повышают возможность использования такого важного источника познания себя и других, как сигналы невербального поведения.

Работа группы психодрамы проводится в форме сюжетно-ролевой  игры на избираемую самими клиентами  тему, которая представляет собой  реальную проблему

кого-либо из участников. Роли в психодраме задаются и исполняются  таким образом, чтобы способствовать глубокому пониманию и решению  возникшей проблемы.

Психодрама призвана помогать тем клиентам, у которых имеются  трудности в вербализации своих  чувств и своего жизненного опыта  в целом. В психодраматической ситуации клиент одновременно и главный герой  своей драмы, и ее творец, исследователь  себя и своей жизни.

Используется этот метод  при отклоняющемся поведении  у детей и подростков для устранения неадекватных эмоциональных реакций  и отработки навыков социальной перцепции

 

68. Раскройте сущность  психологической диагностики как области научного знания и практической деятельности, охарактеризуйте этические аспекты психодиагностической деятельности

Психологическая диагностика  — наука о конструировании  методов оценки, измерения, классификации  психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании  этих методов в практических целях. Можно выделить две функции психологической  диагностики — научную и практическую. Первая характеризует ее как научно-исследовательскую  область и представляет собой  деятельность по конструированию психодиагностических методик. Поскольку их используют в  практических целях, к ним предъявляются  особые требования, связанные с повышением точности и объективности показателей, они разрабатываются по определенным правилам и проверяются по ряду критериев. В первую очередь это делается для того, чтобы оценить их качество и практическую полезность, пригодность  для решения прикладных задач. Психодиагностические методики — это специфические психологические средства, предназначенные для измерения и оценки индивидуально-психологических особенностей людей. Вторая функция психодиагностики реализуется практическими психологами, использующими диагностические методики. Психодиагносты-практики измеряют, анализируют, оценивают индивидуальные особенности человека или выявляют различия между группами людей, объединенных по какому-либо признаку. Эти виды деятельности практических психологов называются постановкой диагноза и осуществляются ради решения определенных прикладных задач. Слово «диагноз» (от греч. diagnosis) означает распознавание, обнаружение. В разных жизненных сферах и видах деятельности возникают практические задачи, успешность решения которых зависит от учета индивидуальных или групповых психологических особенностей людей. Так, в практике образования и воспитания необходимо выявление психологических различий между детьми для осуществления индивидуального подхода к ним. Для обеспечения эффективной профессиональной деятельности иногда требуется отбор по психологическим и психофизиологическим качествам.Психологический диагноз может быть основой оптимального профессионального самоопределения личности. Создание нормального социально-психологического климата в рабочей бригаде зачастую невозможно без анализа деловых и личностных качеств.

 

69. Раскройте сущность  психологической коррекции как  вида деятельности практического  психолога. Охарактеризуйте специфику  психокоррекционного процесса.

Психокоррекция - это система  мероприятий, направленных на исправление  недостатков психологии или поведения  человека с помощью специальных  средств психологического воздействия.

Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой  такие устойчивые качества, которые  формируются довольно рано и в  дальнейшем практически не изменяются.

Выделяют специфические  черты психокоррекционного процесса, отличающие его от психотерапии.

•     Психокоррекция ориентирована на клинически здоровую личность людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы невротического характера, а также на людей, чувствующих  себя хорошо, однако желающих изменить свою жизнь либо ставящих перед собой  цель развития личности.

•    Коррекция ориентируется  на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения.

•    В психокоррекции чаще ориентируются на настоящее  и будущее клиентов.

•    Психокоррекция обычно ориентируется на среднесрочную  помощь (в отличие от краткосрочной - до 15 встреч - помощи при консультировании и долгосрочной - до нескольких лет - помощи при психотерапии).

•    В психокоррекции акцентируется ценностный вклад  психолога, хотя отклоняется навязывание  определенных ценностей клиенту.

•    Психокоррекционные воздействия направлены на изменение  поведения и развитие личности клиента.

Основное отличие психокоррекции от воздействий, направленных на психологическое  развитие человека, заключается в  том, что психокоррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и  направлена на их переделку, в то время как основная задача развития состоит в том, чтобы при отсутствии или недостаточном развитии сформировать у человека нужные психологические качества.

Различие между психотерапией  и психокоррекцией заключается  в том, что психотерапия имеет  дело с различного рода нарушениями  у людей, страдающих различными видами соматических или психических заболеваний (расстройств). Многие аномалии психики  и поведения людей, которые проявляются  в заболеваниях, похожи на те, с которыми имеет дело психолог, занимающийся психокоррекцией. Однако людей, обращающихся за помощью к психотерапевту, обычно называют больными или пациентами, а тех, кто нуждается только в  коррекционной помощи, именуют клиентами.

Клиент - это нормальный, физически  и психически здоровый человек, у  которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера. Он не способен самостоятельно разрешить их и поэтому нуждается  в посторонней помощи.

В качестве объектов коррекционного воздействия могут выступать  личность, семья или группа.

 

70. Раскройте сущность  современных подходов к классификации  психодиагностических методов и  методик.

Методика, в отличие от метода, представляет собой конкретные инструкции по проведению диагностики, обработке данных и интерпретации  результатов. В рамках одного метода может существовать практически  бесконечное количество методик.1. Методики высокого уровня формализацииОсобенности: регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкции; строго определенные способы предъявления стимульного материала; невмешательство  исследователя в деятельность испытуемого); стандартизация (наличие норм); надежность; валидность.Тесты по форме проведения: индивидуальные и групповые;по форме  ответов: устные и письменные;по материалу  оперирования: бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные и т.д.;по характеру стимульного материала: вербальные, невербальные, смешанные;по содержанию: тесты интеллекта, способностей, достижений, личности.по цели: определение  неполноценности, психологический  диагноз в образовании, консультирование, изучение проблем, отбор и распределение, профотбор и профконсультация и  т.п.

Опросники личностные (открытые, закрытые, полуоткрытые);анкеты.

Проективные техники методики структурирования – формирование стимулов из набора фактов (предметов, личного  опыта) и придание им смысла;методики конструирования – создание целого из деталей;методики интерпретации  – объяснение события или ситуации, часто используется  комбинации с другими;методики дополнения –  завершение рассказа, картинки;методики катарсиса – игровая деятельность, например, у детей, когда моделируется аналог проблемной ситуации;методики изучения экспрессии – рисование  на заданную тему;методики изучения импрессии  – предпочтение стимулов в предлагаемой последовательности раздражителей.

Психофизиологические методики

без оценки индивида – диагностика  свойств организма, нервной системы  и т.д., которые характеризуют  не личность испытуемого, а особенности  его состояния или функционирования как биологической системы: например, сенсомоторные реакции;аппаратурные – диагностика психофизиологических особенностей с помощью различной  аппаратуры: например, электроэнцефаллография;«бумага-карандаш» - тестовые задания, которые требуют  минимум дополнительных условий  и основаны на психофизиологических особенностях человека: например, теппинг-тест.

2. Малоформализированные  методикиметодики наблюдения (наличие  плана и критериев);опрос (интервью);

Анализ продуктов деятельности.

Если абстрагироваться от особенностей конкретного метода и  методики, то психологическая диагностика  в целом сводится к созданию тестового  задания (условий, подбора фактов и  т.д.) и фиксации действий испытуемого  в ответ на его предъявление. Тестовое задание состоит из стимулов (раздражителей) и последовательности их предъявления. Фактически любая диагностическая  методика, в том числе и компьютерная, может рассматриваться как перечень стимулов и вариантов ответов  на них, что, в принципе, позволяет  стандартизировать компьютерные методики психодиагностики. И хотя  в теории существует эта стройная система, но на практике мы имеем множество тестовых программ с разными интерфейсами, разными способами предъявления стимулов и фиксации ответов, разными  формами обработки и интерпретации  результатов.

 

71. Раскройте сущность  социально-перцептивной составляющей  общения личности и приведите  примеры действия социально-перцептивных  механизмов и закономерностей.

В процессе общения необходимо присутствие взаимопонимания между  его участниками. Такое взаимопонимание  имеет двоякий смысл: 1) как понимание  целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию; 2) как установление особых эмоциональных отношений  близости – привязанности, выражающихся в чувстве дружбы, симпатии, любви (аттракции).В обоих случаях важнейшим  фактором является то, как воспринимается партнер по общению, т. е. процесс  восприятия одним человеком другого. Этот процесс выступает как обязательная составная общения и условно  может быть назван перцептивной стороной общения (социальная перцепция; межличностная  перцепция; восприятие человека человеком; познание другого человека).Поскольку  человек вступает в общение всегда как личность, постольку он и воспринимается другим человеком – партнером  по общению – тоже как личность. Поэтому важно знать, как формируется  и как влияет на нас представление  о другом человеке.Представление  о другом человеке у нас очень  тесно связано с уровнем собственного самосознания. Эта связь двоякая: богатство представлений о самом  себе определяет и богатство представлений  о другом человеке, в то же время  чем полнее раскрывается другой человек, тем более полным становится и представление о самом себе.Особую форму общения людей представляет собой дружба как устойчивая индивидуально-избирательная система взаимоотношений и взаимодействия, характеризующаяся взаимной привязанностью общающихся, высокой степенью удовлетворенности общением друг с другом, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Развитие дружбы предполагает следование ее неписаному кодексу, утверждающему необходимость взаимопонимания, откровенность и открытость, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам другого, искренность и бескорыстие чувств. Серьезные нарушения кодекса дружбы ведут либо к ее прекращению, либо к сведению дружбы к поверхностным приятельским отношениям, либо даже к превращению в свою противоположность – вражду.Проблема поиска дружеского общения и друга становится особенно актуальной в подростковом возрасте. Об этом свидетельствуют наблюдения педагогов, интимные дневники подростков, интерес, который они проявляют к беседам на тему «О дружбе и любви». Однако нет основания утверждать, что эти поиски оказываются столь успешными, так как подростки сталкиваются с реальными трудностями, возникающими при сопоставлении истинного характера их взаимоотношений с высоким стандартом кодекса дружбы. Иногда разочарования при выявлении несоответствия складывающихся отношений с идеалом дружбы порождают ссоры между подростками. Последнее более свойственно общению девочек друг с другом.Для подросткового возраста безусловно характерна потребность иметь друга. У подростка, как правило, складывается достаточно ясное представление об эталоне дружеского общения, однако наиболее типичным явлением этого возрастного периода является не столько сугубо парная дружба, к которой он стремится, сколько товарищество, предполагающее более широкое общение со сверстниками. Товарищеские отношения позволяют развертывать общение, в котором подросток обретает возможность продолжить себя значимыми для него чертами и качествами во многих сверстниках: с одним ему интересно обсуждать прочитанные книги, с другим – играть в настольный теннис, с третьим – говорить о будущей профессии.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"