Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:15, шпаргалка
Деятельность и психическое развитие. Понятие о ведущей деятельности. А.Н. Леонтьев о ведущей деятельности
Адаптация ребенка к обучению в школе. Помощь учителя ребенку в период адаптации.
Возрастная периодизация психического развития (раскрыть один из подходов по выбору).
Сопротивл-ся треб-ям, противится опеке,
контролю, обижается, протестует, претендует
на уваж-е его л. и чел. достоинства,
на доверие и предоставл-е самост-
Взр-ый сдерживает перестройку на новый тип отнош-ий. Неизменность обществ. полож-я подростка.
- сохран. дет. черты в облике и поведении;
- привычка направлять и
- матер. завис-ть от родителей;
- неУ подростка действовать самост-но;
- хочет перейти на новый тип взаимоотнош. (если взрослый сам проявит инициативу перехода к новому типу отнош., то это протекает благополучно);
- начинает сопротив. треб-ям, которые его ограничивают.
Нужно помнить:
- переход на новый тип отнош. нбх. и подр-у, и взр-му, взрослеть должна вся семья;
- Р. соц. взрослости подр-а
общественно нбх. для
Причины конфликтов подростка и взрослого.
Взросл. относится как к реб. и подр-к идет на конфликт.
Представл. подростка о своих правах и самост-ти и представл. взрослых о правах и самост-ти их подростка.
Конфликт – форма протеста подростков, но конфликт д. выводить на нов. ур-нь отнош. Подросток берет на себя инициативу в измен. отнош. Непослуш-е, протест.
Хронич. конфликт при упорстве взр-го приводит к отчуждению. Взрослый мир несправедлив. Сознат. непринятие треб-ий. Чем больше подросток недоволен отнош-ем взрослых, тем сильнее ему нужны товарищи и тем сильнее они влияют на него.
К началу подростк. возраста склад-ся 2 сист. общения:
1) общение со взр-ым (неравное полож-е и мораль послушания «ты д. меня слушать»);
2) общение со сверстн-ми (полож-е рав-ва, приносит удовлетв.).
Противятся морали послуш-я. Со взросл. хочется дружбы, сотрудн-ва, уважения, доверия и помощи. Общность интересов и сотрудн-ва. Помощник, товарищ.
Отнош-е к (У).
В сред. классах шк. много нов. (У), у кот. различ. стили повед-я, манера общ-я, приемы ведения занятий. (У)-ля предъявляют разные треб-я => индивид-но приспосаблив. к кажд. (У). Появляется дифференц-ое отнош-е к разным (У) (одних любят, других нет, к 3м относ-ся безразл.). Формир-ся нов. критерии оценок л. и ДД взрослых.
Подростки ценят знающих (У), строгих, но справедл., кот. по-доброму относятся к детям, умеют интересно и понятно объяснять мат-л, ставят справедл. отметки, не делят класс на любимчиков и нелюбимых. Особ. высоко ценится эрудиция (У), его У. правильно строить взаимоотнош. с уч-ся. Ценит проф-зм и личностн. кач-ва.
Отнош. к шк.
У всех разное, от (+) до резко (-). Объем Д/З большой по всем предметам. Хар-р Д/З направлен на самост. раб, подростки любят самост. раб. (для самоутвержд.), но требуется читать много лит-ры, кот. сложна. Сила воли большая, но цели неправ-е, надоели методы О., хочет бесед, диспутов, раб. по подгр., но не готов к этому. Нет единства треб-я (У)-лей. Появляется много нов. предметов, критерии отметок у всех разные. Роль З.: жадно усваивает житейский опыт значимых людей. Начинает сам искать научн. З. Подросток – носитель осмысленных З., пользуется авторитетом у сверстников. Если он не видит жизнен. значения опред. З., то у него исчезает интерес. Выс. оценка дает возм-ть подтвердить свои сп-ти. Совпадение оценки и самооц. важно для эмоц. благополуч. подростков.
Билет № 19
Чувства – пережив-я чел. своего отнош. к окр. миру, к др. людям, к своей дд.
Эмоции – внешнее проявл-е чувств (мимика, жесты)
Новые грани ч-в Р. внутри учеб. ДД и по поводу учеб. ДД.
Глав. пережив-я д.б. в учеб. ДД. Реб. д. испытывать отнош-я к своей ДД.
Влияет отнош-е (У), сверстников, близких.
Нормы эмоц. жизни мл. шк. – жизнерадост., веселость, бодрость.
Тревожность и ч-ва связанные с (-) отнош. => эмоц. неустойчивость, вспыльчивость, грубость.
В начале О. у детей – импульсивность.
Форм-ся высшие ч-ва: нравственность; интеллектуальность; этич.
На ч-ва и эмоции влияют: нов. З; сказки и истории, кот.читает (У); увиденные явл-я природы; иллюстр. к книжкам; эмоц-ое отнош-е (У) к чему-либо.
Реб-к усваивает не только инф-ию, но и ее оц. взрослыми. Он учится эмоц-му отнош-ю к окр. миру. Чем больше узнает мл. шк-к об окр. мире, тем более разнообр-ми и сложными становятся его ч-ва.
Возникает ч-во ответственности (важна рефлексия + эмоц-ая оценка)
Очень важное ч-во – сопереживание другому.
Развиваются соц. кач-ва реб-ка: самолюбие; расположение к др. людям; сопереживание (сострадание, сочувствие, сорадость); подражание и др.
Особ. вним-е следует уделять Р. способ-ти к сопереживанию.
Хар-на непроизв. подражат-ть. Через имитацию легко сформировать у реб. Н. культурного повед-я.
Билет 20. Понятие о способностях. Виды способностей. Педагогические способности, их структура.
СПОСОБНОСТИ – индивидуально –психологические особенности человека проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности её выполнения.
ОБЩИЕ способности – те, которые определяют высокие результаты в любой человеческой деятельности.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ способности – те, от которых зависит успех именно педагогической ДД, обучения и воспитания детей.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ способности:
*способность видеть и чувствовать, понимает ли учащийся изучаемый материал, устанавливать степень и характер такого понимания.
*сп-ть самостоятельно
подбирать учебный материал, определять
оптимальные средства и
*сп-ть по-разному излагать
доступным образом, объяснять
один и тот же учебный
*сп-ть строить обучение
с учётом индивидуальности
*сп-ть за сравнительно
короткий срок добиваться
*сп-ть правильно строить
урок, совершенствуя своё
*сп-ть самообучению, включая
поиск и творческую
*способность формировать
у учащихся нужную мотивацию
и структуру учебной
Педагогические способности – сущность индивидуально психологических способностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической ДД и определяющих успех в овладении этой деятельностью.
Отличие педагогических сп-ей от педагогических умений, заключается в том, что пед-ие спос-ти это особенности личности, а пед-ие умения – это отдельные акты пед. ДД, осуществляемые человеком на высоком уровне.
Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные СВОЙСТВА:
Ведущими свойствами в педагогических способностях являются:
*педагогический такт;
*наблюдательность;
*любовь к детям;
*потребность в передаче знаний.
Педагогический ТАКТ - это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся.
Педагогический ТАКТ предполагает:
*уважение к школьнику и требовательность к нему;
развитие самостоятельности учащихся во всех видах деятельности и твердое педагогическое руководство их работой;
*внимательность к
*доверие к учащимся и систематическая проверка их учебной работы;
*педагогически оправданное
сочетание делового и
Педагогическая НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ - это способность учителя, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства учащихся. По другому можно сказать, что педагогическая наблюдательность - это качество личности педагога, заключающееся в высоком уровне развития способности концентрации внимания на том или ином объекте педагогического процесса.
В наиболее ОБОБЩЁННОМ ВИДЕ педагогические способности были представлены В.А. Крутецким, который и дал им соответствующие общие определения.
*Дидактические способности - способности передавать учащимися учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль
*Академические способности - способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.).
*Перцептивные способности - способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.
*Речевые способности - способность ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.
*Организаторские способности - это, во-первых, способность организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способность правильно организовать свою собственную работу.
*Авторитарные способности - способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.
*Коммуникативные способности - способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.
*Педагогическое воображение (или прогностические способности) - это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащегося, связанного с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.
*Способность к респределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности; имеет особое значение для работы учителя.
УРОВНИ педагогических способностей
Н.В. Кузьмина рассматривает совокупность способностей педагога в качестве важнейшего фактора развития и формирования способностей учащихся. В связи с этим в структуре педагогических способностей ею выделяются два ряда признаков:
*Специфическая
*Специфическая
ПЕВЫЙ уровень составляют
перцептивно-рефлексивные способности,
обращенные к объекту-субъекту педагогического
воздействия, т.е. к учащемуся, в связи
с самим собой (педагогом). Они
обусловливают интенсивность
ВТОРОЙ уровень
составляют проектировочные
Перцептивно-рефлексивные педагогические способности, в свою очередь, по мнению Н.В. Кузьминой, включают три ВИДА ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ:
*Чувство объекта.
*Чувство меры или такта.
*Чувство причастности.
Билет 21. Понятие личности. Современные теории личности. Соотношение понятий: индивид, личность, индивидуальность.
ЧЕЛОВЕК - живое существо, обладающее даром мышления и речи, способность создавать
орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.
ИНДИВИД - человек как отдельная личность, а также вообще отдельный живой организм,
особь.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - личный, свойственный данному индивидууму, отличающийся
характерными признаками от других.
ЛИЧНОСТЬ - индивид, наделённый качествами, которые социально обусловлены, являются
устойчивыми и проявляются во взаимодействии человека с окружающим миром.
СУБЪЕКТ - познающий и действующий человек, существо противостоящее внешнему мирукак объекту познания.
УНИВЕРСУМ– это узкий круг людей, которые осознают себя как часть мироздания
Все люди от рождения – потенциальные личности (кроме маленьких детей и недееспособных людей). Все личности развиваются в процессе жизни, но они могут и регрессировать. Личность развивается от рождения до смерти и живёт до тех пор, пока о ней помнит хотя бы 1 человек. Она оказывает влияние на других даже после смерти человека. О личности говорят как о созидающей и разрушающей, о положительной и отрицательной, но так о ней судят по преимуществу поступков.