Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:15, шпаргалка
Деятельность и психическое развитие. Понятие о ведущей деятельности. А.Н. Леонтьев о ведущей деятельности
Адаптация ребенка к обучению в школе. Помощь учителя ребенку в период адаптации.
Возрастная периодизация психического развития (раскрыть один из подходов по выбору).
Человек – Личность. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития (человек à уровень развития à способность на самостоятельное преобразование ДД à носитель самосознания и сознания).
Чтобы стать личностью, человек должен раскрыть в ДД (на практике) свои внутренние св-ва, которые заложены природой и сформированы жизнью и воспитанием.
Развитие человека – сложный, длительный противоречащий процесс. Изменения в организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно меняется интенсивно физический и духовный мир человека в детском и юношеском возрасте.
Существует 2 основных философских подхода к трактовке понятия развитие:
1. Диалектико-материалистический: развитие – св-во жив.мат. к изменению; уничтожается старое и созидается новое.
2. Идеалический: развитие
– стихийный, непроизвольный, спонтанный
процесс. В развитие все
Движущие
силы развития:
Единство и борьба противоположностей.
Противоречие между требованиями взрослых
и возможностями детей по удовлетворению
этих потребностей. Если дети принимают
эту позицию, то они продвигаются в своем
развитии.
Психологи-Педагоги: Л.С. Выготский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Ф. Мюллер, Л. Термен.
Факторы развития личности
1. Биологические (предпосылки Р.)
- физические признаки (цвет волос, глаз)
- здоровье организма
- человеческий головной мозг
- строение кисти руки
- тип ВНД
- задатки
- предрасположенность к владению речи
- группа крови и т.д.
2. Социальные (условия Р. – происходят через общение, путем соц. Р.)
- соц. среда
- воспитание
- обучение
(В. и О. – механизмы воздействия)
Детерминирующие (направляющие и определяющие) – соц. факторы психологич. Р. (м. воспитать в чел-е самые разные кач-ва).
Биол. и соц. факторы тесно связаны.
Биологические факторы:
Наследственность - воспроизведение биологического сходства у потомства с родителями. Объективная база для развития (независящий от человека).
а) врожденные св-ва и инстинкты: сосание, хватание, зажмуривание
б) человеческие задатки (способность к прямохождению, к речи)
в) индивидуальные особенности (цвет и форма глаз, структура волос, группа крови, телосложение, болезни)
г) способность к развитию
д) природные задатки, способности (слух, голос, память, худ задатки)
Вывод: наследственность и природные задатки представляют собой рез-тат предварительного развития, возможность дальнейшего развития.
Социальные факторы:
Среда
Все то, что окружает человека:
- мега среда (космос, вселенная)
- макро среда (все общество в целом: экономика, политика)
- мезо среда (промежуточная: климат, СМИ, природноклиматическая среда)
- микро среда (ближайшее окружение человека: семья, родители, родственники, школа, дет сад)
Вывод: среда воздействует на человека стихийно, разрозненно.
Воспитание – процесс целенаправленного, систематического воздействия.
Воспитание может оказывать влияние на:
- развитие речи
- физические и природные задатки (выявляет, корректирует, развивает)
- тип нервной сис-мы (изменить не может, но может скорректировать)
Активность личности является одним из условий формирования личности.
Вывод: воспитание целенаправленно.
Для полноценного развития личности важны все группы факторов, которые находятся в единстве. Решающая роль принадлежит воспитанию, особенно, если оно стимулирует внутреннюю активность личности.
Билет № 5. Предмет психологии. Место психологии среди других отраслей знаний. Этапы развития психологии.
Психология – наука о психич. ДД, её закономерностях Р. и функционировании.
Предмет – психика человека (совокупность всех психических явлений, изучаемых в психологии).
Объект – человек.
С помощью познавательных процессов (внимание, память, мышление и т.д.) человек познает мир. Другие явления регулируют его общение с людьми, управляют действиями, поступками. Психология изучает человеческое общение и поведение. Чтобы объяснить и понять человеческие поступки мы обращаемся к понятию личность. В круг явлений, изучаемых психологией входят так же отношения между людьми в группах, коллективах.
Задачи психологии:
- исследование современной психики, развития чел-ка, его О. и В. на научное основе,
- помочь человеку научиться
управлять самим собой и
Современная психология развивается во взаимодействии с другими науками. В 1966 году на Международном психологическом конгрессе в Москве выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже выступил с лекцией о месте психологии в системе наук. Его главная мысль состояла в том, что будущее психологии зависит от ее связей с математикой, физикой, биологией, социологией, лингвистикой, политической экономией, логикой - огромным созвездием наук, образующим мир современного знания. Психология, согласно Пиаже, находится в центре этого мира.
Психология характеризуется тесными связями прежде всего с другими науками о человеке – философией, социологией, историей, физиологией, педагогикой.
Психология и история.
Анализ истории – источник для понимания современного состояния человека. Изменение и развитие человека в процессе эволюции (овладение речью, преобразование психич. процессов).
Знание истории общества помогает понять психологию отношений людей.
Теория культурно-
Использование в психологии исторического метода (фило- и онтогенетическое Р.)
Психология и философия.
Многие проблемы психологии
выступают как общие для
Психология и социология.
Взаимообогащение методами и фактами. Интеграция знаний на теоретико-методологическом уровне. Общие проблемы ( социализации и соц. установок). Теория социального научения.
Психология и педагогика.
Любой из вопросов О. и В.
детей требует совместного
Основные этапы становления психологии как науки.
1 этап. Донаучный. Психология – наука о душе. Методы: наблюдение, самонаблюдение.
2 этап. Философский. Психология – наука о сознании. У каждого исследователя свой взгляд. Наука описательная. Методы: наблюдение, самонаблюдение.
3 этап. Научный. Психология – наука о поведении. Описательная наука превращается в самостоятельную. В.Вундт – немецкий ученый – психологические опыты. Методы: эксперимент, наблюдение, самонаблюдение.
4 этап. Современный. Психология – наука изучающая факты, механизмы и закономерности психики. Наука активно идет вперед. Методы: система методов изучения (наблюдение, самонаблюдение, эксперимент, тесты, опросы, беседы, анкеты и др.).
Билет № 6. Возрастная и педагогическая психология. Предмет, задачи и значение возрастной и педагогической психологии.
Возр. и пед. Ψ – две отрасли психологической науки, тесно взаимодействующие между собой, что определено общим объектом их изучения – развивающимся человеком и центральной проблемой научного анализа – поиском ответа на вопрос о роли наследственности и среды в формировании психики человека.
Возр. Ψ – наука, изуч-щая факты, механизмы, законом-ти Р. психики в онтогенезе; изучает, как изменяется ДД, познание л. и общение чел-а на протяжении его жизни.
Возрастная психология как более или менее обособленная отрасль психологической науки, возникшая в конце XIX в., направлена на выявление возрастных особенностей и динамики процесса психического развития личности в течение жизни.
Предмет – изменение психики в онтогенезе.
Объект – чел-к в процессе Р.
Задачи:
1) Изуч-е закономерности Р. психики в онтогенезе.
2) Широкая пропаганда психологич-х З. среди педагогов и родителей.
3) Разработка диагностич. методик для опред-ия ур-ня различ. психич. проявлений.
4) Изуч-е взаимод-ия чел-ка с др. людьми в разные возрастные периоды.
5) Приближение того, что наработала наука в практич. ДД.
Возр. Ψ – наука многоотраслевая.
Отрасли возр. Ψ:
1) Пренатальная (до рождения).
2) Детская (от рождения до поступления в шк.).
- Ψ раннего возраста (от рождения до 3х лет).
- Ψ дошк. возраста (от 3 до 7).
3) Ψ мл.шк-ка.
4) Ψ подростка (отрочества).
5) Ψ юности.
6) Ψ взрослости.
7) Ψ старости (геронтопсихология).
Связь с другими науками.
Возр. Ψ связана с другими областями Ψ: общей Ψ, Ψ чел-ка, соц. Ψ, пед. Ψ, дифференц-ой Ψ.
1. В общей Ψ исследуются психич. функции – воспр-е, мышл-е, речь, память, вним-е, вообр-е. В возр. Ψ – процесс Р. каждой психич. функции на разных возр-ых этапах.
2.В Ψ чел-ка рассматр-ся личностные образ-ния – мотивация, самооц. и ур-нь притязаний, ценностные ориентации, мировоззр-е и т.д. Возр. Ψ отвечает на вопросы, когда эти образ-ния появляются у реб., каковы их особ-ти в опред. возрасте.
3. Связь возр. Ψ с соц. Ψ показывает зависимость Р. и повед-я реб. от особенностей групп, в кот.он входит: семья, гр. дет. сада, шк. класс, подростковые компании и т.д.
4.Возр. и пед. Ψ смотрят на процесс взаимод-ия реб. и взрослого с разных сторон: возр. Ψ с т. зр. ребенка, пед. - с т. зр. воспитателя, учителя.
5.Дифференц. Ψ: индивид.различия детей одного возраста (разный ур-нь интеллекта и разные личностные св-ва). Возр. Ψ – возр. законом-ти, общие для всех детей.
Возрастная психология должна дать характеристику каждого периода жизни человека, вскрыв его специфические и взаимосвязанные с другими периодами особенности, показать различия протекания каждого периода у людей с разными индивидуально-психологическими характеристиками.
Пед. Ψ – наука, изуч-щая факты, механизмы освоения соц.-культурного опыта чел-ом и вызываемые этим проц-ом освоения измен-я в интеллект. и личностном Р. чел-ка и реб. как Sb учеб. ДД, организ-мой и управляемой (У) в разных усл-ях образоват.процесса.
Пед. Ψ изучает: законом-ти овладения ЗУН; индивид. различия в этих процессах; законом-ти форм-ия у шк-ков акт-ого, самост-ого, творч-ого мышл.; изменения в психике, кот. происх. в рез-те О и В; (У) и уч-ся как Sb-ов учеб. ДД-ти и пед. ДД.
Объект – ЦПП.
Предмет (то, что изуч. в данном объекте) – факты, механизмы освоения социо-культурного опыта чел-а.
Разделы: Ψ О.; Ψ В.; Ψ л. и ДД (У).
Задачи пед. Ψ:
1. Раскрытие механизмов и законом-тей О и В, воздействия на интел. и л. Р. обучаемого, данная задача переклик. с определение науки;
2. Опред-е мех-змов и
законом-тей освоения уч-ся
3. Опред-е связи между
ур-нем интеллект-го и личност-
4. Опред-е особ-тей орг-ции и управления учеб. ДД-ю обучающихся и влияние этих проц-ов наих интеллект-ое, личностное Р. и учеб.-познават. акт-ть.
5. Изуч-е психологич. основ ДД педагога, его индивид.-психологич. и професс-ых кач-в.
6. Определение механизмов,
закономерностей развивающего
7. Опред-е законом-тей,
условий, критериев усвоения З.
8. Опред-е психологич. основ диагностики ур-ня и кач-ва освоения и их соотнесение с образоват-ми стандартами.
9. Разработка психологич.
основ дальнейшего
В отечественной пед. Ψ исследуются проблемы:
- механизмы управл-я О. (Талызина Н.Ф., Ланда Л.Н.);
- механизмы управл-я Обр. процессом в целом (Лазарев В.С.);
- управл-е проц-м освоения обобщенных способов действия (Давыдов В.В., Рубцов В.В.);
- учеб.мотивация (Маркова А.К., Орлов Ю.М.);
- индивид.-психологич. факторы, влияющ. на успешность учеб. проц. (Цукерман Г.А.);
- личност-е особ-ти обучаемых и (У) (Мерль В.С., Лейтис Н.С., Леонтьев А.А., Кан-Калик В.А.).
Билет № 7. Мотивы учения школьников: их изменение в процессе учения в разных возрастах.
Мотив – стимул к деятельности.
Мотивы:
а) социальные: широкие, узкие, мотивы самоутверждения
б) познавательные: широкие, узкие, самоопределения.
I. Мотивы у мл. шк. – внушённые, социальные, одинаковые у большинства.
1) Широкие соц. мотивы.
Отражают внутр. позицию реб. как шк-ка (хочу ходить в школу, хочу учиться) + познавательный интерес.
Соц. среда, в кот.живёт реб. (семья, д/с, СМИ).
- мот.самосовершенств-я (хочеть быть умным, образ. и т.д.)
- мот.самоопред-я (хочет продолжить Обр., учёбу, найти хор. раб. и т.д.)
Это помогает реб. осознать значимость учения, но это «принимаемые» далёкие мот. Они определяют положит. отнош. к уч. ДД и создают благоприятн. усл-я для начала О.