Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:15, шпаргалка

Описание работы

Деятельность и психическое развитие. Понятие о ведущей деятельности. А.Н. Леонтьев о ведущей деятельности
Адаптация ребенка к обучению в школе. Помощь учителя ребенку в период адаптации.
Возрастная периодизация психического развития (раскрыть один из подходов по выбору).

Файлы: 1 файл

Психология_ответы.docx

— 152.51 Кб (Скачать файл)

Сопротивл-ся треб-ям, противится опеке, контролю, обижается, протестует, претендует на уваж-е его л. и чел. достоинства, на доверие и предоставл-е самост-ти.

Взр-ый сдерживает перестройку на новый тип отнош-ий. Неизменность обществ. полож-я подростка.

- сохран. дет. черты в облике и поведении;

- привычка направлять и контролир-ть;

- матер. завис-ть от родителей;

- неУ подростка действовать  самост-но;

- хочет перейти на новый тип  взаимоотнош. (если взрослый сам  проявит инициативу перехода  к новому типу отнош., то это  протекает благополучно);

- начинает сопротив. треб-ям, которые  его ограничивают.

Нужно помнить:

- переход на новый тип отнош.  нбх. и подр-у, и взр-му, взрослеть  должна вся семья;

- Р. соц. взрослости подр-а  общественно нбх. для подготовки  к будущ. жизни. Только живя  в системе норм и треб-ий, сущ-их  для взрослых, подросток м. научиться  по-взрослому действовать, думать, решать разн. проблемы, общаться с людьми.

Причины конфликтов подростка и  взрослого.

Взросл. относится как к реб. и подр-к идет на конфликт.

Представл. подростка о своих  правах и самост-ти и представл. взрослых о правах и самост-ти их подростка.

Конфликт – форма протеста подростков, но конфликт д. выводить на нов. ур-нь отнош. Подросток берет на себя инициативу в измен. отнош. Непослуш-е, протест.

Хронич. конфликт при упорстве взр-го приводит к отчуждению. Взрослый мир  несправедлив. Сознат. непринятие треб-ий. Чем больше подросток недоволен  отнош-ем взрослых, тем сильнее ему  нужны товарищи и тем сильнее  они влияют на него.

К началу подростк. возраста склад-ся 2 сист. общения:

1) общение со взр-ым (неравное  полож-е и мораль послушания «ты д. меня слушать»);

2) общение со сверстн-ми (полож-е рав-ва, приносит удовлетв.).

Противятся морали послуш-я. Со взросл. хочется дружбы, сотрудн-ва, уважения, доверия и помощи. Общность интересов и сотрудн-ва. Помощник, товарищ.

Отнош-е к (У).

В сред. классах  шк. много нов. (У), у кот. различ. стили повед-я, манера общ-я, приемы ведения занятий. (У)-ля предъявляют разные треб-я => индивид-но приспосаблив. к кажд. (У). Появляется дифференц-ое отнош-е к разным (У) (одних любят, других нет, к 3м относ-ся безразл.). Формир-ся нов. критерии оценок л. и ДД взрослых.

Подростки ценят знающих (У), строгих, но справедл., кот. по-доброму относятся к детям, умеют интересно и понятно объяснять мат-л, ставят справедл. отметки, не делят класс на любимчиков и нелюбимых. Особ. высоко ценится эрудиция (У), его У. правильно строить взаимоотнош. с уч-ся. Ценит проф-зм и личностн. кач-ва.

Отнош. к шк.

У всех разное, от (+) до резко (-). Объем  Д/З большой по всем предметам. Хар-р Д/З направлен на самост. раб, подростки любят самост. раб. (для самоутвержд.), но требуется читать много лит-ры, кот. сложна. Сила воли большая, но цели неправ-е, надоели методы О., хочет бесед, диспутов, раб. по подгр., но не готов к этому. Нет единства треб-я (У)-лей. Появляется много нов. предметов, критерии отметок у всех разные. Роль З.: жадно усваивает житейский опыт значимых людей. Начинает сам искать научн. З. Подросток – носитель осмысленных З., пользуется авторитетом у сверстников. Если он не видит жизнен. значения опред. З., то у него исчезает интерес. Выс. оценка дает возм-ть подтвердить свои сп-ти. Совпадение оценки и самооц. важно для эмоц. благополуч. подростков.

 

Билет № 19

  1. Понятие об эмоциях и чувствах. Формы протекания чувств. Виды чувств.

 

Чувства – пережив-я чел. своего отнош. к окр. миру, к др. людям, к  своей дд.

Эмоции – внешнее проявл-е чувств (мимика, жесты)

Новые грани ч-в Р. внутри учеб. ДД и по поводу учеб. ДД.

Глав. пережив-я д.б. в учеб. ДД. Реб. д. испытывать отнош-я к своей ДД.

Влияет отнош-е (У), сверстников, близких.

Нормы эмоц. жизни мл. шк. – жизнерадост., веселость, бодрость.

Тревожность и ч-ва связанные с (-) отнош. => эмоц. неустойчивость, вспыльчивость, грубость.

В начале О. у детей – импульсивность.

Форм-ся высшие ч-ва: нравственность; интеллектуальность; этич.

На ч-ва и эмоции влияют: нов. З; сказки и истории, кот.читает (У); увиденные явл-я природы; иллюстр. к книжкам; эмоц-ое отнош-е (У) к чему-либо.

Реб-к усваивает не только инф-ию, но и ее оц. взрослыми. Он учится эмоц-му отнош-ю к окр. миру. Чем больше узнает мл. шк-к об окр. мире, тем более разнообр-ми и сложными становятся его ч-ва.

Возникает ч-во ответственности (важна рефлексия + эмоц-ая оценка)

Очень важное ч-во – сопереживание  другому.

Развиваются соц. кач-ва реб-ка: самолюбие; расположение к др. людям; сопереживание (сострадание, сочувствие, сорадость); подражание и др.

Особ. вним-е следует уделять Р. способ-ти к сопереживанию.

Хар-на непроизв. подражат-ть. Через  имитацию легко сформировать у реб. Н. культурного повед-я.

 

Билет 20. Понятие о способностях. Виды способностей. Педагогические способности, их структура.

СПОСОБНОСТИ – индивидуально –психологические особенности человека проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности её выполнения.

 ОБЩИЕ способности – те, которые определяют высокие результаты в любой человеческой деятельности.

 СПЕЦИАЛЬНЫЕ способности – те, от которых зависит успех именно педагогической ДД, обучения и воспитания детей.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ способности:

*способность видеть и  чувствовать,  понимает ли учащийся  изучаемый материал, устанавливать  степень и характер такого  понимания. 

*сп-ть самостоятельно  подбирать учебный материал, определять  оптимальные средства и эффективные  методы обучения.

*сп-ть по-разному излагать  доступным образом, объяснять  один и тот же учебный материал  с тем, что бы обеспечить  его понимание и усвоение всеми  учащимися.

*сп-ть строить обучение  с учётом индивидуальности учащихся, обеспечивая быстрое и глубокое  усвоение ими ЗУН. 

*сп-ть за сравнительно  короткий срок добиваться усвоения  значительного объёма информации, ускоренного интеллектуального  и нравственного развития всех  учащихся.

*сп-ть правильно строить  урок, совершенствуя своё преподавательское  мастерство от занятия к занятию. 

*сп-ть самообучению, включая  поиск и творческую переработку  информации, а так же её непосредственное  использование педаг-ой ДД.

*способность формировать  у учащихся нужную мотивацию   и структуру учебной деятельности (изучения)

Педагогические  способности – сущность индивидуально психологических способностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической ДД и определяющих успех в овладении этой деятельностью.

  Отличие педагогических сп-ей от педагогических умений, заключается в том, что пед-ие спос-ти это особенности личности, а пед-ие умения – это отдельные акты пед. ДД, осуществляемые человеком на высоком уровне.

Каждая способность имеет  свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные СВОЙСТВА:

Ведущими свойствами в  педагогических способностях являются:

*педагогический такт;

*наблюдательность;

*любовь к детям; 

*потребность в передаче  знаний.

  Педагогический  ТАКТ - это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся.

Педагогический ТАКТ предполагает:

*уважение к школьнику  и требовательность к нему;

развитие самостоятельности  учащихся во всех видах деятельности и твердое педагогическое руководство  их работой;

*внимательность к психическому  состоянию школьника и разумность и последовательность требований к нему;

*доверие к учащимся  и систематическая проверка их  учебной работы;

*педагогически оправданное  сочетание делового и эмоционального  характера отношений с учениками  и др.

    Педагогическая  НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ - это способность учителя, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства учащихся. По другому можно сказать, что педагогическая наблюдательность - это качество личности педагога, заключающееся в высоком уровне развития способности концентрации внимания на том или ином объекте педагогического процесса.

В наиболее ОБОБЩЁННОМ ВИДЕ педагогические способности были представлены В.А. Крутецким, который и дал им соответствующие общие определения.

*Дидактические способности - способности передавать учащимися учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль

*Академические способности - способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.).

*Перцептивные способности - способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.

*Речевые способности - способность ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.

*Организаторские способности - это, во-первых, способность организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способность правильно организовать свою собственную работу.

*Авторитарные способности - способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.

*Коммуникативные способности - способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.

*Педагогическое воображение (или прогностические способности) - это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащегося, связанного с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.

*Способность к респределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности; имеет особое значение для работы учителя.

УРОВНИ педагогических способностей

Н.В. Кузьмина рассматривает  совокупность способностей педагога в  качестве важнейшего фактора развития и формирования способностей учащихся. В связи с этим в структуре  педагогических способностей ею выделяются два ряда признаков:

*Специфическая чувствительность  педагога как субъекта деятельности  к объекту, процессу и результатам  собственной педагогической деятельности, в которой учащийся выступает  в роли субъекта-объекта педагогического  воздействия. 

*Специфическая чувствительность  педагога к учащемуся как субъекту  общения, познания и труда,  поскольку главными средствами  воспитания являются виды деятельности  формирующейся личности (т.е. самого  учащегося) и способы их организации  в целях получения искомого  конечного результата.

ПЕВЫЙ уровень составляют перцептивно-рефлексивные способности, обращенные к объекту-субъекту педагогического  воздействия, т.е. к учащемуся, в связи  с самим собой (педагогом). Они  обусловливают интенсивность формирования сенсорного фонда личности педагога.

    ВТОРОЙ уровень  составляют проектировочные педагогические  способности, обращенные к способам  воздействия на объект-субъект  учащегося, в целях формирования  у него потребности в саморазвитии, самоутверждении, в гражданственном  и профессиональном становлении.

    Перцептивно-рефлексивные  педагогические способности, в  свою очередь, по мнению Н.В.  Кузьминой, включают три ВИДА  ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ:

*Чувство объекта. 

*Чувство меры или такта. 

*Чувство причастности.

Билет 21. Понятие личности. Современные теории личности. Соотношение понятий: индивид, личность, индивидуальность.

ЧЕЛОВЕК - живое существо, обладающее даром мышления и речи, способность создавать

орудия и пользоваться ими в процессе общественного  труда.

ИНДИВИД - человек как отдельная личность, а также вообще отдельный живой организм,

особь.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - личный, свойственный данному индивидууму, отличающийся

характерными  признаками от других.

ЛИЧНОСТЬ - индивид, наделённый качествами, которые социально обусловлены, являются

устойчивыми и проявляются во взаимодействии человека с окружающим миром.

СУБЪЕКТ - познающий и действующий человек, существо противостоящее внешнему мирукак объекту познания.

УНИВЕРСУМ– это узкий круг людей, которые осознают себя как часть мироздания

Все люди от рождения – потенциальные  личности (кроме маленьких детей  и недееспособных людей). Все личности развиваются в процессе жизни, но они могут и регрессировать. Личность развивается от рождения до смерти и живёт до тех пор, пока о ней  помнит хотя бы 1 человек. Она оказывает  влияние на других даже после смерти  человека. О личности говорят как о созидающей и разрушающей, о положительной и отрицательной, но так о ней судят по преимуществу поступков.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"