60. Раскройте сущность
игротерапии как основной формы
психокоррекционной работы.
Игротерапия – метод психотерапевтического
воздействия на детей и взрослых
с использованием игры. В основе
различных методик, описываемых
эти понятием, лежит признание
того, что игра оказывает сильное
влияние на развитие личности. В
современной психокоррекции взрослых
игра используется в групповой психотерапии
и социально-психологическом тренинге
в виде специальных упражнений, заданий
на невербальные коммуникации, разыгрывании
различных ситуаций и др. Игра способствует
созданию близких отношений между
участниками группы, снимает напряженность,
тревогу, страх перед окружающими,
повышает самооценку, позволяет проверить
себя в различных ситуациях общения,
снимая опасность социально значимых
последствий. Характерная особенность
игры — ее двуплановость, присущая
также драматическому искусству, элементы
которого сохраняются в любой
коллективной игре. Играющий выполняет
реальную деятельность, осуществление
которой требует действий, связанных
с решением вполне конкретных, часто
нестандартных задач. Ряд моментов
этой деятельности носит условный характер,
что позволяет отвлечься от реальной
ситуации с ее ответственностью и
многочисленными привходящими обстоятельствами.
Двуплановость игры обусловливает
ее развивающий эффект. Психокоррекционный
эффект игровых занятий у детей
достигается благодаря установлению
положительного эмоционального контакта
между детьми и взрослыми. Игра корригирует
подавляемые негативные эмоции, страхи,
не уверенность в себе, расширяет
способности детей к общению,
увеличивает диапазон доступных
ребенку действий с предметами. Отличительные
признаки развертывания игры — быстро
меняющиеся ситуации, в которых оказывается
объект после действий с ним, и столь же
быстрое приспособление действий к новой
ситуации. Структуру детской игры составляют
роли, взятые на себя играющими; игровые
действия как средство реализации этих
ролей; игровое употребление предметов
— замещение реальных предметов игровыми
(условными); реальные отношения между
играющими. Сюжетом игры предстаёт воспроизводимая
в ней область действительности. Содержанием
игры выступает то, что воспроизводится
детьми как главный момент деятельности
и отношений между взрослыми в их взрослой
жизни. В игре происходят формирование
произвольного поведения ребенка и его
социализация. Игровая терапия представляет
собой взаимодействие взрослого с ребенком
на собственных условиях последнего, когда
ему предоставляется возможность свободного
самовыражения с одновременным принятием
его чувств взрослыми. В настоящее время
сфера применения игротерапии значительно
расширилась. Имеется опыт проведения
краткосрочной и долгосрочной игровой
терапии, а также организации игротерапии
в малой группе детей в условиях воспитательно-учебных
учреждений. Общие показания к проведению
игротерапии: социальный инфантилизм,
замкнутость, необщительность, фобические
реакции, сверхконформность и сверхпослушание,
нарушения поведения и вредные привычки,
неадекватная полоролевая идентификация
у мальчиков.
61. Раскройте сущность
интерактивной стороны общения
личности.
Интерактивная сторона общения
– условный термин, обозначающий характеристику
тех компонентов общения, которые
связаны со взаимодействием людей,
с непосредственной организацией их
совместной деятельности. Для участников
деятельности чрезвычайно важно
не только обмениваться информацией, но
и организовать «обмен действиями»,
разработать их общий план. При
этом планировании возможна такая регуляция
действий одного индивида «планами, созревшими
в голове другого», которая и делает
деятельность действительно коллективной,
когда носителем ее выступает
уже не отдельный индивид, а группа.В
реальной жизни людей связывает
бесчисленное множество личных видов
взаимодействия. Для экспериментальных
исследований крайне важно как минимум
обозначить некоторые из них. Наиболее
распространенным является дихотомическое
деление всех возможных видов
взаимодействий на два основных вида:
кооперацию и конкуренцию. В первом
случае анализируются такие проявления
взаимодействия, которые способствуют
организации совместной деятельности,
т. е. являются «позитивными». Во вторую
группу попадают взаимодействия, представляющие
собой определенного рода препятствия
для совместной деятельности.Кооперация
и конкуренция – лишь формы
взаимодействия; содержание его и
в том и в другом случае задается
более широкой системой деятельности,
в которую включена кооперация или
конкуренция. Поэтому необходимо рассматривать
их в социальном контексте деятельности
(например, созидательный труд или
преступление).Анализ взаимодействий
между людьми предполагает выделение
определенных форм организации совместной
деятельности. Л.И. Уманский выделял
три возможные формы организации
совместной деятельности:– совместно-индивидуальная
деятельность – каждый из участников
делает свою часть общей работы независимо
друг от друга;– совместно-последовательная
деятельность – общая задача выполняется
последовательно каждым участником
(конвейер);– совместно взаимодействующая
деятельность – одновременное взаимодействие
каждого участника со всеми остальными
(спортивная команда). Кроме форм организации
совместной деятельности, необходимо
также проследить, как та или иная
система взаимодействия связана
со сложившимися между участниками
взаимодействия отношениями. При этом
нужно четко представлять, что
система человеческого взаимодействия
принципиально отличается от простого
распределения обязанностей, функций,
которое может существовать и
в автоматических системах.Важным является
также вопрос, как осознается каждым
из участников его личный вклад в
общую деятельность. Именно это осознание
помогает личности корректировать свою
индивидуальную стратегию взаимодействия.Основную
роль в формировании и развитии характера
ребенка играет его общение с
окружающими его людьми. В свойственных
для него поступках и формах поведения
ребенок прежде всего подражает
своим близким. При помощи прямого
научения через подражание и эмоциональное
подкрепление он усваивает формы
поведения взрослых.
62. Раскройте сущность
коммуникативной стороны общения
личности. Дайте определения и
приведите примеры вербальной
и невербальной коммуникаций.
Коммуникативная сторона
общения (или коммуникация в узком
смысле этого слова) состоит во взаимном
обмене информацией между партнёрами
по общению, передаче и приёме знаний,
идей, мнений, чувств. Универсальным
средством коммуникации и общения
является речь, с помощью которой
не только предаётся информация, но
и осуществляется воздействие друг
на друга участников совместной деятельности.
Выделяют два типа информации –
побудительную и констатирующую. К невербальной коммуникации
относятся воспринимаемый внешний вид
и выразительные движения человека - жесты,
мимика, позы, походка и т. д. Они во многом
являются зеркалом, проецирующим эмоциональные
реакции человека, которые мы как бы "считываем"
в процессе общения, пытаясь понять, как
другой воспринимает происходящее. Сюда
же можно отнести такую специфическую
форму человеческого невербального общения,
как контакт глаз. Роль всех этих невербальных
знаков в общении чрезвычайно велика. Вербальная коммуникация, как
уже было сказано, использует в качестве
знаковой системы человеческую речь, естественный
звуковой язык, то есть систему фонетических
знаков, включающую два принципа: лексический
и синтаксический. Речь является самым
универсальным средством коммуникации,
поскольку при передаче информации при
помощи речи менее всего теряется смысл
сообщения. Правда, этому должна сопутствовать
высокая степень общности понимания ситуации
всеми участниками коммуникативного процесса.
63. Раскройте сущность
культурно-исторического подхода
к пониманию психического развития
человека.
Основы культурно-исторического
подхода к пониманию закономерностей
психического развития ребенка заложил
Лев Семенович Выготский (1896-1934).
Дальнейшее развитие этого научного
подхода неразрывно связано с
теорией деятельности А. Н. Леонтьева,
теорией психического развития ребенка
Д. Б. Эльконина и теорией планомерно-поэтапного
формирования умственных действий и
понятий П. Я. Гальперина.Л. С. Выготский
противопоставлял две концепции
развития — метафизическую и диалектическую.
В рамках метафизического подхода
психическое развитие ребенка рассматривалось
как простой рост, реализация, модификация
и комбинирование врожденных задатков,
т. е. как чисто количественное изменение
изначально пре-формированных человеку
способностей. Психическое развитие
ребенка в диалектическом подходе
выступало как непрерывный процесс
самодвижения, качественного преобразования
психики, возникновения принципиально
новых структур сознания. Ботаническому
прообразу процесса развития как
роста (отсюда метафора детского сада
как места, где происходит развитие
ребенка по аналогии с развитием
растений в соответствии с наследственной
программой) Выготский противопоставил
понимание развития как качественного
процесса развития поведения на основе
перестройки структуры психических
функций и изменения системного
и смыслового строения сознания. Оценивая
вклад исследователя в развитие
психологии, А. Н. Леонтьев писал, что
идею историзма Выготский ввел в
конкретное психологическое исследование.
Поэтому его концепция глубоко
исторична по своей сути — генезис,
становление и развитие психических
функций и сознания человека находятся
в фокусе внимания его теории.
64. Раскройте сущность
познавательных процессов и опишите
методы их диагностики.
Познавательные процессы
-- это психические явления, в своей
совокупности непосредственно обеспечивающие
познавание, то есть восприятие информации,
ее переработку, хранение и использование.
К их числу относятся: ощущение, восприятие,
внимание, воображения, память и мышление.
Развитие познавательных процессов
у младших школьников имеет качественное
своеобразие. Восприятие часто сводится
к узнаванию предмета, называнию
формы и цвета. Дети 7-8 лет воспринимают
объекты как целое, плохо схватывают
детали, не увязывают их между собой,
т. е. систематический анализ воспринимаемых
свойств вызывает у детей трудности.
Наглядно-образное мышление находится
по-прежнему на низком уровне развития,
преобладающим остается наглядно-действенное
мышление. У ребят еще не сформированы
навыки элементарного анализа. Ведущим
типом памяти младших школьников
остается непроизвольная память. Однако
в 7 лет процесс запоминания уже
может быть опосредован использованием
внешних стимулов, например схем или
карточек. В этом возрасте у детей
начинает формироваться способность
контролировать свои процессы памяти
и мышления. В начале обучения у
детей преобладает непроизвольное
внимание, поэтому способность сосредоточиться
напрямую связана с тем, насколько
ребенку интересна выполняемая
работа. Учащиеся 1-ых классов еще
не могут сохранять активное внимание
длительное время. Развитие воображения
детей значительно превосходит
их интеллектуальное развитие, поскольку
оно начинает формироваться гораздо
раньше, чем мышление. Для изучения
особенностей познавательных процессов
у детей на первоначальном этапе
обучения существует множество методов
и методик их диагностики. Необходимо
заметить, что многие методики диагностики
могут применяться и в развитии
познавательных процессов. Диагностика
познавательных процессов позволяет
выявить отличительные особенности
развития познавательных процессов
у младших школьников, а так
же уровень их сформированности. Результаты
диагностики позволяют разрабатывать
коррекционные и развивающие
программы для формирования познавательных
процессов в случае их недостаточного
развития.
65. Раскройте сущность
проблемы взаимообусловленности
и взаимосвязи мышления и речи
человека. Опишите основные закономерности
онтогенетического развития мышления
человека.
Развитие мышления происходит
не только в эволюционном, историческом,
но и онтогенетическом аспектах. Онтогенез
человеческого мышления изучен лучше
всего применительно к дошкольному
и школьному возрасту, хотя, конечно,
охватывает период всей жизни человека.
Мышление ребенка формируется прижизненно,
в ходе его предметной деятельности
и общения, в ходе освоения общественного
опыта. Особую роль играют целенаправленные
воздействия взрослого, в форме
обучения и воспитания. Наглядно-действенное,
наглядно-образное и словесно-логическое
мышление взрослого — это последовательные
ступени онтогенетического развития.Уже
первые предметные «действия» ребенка
(например, притягивание предмета, похлопывание
по предмету, ощупывание, рассматривание,
воздействие одним предметом
на другой) обладают рядом важных особенностей:
1) при достижении некоторого практического
результата выявляются некоторые признаки
этого предмета, и его взаимоотношения
с другими предметами, возможность.
их познания выступает как свойство
любого предметного манипулирования;
2) ребенок сталкивается прежде всего
с предметами,. созданными руками человека,
поэтому он начинает познавать свойства
именно этой действительности, уже
вступая в предметно-практическое
общение с другими людьми; 3) первоначально
взрослый является основным источником
и посредником знакомства ребенка
с предметами, со способами употребления
предметов. 06щественно выработанные
обобщенные способы употребления предметов
и есть те первые знания (обобщения),
которые ребенок усваивает с
помощью взрослого из общественного
опыта. Кроме практических действий
с предметами выделяются и особые
исследовательские действия (о «действиях»
можно говорить лишь условно, поскольку
здесь еще нет сознательной цели
как конституирующего признака действия).
Ребенок выявляет все новые свойства
предметов, устанавливает между ними все
новые отношения. Уже в области освоенных
предметных действий ребенок проявляет
известную самостоятельность, которая
проявляется в повторении; усвоенных способов
без дополнительного побуждения со стороны
взрослых, в некоторой модификации (варьировании)
усвоенного способа, в использовании предмета
не только в соответствии с его общественным
назначением (например, ребенок облизывает
погремушку). Большое значение для развития
мышления ребенка имеет игра.
66. Раскройте сущность
проблемы психического развития
человека. Охарактеризйте генотипическую
и средовую обусловленность психического
развития личности.
Проблема генотипической
и средовой обусловленности развития
психики и поведения связана
с выяснением того, как соотносятся
данные человеку с рождения особенности
организма и генетически обусловленные
законы его созревания с возможностями
развития, обучения, воспитания, приобретения
знаний, умений и навыков, с развитием
интеллектуальных способностей, с формированием
личностных качеств ребенка. От того,
каким образом решается данная проблема
в теории, зависит принципиальная
постановка и практическое решение
вопроса о том, чему и как можно
учить (и научить) человека.Все современные
ученые признают, что психика и
поведение человека во многих своих
проявлениях имеют врожденный характер.
Однако в том виде, в каком они
представлены у развитого или
развивающегося человека, психика и
поведение большей частью являются
продуктом обучения и воспитания.Развитие
представляет собой переход растущего
организма на более высокую ступень,
и этот переход может зависеть
как от созревания, так и от научения.
Главный вопрос состоит в выяснении
того, как соотносятся эти два
процесса друг с другом. Одна из точек
зрения на данную проблему, представляющая
в настоящее время в основном
исторический интерес, заключается
в утверждении, что становление
психики и поведения человека
есть результат эволюционного преобразования
генетически заложенных в организме
с рождения возможностей, существующих
в виде задатков. В процессе онтогенетического
психологического и поведенческого
развития организма согласно данной
точке зрения нет ничего такого,
что хотя бы в зародыше не содержалось
в генотипе. Все, что появляется далее
в процессе развития, изначально имеется
в виде задатков, которые, преобразуясь
и развиваясь, превращаются в способности
в основном по законам биологического
созревания организма. Эту концепцию
называют эволюционной теорией развития.
Одно из значений слова «эволюция»
— развертывание.Другую и также
не очень популярную в наши дни
теорию именуют революционной теорией
развития. Она представляет собой
другую крайность в позициях и
практически полностью отвергает
какое бы то ни было значение генетических
факторов в развитии. Сторонника этой
теории все развитие сводят к разнообразным
воздействиям среды и утверждают,
что у любого человека независимо
от его природных анатомо-физиологических
особенностей можно сформировать любые
психологические и поведенческие
свойства, доведя их развитие до любого
уровня с помощью обучения и воспитания.Третья
точка зрения, именуемая вероятностной,
или стохастической, теорией развития,
имеет в настоящее время больше
всего сторонников. В ней утверждается,
что конечный результат развития,
достигаемый на каждой его ступени,
изначально в генотипе не заложен. Этот
результат также не может быть
полностью произвольным, совершенно
не зависящим от генотипа. Изменения,
происходящие на каждой ступени развития,
связаны и с генотипом, и со
средой, но сами по себе определяются случайным
стечением обстоятельств в жизни
организма (индивида). То, что он приобретает
на каждой ступени развития, зависит
в основном лишь от уровня, которого
организм достиг на предыдущей стадии
развития.Четвертую, также достаточно
распространенную точку зрения можно
было бы назвать функциональной. Соответствующая
ей функциональная теория развития утверждает,
что формирование и преобразование
той или иной функции определяется
тем, как часто она используется
в жизни организма. В ней «в
качестве основного принципа выступает
положение об определяющей роли образа
жизни в развитии психики».