Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:15, шпаргалка

Описание работы

Деятельность и психическое развитие. Понятие о ведущей деятельности. А.Н. Леонтьев о ведущей деятельности
Адаптация ребенка к обучению в школе. Помощь учителя ребенку в период адаптации.
Возрастная периодизация психического развития (раскрыть один из подходов по выбору).

Файлы: 1 файл

Психология_ответы.docx

— 152.51 Кб (Скачать файл)

Человек – Личность. Человек  не рождается личностью, а становится ею в процессе развития (человек à уровень развития à способность на самостоятельное преобразование ДД à носитель самосознания и сознания).

Чтобы стать личностью, человек должен раскрыть в ДД (на практике) свои внутренние св-ва, которые заложены природой и сформированы жизнью и воспитанием.

Развитие  человека – сложный, длительный противоречащий процесс. Изменения в организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно меняется интенсивно физический и духовный мир человека в детском и юношеском возрасте.

Существует 2 основных философских подхода к трактовке понятия развитие:

1. Диалектико-материалистический: развитие – св-во жив.мат. к изменению; уничтожается старое и созидается новое.

2. Идеалический: развитие  – стихийный, непроизвольный, спонтанный  процесс. В развитие все предопределено  судьбой, и никто и ничто  изменить не может. 

Движущие  силы развития: 
Единство и борьба противоположностей. Противоречие между требованиями взрослых и возможностями детей по удовлетворению этих потребностей. Если дети принимают эту позицию, то они продвигаются в своем развитии.

Психологи-Педагоги: Л.С. Выготский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Ф. Мюллер, Л. Термен.

Факторы развития личности

1. Биологические (предпосылки Р.)

- физические признаки (цвет  волос, глаз)

- здоровье организма

- человеческий головной  мозг

- строение кисти руки

- тип ВНД

- задатки

- предрасположенность к  владению речи

- группа крови и т.д.

2. Социальные (условия Р. – происходят через общение, путем соц. Р.)

- соц. среда

- воспитание

- обучение

(В. и О. – механизмы  воздействия)

Детерминирующие (направляющие и определяющие) – соц. факторы  психологич. Р. (м. воспитать в чел-е самые разные кач-ва).

Биол. и соц. факторы тесно  связаны.

Биологические факторы:

Наследственность - воспроизведение биологического сходства у потомства с родителями. Объективная база для развития (независящий от человека).

а) врожденные св-ва и инстинкты: сосание, хватание, зажмуривание

б) человеческие задатки (способность  к прямохождению, к речи)

в) индивидуальные особенности (цвет и форма глаз, структура  волос, группа крови, телосложение, болезни)

г) способность к развитию

д) природные задатки, способности (слух, голос, память, худ задатки)

Вывод: наследственность и природные задатки представляют собой рез-тат предварительного развития, возможность дальнейшего развития.

Социальные  факторы:

Среда

Все то, что окружает человека:

- мега среда (космос, вселенная)

- макро среда (все общество  в целом: экономика, политика)

- мезо среда (промежуточная:  климат, СМИ, природноклиматическая  среда)

- микро среда (ближайшее  окружение человека: семья, родители, родственники, школа, дет сад)

Вывод: среда воздействует на человека стихийно, разрозненно.

Воспитание – процесс целенаправленного, систематического воздействия.

Воспитание может оказывать  влияние на:

- развитие речи

- физические и природные  задатки (выявляет, корректирует, развивает)

- тип нервной сис-мы (изменить не может, но может скорректировать)

Активность личности является одним из условий формирования личности.

Вывод: воспитание целенаправленно.

Для полноценного развития личности важны все группы факторов, которые находятся в единстве. Решающая роль принадлежит воспитанию, особенно, если оно стимулирует внутреннюю активность личности.

Билет № 5. Предмет психологии. Место психологии среди других отраслей знаний. Этапы развития психологии.

Психология – наука о психич. ДД, её закономерностях Р. и функционировании.

Предмет – психика человека (совокупность всех психических явлений, изучаемых в психологии).

Объект – человек.

С помощью познавательных процессов (внимание, память, мышление и т.д.) человек познает мир. Другие явления регулируют его общение  с людьми, управляют действиями, поступками. Психология изучает человеческое общение и поведение. Чтобы объяснить  и понять человеческие поступки мы обращаемся к понятию личность. В  круг явлений, изучаемых психологией входят так же отношения между людьми в группах, коллективах.

Задачи  психологии:

- исследование современной  психики, развития чел-ка, его  О. и В. на научное основе,

- помочь человеку научиться  управлять самим собой и научиться  жить в об-ве по общественным  законам.

Современная психология развивается  во взаимодействии с другими науками. В 1966 году на Международном психологическом  конгрессе в Москве выдающийся швейцарский  психолог Жан Пиаже выступил с  лекцией о месте психологии в  системе наук. Его главная мысль  состояла в том, что будущее психологии зависит от ее связей с математикой, физикой, биологией, социологией, лингвистикой, политической экономией, логикой - огромным созвездием наук, образующим мир современного знания. Психология, согласно Пиаже, находится  в центре этого мира.

Психология характеризуется  тесными связями прежде всего с другими науками о человеке – философией, социологией, историей, физиологией, педагогикой.

Психология  и история.

Анализ истории – источник для понимания современного состояния  человека. Изменение и развитие человека в процессе эволюции (овладение речью, преобразование психич. процессов).

Знание истории общества помогает понять психологию отношений  людей.

Теория культурно-исторического  развития высших психических функций  человека (Л.С.Выготский).

Использование в психологии исторического метода (фило- и онтогенетическое Р.)

Психология  и философия.

Многие проблемы психологии выступают как общие для психологии и философии (проблема происхождения  сознания).

Психология  и социология.

Взаимообогащение методами и фактами. Интеграция знаний на теоретико-методологическом уровне. Общие проблемы ( социализации и соц. установок). Теория социального научения.

Психология  и педагогика.

Любой из вопросов О. и В. детей требует совместного участия  педагогов и психологов.

Основные  этапы становления психологии как  науки.

1 этап. Донаучный. Психология – наука о душе. Методы: наблюдение, самонаблюдение.

2 этап. Философский. Психология – наука о сознании. У каждого исследователя свой взгляд. Наука описательная. Методы: наблюдение, самонаблюдение.

3 этап. Научный. Психология – наука о поведении. Описательная наука превращается в самостоятельную. В.Вундт – немецкий ученый – психологические опыты. Методы: эксперимент, наблюдение, самонаблюдение.

4 этап. Современный. Психология – наука изучающая факты, механизмы и закономерности психики. Наука активно идет вперед. Методы: система методов изучения (наблюдение, самонаблюдение, эксперимент, тесты, опросы, беседы, анкеты и др.).

 

Билет № 6. Возрастная и педагогическая психология. Предмет, задачи и значение возрастной и педагогической психологии.

Возр. и пед. Ψ – две отрасли психологической науки, тесно взаимодействующие между собой, что определено общим объектом их изучения – развивающимся человеком и центральной проблемой научного анализа – поиском ответа на вопрос о роли наследственности  и среды в формировании психики человека.

Возр. Ψ – наука, изуч-щая факты, механизмы, законом-ти Р. психики в онтогенезе; изучает, как изменяется ДД, познание л. и общение чел-а на протяжении его жизни.

Возрастная психология как  более или менее обособленная отрасль психологической науки, возникшая в конце XIX в., направлена на выявление возрастных особенностей и динамики процесса психического развития личности в течение жизни.

Предмет – изменение психики в онтогенезе.

Объект – чел-к в процессе Р.

Задачи:

1) Изуч-е закономерности Р. психики в онтогенезе.

2) Широкая пропаганда психологич-х З. среди педагогов и родителей.

3) Разработка диагностич. методик для опред-ия ур-ня различ. психич. проявлений.

4) Изуч-е взаимод-ия чел-ка с др. людьми в разные возрастные периоды.

5) Приближение того, что наработала наука в практич. ДД.

Возр. Ψ – наука многоотраслевая.

Отрасли возр. Ψ:

1) Пренатальная (до рождения).

2) Детская (от рождения  до поступления в шк.).

     - Ψ раннего  возраста (от рождения до 3х лет).

     - Ψ дошк. возраста (от 3 до 7).

3) Ψ мл.шк-ка.

4) Ψ подростка (отрочества).

5) Ψ юности.

6) Ψ взрослости.

7) Ψ старости (геронтопсихология).

Связь с другими науками.

Возр. Ψ связана с другими областями Ψ: общей Ψ, Ψ чел-ка, соц. Ψ, пед. Ψ, дифференц-ой Ψ.

1. В общей Ψ исследуются психич. функции – воспр-е, мышл-е, речь, память, вним-е, вообр-е. В возр. Ψ – процесс Р. каждой психич. функции на разных возр-ых этапах.

2.В Ψ чел-ка рассматр-ся личностные образ-ния – мотивация, самооц. и ур-нь притязаний, ценностные ориентации, мировоззр-е и т.д. Возр. Ψ отвечает на вопросы, когда эти образ-ния появляются у реб., каковы их особ-ти в опред. возрасте.

3. Связь возр. Ψ с соц. Ψ показывает зависимость Р. и повед-я реб. от особенностей групп, в кот.он входит: семья, гр. дет. сада, шк. класс, подростковые компании и т.д.

4.Возр. и пед. Ψ смотрят на процесс взаимод-ия реб. и взрослого с разных сторон: возр. Ψ с т. зр. ребенка, пед. - с т. зр. воспитателя, учителя.

5.Дифференц. Ψ: индивид.различия детей одного возраста (разный ур-нь интеллекта и разные личностные св-ва). Возр. Ψ – возр. законом-ти, общие для всех детей.

Возрастная психология должна   дать   характеристику   каждого   периода   жизни   человека, вскрыв его специфические и взаимосвязанные с другими периодами особенности, показать различия протекания каждого периода у людей с разными индивидуально-психологическими характеристиками.

Пед. Ψ – наука, изуч-щая факты, механизмы освоения соц.-культурного опыта чел-ом и вызываемые этим проц-ом освоения измен-я в интеллект. и личностном Р. чел-ка и реб. как Sb учеб. ДД, организ-мой и управляемой (У) в разных усл-ях образоват.процесса.

Пед. Ψ  изучает: законом-ти овладения ЗУН; индивид. различия в этих процессах; законом-ти форм-ия у шк-ков акт-ого, самост-ого, творч-ого мышл.; изменения в психике, кот. происх. в рез-те О и В; (У) и уч-ся как Sb-ов учеб. ДД-ти и пед. ДД.

Объект – ЦПП.

Предмет (то, что изуч. в данном объекте) – факты, механизмы освоения социо-культурного опыта чел-а.

Разделы: Ψ О.; Ψ В.; Ψ л. и ДД (У).

Задачи  пед. Ψ:

1. Раскрытие механизмов  и законом-тей О и В, воздействия на интел. и л. Р. обучаемого, данная задача переклик. с определение науки;

2. Опред-е мех-змов и  законом-тей освоения уч-ся социокульт. опыта, его структурир-я, сохран-я  в инд. сознании обучающегося  и использ-я в разл. сит-ях;

3. Опред-е связи между  ур-нем интеллект-го и личност-го  Р. уч-ся и формами, методами  О. и В. возд-ия.

4. Опред-е особ-тей орг-ции  и управления учеб. ДД-ю обучающихся  и влияние этих проц-ов наих  интеллект-ое, личностное Р. и  учеб.-познават. акт-ть.

5. Изуч-е психологич. основ  ДД педагога, его индивид.-психологич. и професс-ых кач-в.

6. Определение механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности развития научно-теоретического мышления.

7. Опред-е законом-тей,  условий, критериев усвоения З., форм-я операционального состава ДД в проц. решения разнообр. задач.

8. Опред-е психологич. основ  диагностики ур-ня и кач-ва  освоения и их соотнесение  с образоват-ми стандартами.

9. Разработка психологич. основ дальнейшего совершенствования  образоват-го процесса на всех  ур-нях образоват-ой системы.

В отечественной  пед. Ψ исследуются проблемы:

- механизмы управл-я О. (Талызина Н.Ф., Ланда Л.Н.);

- механизмы управл-я Обр. процессом в целом (Лазарев В.С.);

- управл-е проц-м освоения  обобщенных способов действия (Давыдов  В.В., Рубцов В.В.);

- учеб.мотивация (Маркова А.К., Орлов Ю.М.);

- индивид.-психологич. факторы, влияющ. на успешность учеб. проц. (Цукерман Г.А.);

- личност-е особ-ти обучаемых и (У) (Мерль В.С., Лейтис Н.С., Леонтьев А.А., Кан-Калик В.А.).

Билет № 7. Мотивы учения школьников: их изменение в процессе учения в разных возрастах.

Мотив – стимул к деятельности.

Мотивы:

а) социальные: широкие, узкие, мотивы самоутверждения

б) познавательные: широкие, узкие, самоопределения.

I. Мотивы у мл. шк. – внушённые, социальные, одинаковые у большинства.

1) Широкие  соц. мотивы.

Отражают внутр. позицию  реб. как шк-ка (хочу ходить в школу, хочу учиться) + познавательный интерес.

Соц. среда, в кот.живёт реб. (семья, д/с, СМИ).

- мот.самосовершенств-я (хочеть быть умным, образ. и т.д.)

- мот.самоопред-я (хочет продолжить Обр., учёбу, найти хор. раб. и т.д.)

Это помогает реб. осознать значимость учения, но это «принимаемые»  далёкие мот. Они определяют положит. отнош. к уч. ДД и создают благоприятн. усл-я для начала О.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"