Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:15, шпаргалка

Описание работы

Деятельность и психическое развитие. Понятие о ведущей деятельности. А.Н. Леонтьев о ведущей деятельности
Адаптация ребенка к обучению в школе. Помощь учителя ребенку в период адаптации.
Возрастная периодизация психического развития (раскрыть один из подходов по выбору).

Файлы: 1 файл

Психология_ответы.docx

— 152.51 Кб (Скачать файл)

Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития: человек→уровень развития→способность на самостоятельную преобразующую деятельность→носитель сознания и самосознания.Понятие личность в отличие о понятия человек – это социальная категория, которая указывает на те качества, которые формируются в деятельности под влиянием общественных отношений и общения с другими людьми.

Чтобы стать личностью, человеку необходимо в деятельности и на практике проявлять свои внутренние свойства, заложенные природой и сформированные жизнью и воспитанием.

Первые мысли о личности возникли ещё у Аристотеля.

Личность – человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Психологич. особ-ти личности:

1. самосознание

2. индивидуальность

3. саморегулирование –  способность сознательно управлять  своим поведением, психич.процессами и состояниями.

4. активность 

5. взаимосвязь с социал.средой.

Структура личности:

- способности – индивидуально устойчивые свойства члеовека, определяющие его успехи в разл.видах деят-ти.

- темперамент – качества, от которых зависят реакции человека на др.людей и соц.обстоятельства.

- характер – качества, определяющие поступки человека в отношении др.людей.

- волевые качества – личностные свойства, влияющие на стремление человека к достижению поставлен.целей.

- эмоции и мотивация – переживание и побуждение к д-ти

- социальные установки – убеждение и отношение людей.

Психоаналитическая  теория З.Фрейда.

Фрейдизм – названное  по имени австрийского психолога  З.Фрейда направление, объясняющее  развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими сознанию писхич. факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии.

Структура Личности по Фрейду имеет 3 составляющие:

1. ОНО – бессознательное,  включающее глубинные влечения, мотивы и потребности. Действует  в соответствии с принципом  удовольствия.

2. Я – сознание, принцип  реальности.

3. Сверх-Я – созн.и подсозн. Уровни, руководствуется идеальными представлениями.

Защитные механизмами:

1. Отрицание. Понижение  «Сверх-я», закрыв. глаза на реальность.

2. Подавление. «Я» блокирует  внутр.импульсы и угрозы, идущие от «сверх я». Неприятные признания и переживания не влияют на реальное поведение.

3. Рационализация. Разумное  оправдание любых поступков, противореч.нравст.нормам.

4. Формирование реакции  (скрытие от самих себя мотивов  собст.поведение за счет его подавления через особо выраженный и сознательно поддерживаемый мотив противопол.типа).

5. Проекция (приписывание  своих отриц.черт другому человеку).

6. Интеллектуализация. Обсуждение  ситуации в абстрактных целях.

7. Замещение (косвенное  удовлетворение неприемлемого мотива  каким-либо нравственно допустимым  способом).

Гуманистическая теория личности К.Роджерса.

Каждый человек обладает стремлением и имеет способность  к личностному самосовершенствованию.

Центральное понятие –  «Я», включающее в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые  человек характеризует самого себя и намечает перспективы собственного развития.

Вопросы: Кто я есть? Что  я мой сделать, чтобы стать  тем, кем я хочу быть?

Образ «Я», складывающийся в  результате личного жизненного опыта, оказывает в свою очередь влияние  на восприятие данным человеком мира, др.людей.

Я-концепция: положит., амбивалентная (противореч.), отрицат.

Основная потребность  человека – самоактуализация, стремление к самосоверш.и самовыражению.

Теория  Божович Л.И. охватывает период развития Личности с дошкол.возраста до юности и используется для описания понятия, характеризующие внутр.св-ва и особенности человека.

Соотношение понятий: индивид, личность, индивидуальность.

Личность

Индивидуальность – самое узкое понятие, содержит в себе лишь те индивидуальные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое отмечает данного человека от других.

Индивид – отдельный конкретный человек со всеми его качествами, психологическими и биологическими свойствами, которые наряду с личностными ему присущи + качества, которые отличают человека от других людей и общие для него и многих людей свойства..

Универсум – человек, который  осознает свою позицию и место  в этом мире.

Человек – совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют они у данного человека или отсутствуют.

Человек à индивид à личность à индивидуальность

Движущая сила развития личности: наследст., среда, соц.фактор, сам человек. Движущая сила развитие личности явл.борьба противоположностей.

Психологическая защита личности (механизм защиты): оральная, физическая, форма фантазии, переключение, вытеснение, уход в себя, подавление, замещение, замена цели.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ:

Человек появляется на свет личностью для того, чтобы самореализоваться, жить в гармонии с самим собой, другими людьми и окружающим миром. У человека есть гуманоидные потребности (любовь, уважение, гармония, самореализация). Представители течения – это  Роджерс, Маслоу, Мюррей. Роджерс считал, что у человека есть 2 вида потребностей: базисные (потребности в безопасности и самосохранении) и метапотребности (познание, самореализация и самоутверждение). Человек может перейти к удовлетворению метапотребностей  только тогда, когда  будут удовлетворены его базисные потребности. Роджерс занимался  проблемой самооценки и считал, что  человек появляется на свет с внутренней самооценкой. Он сталкивается с оценкой  других людей и вступает в противоречие. Возникают проблемы человеческой личности, а чтобы не было проблем, ему нужна  дифференцированная оценка его личности с детства.

ПСИХОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Представитель течения –  Леонтьев. Личность он рассматривал с  позиции труда. Он исследовал структуру  деятельности, связь потребностей и  мотивов с целью и результатом, формирование внутренней деятельности и общественную мотивацию труда.

Билет 22. Эмоционально-волевая сфера младшего школьника.

***Я нашла два ответа, выделила их разными цветами,  не знаю какой лучше*******

Воля – псих. процесс, направленный на преодоление препятствий, стоящих на пути к цели.

Воля имеет общественную природу (появл. благодаря воспитанию, обучению); волевые усилия осознаются.

Препятствия:

- внешн. (не зависят от  чел., преодолеваются труднее)

- внутрен. (зависят от  чел., преодолеваются по желанию)

Самое большое волевое  усилие – выбор из двух равных альтернатив.

Совершая волевое усилие чел. делает выбор.

«мне надо» ↔ «я хочу»

Функции воли.

1) побудительная (пусковая)

2) тормозящая

3) контролирующая (не допускать  ошибок в течении деятельности)

Структура волевого поведения.

1й этап – подготовительный (внутр. подготовка чел., не наблюдается  со стороны)

  - осознание цели и  препятствий

  - анализ путей достиж. цели и преодоления препятствий

  - принятие решения  (действовать/не действовать)

2й этап – исполнительный (наблюдается со стороны)

  - преодоление препятствий

  - достижение цели

  - рефлексия (разбор  своего поступка)

Волевые качества человека.

1.1) Те, которые касаются  мотивации волевого действия.

   2) Те, которые проявляются  в принятии решения.

   3) Те, которые связаны  с исполнением принятого решения.

2. Первичные волевые качества: сила воли, настойчивость, выдержка.

Вторичные или производные: решительность, смелость, самообладание, уверенность.

Третичные: ответственность, дисциплинированность, обязательность, принципиальность, деловитость, инициативность.

Воля  у мл. шк.: легко внушаемы (внуш. через подкорку); капризны; слабая воля; слабые цели; сдержанность (к 10 г.).

Вывод: роль взрослых и роль ДД велика.

Воля воспит-ся в усл-ях реальной жизни чел-ка, и начин-ся этот проц. с момента рождения. Р. воли реб. связано с вып-ем треб-ний взр-ых, за кот-ми стоят потреб-ти и нормы общ-ва. Чем выше ур-нь треб-ний, их четкость и постоянство предъявл-ий (с учетом возр. и индивид. возможностей чел-а), тем значительнее и надежнее рез-ты В.

Поступление в шк. – важный этап Р. произвольного повед-я и воли. Волевое повед-е шк-ка Р. под влиянием учеб. ДД, кот. предъявляет реб-ку нов., более серьезные треб-я.

Учеб. ДД способствует Р. произвольности познават. процессов – произвольного  воспр., произвольной памяти, произвольного  вним-я и пр. В школе форм-ся У. ребенка управлять своим повед-ем (д. выполнять то, что от него требуется, а это не всегда совпадает с тем, что ему хочется). При вып-нии Д/З реб. д. отказаться от игры, прогулки, просмотра телевизора и пр. Но реб-ку не всегда понятно, ради чего он д. от всего этого отказываться.

Произвольное повед-е в учеб. ДД:

- д. форм-ся на основе  треб-ий взр-ых;

- д.б. мотивировано учеб. ДД.

Учеб. ДД д.б. интересной и реб. д. понимать, зачем ему лично это все нужно.

Волевое действие осущ-ся по собственному реш-ю чел-ка, оно явл-ся осознанным, намеренным и целенаправ-ым. Мл. шк-ку часто недостает поним-я цели его учеб. ДД à она мало мотивирована, происходит по велению взр-го.

Воля связана с преодолением препятствий и трудностей.

Трудности в учеб. (и в др.) ДД, д. обернуться для мл. шк-ка личностно значимой для него стороной; преодолевая их, он д. чувствовать себя сильнее, умнее, значит-ее, интереснее, взрослее. Такое преод-е трудностей будет способ-ть форм-ию позитив. самооценки и Р. ч-ва собственного достоинства (позиция – «я учусь, т.к. сам хочу учиться, а не потому, что меня заставляют»).

Для такого Р. воли нбх: руководство взр-ых; орг-ия ДД детей; направлять и мотивировать произв-ую акт-ть учеб. ДД-тью.

 

ВОЛЯ - сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выражен  в умении преодолевать внутренние  и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и признаков. Значение воли в жизни человека.

     СТАНОВЛЕНИЕ  воли - становление субъекта способного  к самоопределению. Становление  воли непрерывно связано с становлением индивида, который сам определяет своё поведение и отвечает за него.

Сложная взаимосвязь  потребностей и предметов играет важную роль в процессе волевого акта. Новые потребности заставляют искать новые способы их удовлетворения, а новые способы их удовлетворения порождают новые потребности.

Чем ЗНАЧИМЫ цели и задачи, тем сильнее воля, напряжённее  желание и стремление к достижению цели. АНАЛИЗ волевого поступка.

  1. подготовительный. Осознание цели, её постановка, выбор мотивов, борьба мотивов, принятие решений. Человек сознательно отказывается от одних включений мотивов и целей, и предпочитает другие, и реализует их вопреки сиюминутно непосредственно побуждению.
  2. исполнительный. Осуществление принятого решения, достижение цели, самооценка. Воля и волевые качества у ребёнка могут не сформироваться, если ребёнок избалован и подавлен жестокой волей и указаниями взрослых.

Волевой человек  должен УМЕТЬ отказываться от намеченной цели и принять новое решение, иначе это уже будет не проявление воли, а упрямство.

Препятствия и трудности.

 Внешние - неожиданные  условия. 

Внутренние - нежелание делать то, что необходимо. Волевые качества.

1. первичные (связаны с поведением).

Энергия - та концентрированная  сила, которая вносится в действие (энергичный человек)

Настойчивость - умение человека мобилизовать свои возможности  для длительного

преодоления личности.

Выдержка - умение тормозить  действия, чувства, мысли мешающие осуществлению

принятого решения.

Сила воли - степень  необходимого волевого усилия для достижения цели.

2. вторичные (определяет характер)

Решительность - умение принимать и притворять в жизнь  быстрые и обоснованные

решения.

Смелость - умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, не

смотря  на опасности для личного благополучия.

Самообладание   -   умение   контролировать   чувственную   сторону   своей   психики   и

подчинять своё поведение решению поставленной перед собой задачи.

Уверенность в себе.

3. третичные.

Ответственность - качества характеризующие личность с токи зрения выполнения ей

нравственных  требований.

Дисциплинированность - сознательное подчинение своего поведения  к установленному

порядку.

Принципиальность - верность определённому.

Обязательность - умение добровольно выполнять возможные  обязательства и выполнять

их.

Деловитость  и  инициативность   (отношение  человека  к  труду)  -  умение  работать

творчески, предпринимать поступки по собственному желанию.

РАЗВИТИЕ воли младших  школьников.

Необходимо для  препятствия выбранных целей.

Под руководством взрослого, ребёнок учится  ставить перед  собой цель. Взрослый помогает ребёнку  увидеть, понять сложность на достижении цели. Предлагает пути преодоления. Маленьким  детям сложнее всего сосредоточиться, если есть отвлекающие моменты. Побуждать  к достижению воли.

Двойная мотивация.

Иерархия мотивов. Ребёнок учится выбирать, что главнее  на данный момент.. Нравственные мотивы. Помощь другим людям (следует поощрять). Преодоление препятствий; особенно неуверенным детям, сознание успеха (Социальная система развития Волков- Брошюра).

Волевые УСИЛИЯ не развиваются сами, необходимо организовать ДД детей и оказывать детям  поддержку и помощь.

 Необходимо РАЗВИВАТЬ  волевые качества личности:

-дисциплинированность

-целеустремлённость

-смелость

-умение преодолеть  страх

-волнение чего-то 

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"