Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:15, шпаргалка
Деятельность и психическое развитие. Понятие о ведущей деятельности. А.Н. Леонтьев о ведущей деятельности
Адаптация ребенка к обучению в школе. Помощь учителя ребенку в период адаптации.
Возрастная периодизация психического развития (раскрыть один из подходов по выбору).
Необх. рук-во по формир-ю Н. самооц-ки.
Самооц., ориентир. на других, связана с оценками др-х. Не стремится заглянуть в свой внутр. мир, предст-е о себе неустойчивое, самооц. неадекватн., в практич. ДД с трудом ориентируется на свои возм-ти.
Самооц. формир-ся в проц. оценок др-ми ДД-ти и повед-я реб. и в проц. того, как сам реб. оценивает это. Больш. знач. играет успеваемость. На корректировку самооц. влияет взр-й и сверстники (помогают посмотреть со стороны). (У) важно уделять вним. формирующейся самооц. мл. шк-ка.
Л. реб. хар-ет структура его самосознания (Мухина).
Самосознание — осознание
Реб. начин. понимать, что он представляет собой индивид-ть, кот. подвергается соц. возд-ю.
Он знает, что: обязан учиться, отличается от других.
Он пережив. свою уникаль-ть, «самость», стремясь утвердить себя среди взр-х и сверстников.
Самосознание реб. Р., его структура укрепляется, наполняясь нов. ценностными ориентациями.
Осознание собств. Я:
- реб. исследует разн. стороны собств. Я:
- Я телесное;
- Я общественное (среди др. людей);
- Я душевное (душ. кач-ва) и др.;
- предст-е о собств. имени (носитель фамилии; д. знать о своих родств-ках);
- притязание на признание;
- половая идентификац. (поведение, взгляды на жизнь).
Осознание себя во времени (прошлое <- наст. (главное) -> будущ.).
Хочу и могу (предст. о желаниях и возм-тях), должен, имею право (права, д.б. законопослушн. гражд.).
Билет № 16
УД – ведущая дея-ть младших школьников.
Новообразования УД:
* внутренний план действий;
* произвольность;
* осознанность;
* рефлексия.
Во время УД:
1) происходит формир-е личности
(усвоение правил поведения,
2) зарождение общественно-
У УД есть свои компоненты:
А) учеб задача (овладение способов решения практических задач);
Б)учеб действия (помогают учащимся воспроизводить образцы, предлагаемые учителем);
В) дей-я самоконтроля (сравнение с образцом на каждом этапе освоения деятельности);
Г) дей-я самооценки (процесс оценивания ребенком своей деятельности).
УД – целенаправленная, систематичная, обязательная, общественно-значимая деятельность.
УД состоит из ЗУН.
1) Знания – характеризуются
на уровне представления (опыт)
* по глубине,
* полноте,
* осознанности,
* прочности,
* конкретности, обобщенности,
* систематичности
2) Умения
* первичные,
* сложные,
* специфические (необходимые
* обобщенные (необходимые для всех видов деятельности (умения наблюдать,планировать работу и другие))
3) Навыки
* чтение,
* счет,
* письмо и другие.
Навыки взаимодействуют друг с другом на уровне взаимодействия и переноса.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
В широком смысле – УУД – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В узком смысле – УУД совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную комнетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая орагнизацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УУД
* личностный блок
*регулятивный блок
* познавательный блок
* коммуникативный блок
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
Обеспечивают ценностно – смысловую ориентацию учащихся, ориантацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности выделяются 3 вида действий:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- действие самообразования;
- действие нравственно
– этического оценивания
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
Обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.
- целеполагание
- планирование
- прогнозирование
- контроль
- коррекция
- оценка
- волевая саморегуляция
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
Включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
*Самостоятельное выделение
и формулирование
*Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска в том числе с помощью компьютерных средств;
*Знаково – символические:
моделирование, преобразование
* Умение структурировать знания;
* Умение осознанно и
произвольно строить речевое
высказывание в устной и
* Выбор наиболее эффективных
способов решения задач в
* Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
* Смысловое чтение как
осмысление цели чтения и
* Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
ЛОГИЧЕСКИЕ УУД
- анализ объектов с
целью выделения признаков (
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;
- выбор оснований и
критериев для сравнения,
- подведение под понятие, выделение следствий;
- установление причинно – следственных связей, доказательство;
- построение логической цепи рассуждений;
- выдвижение гипотез, их обоснование.
УУД ПОСТАНОВКИ И РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание
способов решения проблем
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
- планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками – определение
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов
– выявление, идентификация
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
- умение с достаточной
полнотой и точностью выражать
свои мысли в соответствии
с задачами и условиями
УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ УУД
- формирование ууд как
цель образовательного
- формирование ууд происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин;
- ууд, их свойства и
качества определяют
Учащиеся овладевают основными видами ууд (личностными, регулятивными, познавательными, коммуникативными) в процессе усвоения разных учебных предметов. Каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования ууд, определяемые, в первую очередь, его функцией и предметным содержанием.
Овладение ууд ведёт к
формированию способности самостоятельно
успешно усваивать новые
Билет № 17
Особ-ти взаимоотнош. детей шк. возраста:
- важны сверстники как партнёры по общ-ю и партн. по ДД;
- на взаимоотнош-я детей в кл. оказ. влияние (У) (организует, оценив., корректир.).
В начале О. дети больше ориентир. на сам проц. О. и не замечают сверстников, и это м. длиться долго, если взр-ый не вмешается. Если взросл. помог детям познакомиться, организует разл. виды ДД вне шк. проц., то взаимоотнош-я налаж-ся быстрее (по играм, по интересам).
Реб. не всегда практичен. MAX хвалить, поддерж., поощрять при всех!
Корректир. неправ. поведение только с теми, кто в этом задействован или инд. с тем, кому это более необх.
К 9-10 годам л. (У) для реб. стан. менее значимым, а контакты с однокл. более тесными. В кл. появл-ся малые гр., основ. на л. отнош-ях (3-6 детей), чаще всего по общности интересов. Если есть интер. ДД, то в малую группу м. входить больше детей, даже весь кл. К 4 кл. формир-ся коллективистские отнош-я.
Изучение положения ребенка в группе - социометрия.
Благоприятн. и неблагоприятн. отнош-я:
- благоприятн.: с желанием идет в шк., активен в уч. и обществ. ДД, (+) относится к однокл.; нравтсв. Р. идет благоприятно);
- неблагоприятн.: недоброжелат. и конфликтность в повед., ищет общение со сверстн. вне шк.; нравств. Р. тормозится).
Зная соц. структуру кл., учитель м. влиять на неё и формир-ть коллектив детей. В нач. шк. дети с одинак. интересом входят в разные гр. (однополые, разнопол.), особого знач. поначалу не придают. К 10 годам появл-ся объед-я с общими тайнами, секретами. У ребят нужно формир-ть уважит. отнош. к предст. противоположн. пола и поддерживать половую дифференциацию.
Билет № 18
Мл. школьник:
1. Родители создают усл-ия для полноц. О. шк-ка в завис-ти от того, чем они располагают (время за обед. столом или отд. комната). Контролируют реб-ка.
Если родит. помогают
1) Реб. чув-вует, что близкий чел. понимает его проблемы. Когда он вырастет, то, скор. всего, тоже будет заботл., понимающ. и помогающ.
2) Получает опыт перекладывания
ответств-ти на другого,
3) Возм. появл-е неувер-ти в своих
силах, чув-во завис-ти от
Если реб. предост. сам себе
1) Реб. учится самост. принимать реш. и ответств-ти за рез-ты своей учёбы. Став взрослым, скор. всего, будет требоват. родителем, начальником.
2) Р-ся недоверие к другим. Надеяться м. только на самого себя. Увелич-ся дистанция м-у детьми и родит-ми.
3) Учится самост. планировать своё время и усилия. Если всё будет получаться, то разовьется увер-ть в жизни; если будут неудачи, то чув-во неполноц-ти.
2. Другие взрослые.
В эту гр. входят родств., друзья и знак. семьи, рук-ли кружков, секций. Поддерживают в реб. позицию шк-ка: понимают, что учиться важно, полезно и нужно, что это нелегко, понимают, как помочь реб. чувств-ть себя шк-ком (как поддержать).
НИКОГДА НЕ СПРАШИВАТЬ: «Как ты учишься?», «Нрав. или ненрав. тебе в шк.?», Т.К. НЕ КАЖДОМУ РЕБ. ХОЧЕТСЯ ГОВОРИТЬ О ШК.!
М. спрашивать: как твои дела?, что интересн. в твоей жизни?, чем ты любишь заниматься?, есть ли друзья? (диагностика самоощущ. реб. в шк.). Рассказать о себе в шк. и спросить, есть ли у него такое.
3. Учитель.
(У). – лицо гос. (ответств-ть учить детей, требовать, чт. всё выполняли). (У). учит дет., предъявляет к ним треб-я, оценивает работу дет., общается с дет. и Р-ет их отношения (форм-ет коллектив).
Подросток.
Общ-е со взр-ми – мораль подчинения.
Отнош-я – на основе дружбы, общности à сотруднич-во.
Подраж-е взрослым. Складыв-ся под влиянием возникающего ч-ва взрослости.
Взаимоотнош. подростка и взрослых.
Хочет расширить свои права и ограничить права взр-го.
Потр-ть в признании его взрослости (возник. пробл. прав).
Обостренное ч-во собств. достоинства: его нельзя подавлять, унижать, лишить права на самост-ть и самост. решения.