Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:15, шпаргалка

Описание работы

Деятельность и психическое развитие. Понятие о ведущей деятельности. А.Н. Леонтьев о ведущей деятельности
Адаптация ребенка к обучению в школе. Помощь учителя ребенку в период адаптации.
Возрастная периодизация психического развития (раскрыть один из подходов по выбору).

Файлы: 1 файл

Психология_ответы.docx

— 152.51 Кб (Скачать файл)

Необх. рук-во по формир-ю Н. самооц-ки.

Самооц., ориентир. на других, связана с оценками др-х. Не стремится заглянуть в свой внутр. мир, предст-е о себе неустойчивое, самооц. неадекватн., в практич. ДД с трудом ориентируется на свои возм-ти.

Самооц. формир-ся в проц. оценок др-ми ДД-ти и повед-я реб. и в проц. того, как сам реб. оценивает это. Больш. знач. играет успеваемость. На корректировку самооц. влияет взр-й и сверстники (помогают посмотреть со стороны). (У) важно уделять вним. формирующейся самооц. мл. шк-ка.

Л. реб. хар-ет структура его самосознания (Мухина).

Самосознание — осознание человеком  своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов, идеалов, мотивов  поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего  существа, как деятеля. С. свойственно не только индивиду, но и социальным группам.

Реб. начин. понимать, что он представляет собой индивид-ть, кот. подвергается соц. возд-ю.

Он знает, что: обязан учиться, отличается от других.

Он пережив. свою уникаль-ть, «самость», стремясь утвердить себя среди взр-х и сверстников.

Самосознание реб. Р., его структура  укрепляется, наполняясь нов. ценностными ориентациями.

Осознание собств. Я:

- реб. исследует разн. стороны  собств. Я:

- Я телесное;

- Я общественное (среди др. людей);

- Я душевное (душ. кач-ва) и др.;

- предст-е о собств. имени (носитель  фамилии; д. знать о своих родств-ках);

- притязание на признание;

- половая идентификац. (поведение,  взгляды на жизнь).

Осознание себя во времени (прошлое <- наст. (главное) -> будущ.).

Хочу и могу (предст. о желаниях и возм-тях), должен, имею право (права, д.б. законопослушн. гражд.).

 

 

Билет № 16

  1. Учебная деятельность – ведущая деятельность младшего школьника.

 

УД – ведущая дея-ть младших  школьников.

Новообразования УД:

* внутренний план действий;

* произвольность;

* осознанность;

* рефлексия.

Во время УД:

1) происходит формир-е личности (усвоение правил поведения, развитие  качеств личности);

2) зарождение общественно-полезной дея-ти.

У УД есть свои компоненты:

А) учеб задача (овладение способов решения практических задач);

Б)учеб действия (помогают учащимся воспроизводить образцы, предлагаемые учителем);

В) дей-я самоконтроля (сравнение  с образцом на каждом этапе освоения деятельности);

Г) дей-я самооценки (процесс оценивания ребенком своей деятельности).

УД – целенаправленная, систематичная, обязательная, общественно-значимая деятельность.

УД состоит из ЗУН.

1) Знания – характеризуются  на уровне представления (опыт), на уровне понятий.

* по глубине,

* полноте, 

* осознанности,

* прочности,

* конкретности, обобщенности,

* систематичности

2) Умения 

* первичные,

* сложные,

* специфические (необходимые для  определенного вида деятельности),

* обобщенные (необходимые для всех  видов деятельности (умения наблюдать,планировать работу и другие))

3) Навыки 

* чтение,

* счет,

* письмо и другие.

Навыки взаимодействуют друг с  другом на уровне взаимодействия и  переноса.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ  ДЕЙСТВИЯ

 

В широком  смысле – УУД – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В узком смысле – УУД совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную комнетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая орагнизацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность.

ОСНОВНЫЕ  ВИДЫ УУД

* личностный блок

*регулятивный блок

* познавательный блок

* коммуникативный блок

ЛИЧНОСТНЫЕ  УУД

Обеспечивают ценностно  – смысловую ориентацию учащихся, ориантацию в социальных ролях и  межличностных отношениях.

Применительно к учебной  деятельности выделяются 3 вида действий:

- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

- действие самообразования;

- действие нравственно  – этического оценивания усваиваемого  содержания.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ  УУД

Обеспечивают организацию  учащимся своей учебной деятельности.

- целеполагание

- планирование

- прогнозирование

- контроль

- коррекция

- оценка

- волевая саморегуляция

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  УУД

Включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

*Самостоятельное выделение  и формулирование познавательной  цели;

*Поиск и выделение  необходимой информации; применение  методов информационного поиска в том числе с помощью компьютерных средств;

*Знаково – символические:  моделирование, преобразование модели;

* Умение структурировать  знания;

* Умение осознанно и  произвольно строить речевое  высказывание в устной и письменной  формах;

* Выбор наиболее эффективных  способов решения задач в зависимости  от конкретных условий;

* Рефлексия способов и  условий действия, контроль и  оценка процесса и результатов  деятельности;

* Смысловое чтение как  осмысление цели чтения и выбор  вида чтения в зависимости  от цели; извлечение необходимой  информации из прослушанных текстов,  относящихся к разным жанрам; определение основной и второстепенной  информации; свободная ориентация  и восприятие текстов художественного,  научного, публицистического и официально  – делового стилей; понимание  и адекватная оценка языка  средств массовой информации;

* Постановка и формулирование  проблемы, самостоятельное создание  алгоритмов деятельности при  решении проблем творческого  и поискового характера.

 

ЛОГИЧЕСКИЕ  УУД

- анализ объектов с  целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез как составление  целого из частей, в том числе  самостоятельное достраивание, восполнение  недостающих компонентов;

- выбор оснований и  критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие,  выделение следствий;

- установление причинно  – следственных связей, доказательство;

- построение логической  цепи рассуждений;

- выдвижение гипотез,  их обоснование.

 

УУД ПОСТАНОВКИ И РЕШЕНИЯ  ПРОБЛЕМ

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание  способов решения проблем творческого  и поискового характера.

 

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

- планирование учебного  сотрудничества с учителем и  сверстниками – определение целей,  функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов  – инициативное сотрудничество  в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов  – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных  способов разрешения конфликта,  принятие решения и его реализации;

- управление поведением  партнера – контроль, коррекция,  оценка действий партнёра;

- умение с достаточной  полнотой и точностью выражать  свои мысли в соответствии  с задачами и условиями коммуникации; владение диалогическими и монологическими  формами речи в соответствии  с грамматическими и синтаксическими  нормами родного языка.

 

УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ УУД

- формирование ууд как  цель образовательного процесса  определяет его содержание и  организацию;

- формирование ууд происходит  в контексте усвоения разных  предметных дисциплин;

- ууд, их свойства и  качества определяют эффективность  образовательного процесса, в частности  усвоение знаний и умений, формирование  образа мира и основных видов  компетентности учащегося, в том  числе социальной и личностной.

 

Учащиеся овладевают основными  видами ууд (личностными, регулятивными, познавательными, коммуникативными) в  процессе усвоения разных учебных предметов. Каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования ууд, определяемые, в первую очередь, его функцией и предметным содержанием.

Овладение ууд ведёт к  формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания,овладевать умениями и компетентностями, включая

 

Билет № 17

  1. Изменение взаимоотношений младшего школьника со сверстниками. Изучение положения ребенка в группе.

 

Особ-ти взаимоотнош. детей шк. возраста:

- важны сверстники как партнёры  по общ-ю и партн. по ДД;

- на взаимоотнош-я детей в  кл. оказ. влияние (У) (организует, оценив., корректир.).

В начале О. дети больше ориентир. на сам проц. О. и не замечают сверстников, и это м. длиться долго, если взр-ый не вмешается. Если взросл. помог детям познакомиться, организует разл. виды ДД вне шк. проц., то взаимоотнош-я налаж-ся быстрее (по играм, по интересам).

Реб. не всегда практичен. MAX хвалить, поддерж., поощрять при всех!

Корректир. неправ. поведение только с теми, кто в этом задействован или инд. с тем, кому это более  необх.

К 9-10 годам л. (У) для реб. стан. менее значимым, а контакты с однокл. более тесными. В кл. появл-ся малые гр., основ. на л. отнош-ях (3-6 детей), чаще всего по общности интересов. Если есть интер. ДД, то в малую группу м. входить больше детей, даже весь кл. К 4 кл. формир-ся коллективистские отнош-я.

Изучение положения ребенка  в группе - социометрия.

Благоприятн. и неблагоприятн. отнош-я:

- благоприятн.: с желанием идет  в шк., активен в уч. и обществ. ДД, (+) относится к однокл.; нравтсв. Р. идет благоприятно);

- неблагоприятн.: недоброжелат. и конфликтность  в повед., ищет общение со сверстн.  вне шк.; нравств. Р. тормозится).

Зная соц. структуру кл., учитель  м. влиять на неё и формир-ть коллектив  детей. В нач. шк. дети с одинак. интересом  входят в разные гр. (однополые, разнопол.), особого знач. поначалу не придают. К 10 годам появл-ся объед-я с общими тайнами, секретами. У ребят нужно формир-ть уважит. отнош. к предст. противоположн. пола и поддерживать половую дифференциацию.

 

Билет № 18

  1. Изменение взаимоотношений со взрослыми в младшем школьном и подростковом возрасте.

 

Мл. школьник:

1. Родители создают усл-ия для  полноц. О. шк-ка в завис-ти от  того, чем они располагают (время  за обед. столом или отд. комната). Контролируют реб-ка.

Если родит. помогают

1) Реб. чув-вует, что близкий чел.  понимает его проблемы. Когда  он вырастет, то, скор. всего, тоже будет заботл., понимающ. и помогающ.

2) Получает опыт перекладывания  ответств-ти на другого, формир-ся  ожидание помощи и готовности  ее принять.

3) Возм. появл-е неувер-ти в своих  силах, чув-во завис-ти от взрослых  и собств. неполноц-ти при чрезмерной пом. взрослых.

Если реб. предост. сам себе

1) Реб. учится самост. принимать  реш. и ответств-ти за рез-ты своей учёбы. Став взрослым, скор. всего, будет требоват. родителем, начальником.

2) Р-ся недоверие к другим. Надеяться  м. только на самого себя. Увелич-ся  дистанция м-у детьми и родит-ми.

3) Учится самост. планировать своё  время и усилия. Если всё будет  получаться, то разовьется увер-ть  в жизни; если будут неудачи,  то чув-во неполноц-ти.

2. Другие взрослые.

В эту гр. входят родств., друзья и  знак. семьи, рук-ли кружков, секций. Поддерживают в реб. позицию шк-ка: понимают, что учиться важно, полезно и нужно, что это нелегко, понимают, как помочь реб. чувств-ть себя шк-ком (как поддержать).

НИКОГДА НЕ СПРАШИВАТЬ: «Как ты учишься?», «Нрав. или ненрав. тебе в шк.?», Т.К. НЕ КАЖДОМУ РЕБ. ХОЧЕТСЯ ГОВОРИТЬ О ШК.!

М. спрашивать: как твои дела?, что интересн. в твоей жизни?, чем ты любишь заниматься?, есть ли друзья? (диагностика самоощущ. реб. в шк.). Рассказать о себе в шк. и спросить, есть ли у него такое.

3. Учитель. 

(У). – лицо гос. (ответств-ть учить детей, требовать, чт. всё выполняли). (У). учит дет., предъявляет к ним треб-я, оценивает работу дет., общается с дет. и Р-ет их отношения (форм-ет коллектив).

Подросток.

Общ-е со взр-ми – мораль подчинения.

Отнош-я – на основе дружбы, общности à сотруднич-во.

Подраж-е взрослым. Складыв-ся под  влиянием возникающего ч-ва взрослости.

Взаимоотнош. подростка и взрослых.

Хочет расширить свои права и  ограничить права взр-го.

Потр-ть в признании его взрослости (возник. пробл. прав).

Обостренное ч-во собств. достоинства: его нельзя подавлять, унижать, лишить права на самост-ть и самост. решения.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"