Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:15, шпаргалка
Деятельность и психическое развитие. Понятие о ведущей деятельности. А.Н. Леонтьев о ведущей деятельности
Адаптация ребенка к обучению в школе. Помощь учителя ребенку в период адаптации.
Возрастная периодизация психического развития (раскрыть один из подходов по выбору).
-решительность
-самостоятельно принимать решения
С детьми нужно об этом говорить, приводить примеры и анализировать их, создавать условия для развития этих волевых качеств. («Я благодарна за то, что вы сегодня были дисциплинированы на уроке»).
Билет № 23. Семья как фактор развития и воспитания ребенка. Современные проблемы детства и воспитания детей в семье.
Семья – является начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности.
Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для
оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и
самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. В семье могут формироваться все
личностные качества.
Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в
условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. На него влияют
наследственность и
материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни,
количество членов семьи, место проживания (место дома), отношение к ребенку. Все
это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.
Задачи семьи состоят в том, чтобы:
– создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
– стать социально-экономической
и психологической защитой
– передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
– научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
– воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я»
Семейное воспитание имеет и свои принципы.
Наиболее общие из них:
– гуманность и милосердие к растущему человеку;
– вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;
– открытость и доверительность отношений с детьми;
– оптимистичность
– последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
– оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы
Кроме этих принципов, есть ряд частных, но не менее значимых для семейного
воспитания: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и
дневники, не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. Все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.
Содержание семейного
воспитания охватывает все
Особое место
в семейном воспитании
очередь воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и
милосердие к людям, честность, открытость, трудолюбие. Иногда сюда относят послушание.
Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.
Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование
некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь,
сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала,
сочувствие и т. д. Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуативных условий.
Билет № 24. Влияние обучения на психическое развитие. Теория Л.С. Выготского об обучении и развитии.
Обучение – целенаправленный процесс взаимод.учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие уч-ся.
Развитие – это процесс колич.и качественных изменений в организме и психике человека.
Взаимосвязь психич. Р. и О..
1 подход: психич. Р. и О. – два независимых процесса.
2 подход: психич. Р. и О. – одно и то же, шаг в психич. Р. равняется шагу в О.
3 подход: О. опережает психич. Р. и ведет за собой (Выготский) – эта идея легла в основу развивающего О.
Через О. можно вести психич. Р. в любую сторону.
Выготский выделил 2 уровня (зоны) психического развития:
1) Зона актуального развития – те действия, которые есть в психике ребенка на сегодняшний день; то, что ребенок может делать самостоятельно.
2) Зона ближайшего развития – задачи, которые сегодня ребенок может выполнить при помощи взрослого, а завтра – самостоятельно.
Зона ближайшего развития:
- предполагает совместную деятельность;
- позволяет достаточно
быстро достигать изменения
- индивидуальна;
- связана со способностями конкретного человека;
- специфична относительно предметной области;
- позволяет объективно
фиксировать происходящие
Нужно знать ЗАР (что реб. м. делать самост-но), создавать ЗБР (что реб. м. сегодня сделать с пом. взрослого, а завтра – самост-но).
Величина ЗБР – важный показатель обучаемости ребенка, того запаса развития, который он имеет в данное время.
Разница между ЗАР и ЗБР – показатель обучаемости, величина индивид. для кажд. чел-а.
Обучение должно опираться на зону ближайшего развития. Обучение, по Л. С. Выготскому, ведет за собой развитие, «тянет» его за собой. Но оно не должно, в то же время, отрываться от развития ребенка. Значительный отрыв, искусственное забегание вперед без учета возможностей ребенка приведет в лучшем случае к натаскиванию, но не будет иметь развивающего эффекта.
Правильно организованное обучение опирается на те психологические процессы, которые начинают складываться у ребенка в его совместной работе со взрослым.
ЗБР становится ЗАР.
Можно задать направление в Р.
Акселерация – ускорение Р.: естественная; искусственная (задается О.; реб. м.б. занят только одним).
Амплификация – исчерпание ур-ня Р.
Должны Р-ся гармонично: интел., эмоции, воля, общение с др. людьми (все стороны психики).
Сензитивность – наивысшая чувствит-ть к обучающим влияниям (сензитивный период). Если учить чему-то в этот период, то лучше усвоится.
С 1,5 до 5 (6) лет – речь.
С 3 до 6 лет – речь, социальное Р., двигательное Р., органы чувств.
С 11 до12 лет – нравственные чувства.
С 15 до 19 лет – овладение профессией.
Билет № 25. Готовность ребенка к школе, ее структура.
Готовность к школе является результатом всей предыдущей жизни.
Специальная подготовка: умение читать, считать при условии правильного обучения
Психологическая готовность:
Под психологич.готовностью к школьному обучению понимается необход. и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
- Личностная и социально-психологическая – принятие позиции школьника. Отношение к школе, учебной дд, учителям, себе. Умение общаться со взрослыми, сверстниками. Умение войти в детское общество
- Интеллектуальная – ориентировка ребенка в окружении, запас его знаний, усвоенных в системе. Любознательность, сенсорное развитие, развитие образных представлений, развитие речи и мышления.
- Эмоционально-волевая – радость ожидания обучения. Развитие высших чувств и эмоций. Способность соподчинять мотивы, управлять своим поведением. Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем. Положительное отношение к целям дд, принятие их. Стремление к достижению результату своей дд.
Физическая готовность:
Состояние здоровья, физическое развитие, развитие систем анализаторов, развитие мелкой группы мышц, развитие основных движений (без прыжков.)
Неготовность к школе выражается:
- в неспособности понимать особую роль учителя, школьника
- непонимание учебных задач
- неумение сотрудничать
- неадекватное отношение к себе
ОСОБОЕ ЗАТРУДНЕНИЕ В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ, СВЕРСТНИКАМИ И С СОБОЙ
Фазы кризиса у детей:
1. рано поступивших в школу:
- докритическая (ребенок очень удовлетворен игрой, субъективное стремление к школе без объективных посылок);
- критическая (без сформированных предпосылок перехода от игры к учебной дд, получая первое замечание, переживая неуспех в уч дд тянется к игре, переживает эмоционально-личностный дискомфорт, в поведении негативная симптоматика направленная на учителей и родителей);
- послекритическая (вынужден наравне с учебой заниматься игрой, восстанавливается эмоционально-личностный комфорт, сглаживается негативная симптоматика, отставание может накапливаться в результате общая неуспеваемость).
2. запаздывающего с поступлением:
- докритическая (игра отходит на второй план, тянется к продуктивно значимой дд, возникает желание стать школьником);
- критическая (готов к уч дд, формально переход к учебе запаздывает, негативная симптоматика направлена на родителей);
- послекритическая (с приходом в школу восстанавливается внутренний комфорт, а негативные симптомы исчезают).
Методики определения готовности ребенка к школе: ***не знаю, нужно ли расписывать каждую методику или можно просто перечислить***
1. Методика
А.Р.Лурия по определению
10 слов (игла, лес, вода, чашка,
стол, гриб, полка, нож, булка, пол,
бутылка).
Прочитать слова. Ребенок слушает и запоминает,
затем повторяет в любом порядке.
Такую процедуру совершать 5 раз.
2. Методика
Джекобсона по определению
Даны пирамидки с цифрами
Названные цифры ребенок
должен повторить в том же порядке.
3. Методика
по определению концентрации и распределения
внимания.
Лист бумаги 10x10 клеток. В
клетках в случайном порядке 16-17
разных фигур: круг, полукруг, квадрат,
прямоугольник, звездочка, флажок и
пр.
Ребенок должен ставить на заданную фигуру
крестик (концентрация) или ставить на
одну фигуру крестик, а на другую – нолик
(распределение).
4. Методика,
выявляющая уровень развития операции
систематизации.
На листе – квадрат,
разделенный на 36 клеток.
Приготовить по 6 фигур разной величины
(круг, шестиугольник, пятиугольник, квадрат,
трапеция, треугольник). Расположить в
таблице по размеру.
Убрать фигуры из середины.
И предложить ребенку разложить
из на место.
5. Методика
по определению способностей обобщать,
абстрагировать и классифицировать.
Подготовить по 5 карточек: мебель,
транспорт, цветы, животных, людей, овощи.
ребенок должен разложить карточки по
группам.
6. Методика
по определению мыслительных способностей
детей 6 лет.
Подготовьте 10 комплектов по
5 рисунков с одним лишним, который
ребенок должен найти.
7. Методика
для выявления уровня развития образных
представлений.
Ребенку поочередно даются 3 разрезанные картинки. Инструкция дается для каждой разрезанной картинки. Время сбора каждой картинки контролируется.
8. Название цвета по показу.
9. Исследование звукопроизношения.
Свистящих (с, з). Шипящих (ж, ш, щ, ч, ц). Небных (к, г, х, й). Сонорных (р, л).
10. Методика
определения уровня
Ребенку дается альбом из 12
листов, в котором 10 заданий. На левой
стороне – 2 кружка диаметром 3 см, на правой
– цветные картинки. Нужно внимательно
смотреть поочередно на каждый кружок.
И так на каждой странице. На картинки
смотреть нельзя.
11. Методика
определения развития мелкой моторики
рук, аналитических и синтетических функций
мозга.
Графический диктант.
12. Методика
для изучения и оценки
Повторить данный узор по клеточкам.
13. Методика определения уровня развития коммуникативной сферы.
Общительность ребенка (в д/с).
14. Методика
по определению состояния
Попросите ребенка назвать ранее заученные слова через час.
15. В настоящее время используется методика Керна-Йерасика.
Задания направлены на определение
развития моторики руки, координации
движений и зрения. Все это необходимо
для того, чтобы ребенок научился
писать. В общих чертах можно определить
интеллектуальное развитие ребенка, умение
подражать образцу и
а)
Срисовывание письменных букв.
Ребенку дают лист нелинованной
бумаги. Карандаш кладут так, чтобы
ребенку было одинаково удобно взять
его и правой, и левой рукой.
Попробуй нарисовать: «Ей дан чай».
10 баллов - срисованную фразу
можно прочитать. Буквы не
8-9 баллов - предложение можно прочитать.
Буквы по величине близки к образцу. Их
стройность не обязательна.
7-6 баллов - буквы разделены не менее чем
на две группы. Можно прочитать хотя бы
4 буквы.
5-4 балла - на образцы похожи не менее 2
букв. Вся группа имеет вид письма.
3-2 балла - каракули.
б)
Срисовывание группы точек.